Что предусмотрено стратегией по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года
Как в Беларуси совершенствуется система обращения с отходами, рассказал заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Максим Тарасов на пресс-конференции «Государственная политика в сфере обращения с коммунальными отходами: принятие технических и организационных мер» в
БЕЛТА.
«Проблема в современном мире становится все более острой. Урбанизация и развитие промышленного производства, потребления приводит к увеличению объемов отходов. Неправильное обращение с ними вызывает загрязнение окружающей среды, ухудшение качества воды, воздуха, почвы, негативно сказывается на здоровье человека. При этом некоторые отходы могут повторно вовлекаться в оборот, переработку», – рассказал Максим Тарасов.
В 2024 году в стране образовалось 4,3 млн т твердых коммунальных отходов, из которых использовались 39,8 %. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с другими ведомствами подготовило стратегию по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года, цель которой – использовать не менее 90 % твердых коммунальных отходов. Проект утвержден постановлением правительства в августе текущего года.
План разделен на три этапа: до 2030, до 2035 и до 2040 года. Предусмотрены целевые показатели по основным группам отходов. Уже к 2030 году планируется достигнуть уровня использования ТКО не менее 70 %. В числе мер – определение единого государственного органа для регулирования и контроля системы обращения с отходами, ограничение чрезмерного использования упаковки в производстве, стимулирование использования перерабатываемых материалов и др. Продолжится развитие комплексов по переработке и сортировке отходов, поэтапное закрытие мусоропроводов, создание в средних и крупных городах центров по раздельному сбору ТКО.
Некоторые меры уже реализуются. Подготовлен проект закона, которым вносятся корректировки в сферу обращения с отходами. Он сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Предусмотрены и другие законодательные новации, направленные на более широкое использование вторичных материалов в производстве, контроль за эксплуатацией полигонов, предотвращение несанкционированных свалок.
Минприроды усилило контроль в сфере обращения отходов. В ходе проверок выявлены нарушения, проводится работа по их устранению. В результате большинство предписаний выполнены. Предприятия, допускавшие нарушения, были временно лишены лицензий для исправления недоработок.
По информации
БЕЛТА
Изменения в Водный кодекс Республики Беларусь обсудили в Палате представителей
6 октября 2025 г. в Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экологии и природопользованию состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
В ходе заседания были обсуждены вопросы:
-
использования поверхностных водных объектов для рекреации, физической культуры, спорта и туризма, а также для лечебных (курортных, оздоровительных) нужд;
-
осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах;
-
ведения государственного водного реестра и государственного водного кадастра и др.
По обсуждаемым вопросам выработаны конкретные предложения.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
В Беларуси планируют определить порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде
В Беларуси планируют определить порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Об этом сообщил заместитель начальника управления координации контрольной деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Степан Дубницкий в
пресс-центре
БЕЛТА.
Одним из нововведений проекта Экологического кодекса является определение порядка ликвидации накопленного вреда окружающей среде. «Это комплекс мероприятий по устранению вреда окружающей среде, возникшего в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности юридических или физических лиц, обязанности по устранению которого не были выполнены либо выполнены не в полном объеме. В проекте определены объекты накопленного вреда окружающей среде, компетенции органов госуправления на установление порядка выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда, ведение государственного реестра таких объектов, а также организация работ по ликвидации вреда», – рассказал Степан Дубницкий.
Кроме того, в проекте Экологического кодекса определены основные цели контроля в области охраны окружающей среды, перечень государственных органов, производящие его в соответствии с действующей системой и актами законодательства контрольной деятельности. Также в проекте кодекса установлен порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде, аналогичный тому, который определен действующим законодательством.
По информации
БЕЛТА
«Большой массив предложений». В Беларуси дорабатывают проект Экологического кодекса
В Беларуси дорабатывают проект Экологического кодекса. Об этом сообщил начальник управления экологической политики, науки и информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Роман Лабазнов в
пресс-центре
БЕЛТА.
Для разработки проекта Экологического кодекса Минприроды сформирована рабочая группа, в состав которой включены представители практически всех органов государственного управления, научного и экспертного сообщества, эксперты Минприроды. Он включает в себя те правовые институты и механизмы, которые сегодня заложены в законах «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя», «Об обращении с отходами», «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране и использовании торфяников», «О гидрометеорологической деятельности».
В отношении охраны компонентов природной среды и природных комплексов в проект включены отдельные положения кодексов о земле, недрах, лесного и водного кодексов, законов «О растительном мире» и «О животном мире». Структура проекта документа состоит из 10 разделов, 43 глав и 349 статей.
«Поскольку документ включает в себя положения восьми законов и шести законодательных актов по вопросам охраны компонентов природной среды, в нем объединен массив существующего понятийного аппарата. Это более 200 терминов и их определений. Также в ходе проводимой работы по консолидации и кодификации законодательства об охране окружающей среды в проект кодекса включены нормы 12 положений, утвержденных постановлениями правительства. Это применено в отношении Национальной системы мониторинга окружающей среды и всех видов мониторинга, экологического аудита, реестра торфяников и их инвентаризации, перечня должностных лиц Минприроды и его территориальных органов, имеющих право контролировать области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, общественной экологической экспертизы», – рассказал Роман Лабазнов.
Проект документа уже прошел первый этап согласования с органами госуправления. «Мы собрали большой массив предложений с учетом практики применения действующих законов. В настоящее время происходит его доработка. Готовимся к повторному согласованию, и после него документ будет вынесен на общественное обсуждение, мы будем рады услышать мнение широкой общественности. Проектом кодекса значительных изменений в действующее законодательство не предусматривается. Это обусловлено двумя факторами: устоявшейся и стабильной системой законодательных актов, регулирующих данные вопросы, и комплексной переработкой законов», – отметил Роман Лабазнов.
В проект Экологического кодекса заложены нормы о вступлении его в силу через 12 месяцев после принятия.
По информации
БЕЛТА
В Минприроды напомнили требования к юрлицам и ИП по эксплуатации полигонов ТКО
В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды напомнили об основных лицензионных требованиях к юрлицам и ИП по эксплуатации полигонов твердых коммунальных отходов, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
В ведомстве отметили, что захоронение отходов допускается только при наличии актуальных технологических регламентов, в которых предусмотрены требования к технологическим процессам, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество. Технологический регламент захоронения отходов разрабатывается на пять лет. В случае истечения срока его действия, а также возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений разрабатывается и утверждается новый взамен предыдущего.
Также в Минприроды обратили внимание на то, что на полигонах ТКО нельзя захоранивать трупы животных и продукты животного происхождения, биологически опасные, необезвреженные (необеззараженные) медицинские отходы, отходы, загрязненные радиоактивными веществами, содержащие взрывоопасные компоненты, отходы производства, содержащие тяжелые металлы, жидкие отходы, вторичные материальные ресурсы, отходы первого и второго классов опасности.
«Необходимо обеспечивать взвешивание, учет отходов, поступающих на захоронение, проведение локального мониторинга состояния окружающей среды в порядке, установленном законодательством Беларуси. В период эксплуатации полигонов ежегодно до 1 декабря юрлицом или ИП, эксплуатирующим полигон, разрабатывается план мероприятий по предотвращению загрязнения компонентов природной среды отходами, продуктами их взаимодействия и разложения на следующий календарный год. После вывода из эксплуатации полигона в течение месяца собственником разрабатывается план мероприятий по предотвращению загрязнения компонентов природной среды отходами, продуктами их взаимодействия и разложения до момента рекультивации», – пояснили в Минприроды.
«Ежегодно до 1 декабря собственником составляется график эксплуатации полигона, в котором исходя из его мощности планируется помесячно количество отходов, принимаемых для захоронения, и количество изолирующего материала. Должен быть обеспечен визуальный контроль состава отходов, поступающих на захоронение и изоляцию, а также контроль за недопущением захоронения вторичных материальных ресурсов, учет отходов, поступающих на захоронение и изоляцию, по массе в тоннах. Также необходим запас изолирующих материалов на специально отведенных площадках», – добавили в Минприроды.
Исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к юрлицам или ИП, эксплуатирующим объекты захоронения коммунальных отходов, изложен в ТКП 17.11-02-2024 (33040/33140) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов».
По информации
БЕЛТА