03.04.2020
Что будет, если нарушить условия самоизоляции. Комментарий прокуратуры
Как могут наказать граждан, которые игнорируют рекомендации по самоизоляции, рассказали в прокуратуре города Минска.
Пока белорусские медики настоятельно рекомендуют нашим гражданам без надобности не выходить из дома, чтобы не подвергать свое здоровье опасности, в некоторых странах это запретили делать на законодательном уровне. Конечно, далеко не везде власти обязали жителей сидеть по домам и перемещаться только при крайней необходимости. На такие меры, например, ввели во Франции, Италии и Испании. Открыты только продуктовые магазины, аптеки и предприятия. Выходить на улицу можно, только имея на руках бумагу, где указаны точки А и Б и причина перемещения между ними. За соблюдением этих норм следят: во Франции, например, на улицы вышли дополнительные 100 тыс. полицейских, которые проверяют эти бумаги у прохожих. За нарушение – штраф 135 евро, но в ближайшее время власти обещают поднять его до 375 евро. В Италии безответственным гражданам грозят штраф 206 евро либо 3 месяца тюрьмы. В Испании жестче – от 600 до 30 тыс. евро штрафа либо до 4 лет тюрьмы. Так что дешевле все же не выходить.
– Инфекция, вызванная коронавирусом COVID-19, в настоящее время включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения. Соответствующие изменения внесены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 февраля 2020 г. № 9, – рассказал первый заместитель прокурора города Минска Александр Карпович. – 25 марта нынешнего года Совет Министров Беларуси принял постановление, согласно которому определены меры по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом. В частности, предусмотрена двухнедельная самоизоляция в домашних условиях для тех, кто прибыл в Беларусь из стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией.
Законодательством о здравоохранении предусмотрено множество мер, направленных на профилактику распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, их своевременное выявление и лечение заболевших, в том числе в принудительном порядке. Для установления или подтверждения факта наличия или отсутствия у гражданина опасного заболевания проводится медицинское освидетельствование (ст. 34-1 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении»).
– Если граждане Республики Беларусь, иностранцы и лица без гражданства, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они имеют такие заболевания, но при этом уклоняются от обязательного медосвидетельствования, то их могут принудительно освидетельствовать в государственных организациях здравоохранения (ст. 28 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении»). Это делается по заключению врачебно-консультационной комиссии и с санкции прокурора, – отметил А.Карпович.
Достаточными основаниями предполагать наличие у гражданина социально опасного заболевания являются прямое указание зараженного на человека как возможный источник своего заражения или как бывшего с ним в тесном бытовом контакте; результаты клинико-инструментальных и/или лабораторных исследований, указывающие на наличие у пациента признаков опасного заболевания (ст. 19 Закона Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека»).
Уклонением от обязательного медицинского освидетельствования являются неявка без уважительной причины в государственную организацию здравоохранения после получения официального извещения о вызове в течение трех дней с указанной в нем даты явки для прохождения медосвидетельствования; отказ от медицинского осмотра, клинико-инструментальных и/или лабораторных исследований.
– Заключение о необходимости принудительного медицинского освидетельствования в трехдневный срок после его вынесения направляется медиками в органы прокуратуры по месту жительства (месту пребывания) лица для получения санкции прокурора на принудительное обследование, – продолжает собеседник. – Содействие в доставке таких граждан в организации здравоохранения осуществляется сотрудниками милиции.
Лица, имеющие опасные заболевания, в случае уклонения от лечения могут быть подвергнуты принудительной госпитализации и лечению. Это осуществляются на основании решения суда (ст. 20 Закона Республики Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека»).
Представитель прокуратуры также отметил, что участие в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий, выполнение предписаний органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, является обязанностью граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства (ст. 28 и 29 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В соответствии со ст. 16.8 КоАП нарушение санитарных норм и правил, гигиенических нормативов влекут за собой наложение штрафа до 30 базовых величин (810 рублей), на индивидуального предпринимателя – до 200 БВ (5 400 рублей), а на юридическое лицо – до 500 БВ (13 500 рублей).
В законодательстве Беларуси не предусмотрена уголовная ответственность за распространение коронавируса, как это сделано, например, за умышленное заражение ВИЧ.
Как наказывают за нарушение самоизоляции в соседних странах
Президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий уголовную ответственность за нарушение специальных мер во время пандемии коронавируса. Так, если безответственный гражданин станет причиной массового заражения или создаст условия для этого, он может быть наказан лишением свободы до 2 лет, ограничением свободы или принудительными работами, а также штрафом от 500 до 700 тыс. руб. (от 6 435 до 9 000 долларов). Если самовольное нарушение карантина привело к смерти одного человека, предусмотрено лишение свободы от 3 до 5 лет или штраф в размере от 1 млн до 2 млн руб. (от 12 870 до 25 400 долларов). Нарушители, чье пренебрежение санэпидправилами привело к смерти двух или более человек, могут оказаться за высоким забором на срок от 5 до 7 лет или отправиться на принудительные работы на срок от 4 до 5 лет.
В Украине установили ответственность за нарушение правил карантина во время пандемии в виде штрафа до 6 тыс. долларов и лишение свободы до 3 лет.
Десятки тысяч итальянцев были оштрафованы в течение только последней недели. Одному из них даже грозит до 12 лет тюрьмы за намеренное заражение других граждан: он скрыл факт наличия инфекции коронавируса перед операцией по ринопластике и в итоге заразил врача и медсестер.
Подобные жесткие меры сейчас могут грозить жителям и большинства других стран. Причем в некоторых для того, чтобы угодить в тюрьму, потребуется совсем немного – в Норвегии, например, достаточно будет просто постоять на крыльце своего дома и быть замеченным. За это либо штраф в 1,5 тыс. крон (около 140 долларов), либо 10 дней за решеткой.
Виктория Даревская, информационное агентство «Минск-Новости»
Началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности
В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности. Об этом заявил журналистам Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Главе государства было, в частности, доложено об оперативной обстановке в стране и выполнении ранее данных поручений по этой части работы органами внутренних дел. «Оперативная обстановка в республике спокойная и находится под контролем органов внутренних дел», – констатировал Министр. Он обратил внимание, что Президентом ставилась задача осуществлять профилактику различного рода правонарушений, чтобы не допускать совершения преступлений в отношении граждан. «И сегодня поставленная задача выполняется – работа на профилактику дает свой результат. Мы фиксируем снижение преступности как по линии уголовного розыска, так и общей преступности», – подчеркнул Иван Кубраков.
По данным МВД, в этом году на четверть снизилось число преступлений по линии уголовного розыска, в том числе особо тяжких и тяжких. Их уровень самый низкий за последние 10 лет и уменьшился более чем в два раза (с 38,4 тыс. за 9 месяцев 2016 года до 15,1 тыс. за аналогичный период 2025-го). Снизилось количество убийств (на 23 % по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года), умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, краж, грабежей, хулиганств.
В прошлом году Иван Кубраков докладывал Главе государства, что уровень преступности достиг своего минимума за 10 лет. «Сегодня эта тенденция продолжается», – обратил внимание он.
Раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска выросла на 5 %. При этом достигнута 100 % раскрываемость убийств, умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, изнасилований, грабежей и разбоев.
Особое внимание уделяется раскрытию преступлений прошлых лет, и об этом также шла речь во время доклада Главе государства. За последние два года установлены лица, совершившие 87 таких особо тяжких и тяжких преступлений, из которых 37 убийств. Большой резонанс вызвало недавнее задержание подозреваемого в серии убийств и изнасилований несовершеннолетних, которые были совершены в 1996–1999 годах на территории Могилевской, Витебской и Минской областей. Подтверждена его причастность к 8 убийствам и 2 покушениям на убийство и изнасилование.
Раскрытию этих преступлений содействовало решение, принятое в 2023 году, о том, чтобы МВД совместно с представителями Госкомитета судебных экспертиз, Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой дополнительно расследовали преступления с признаками серийности прошлых лет (в том числе провели экспертизы, исследования, которые стали возможными благодаря накопленному опыту, знаниям, техническому прогрессу). Таким образом, по словам Ивана Кубракова, удалось установить подозреваемых по 37 убийствам, которые были совершены в период 1990-х и 2000-х. «Данная работа продолжается, и мы сделаем все для того, чтобы обеспечить неотвратимость наказания», – резюмировал он.
По информации
БЕЛТА
На контроле Президента. Майнинг, токены, блокчейн: как в Беларуси регулируют сферу цифровых валют
Беларусь в числе первых в мире на государственном уровне приняла решение о создании условий для развития цифровых технологий по гражданскому обороту цифровых знаков. Или, как их еще называют, токенов, криптовалюты. О том, как расставлены государственные приоритеты по обеспечению технологий и безопасности в сфере цифровых знаков, насколько прозрачны правила игры и как действуют механизмы контроля данной сферы, рассказали в программе «На контроле Президента», вышедшей вчера вечером в эфире телеканала «Беларусь 1».
Зашифроваться не вышло
Нелегальные обменники – одно из самых распространенных преступлений в сфере криптовалют. Это своего рода расчетные центры для серого бизнеса. Крупнейший в истории Беларуси нелегальный криптообменный сервис-оборот за неполные три года составил около 60 млн долларов. Дневной оборот только наличных денежных средств достигал 300 тысяч долларов, задокументированная разовая сделка превысила 200 тысяч. Размер неуплаченных налогов от незаконной предпринимательской деятельности составил более 9 млн рублей, рассказывает начальник управления Департамента финансовых расследований КГК Владислав Ларионов. Сервис по отмыванию денег отметился и инвестициями в экстремизм. Преступная группа, состоявшая из трех уровней, была уверена в своей безнаказанности: если легальные криптоплощадки запрашивают персональные данные, то здесь анонимность. Но оперативники к этому слову добавляют приставку «псевдо-».
В мире цифры тоже есть следы. Итог – трое находятся за решеткой, организатор объявлен в международный розыск. Кстати, за рубежом отмечают высокий уровень наших правоохранителей. Опыту активного противодействия незаконному обороту криптовалют более семи лет.
Обеспечить прозрачные правила игры
Беларусь стала одной из первых стран, где легализовали майнинг, торговлю и криптообмен, а также ввели льготы и гарантии для инвесторов, предоставили условия для развития криптобирж IT-компаниями. Возможным это стало благодаря поддержке Главой государства прорывных инициатив в сфере цифровых знаков и подписания Декрета № 8. Законодательство, принятое в нашей стране, эффективное. Многие страны пытаются его копировать, чтобы имплементировать в своих юрисдикциях, подчеркнул советник официального белорусского сервиса по обмену криптовалют Иван Жизневский.
Вместе с рынком сегодня развивается и инфраструктура с приставкой «крипто-»: биржи, брокеры, консультанты, обменники. В прошлом году такие компании ПВТ обслужили 260 тысяч клиентов по всему миру. В 2025-м цифры будут значительно выше, как и объем внешнеторговых операций по криптовалютам. Прогноз к концу года – 3 млрд долларов. Цель – удержать технологическое лидерство, развивая экономику, но без ущерба для безопасности государства, бизнеса и белорусов.
Правда, как показывает практика, крипторынок – это не всегда про честность и открытость. В этой связи год назад Главой государства был подписан указ, усиливающий контроль над криптовалютными операциями. Одно из главных требований Президента – создать условия для защиты своих людей.
– Задача государства в таких условиях определить понятные и прозрачные правила игры и механизмы контроля данной сферы. Именно поэтому даны поручения комплексного регулирования в сфере цифровых знаков, – отмечал Александр Лукашенко на совещании по вопросам развития сферы цифровых знаков 5 сентября во Дворце Независимости.
Фактов, когда зарубежные инвесторы наживались на доверчивых белорусах, потерявших крупные суммы, предостаточно. Нет в мире единых правил игры, как и понятного, выстроенного законодательства.
– В целом мир пошел либо по пути полного запрета и ограничения, либо по пути более широкого и избирательного разрешения. У нас хорошо соблюдается баланс и, пожалуй, где-то вот эта защита интересов в крипте работает даже лучше, чем в банковской системе в каких-то странах, – подчеркивает преподаватель юридического факультета БГУ Филипп Петкевич.
Одно из предложений – создание в Беларуси криптобанка. И опять наша страна намерена стать первопроходцем. Пока же для контроля за криптовалютными операциями создана многоступенчатая система.
И на первичном уровне контролер тот, кто обеспечивает финансовую операцию. То есть криптооператоры и банки. Директор Департамента финансового мониторинга КГК Дмитрий Захаров обращает внимание, что основная задача криптооператоров и банков – идентифицировать клиентов, выявить подозрительные операции и информировать об этом ДФР КГК:
– Департамент, с одной стороны, обеспечивает вторичный контроль за выявленными подозрительными криптооперациями, с другой – в инициативном порядке либо при наличии информации от правоохранительных органов проводит комплексный анализ возможных рисков. За 1,5 года в департамент поступило свыше 4,5 тысячи спецформуляров на сумму около 24,7 млн долларов. За двумя из них стоял человек, причастный к терроризму.
ДФР совместно со Следственным комитетом была пресечена работа двух взаимосвязанных нелегальных криптообменников, каждый имел свою специализацию. При этом общие черты – отсутствие регистрации резидентом ПВТ, проведение тех самых анонимных сделок. Один из них входил в международную сеть. Офисы напоминали банковские отделения с камерами наблюдения, единым сервером, сейфами, счетными машинками, распознающими фальшивки.
– Установлен оборот свыше 9 млн рублей, сумма неуплаченных налогов – более одного миллиона рублей. Фигуранты полностью признали свою вину, уплатив в бюджет неуплаченные налоги, пени и штраф, а также уголовно-правовую компенсацию.
Что касается финансирования экстремистской и террористической деятельности, то здесь криптовалюта используется как инструмент для финансовой поддержки деструктивных элементов, чьи действия направлены на подрыв политической, экономической и социальной стабильности государства. В основном же, используя крипту, бизнес пытается обмануть государство, не показывая выручку.
Противостоять угрозам
Зарплата теперь бывает не только в конверте, но и в цифре. Как и взятки. И это тоже в поле зрения ДФР. Взяточники нового поколения полагаются на криптовалюту и полную анонимность, что не является препятствием для правоохранителей. Департаментом финансовых расследований КГК вскрыты факты получения взяток на протяжении четырех лет начальником испытательной лаборатории Минского общества с ограниченной ответственностью, говорит заместитель начальника отдела ДФР КГК Юрий Кардымон.
Быстрый доход на инвестициях и форекс-рынке, инвестиции в криптовалюте – в основе таких предложений зачастую незаконные схемы. Преступники используют созданные специально для этих целей интернет-ресурсы и программное обеспечение. Дмитрий Захаров обращает внимание, что криптовалюта псевдоанонимна:
– Все транзакции оставляют цифровой след в публичном блокчейне, что позволяет с помощью специальных программных продуктов и анализаторов отследить все транзакции и их участников. За последние два года департаментом выявлено свыше 700 участников, которые совершили подозрительные транзакции с криптовалютой, изучены около 500 криптокошельков. Пресечено более 110 преступлений.
Раскрытие даже таких дел, где преступники тщательно заметают цифровые следы, сегодня уже не фантастика. Установление персональных данных всех, кто отправляет друг другу криптовалюту, – дело техники, опыта оперативников и спецвозможностей. Для тех, кто соблюдает законы, в этом нет ничего предосудительного.
Специализированные органы готовы не только эффективно противостоять существующим и появляющимся новым вызовам и угрозам в сфере оборота криптовалюты, но и качественно давать им отпор.
Анастасия Целюк, «
СБ. Беларусь сегодня», 31 октября 2025 г.
Информбезопасность и цифровую грамотность обсудили белорусские следователи на конференции в России
VI Международная конференция, посвященная вопросам цифрового развития, информационной безопасности и противодействия киберпреступности, состоялась на федеральной территории «Сириус» в России. Мероприятие прошло при поддержке аппарата Совета безопасности Российской Федерации, сообщили
БЕЛТА в Следственном комитете.
Конференция собрала более 400 экспертов из 20 стран – представителей государственных и правоохранительных органов, ведущих вузов, банковских структур, IT-компаний и частного сектора. В ней приняла участие и делегация Следственного комитета Беларуси во главе с начальником УСК по городу Минску Евгением Архиреевым.
Начальник УСК отметил, что эффективно противостоять киберпреступности невозможно без скоординированного межгосударственного взаимодействия, которое должно сочетать потенциал всех компетентных государственных органов и частного сектора. «Обмен новейшими знаниями и накопленным практическим опытом между представителями правоохранительных органов и специализированных гражданских структур России и Беларуси будет способствовать совершенствованию теоретической базы противодействия преступности. Это позволит по-новому взглянуть на стоящие перед нами вызовы, выработать действенные механизмы их решения и укрепить как межведомственное, так и межгосударственное сотрудничество», – сказал он.
Исполняющий обязанности заместителя главы Краснодарского края Александр Руппель подчеркнул, что стремительное развитие цифровых технологий в регионе сопровождается ростом числа кибератак, направленных на организации и предприятия. «Для оперативного выявления и предотвращения компьютерных атак на государственные информационные ресурсы был создан Центр мониторинга информационной безопасности. За девять месяцев этого года им зафиксировано более 5 млрд инцидентов, связанных с информационной безопасностью, – это почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2023 года», – добавил он.
Работу первого дня конференции продолжило главное пленарное заседание «Кибербезопасность – текущие тенденции, угрозы, взгляд в будущее. Международное сотрудничество». От белорусской делегации в нем принял участие начальник главного управления цифрового развития предварительного следствия центрального аппарата Следственного комитета Андрей Мотолько. Он отметил, что современный уровень вовлеченности общества в процессы цифрового развития создал условия для использования информационных технологий в преступной деятельности.
«В Беларуси в 2024 году удельный вес преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, от общего количества зарегистрированных преступлений составил третью часть, при этом абсолютное большинство киберпреступлений (более 90 %) составили преступления против собственности в виде хищений путем модификации компьютерной информации и мошенничеств с использованием информационно-коммуникационных технологий», – подчеркнул Андрей Мотолько.
Кроме того, белорусская делегация приняла участие в закрытой сессии для представителей силового блока Best Practice – 2025. Модерировал закрытую сессию заместитель начальника главного управления цифрового развития предварительного следствия центрального аппарата Следственного комитета Беларуси Иван Судникович, который также осветил практические кейсы успешного пресечения в стране деятельности транснациональных организованных киберпреступных групп.
На площадке конференции состоялась рабочая встреча делегации Следственного комитета Беларуси с организаторами проводимого мероприятия – руководством администрации Краснодарского края. В ходе диалога обсуждались актуальные вопросы обеспечения кибербезопасности и противодействия киберугрозам в информационном пространстве. Стороны подчеркнули важность проведения мероприятий, направленных на повышение цифровой грамотности населения, а также реализации профилактических мер, способствующих предотвращению киберинцидентов и недопущению совершения киберпреступлений.
Особое внимание было уделено вопросам защиты информационной инфраструктуры белорусских и российских организаций и предприятий. Обсуждалась практика применения pintest по выявлению уязвимостей компьютерных систем и сетей путем имитации действий потенциальных злоумышленников.
Во время встречи Евгений Архиреев и Александр Руппель также затронули вопросы угроз в информационной сфере, связанных с распространением в социальных сетях материалов деструктивного и преступного характера. Отмечена необходимость идеологического воспитания молодежи Союзного государства в духе патриотизма и неприятия любых проявлений экстремизма и неонацизма, а также важность реализации военно-патриотических проектов, сохранения исторической памяти и создания позитивного контента в цифровой среде.
По информации
БЕЛТА
Обновлена инструкция о порядке медосвидетельствования иностранцев, запросивших статус беженца в Беларуси
Министерство здравоохранения утвердило в новой редакции инструкцию о порядке проведения обязательного медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Беларуси. Соответствующее постановление Минздрава № 142 от 8 октября 2025 г.
опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает
БЕЛТА.
Документ вносит изменения в постановление Минздрава № 49 от 7 мая 2009 г.
Согласно постановлению, освидетельствование иностранцев проводится бесплатно в госорганизациях здравоохранения по месту их временного пребывания, месту временного проживания или месту жительства в Беларуси для оценки здоровья и выявления заболеваний на основании клинических протоколов, а также иных нормативных правовых актов Минздрава.
Проводится оно в течение одного месяца со дня представления в госорганизацию здравоохранения письменного направления подразделения по гражданству и миграции.
Освидетельствование проводится комиссией, созданной и функционирующей в порядке, установленном инструкцией о порядке создания и деятельности врачебно-консультационных и иных комиссий, утвержденной постановлением Минздрава № 93 от 10 декабря 2014 г., с учетом особенностей, установленных этой инструкцией.
По результатам освидетельствования оформляется протокол в трех экземплярах. Первый выдается иностранцу, прошедшему освидетельствование, или его законному представителю, второй при согласии иностранца (его законного представителя (опекуна или попечителя) направляется в подразделение по гражданству и миграции, направившее иностранца на освидетельствование, третий хранится в государственной организации здравоохранения.
В случае освидетельствования иностранца, не достигшего возраста 18 лет, который не приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством и прибывшего в Беларусь без сопровождения законных представителей, первый экземпляр протокола вручается его опекуну или попечителю.
В случае выявления у иностранца в ходе освидетельствования заболевания, включенного в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, либо иного заболевания, требующего лечения в стационарных условиях, государственная организация здравоохранения, в которую был направлен указанный иностранец для освидетельствования, в письменной форме информирует подразделение по гражданству и миграции, выдавшее соответствующее направление, о предварительных сроках и месте лечения.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации
БЕЛТА