Преимущества нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом
С 11 июня 2025 г. при обращении к нотариусу клиенты могут получить комплексную юридическую помощь, включающую не только консультирование по вопросам удостоверения сделки с недвижимостью, составление проектов документов, истребование сведений (или) документов, необходимых для совершения нотариальных действий, но и направление нотариально удостоверенных договоров (соглашений) на государственную регистрацию, получение от регистраторов свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации договоров (соглашений) и основанных на них прав, ограничений (обременений) прав.
Удостоверить сделку с недвижимым имуществом может любой нотариус, без привязки к месту нахождения объекта недвижимости.
Законодательством предусмотрен механизм взаимодействия между нотариусами и регистраторами, который позволяет осуществить государственную регистрацию нотариально удостоверенных сделок и основанных на них прав в отношении недвижимого имущества без личного обращения сторон сделки в организацию по государственной регистрации, обращаясь только к нотариусу:
-
при обращении клиентов за удостоверением сделки нотариус направляет в государственную информационную систему «Единый реестр имущества» сообщение о начале удостоверения сделки, что препятствует совершению в отношении одного объекта недвижимости одновременно нескольких сделок;
-
после нотариального удостоверения сделки нотариус в тот же день направляет в ГИС «Единый реестр имущества» электронную копию удостоверенного им договора на бумажном носителе, а также составленное в виде электронного документа уведомление о его направлении;
-
регистратор в течение часа после принятия документов в ГИС «Единый реестр имущества» направляет нотариусу сведения о размере платы за государственную регистрацию и реквизитах для ее внесения, который не позднее следующего рабочего дня сообщает эти сведения клиентам;
-
государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подтверждения факта уплаты государственной пошлины, внесения платы за осуществление государственной регистрации. За дополнительную плату государственная регистрация может осуществляться в ускоренном (в течение двух рабочих дней) или срочном (в день подтверждения факта уплаты государственной пошлины и платы за государственную регистрацию) порядке;
-
регистратор в день осуществления государственной регистрации направляет нотариусу в виде электронного документа свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации для передачи (направления) правообладателю (его представителю), кандидату в правообладатели (его представителю);
-
нотариус, не позднее следующего рабочего дня после получения от регистратора свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, сообщает приобретателю о возможности получения у нотариуса соответствующего свидетельства (удостоверения) в виде электронного документа, которое выдается на представленный клиентами USB-флеш-накопитель.
При выборе клиентами нотариальной формы сделки с недвижимым имуществом процесс ее совершения от волеизъявления участников сделки до получения ими свидетельства о государственной регистрации происходит под контролем нотариуса.
Нотариус разъясняет гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права и обязанности, а также предупреждает о возможных последствиях. При этом у нотариусов есть возможность проверить посредством ЕИС актуальность представленных нотариально удостоверенных доверенностей, согласий на совершение сделки, в которых лица, дающие согласия, оставили за собой право его отмены до совершения, проверить, заключались ли отчуждателем брачный договор или иной договор, изменяющий режим имущества, нажитого супругами в период брака.
Обращение к нотариусу за удостоверением сделки с недвижимостью позволяет гражданам и юридическим лицам не только получить квалифицированную помощь на стадии согласования ее условий и проекта документа, но и в дальнейшем иметь гарантию защиты своих прав и имущества.
Внимание!
За более подробными разъяснениями по предложенной Вам информации обратитесь к нотариусу.
График работы и адреса нотариальных контор и нотариальных бюро можно уточнить на
сайте Белорусской нотариальной палаты.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
Совершение исполнительных надписей в виде электронного документа и предъявление их в органы принудительного исполнения
11 июля 2024 г. вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», в соответствии с которыми нотариусы наделены компетенцией совершать исполнительные надписи в виде электронного документа.
Для совершения исполнительной надписи в виде электронного документа взыскателю необходимо создать личный кабинет на сайте Белорусской нотариальной палаты, через который будут подаваться заявление и документы для ее совершения, а также в дальнейшем будет получена электронная исполнительная надпись.
Алгоритм создания личного кабинета размещен
на сайте Белорусской нотариальной палаты.
Министерством юстиции для субъектов хозяйствования реализована возможность предъявления к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительных надписей в виде электронного документа посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), а также системы межведомственного электронного документооборота (СМДО).
Для информационного взаимодействия организован доступ к услугам 3.11.02 – 3.11.05 ОАИС, обеспечивающим направление исполнительных надписей в виде электронного документа в органы принудительного исполнения, а также получение взыскателем информации о ходе исполнения исполнительного производства из автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения. Такой способ предъявления к исполнению исполнительного документа позволяет в дальнейшем значительно сократить бумажный документооборот между взыскателем и органом принудительного исполнения.
Для предъявления к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительных надписей в виде электронного документа посредством ОАИС необходимо заключить трехстороннее соглашение с Министерством юстиции, республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг», а также доработать свою информационную систему в соответствии с техническими условиями оказания электронных услуг ОАИС.
Исполнительная надпись в виде электронного документа может быть направлена в орган принудительного исполнения посредством СМДО вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства и иными документами, предусмотренными статьей 43 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Обращаем внимание, что при предъявлении к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительной надписи в виде электронного документа все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП), а исполнительная надпись в виде электронного документа должна содержать ЭЦП совершившего ее нотариуса.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
БНП о совершении исполнительной надписи удаленно с использованием личного кабинета
Исполнительная надпись может быть совершена удаленно с использованием информационных ресурсов (систем) Белорусской нотариальной палаты (ИС). Для совершения исполнительной надписи удаленно необходимо создать личный кабинет пользователя (ЛК).

Скачать инструкцию
1. Создание ЛК.
Для создания ЛК представителю юридического лица необходимо обратиться лично к любому нотариусу и подать заявление о создании ЛК.
Примечание
Проект заявление о создании ЛК может быть составлен нотариусом.
При подаче заявления необходимо представить нотариусу:
-
документ, удостоверяющий личность;
-
документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица (доверенность для обращения за совершением нотариальных действий, составленная на бумажном носителе или в виде электронного документа).
Важно: для создания ЛК электронная цифровая подпись представителя юридического лица не требуется.
На основании такого заявления нотариус создает в ИС учетную запись пользователя представителя юридического лица.
Логин и секретный код для восстановления пароля распечатываются и выдаются нотариусом пользователю. Пароль для входа направляется на указанные в заявлении о создании ЛК номер мобильного телефона (посредством SMS) и адрес электронной почты (e-mail).
Для авторизации и входа в ЛК необходимо перейти на страницу
https://enotariat.by и в правом верхнем углу экрана нажать кнопку «Войти».

Ввести логин (1), пароль (2), выбрать способ получения кода подтверждения (3), нажать кнопку «Запросить код» (4). Код подтверждения направляется на указанные в заявлении о создании ЛК номер мобильного телефона (посредством SMS) или адрес электронной почты (e-mail).

Полученный код подтверждения необходимо ввести в поле «Код из email» или «Код из смс» (1) и нажать кнопку «Войти» (2).


2. Направление заявления о совершении исполнительной надписи удаленно и документов, необходимых для ее совершения.
Направление заявления о совершении исполнительной надписи удаленно и документов, необходимых для ее совершения, осуществляется через ЛК.
Для этого в ЛК необходимо выбрать раздел «Нотариальные действия» (1), блок «Исполнительная надпись» (2).

В открывшейся форме необходимо нажать кнопку «Создать» и выбрать вид исполнительной надписи (согласно пункту постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2024 г. № 418 «О перечнях документов по вопросам совершения исполнительных надписей»).

После этого необходимо заполнить соответствующие сведения, представляемые для совершения каждой исполнительной надписи:
о должнике, солидарных должниках (при наличии) (обязательные поля для заполнения помечены «*»);



о задолженности.

Далее необходимо прикрепить обязательные документы*:
*Ниже приведен для примера перечень документов, представляемых для совершения исполнительной надписи на основании пункта 7 перечня бесспорных требований, для удовлетворения которых совершаются исполнительные надписи – приложения к Закону Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности».
1) заявление о совершении исполнительной надписи удаленно;
Примечание
Примерный образец заявления размещен в ЛК в разделе «Образцы документов».
Заявление должно быть составлено в виде электронного документа и подписано уполномоченным на подписание заявления представителем юридического лица (далее – Заявитель), создавшим ЛК, электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее – ЭЦП).
Если в подписанном ЭЦП заявлении не содержится реквизитов «дата» и «исходящий номер», то необходимо дополнительно направлять регистрационно-контрольную карточку (далее – РКК) заявления в формате .pdf, подписанную Заявителем ЭЦП. РКК прикрепляется в качестве «иного документа».
2) документ о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней);
Примечание
Документ о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней) должен быть составлен в виде электронного документа и подписан уполномоченным на подписание такого документа представителем юридического лица ЭЦП.
3) доверенность на обращение за совершением исполнительных надписей;
Примечание
Доверенность должна быть составлена с соблюдением требований гражданского законодательства, в т.ч. содержать дату ее совершения, в виде электронного документа и подписана руководителем юридического лица ЭЦП.
Если из текста подписанной ЭЦП доверенности исходит необходимость заполнения реквизита «номер» и иных, предусмотренных локальными актами юридического лица реквизитов, и такие реквизиты в ней не содержатся, то необходимо дополнительно направлять РКК доверенности в формате .pdf, подписанную Заявителем ЭЦП. РКК прикрепляется в качестве «иного документа».
Если из текста подписанной ЭЦП доверенности не исходит необходимость заполнения реквизита «номер» и иных, предусмотренных локальными актами юридического лица реквизитов, либо доверенность содержит такие реквизиты, дополнительное направление РКК не требуется.
4) документ, подтверждающий полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней);
Примечание
Направляется при отсутствии в доверенности на обращение за совершением исполнительных надписей полномочий на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней).
Документ, подтверждающий полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней), может быть составлен на бумажном носителе или в виде электронного документа. В первом случае прикрепляется скан такого документа, подписанный Заявителем ЭЦП, во втором случае – электронный документ, подписанный руководителем юридического лица ЭЦП.
При составлении документа, подтверждающего полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней), в виде электронного документа случай необходимости прикрепления РРК аналогичен приведенному выше.
5) кредитный договор или иной договор, содержащий существенные условия кредитного договора (далее – Договор);
Примечание
Если Договор заключен в форме документа на бумажном носителе, то направляется скан такого договора, подписанный Заявителем ЭЦП.
Если Договор заключен в форме электронного документа, то направляется такой документ либо форма внешнего представления такого документа на электронном средстве отображения информации, подписанная Заявителем ЭЦП.
Если Договор заключен в электронном виде, то направляется форма внешнего представления такого документа на электронном средстве отображения информации, подписанная Заявителем ЭЦП.
6) договор поручительства;
Примечание
Аналогично порядку направления Договора.
7) документ об оплате нотариального тарифа.
Примечание
Может направляться после поступления от нотариуса сообщения о сумме тарифа и реквизитов для оплаты.
Для прикрепления документов необходимо выбрать «Тип документа» (1) и прикрепить соответствующий документ (2).

Важно: на Портал принимаются только электронные документы в формате .pdf и размером не более 15МБ.

Далее необходимо выбрать получателя (1).
Примечание
При выборе получателя «Нотариус РБ» система направит документы любому нотариусу страны, при выборе нотариуса, например, Витебского нотариального округа система направит документы любому нотариусу Витебского нотариального округа.

Для оперативной связи Заявитель может указать свои контактные данные (1) и написать дополнительную информацию для нотариуса (2).

Важно: После заполнения данных и прикрепления документов в соответствующих разделах необходимо нажимать кнопку «Сохранить».

Если все обязательные поля заполнены и прикреплены все документы, на форме отобразится кнопка «Отправить».

После направления документов в разделе «Исполнительная надпись» можно отслеживать статус действий по направленному заявлению.

3. Получить исполнительную надпись в виде электронного документа в ЛК.
Для получения документа необходимо зайти в ЛК, перейти в раздел «Нотариальные действия», блок «Исполнительная надпись». Далее необходимо перейти в соответствующую запись со статусом «Завершено». Внизу страницы во вкладке «Документы нотариуса» можно скачать файл (исполнительную надпись в виде электронного документа) (1).

Исполнительная надпись, составленная в виде электронного документа, подписанная нотариусом ЭЦП в период действия сертификата открытого ключа, соответствующего личному ключу, использовавшемуся при выработке ЭЦП, имеет юридическую силу независимо от последующего отзыва открытого ключа, указанного в этом сертификате.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
(фото – официальный сайт БНП)