Чеки «Имущество»: как можно ими распорядиться и куда лучше вложить
Прямая линия, посвященная порядку обращения именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество», состоялась 8 апреля на базе справочно-информационной службы «Контакт-центр» Мингорисполкома.
– Поступило около 10 обращений. Вопросы минчан остаются традиционными: куда вложить чеки «Имущество» и как ими лучше распорядиться? Некоторые из позвонивших также интересовались, когда завершается срок обращения ИПЧ, – отметила главный специалист отдела организации владельческого надзора и распоряжения акциями комитета «Минскгоримущество» Ирина Васильева. – Напоминаю, что граждане Беларуси имеют право обменять принадлежащие им чеки «Имущество» на акции открытых акционерных обществ, которые предлагаются к обмену через обособленные подразделения ОАО «АСБ Беларусбанк». Для совершения операции обмена при себе необходимо иметь паспорт и сертификат «Имущество». О финансово-экономическом состоянии акционерного общества можно узнать на его сайте либо на Едином портале финансового рынка.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2019 г. № 134 срок обращения ИПЧ «Имущество» установлен по 31 декабря 2020 года. С перечнем акционерных обществ, акции которых предлагаются к обмену на ИПЧ «Имущество», можно ознакомиться на сайтах ОАО «АСБ Беларусбанк» и Мингорисполкома (рубрика «Это актуально»), страничке комитета «Минскгоримущество» и непосредственно в самом банке. Сейчас жители столицы имеют возможность обменять чеки на акции 18 открытых акционерных обществ, расположенных на территории Минска. Можно обратить внимание и на акции предприятий, находящихся в других регионах страны.
Александр Левкевич, информационное агентство «Минск-Новости»
В преддверии Дня Независимости сотрудники Национального кадастрового агентства 2 июля с 9.00 до 12.00 проведут единый день бесплатного консультирования, сообщили БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 285-39-26. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по основным новациям Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который вступил в силу с 11 июня этого года. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, попросить их о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость, будет вестись в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации БЕЛТА
Объективная стоимость активов и недвижимости – во главе угла работы любой организации. Потому компетенции тех, кто занимается этим делом, не должны подлежать сомнению. На это направлены новшества в белорусском законодательстве, которые укрепляют позиции сферы на пространстве Евразийского экономического союза.
Слово – за потребителем
Что касается белорусского рынка оценочных услуг, то в начале –2025-го он претерпел ряд концептуальных изменений – заработал указ по совершенствованию оценочной деятельности. Согласно документу оценку могут проводить исключительно юридические лица со штатом оценщиков не менее пяти специалистов.
– Такое изменение требовалось, чтобы повысить качество оказываемых услуг и сформировать в рамках оценочной организации большой коллективный опыт, который, безусловно, положительно влияет на результат оценки в части качества и безопасности для использующих этот результат, – прокомментировал первый заместитель генерального директора РУП «Институт недвижимости и оценки», член аттестационной комиссии при Государственном комитете по имуществу Дмитрий Корсунский на пресс-конференции в Национальном пресс-центре.
Кроме того, появилась норма, связанная с минимальным уставным фондом для исполнителя оценки. Речь не менее чем о 50 тысячах белорусских рублей, чтобы обеспечить минимальную материально-техническую базу для оказания услуг. Плюс исполнитель оценки должен быть включен в соответствующий реестр, который ведет Госкомитет по имуществу. Еще одно важное изменение затронуло архивирование и хранение документов. Так, у исполнителя оценки должно быть помещение, где будут всегда находиться результаты работы, либо, если речь идет об электронных данных или виртуальных копиях, то и соответствующее ПО. В конечном счете для сферы новшества должны сработать в плюс, ведь результат оценки должен быть на безоговорочно высоком уровне.
– Если давать характеристику рынку оценочных услуг Беларуси, то на сегодня здесь действуют 52 исполнителя оценки, в которых работают около 600 оценщиков. По сути, на рынке достаточно большое количество оценщиков и оценочных организаций. Как следствие, с моей точки зрения, его можно охарактеризовать как высококонкурентный. При этом в связи с таким количеством оценочных организаций он с небольшой доходностью. Скорее, это рынок потребителя услуг, – делится наблюдениями Дмитрий Корсунский.
Он также озвучил результаты маркетинговых исследований уровня цен на белорусском рынке. Так, услуги по оценке недвижимости в среднем стоят около 600 рублей, оборудования, транспортных средств – примерно 350 рублей. Впрочем, эти цифры могут несколько отличаться в зависимости от региона, организации, нюансов объекта оценки. Например, в Минской области цены чуть выше, но не кардинально.
Фокус – на ЕАЭС
Сравнение с соседним рынком неспроста: дело в том, что вот-вот будет создан единый рынок оценочных услуг в ЕАЭС. Так, соглашение об административном сотрудничестве регуляторов в странах «пятерки» в сфере услуг по оценке имущества уже разработано, находится в высшей степени готовности, ожидает подписания первыми лицами государств. А перспективы работы обсуждались на IV Евразийском экономическом форуме в Минске.
– В общем-то, решение о необходимости включения оценочной деятельности в режим единого рынка услуг ЕАЭС было принято в 2020 году. Сейчас уже в отношении более 140 сфер деятельности или услуг принято решение о необходимости их работы в общих условиях. Почему выбрали и наше направление? Это обусловлено необходимостью формирования единого финансового рынка, который без услуг оценщиков функционировать не может. Потому что надежные, объективные результаты оценочной деятельности помогают инвесторам и субъектам хозяйствования определять стоимость своих активов, принимать обоснованные решения о покупке, продаже, страховании, кредитовании и других финансовых операциях. Да и просто необходимы для определения стратегии развития и управления рисками, – пояснила председатель Ассоциации оценочных организаций, член аттестационной комиссии при Госкомимуществе, член рабочей группы в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, и оценки имущества от Беларуси Светлана Юреня.
Основные подходы к работе на общем рынке утверждены решением Высшего совета Евразийской экономической комиссии и должны найти отражение в национальных законодательствах стран «пятерки». Смысл в том, что, имея разрешительные документы на оценку тех или иных видов имущества на территории своей страны, услугодатель не должен их подтверждать заново и может спокойно работать на территории другого государства.
Используя, разумеется, местное законодательство. При этом оценочная организация должна направить уведомление в адрес регулятора о том, что желает оказывать услуги в определенной стране, чтобы ее внесли в нужный реестр. Раз в год о результатах работы компания должна сообщать в свою вышестоящую организацию, чтобы, например, при наличии жалобы из-за рубежа Госкомитет по имуществу мог детально разобраться.
Если уже завтра заработает единый рынок оценочных услуг, что это принесет нам? Да, эксперты не отрицают – есть риски для местных игроков в части ценовой конкуренции, что для клиентов будет скорее в плюс. Но при этом расширится обмен опытом, возможностей у отечественных организаций станет больше.
– Уровень белорусских оценщиков, исходя из анализа участия в международных конференциях, выступлениях наших коллег, можно определить как один из самых высоких. Кому мы проигрываем? Единичным компаниям из Москвы и столичного региона, Санкт-Петербурга. А с остальными мы можем конкурировать. Наши коллеги опасаются, что мы выйдем на их рынки и какую-то часть объемов на себя можем перетянуть, – отметила Светлана Юреня.
При этом эксперты ожидают, что чуть позже появятся точечные законодательные нормы, которые обозначат тонкости работы на региональном уровне.
Мария Друк, « Рэспубліка», 28 июня 2025 г.
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, « СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации БЕЛТА
С 11 июня 2025 г. при обращении к нотариусу клиенты могут получить комплексную юридическую помощь, включающую не только консультирование по вопросам удостоверения сделки с недвижимостью, составление проектов документов, истребование сведений (или) документов, необходимых для совершения нотариальных действий, но и направление нотариально удостоверенных договоров (соглашений) на государственную регистрацию, получение от регистраторов свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации договоров (соглашений) и основанных на них прав, ограничений (обременений) прав.
Удостоверить сделку с недвижимым имуществом может любой нотариус, без привязки к месту нахождения объекта недвижимости.
Законодательством предусмотрен механизм взаимодействия между нотариусами и регистраторами, который позволяет осуществить государственную регистрацию нотариально удостоверенных сделок и основанных на них прав в отношении недвижимого имущества без личного обращения сторон сделки в организацию по государственной регистрации, обращаясь только к нотариусу:
- при обращении клиентов за удостоверением сделки нотариус направляет в государственную информационную систему «Единый реестр имущества» сообщение о начале удостоверения сделки, что препятствует совершению в отношении одного объекта недвижимости одновременно нескольких сделок;
- после нотариального удостоверения сделки нотариус в тот же день направляет в ГИС «Единый реестр имущества» электронную копию удостоверенного им договора на бумажном носителе, а также составленное в виде электронного документа уведомление о его направлении;
- регистратор в течение часа после принятия документов в ГИС «Единый реестр имущества» направляет нотариусу сведения о размере платы за государственную регистрацию и реквизитах для ее внесения, который не позднее следующего рабочего дня сообщает эти сведения клиентам;
- государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подтверждения факта уплаты государственной пошлины, внесения платы за осуществление государственной регистрации. За дополнительную плату государственная регистрация может осуществляться в ускоренном (в течение двух рабочих дней) или срочном (в день подтверждения факта уплаты государственной пошлины и платы за государственную регистрацию) порядке;
- регистратор в день осуществления государственной регистрации направляет нотариусу в виде электронного документа свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации для передачи (направления) правообладателю (его представителю), кандидату в правообладатели (его представителю);
- нотариус, не позднее следующего рабочего дня после получения от регистратора свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, сообщает приобретателю о возможности получения у нотариуса соответствующего свидетельства (удостоверения) в виде электронного документа, которое выдается на представленный клиентами USB-флеш-накопитель.
При выборе клиентами нотариальной формы сделки с недвижимым имуществом процесс ее совершения от волеизъявления участников сделки до получения ими свидетельства о государственной регистрации происходит под контролем нотариуса.
Нотариус разъясняет гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права и обязанности, а также предупреждает о возможных последствиях. При этом у нотариусов есть возможность проверить посредством ЕИС актуальность представленных нотариально удостоверенных доверенностей, согласий на совершение сделки, в которых лица, дающие согласия, оставили за собой право его отмены до совершения, проверить, заключались ли отчуждателем брачный договор или иной договор, изменяющий режим имущества, нажитого супругами в период брака.
Обращение к нотариусу за удостоверением сделки с недвижимостью позволяет гражданам и юридическим лицам не только получить квалифицированную помощь на стадии согласования ее условий и проекта документа, но и в дальнейшем иметь гарантию защиты своих прав и имущества.
Внимание!
За более подробными разъяснениями по предложенной Вам информации обратитесь к нотариусу.
График работы и адреса нотариальных контор и нотариальных бюро можно уточнить на сайте Белорусской нотариальной палаты.
По сообщению официального сайта Белорусской нотариальной палаты