В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности
В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности. Об этом заявил журналистам Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Главе государства было, в частности, доложено об оперативной обстановке в стране и выполнении ранее данных поручений по этой части работы органами внутренних дел. «Оперативная обстановка в республике спокойная и находится под контролем органов внутренних дел», – констатировал Министр. Он обратил внимание, что Президентом ставилась задача осуществлять профилактику различного рода правонарушений, чтобы не допускать совершения преступлений в отношении граждан. «И сегодня поставленная задача выполняется – работа на профилактику дает свой результат. Мы фиксируем снижение преступности как по линии уголовного розыска, так и общей преступности», – подчеркнул Иван Кубраков.
По данным МВД, в этом году на четверть снизилось число преступлений по линии уголовного розыска, в том числе особо тяжких и тяжких. Их уровень самый низкий за последние 10 лет и уменьшился более чем в два раза (с 38,4 тыс. за 9 месяцев 2016 года до 15,1 тыс. за аналогичный период 2025-го). Снизилось количество убийств (на 23 % по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года), умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, краж, грабежей, хулиганств.
В прошлом году Иван Кубраков докладывал Главе государства, что уровень преступности достиг своего минимума за 10 лет. «Сегодня эта тенденция продолжается», – обратил внимание он.
Раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска выросла на 5 %. При этом достигнута 100 % раскрываемость убийств, умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, изнасилований, грабежей и разбоев.
Особое внимание уделяется раскрытию преступлений прошлых лет, и об этом также шла речь во время доклада Главе государства. За последние два года установлены лица, совершившие 87 таких особо тяжких и тяжких преступлений, из которых 37 убийств. Большой резонанс вызвало недавнее задержание подозреваемого в серии убийств и изнасилований несовершеннолетних, которые были совершены в 1996–1999 годах на территории Могилевской, Витебской и Минской областей. Подтверждена его причастность к 8 убийствам и 2 покушениям на убийство и изнасилование.
Раскрытию этих преступлений содействовало решение, принятое в 2023 году, о том, чтобы МВД совместно с представителями Госкомитета судебных экспертиз, Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой дополнительно расследовали преступления с признаками серийности прошлых лет (в том числе провели экспертизы, исследования, которые стали возможными благодаря накопленному опыту, знаниям, техническому прогрессу). Таким образом, по словам Ивана Кубракова, удалось установить подозреваемых по 37 убийствам, которые были совершены в период 1990-х и 2000-х. «Данная работа продолжается, и мы сделаем все для того, чтобы обеспечить неотвратимость наказания», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
Александр Лукашенко заслушал доклады Председателя Комитета государственного контроля и Министра внутренних дел
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 ноября заслушал доклады Председателя Комитета государственного контроля Василия Герасимова и Министра внутренних дел Ивана Кубракова.
Председатель КГК доложил о результатах проведенной проверки в дорожной отрасли. Соответствующую задачу (о проведении мониторинга) ранее ставил перед Комитетом госконтроля Глава государства. Проверялось качество выполнения строительных работ при сооружении и реконструкции дорог и мостов, изучался вопрос закупок новой дорожной техники.
Вторая тема разговора Главы государства с Председателем КГК – эффективное использование земель и госимущества. Речь о вовлечении земли в хозяйственный оборот, сносе тех или иных старых построек. Президентом ранее было дано поручение провести полную ревизию сельхозобъектов, которые не используются, и определиться с их возможным назначением. Василий Герасимов доложил о выявленных недоработках в этих вопросах.
Доложено Президенту также о проверке выполнения поручения по долгостроям. В частности, по подходам, определенным в отношении недостроенных объектов по всей стране. Доложено, что количество таких объектов за последние годы значительно сократилось, но остается ряд проблемных вопросов.
Комитет госконтроля также в развитие поручения Президента осуществляет мониторинг по наведению порядка (до 7 ноября). Это касается страны в целом, и особенно Витебской области, где Александр Лукашенко недавно проводил совещание по вопросам развития региона. Председатель Комитета госконтроля доложил о промежуточных результатах. Президент отметил важность того, чтобы сосредоточиться не только на внешнем наведении порядка, но и на решении вопросов более глобального характера. Глава государства поручил КГК после 7 ноября уже основательно проверить состояние дел в целом по стране и по прошествии выходных дней предоставить ему обстоятельный доклад о том, как выполняется поручение по наведению порядка.
Кроме того, в ходе доклада Александр Лукашенко дал поручение Комитету госконтроля изучить рынки оборота табачных изделий и спиртосодержащей продукции, начиная от распределения квот и заканчивая оборотом этой продукции на территории страны.
Иван Кубраков доложил Главе государства об оперативной обстановке в стране и, в частности, о статистике преступности по линии уголовного розыска. Обстановка спокойная и находится под контролем правоохранительных органов, продолжается тенденция к снижению преступности. Как заверил глава МВД, работа на профилактику, что ранее поручал Президент, дает результат. Доложено и о работе по раскрытию преступлений прошлых лет – резонансным, а также преступлениям, которые находятся на контроле Президента.
Еще одна тема – противодействие киберпреступности. Архиважной проблемой Александр Лукашенко называл эту тему не раз и ставил перед правоохранительными органами задачу защитить людей от подобного рода преступных посягательств. Иван Кубраков доложил о тенденциях на данный момент – впервые в стране удалось переломить ситуацию, фиксируется снижение данного вида преступлений примерно на 10 %. Доложено о мерах по защите граждан, которые принимает милиция. Президент поставил задачу особенно обращать внимание и оказывать помощь людям пожилого возраста.
В ходе доклада обсуждена и тема противодействия нелегальному обороту наркотиков, также доложено о динамике и статистике в этом плане. В целом ситуация в данной сфере, как было доложено, находится под контролем.
Важная тема доклада – вопросы дорожной безопасности. Акцент сделан на проблемных моментах и причинах, которые приводят к трагическим последствиям на дороге. В том числе Президенту доложено по результатам проведенной работы после изменения правил ПДД. Главу государства интересовало, как население относится к изменениям законодательства в сфере обеспечения дорожной безопасности, особенно что касается средств персональной мобильности.
Иван Кубраков также доложил Главе государства о статистике и оперативной обстановке по теме миграции.
По всем вопросам Президент дал конкретные поручения.
Какие новшества предлагается ввести в сфере интернет-торговли, рассказали в МАРТ
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
На контроле Президента. Майнинг, токены, блокчейн: как в Беларуси регулируют сферу цифровых валют
Беларусь в числе первых в мире на государственном уровне приняла решение о создании условий для развития цифровых технологий по гражданскому обороту цифровых знаков. Или, как их еще называют, токенов, криптовалюты. О том, как расставлены государственные приоритеты по обеспечению технологий и безопасности в сфере цифровых знаков, насколько прозрачны правила игры и как действуют механизмы контроля данной сферы, рассказали в программе «На контроле Президента», вышедшей вчера вечером в эфире телеканала «Беларусь 1».
Зашифроваться не вышло
Нелегальные обменники – одно из самых распространенных преступлений в сфере криптовалют. Это своего рода расчетные центры для серого бизнеса. Крупнейший в истории Беларуси нелегальный криптообменный сервис-оборот за неполные три года составил около 60 млн долларов. Дневной оборот только наличных денежных средств достигал 300 тысяч долларов, задокументированная разовая сделка превысила 200 тысяч. Размер неуплаченных налогов от незаконной предпринимательской деятельности составил более 9 млн рублей, рассказывает начальник управления Департамента финансовых расследований КГК Владислав Ларионов. Сервис по отмыванию денег отметился и инвестициями в экстремизм. Преступная группа, состоявшая из трех уровней, была уверена в своей безнаказанности: если легальные криптоплощадки запрашивают персональные данные, то здесь анонимность. Но оперативники к этому слову добавляют приставку «псевдо-».
В мире цифры тоже есть следы. Итог – трое находятся за решеткой, организатор объявлен в международный розыск. Кстати, за рубежом отмечают высокий уровень наших правоохранителей. Опыту активного противодействия незаконному обороту криптовалют более семи лет.
Обеспечить прозрачные правила игры
Беларусь стала одной из первых стран, где легализовали майнинг, торговлю и криптообмен, а также ввели льготы и гарантии для инвесторов, предоставили условия для развития криптобирж IT-компаниями. Возможным это стало благодаря поддержке Главой государства прорывных инициатив в сфере цифровых знаков и подписания Декрета № 8. Законодательство, принятое в нашей стране, эффективное. Многие страны пытаются его копировать, чтобы имплементировать в своих юрисдикциях, подчеркнул советник официального белорусского сервиса по обмену криптовалют Иван Жизневский.
Вместе с рынком сегодня развивается и инфраструктура с приставкой «крипто-»: биржи, брокеры, консультанты, обменники. В прошлом году такие компании ПВТ обслужили 260 тысяч клиентов по всему миру. В 2025-м цифры будут значительно выше, как и объем внешнеторговых операций по криптовалютам. Прогноз к концу года – 3 млрд долларов. Цель – удержать технологическое лидерство, развивая экономику, но без ущерба для безопасности государства, бизнеса и белорусов.
Правда, как показывает практика, крипторынок – это не всегда про честность и открытость. В этой связи год назад Главой государства был подписан указ, усиливающий контроль над криптовалютными операциями. Одно из главных требований Президента – создать условия для защиты своих людей.
– Задача государства в таких условиях определить понятные и прозрачные правила игры и механизмы контроля данной сферы. Именно поэтому даны поручения комплексного регулирования в сфере цифровых знаков, – отмечал Александр Лукашенко на совещании по вопросам развития сферы цифровых знаков 5 сентября во Дворце Независимости.
Фактов, когда зарубежные инвесторы наживались на доверчивых белорусах, потерявших крупные суммы, предостаточно. Нет в мире единых правил игры, как и понятного, выстроенного законодательства.
– В целом мир пошел либо по пути полного запрета и ограничения, либо по пути более широкого и избирательного разрешения. У нас хорошо соблюдается баланс и, пожалуй, где-то вот эта защита интересов в крипте работает даже лучше, чем в банковской системе в каких-то странах, – подчеркивает преподаватель юридического факультета БГУ Филипп Петкевич.
Одно из предложений – создание в Беларуси криптобанка. И опять наша страна намерена стать первопроходцем. Пока же для контроля за криптовалютными операциями создана многоступенчатая система.
И на первичном уровне контролер тот, кто обеспечивает финансовую операцию. То есть криптооператоры и банки. Директор Департамента финансового мониторинга КГК Дмитрий Захаров обращает внимание, что основная задача криптооператоров и банков – идентифицировать клиентов, выявить подозрительные операции и информировать об этом ДФР КГК:
– Департамент, с одной стороны, обеспечивает вторичный контроль за выявленными подозрительными криптооперациями, с другой – в инициативном порядке либо при наличии информации от правоохранительных органов проводит комплексный анализ возможных рисков. За 1,5 года в департамент поступило свыше 4,5 тысячи спецформуляров на сумму около 24,7 млн долларов. За двумя из них стоял человек, причастный к терроризму.
ДФР совместно со Следственным комитетом была пресечена работа двух взаимосвязанных нелегальных криптообменников, каждый имел свою специализацию. При этом общие черты – отсутствие регистрации резидентом ПВТ, проведение тех самых анонимных сделок. Один из них входил в международную сеть. Офисы напоминали банковские отделения с камерами наблюдения, единым сервером, сейфами, счетными машинками, распознающими фальшивки.
– Установлен оборот свыше 9 млн рублей, сумма неуплаченных налогов – более одного миллиона рублей. Фигуранты полностью признали свою вину, уплатив в бюджет неуплаченные налоги, пени и штраф, а также уголовно-правовую компенсацию.
Что касается финансирования экстремистской и террористической деятельности, то здесь криптовалюта используется как инструмент для финансовой поддержки деструктивных элементов, чьи действия направлены на подрыв политической, экономической и социальной стабильности государства. В основном же, используя крипту, бизнес пытается обмануть государство, не показывая выручку.
Противостоять угрозам
Зарплата теперь бывает не только в конверте, но и в цифре. Как и взятки. И это тоже в поле зрения ДФР. Взяточники нового поколения полагаются на криптовалюту и полную анонимность, что не является препятствием для правоохранителей. Департаментом финансовых расследований КГК вскрыты факты получения взяток на протяжении четырех лет начальником испытательной лаборатории Минского общества с ограниченной ответственностью, говорит заместитель начальника отдела ДФР КГК Юрий Кардымон.
Быстрый доход на инвестициях и форекс-рынке, инвестиции в криптовалюте – в основе таких предложений зачастую незаконные схемы. Преступники используют созданные специально для этих целей интернет-ресурсы и программное обеспечение. Дмитрий Захаров обращает внимание, что криптовалюта псевдоанонимна:
– Все транзакции оставляют цифровой след в публичном блокчейне, что позволяет с помощью специальных программных продуктов и анализаторов отследить все транзакции и их участников. За последние два года департаментом выявлено свыше 700 участников, которые совершили подозрительные транзакции с криптовалютой, изучены около 500 криптокошельков. Пресечено более 110 преступлений.
Раскрытие даже таких дел, где преступники тщательно заметают цифровые следы, сегодня уже не фантастика. Установление персональных данных всех, кто отправляет друг другу криптовалюту, – дело техники, опыта оперативников и спецвозможностей. Для тех, кто соблюдает законы, в этом нет ничего предосудительного.
Специализированные органы готовы не только эффективно противостоять существующим и появляющимся новым вызовам и угрозам в сфере оборота криптовалюты, но и качественно давать им отпор.
Анастасия Целюк, «
СБ. Беларусь сегодня», 31 октября 2025 г.