Минобразования рассказало о ресурсах для удаленного обучения школьников
Директор Национального института образования Министерства образования Валентина Гинчук рекомендует для удаленного обучения школьников использовать максимум ресурсов, имеющихся сегодня. Как организовать обучение, Валентина Гинчук рассказала сегодня во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА.
В первую очередь для обучения надо использовать школьные учебники, которые изданы по всем предметам для всех классов. В них отражен весь материал в соответствии с учебными программами. Электронные версии учебных пособий размещены на национальном образовательном портале в бесплатном доступе.
Помимо учебников есть атласы, контурные карты, рабочие тетради на печатной основе, другие пособия. Их тоже нужно задействовать при организации самостоятельной работы. Издательства, которые делают рабочие тетради на печатной основе, предоставили бесплатный доступ к рабочим тетрадям в той части, которая касается четвертой четверти.
Есть и электронные учебные ресурсы. Они размещены на национальном образовательном портале на платформе Moodle. По данным на 1 апреля, для их использования зарегистрированы почти 54 тыс. пользователей. Из них 14 тыс. – педагоги, остальные – учащиеся.
«На национальном образовательном портале есть и другие учебные издания, разработанные ранее по программе комплексной информатизации, есть звуковые приложения к учебным пособиям по иностранным языкам», – пояснила Валентина Гинчук.
Учителя имеют право и возможность разработать свои дополнительные материалы, используя информационно-коммуникационные технологии. «В помощь учителю подготовлены перечни интернет-сервисов, которые можно использовать для разработки интерактивного контента, организации взаимодействия с учащимся, видеотрансляции учебных материалов, организации обратной связи с учащимся», – рассказала директор Национального института образования.
Эти рекомендации вместе с перечнями сервисов размещены на национальном образовательном портале. Методические подсказки, как работать с этими сервисами, и рекомендации можно найти на портале в разделе «Дистанционный всеобуч» для педагогов. Там же будет открыта рубрика «Из опыта работы педагогов». «Мы знаем, что в регионах ведется большая работа по разработке электронных образовательных ресурсов. У учителей есть много наработок, свои сайты и блоги. В разделе «Из опыта работы педагогов» мы разместим ссылки на эти сайты и блоки, чтобы другие учителя могли воспользоваться этими наработками и правильно организовать учебный процесс», – отметила Валентина Гинчук.
По сообщению БЕЛТА
О возможностях практического применения искусственного интеллекта (ИИ) в банковской сфере рассказал в интервью телеканалу «Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко, сообщает БЕЛТА.
«Развитие ИИ – это не дань моде, это данность. Здесь действовать надо по принципу «делай или опоздаешь», а если опоздаешь – значит проиграешь. Поэтому, безусловно, мы должны внедрять элементы ИИ в работу всей экономики, чтобы не остаться на обочине прогресса. И самое главное – создавать собственные решения. Искусственный интеллект работает в обе стороны: не только ты пользуешься ИИ, но и ИИ пользуется тобой и твоими знаниями для того, чтобы передавать их кому-то другому. Поэтому, если мы хотим обеспечить свою безопасность и максимальную эффективность, мы должны базироваться на собственных решениях», – сказал Роман Головченко.
По его словам, такая возможность сейчас есть. «Большинство платформенных решений в области ИИ пишется на открытом программном обеспечении, ПО с открытым кодом. Это дает возможность создавать национальные центры разработки ИИ, приложения на его базе. Мы объявили о запуске такого центра на базе одной из дочерних организаций Национального банка», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
В качестве примера практического применения таких технологий он назвал ИИ-агенты. «Это помощники. Они помогают человеку принять правильное финансовое решение и большую часть бумажной документации делают за него, т.е. теперь не надо будет ходить по сайтам разных банков. Будут достаточно простые решения для того, чтобы искать, где выгоднее. Даже агрегаторы, которые сейчас есть, не дают такой быстроты и референтности», – обратил внимание Роман Головченко.
Еще одно направление – внедрение ИИ непосредственно в работу банков. «Это нужно для того, чтобы, во-первых, снизить количество трудозатратных для человека операций, повторяемых, рутинных. Во-вторых, мы рассчитываем, что это будет очень большой помощник в борьбе с кибермошенничеством, с фродом и всеми прочими негативными факторами, которые имеют место быть в банковской сфере», – пояснил Председатель Правления Нацбанка.
«Есть и сторонники ИИ, есть и скептики. Но тем не менее этот процесс уже нельзя остановить. Надо двигаться в этом направлении, но четко преследовать собственные интересы», – подытожил Роман Головченко.
По информации БЕЛТА
В Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться искусственный интеллект. Такое заявление на круглом столе на площадке международного ИКТ-форума и выставки Digital Expo – 2025 сделала начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Оксана Гришкевич, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Госстандарта.
Круглый стол, посвященный стандартизации в области искусственного интеллекта, организовали Государственный комитет по стандартизации и Программа развития ООН в Беларуси (ПРООН).
«Наша страна делает только первые шаги в направлении искусственного интеллекта, но в Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться ИИ, – рассказала Оксана Гришкевич. – Сегодня мы нарабатываем регулирование через технические стандарты, потому что законодательство, которое бы жестко регулировало эту сферу, только формируется».
На данный момент в Беларуси действует 12 стандартов на беспилотные транспортные средства, касающихся искусственного интеллекта, разрабатываются стандарты на системы менеджмента в данной сфере, как и ряд стандартов при содействии экспертов ПРООН, которые будут утверждены в конце этого года. Модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ 24 апреля этого года, разработан Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. Сейчас этот институт продолжает работу над законодательством для нашей страны.
Оксана Гришкевич также обратила внимание, что настоящей экспертной площадкой для обмена мнениями и практическим опытом и достижения консенсуса выступят технический комитет по стандартизации Беларуси, который создается по инициативе ОИПИ, и межгосударственный технический комитет «Искусственный интеллект».
Опыт в сфере технического регулирования технологий ИИ также представили эксперты из России и Китая. Практически все спикеры подчеркнули, что сегодня маркетинговые механизмы представляют ИИ как универсальный инструмент решения любых вопросов, поэтому так важно найти адекватные решения на основе экспертных мнений.
По информации
БЕЛТА
(фото Государственного комитета по стандартизации)
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, что укрепит стабильность на рынке, поскольку производители каждое инициируемое повышение цен должны будут согласовать. Чем вызваны принимаемые меры и каким механизмам подчиняются, журналистам прокомментировал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, передает корреспондент БЕЛТА.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Многие, у кого была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С сегодняшнего дня, 20 июня, для недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия. Как отметил представитель МАРТ, эти позиции можно назвать наиболее инфлятогенными за последние годы.
Так, последующее повышение цен на эти товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров. При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы, то есть аргументировать комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
Принимаемые меры, как считает первый замминистра, упрочат стабильность на продовольственном рынке, поскольку производители указанных групп товаров обязаны будут инициируемое повышение цен сверх норматива согласовать, иными словами, динамика цен будет контролироваться государством. Вместе с тем, по оценке специалиста, и до принятых мер массового роста цен на белорусском продовольственном рынке регуляторы не наблюдали. Глобальных скачков цен не допустила конкуренция за потребителя с зарубежными, в основном российскими, изготовителями.
«Как показывает практика, с 2022 года, когда было принято постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», мы с периодичностью вносим изменения в порядок ценообразования. На данный момент появилась необходимость корректировки подходов к ценообразованию по мясо-молочной группе и кондитерской продукции, – объяснил Иван Вежновец. – Если предпосылки будут складываться по иным товарным группам, решения будут приниматься».
Необходимость этого подскажет анализ на основе ряда факторов, в первую очередь рассмотрение официальных статистических данных уровня инфляции и темпов роста цен на соответствующие товарные позиции. Кроме того, сотрудники МАРТ ежедневно взаимодействуют с торговыми сетями и производителями и в случае обозначения негативных тенденций – реагируют.
В целом ситуацию на белорусском потребительском рынке Иван Вежновец охарактеризовал как стабильную. На полках присутствует достаточный ассортимент товаров, при этом уровень цен находится в заданных пределах. Об отдельных фактах нарушений становится известно во время контрольно-аналитических мероприятий, но несоответствия не массовые.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 июня принял участие в церемонии награждения выпускников и преподавателей учреждений высшего образования.
Глава государства констатировал, что уже сложилась добрая традиция встречаться в конце учебного года с выдающимися выпускниками вузов и педагогами.
«Настоящее и будущее Беларуси во многом зависит от вас – молодежи. И очень важно, чтобы вы были не только хорошими специалистами, но и настоящими патриотами, социально зрелыми и духовно богатыми людьми, которым можно было бы доверить судьбу нашей Беларуси. Мир огромен, а Беларусь у нас одна. Помните о своей Родине. Цените и берегите мирное небо над нашей страной. Это самое дорогое, что мы – старшее поколение – смогли сохранить для вас», – сказал Президент.
Слова благодарности Александр Лукашенко адресовал преподавателям за воспитание молодежи, преданной родной стране, уважающей традиции и оберегающей ценности белорусского народа.
«Труд педагога важен и очень непрост. Вы вложили педагогический талант и огромные душевные силы в каждого ученика. Спасибо вам, уважаемые наставники», – сказал Глава государства.
Всех выпускников Президент поздравил с окончанием учебного года и пожелал, чтобы выбранная дорога вела только к успеху.
«Сегодня для вас особенный день. В нем легкая грусть от прощания с родными стенами альма-матер и очень приятное предвкушение будущих ваших побед. Есть такой афоризм: гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов тяжелой работы – пота», – сказал белорусский лидер.
«Я вам желаю быть трудолюбивыми, и знайте: сейчас наступает ваше золотое время. Не бойтесь трудностей, сложных задач. И, как я всегда говорю, делайте все вовремя, не откладывайте на потом. Потому что потом будут другие проблемы и задачи, которые вам предстоит решать. И, самое главное, не отступайте, если ошиблись. В жизни бывает всякое. Будут и ошибки, будут неудачи. Но, как говорят, только тот не ошибается, кто ничего не делает. Тот, кто много работает, находится в постоянном поиске, несомненно добьется успехов, но неизбежно совершит и ошибки. Однако эти ошибки закаляют и дают силы двигаться дальше. Я желаю, чтобы у вас было так», – напутствовал Александр Лукашенко.
Глава государства, говоря о работе системы образования, рассказал, что некоторые педагоги жалуются в TikTok на необходимость посещать учеников на дому или критически отзываются о других аспектах работы. «Я прочитал то, что писали в «тиктоках», «тиктокались» наши преподаватели, учителя. Один написал, а другие реагируют: «Вот, заставляют к ученикам домой ходить, а там алкаши такие-сякие, как туда зайдешь…», – привел один из примеров Александр Лукашенко. Он обратил внимание, что подобные посещения необходимы в работе учителей. Ведь для того, чтобы успешно передавать знания, нужно видеть студента, ученика не только на лекциях и уроках, но и знать, какая ситуация у него дома, знать родителей.
Президент коснулся еще одного вопроса, который зачастую упоминается в разговорах о системе образования, – это заполнение учителями всевозможных документов. «По документам решения приняты все. Поэтому не выдумывайте ничего на местах, – подчеркнул Глава государства. – Если вас заставляют делать не то (что предусмотрено по должности. – Прим.) – вот Министр образования, Глава Администрации (Президента. – Прим.) – к нему. Никакой бюрократии быть не должно. Все должно быть по-человечески и нормально».
Каждый на своем рабочем месте и в быту должен выполнять определенный объем обязанностей, трудиться, а не пытаться вместо этого перекладывать ответственность на кого-то другого. Если проводить параллели и говорить про Год благоустройства, про содержание территорий вокруг жилых домов, то здесь так же важно ответственное участие каждого. И Александр Лукашенко такой подход демонстрирует на личном примере, когда высаживает деревья, косит траву, собирает урожай или рубит дрова. «Если кто-то не готов окашивать свой участок и пять метров соседнего, если там старушка… Это не ко мне. Я это не очень понимаю. Я Президент, и мне (если. – Прим.) надо – обкосят, но я с косой хожу и ничего в этом зазорного не вижу».
«Поэтому, когда будете в «тиктоках» чего-то пописывать, вы помните это: везде нужен труд, – подчеркнул Глава государства. – Вы люди трудолюбивые. Во Дворец Независимости два с половиной десятка всего лишь из миллионов попали не просто так, а потому что вы и ваши преподаватели заслужили это».
Александр Лукашенко заметил, что порой, обращаясь к народу в целом и к молодежи в частности, высказывается по актуальным темам довольно жестко. Один из недавних примеров касается картофеля на прилавках. По мнению Президента, многим следовало бы самостоятельно высаживать на приусадебных участках эту культуру, чтобы потом ранней весной не жаловаться на нехватку картофеля в магазинах. «Если я покритиковал вас за то, что вы, имея дачу, две-три борозденки, не высадили картошки и у вас нет картошки в марте месяце, ну извините, – сказал Александр Лукашенко. – Я пользуюсь таким принципом: прежде чем в кого-то камень бросить или покритиковать, перед зеркалом встань и посмотри на себя. Всегда пользуюсь этим принципом. На себя посмотрите. Смотрите в жизни, что вы сделали и что не сделали, что вам предстоит сделать».
Обращаясь к присутствующим в зале представителям молодежи, Президент подчеркнул, что в будущем им предстоит принимать много важных решений и здесь надо все хорошо обдумывать: с одной стороны – не торопиться и действовать взвешенно, с другой – не затягивать, чтобы не отстать.
«Жизнь – штука тяжелая, очень тяжелая. Впереди у вас огромное-огромное будущее. И вы где-то быстро проходите какие-то этапы в жизни, где-то не торопитесь. Надо выждать, осмотреться вокруг, – напутствовал Глава государства. – Мы живем в центре Европы. В этом наше преимущество и огромная беда. Потому что на того, кто в центре, воздействуют со всех сторон. Поэтому надо быть мудрыми. У нас, у белорусов, всего этого добра хватает. Главное, где нужно, – спокойно, не спешить. Но где надо быстро – идите быстро».
В ходе церемонии Александр Лукашенко заявил о планах провести серьезную донастройку в системе образования.
«Мы договорились с Министром, что в ближайшее время мы серьезно еще раз подойдем к некоторым проблемным вопросам образования. Система будет, прямо скажу, серьезно подрегулирована и поднастроена, – сказал Глава государства. – Надо донастроить. Я обещал, что к образованию мы больше возвращаться не будем, потому что эти реформы уже людям надоели. Мы больше не будем касаться человеческих аспектов, людских, а займемся более глубинными вопросами. Для того, чтобы, когда нынешнее поколение управленцев уйдет со сцены, вам, молодежи, немножко было легче. Будем эти авгиевы конюшни расчищать. Мы не останавливаемся на том, что у нас есть сегодня в системе образования».
Александр Лукашенко, в частности, коснулся сроков обучения в вузах. Ранее Глава государства ставил задачу сократить их за счет изучения в меньшем объеме непрофильных для тех или иных специальностей дисциплин.
«Может, один семестр надо изучать дисциплину, а изучают два-три семестра. А потом все это быстро забываем, – сказал белорусский лидер. – Видим вопросы к преподавательскому составу, видим вопросы к руководству вузов. Я полагаю, через месяц вернемся к этим вопросам, серьезно обсудим их».
По словам Президента, сроки обучения хоть и сократили, но заменили это сокращение системой с бакалавриатом. В Беларуси он представляет собой первую ступень высшего образования, которая обеспечивает фундаментальную подготовку по выбранной специальности и длится четыре года. После окончания бакалавриата выпускник получает диплом бакалавра и может либо начинать работать, либо продолжить обучение на второй ступени высшего образования – в магистратуре. Она необходима, например, тем, кто хочет заниматься научной и педагогической деятельностью, для занятия определенных должностей, а также дальнейшего обучения в аспирантуре.
«Увеличили за счет этого часы и так далее. Вот нам этим путем идти не надо. Надо учиться столько, сколько надо. Если положено в вузе три с половиной или четыре года, значит, четыре. Но не шесть», – подчеркнул Глава государства.
«А то мы переживаем, что у нас ученых нет, а создаем некие барьеры. А потом еще и аспирантура для того, чтобы стать не великим, а обычным ученым», – сказал Александр Лукашенко.
Президент при этом напомнил, что в свое время категорически запретил «бегать по какому-то Болонскому процессу».
В качестве примера в отношении продолжительного срока обучения Александр Лукашенко привел Академию искусств, где по некоторым специальностям он составляет шесть лет. «Туда приходят талантливые люди. Надо талант поддержать и развить. Шесть лет. Больше, чем некоторые дисциплины в медицинских университетах. Это что, нормально? И что мы получили? Змагарами стали в 2020 году, впереди колонн шли», – заявил Глава государства.
После вручения благодарностей Президента Александр Лукашенко вновь обратился к выпускникам и преподавателям: «Еще раз благодарю вас за все то, что вы сделали на этом этапе своей жизни. Наших преподавателей – за то, что они вырастили такое поколение».
«Я, когда смотрю на наших отличившихся девушек и юношей, думаю: все бы такие были, у нас бы никогда не было проблем. И мы были бы богатыми. Потому что страна богата тогда, когда есть мозговитые, трудолюбивые люди, а не только то, что Господь в землю положил. Поэтому у нас есть вы – есть будущее страны», – подчеркнул белорусский лидер.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Закон есть закон: с 1 сентября родители обязаны обеспечить детям, проживающим в Беларуси, получение общего среднего образования в наших школах. То есть норма кодекса полностью исключает дистанционное обучение за рубежом. Если ребенок физически находится в Беларуси – даже если гражданство у него, скажем, российское – обучаться онлайн он не может.
Напомним: так называемый всеобуч в стране реализуется на протяжении многих лет, а онлайн или дистанционное обучение на уровне общего среднего образования у нас и вовсе в стране не предусмотрено. Поэтому новации кодекса – это всего лишь формализация тех решений, которые были приняты ранее. Речь о том, что с 1 сентября 2022 г. общее среднее образование стало в Беларуси обязательным. Министр образования Андрей Иванец в комментарии журналистам также подчеркнул, что в учреждениях образования помимо знаний передаются и ценности – уважение к истории и культуре своей страны, гордость за достижения своего народа, ответственность за будущее:
– В наших школах есть история Беларуси, география Беларуси, белорусский язык, белорусская литература. Всех этих предметов, абсолютно очевидно, нет как в очных, так и в онлайн-школах, которые находятся за пределами нашего государства.
При этом еще раз акцентируем: если ребенок зарегистрирован в Беларуси, но выехал на временное проживание в другое государство, обязанность получения общего среднего образования в школах, гимназиях, лицеях страны на него не распространяется. Родителям будущих первоклассников, зарегистрированных в Беларуси, но проживающих за ее пределами, также не требуется представлять в школу подтверждающие документы.
Кстати, очная форма обучения является приоритетной в Китае, большинстве стран Западной Европы, поскольку позволяет учителю лучше узнать способности и интересы детей, помочь раскрыть потенциал, считает директор минской гимназии № 25 Татьяна Яновская:
– Отказ от дистанционного образования в школах Беларуси не означает отмену индивидуальных форм обучения. Например, обучение по индивидуальной программе ориентировано на одаренных детей, ребят с особыми образовательными потребностями. Обучение же на дому предоставляется учащимся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Но при этом обязательно медицинское заключение. Для ребят организуют занятия с учителями на дому, консультации.
Здесь хочется добавить пару слов от себя, как мамы двоих детей. Школа – это не только про считать и писать. Это и другие важные жизненные уроки: отстоять свою позицию в споре, дернуть понравившуюся девочку за косичку, пережить первые победы и поражения, станцевать вальс... Каждый из нас, согласитесь, испытывал эти ни с чем не сравнимые чувства. А еще школа – это про патриотизм и любовь к Родине. Особенно это проявляется на линейке и других торжественных мероприятиях, когда все ребята от мала до велика с гордостью слушают наш гимн, повторяя его важные слова, а на фоне голубого неба развевается наш флаг. Давайте об этом тоже будем помнить.
Таисия Азанович, « СБ. Беларусь сегодня», 20 июня 2025 г.