Председатель Госстандарта Елена Моргунова – о роли стандартизации в ЕАЭС
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
«Поглощать решения в сфере ИИ одними из первых». Александр Егоров обозначил цифровые задачи для банковского сектора
Банковский сектор – та отрасль, которая должна поглощать решения в области искусственного интеллекта одной из первых. Что может способствовать ускоренному IT-развитию банковской сферы и какие вызовы в связи с этим придется решать, во время выступления на семинаре-презентации «Суверенная платформа искусственного интеллекта» на полях международного ИКТ-форума Digital Expo-2025 разъяснил первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Быть в авангарде цифрового развития экономики и внедрения методов искусственного интеллекта в банковской сфере, по словам первого замглавы Национального банка, может способствовать большой объем анализируемых данных и значительный удельный вес уже заалгоритмизированных процессов. «Не будем этого скрывать: банковская сфера – одна из сфер-лидеров по внедрению IT-решений. Вместе с тем, мы понимаем, что самостоятельная разработка технологий подобного масштаба – задача чрезвычайно ресурсоемкая», – обратил внимание Александр Егоров и пояснил, почему постановку на службу ИИ можно считать игрой вдолгую.
Позволить ее себе могут лишь крупнейшие государства, в частности, на данный момент очевидно соперничество за первенство в цифровом мире Соединенных Штатов Америки и Китая. В разработку собственных цифровых информационных моделей те, кто могут себе это позволить, вкладывают сотни миллиардов долларов. Большинство стран такой возможности лишены – это, однако, не означает, что небольшие государства, такие как Беларусь, остаются вне игры и не могут применять себе во благо способности ИИ.
«Мы полагаем, что наша ниша – использование ИИ в прикладных целях для масштабирования этих примеров. Мы видим этот вектор перспективой сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Нам нужна активность и конкуренция за внедрение IT-решений как в банковской сфере, так и в других отраслях экономики», – ориентировал первый замглавы Нацбанка.
Национальный банк, как было подчеркнуто, думает о завтрашнем дне и имеет ресурсы для обеспечения технологического лидерства, для чего на постоянной основе и планомерно изучаются возможности использования искусственного интеллекта в повышении эффективности и качества работы как Нацбанка, так и коммерческих банков. Представитель центрального банка страны добавил, что уже налажено сотрудничество или ведутся переговоры о таковом с ведущими российскими центрами, связанными с ИИ. Ценно участие при этом команды белорусских коммерческих банков, в той или иной мере внедряющих ИИ-решения.
В Минске с 17 по 20 июня проходит международная выставка Digital Expo, ставшая площадкой для демонстрации инновационных решений и технологий, местом встреч профессионалов цифровой индустрии, локацией для нетворкинга и обмена опытом. В выставке участвуют свыше 90 компаний и организаций, в числе которых лидеры IT-рынка Беларуси, России и Китая. Насыщенная деловая программа включает свыше 20 тематических мероприятий, среди которых круглые столы, семинары, презентации компаний-участников. В широком кругу экспертов обсуждаются такие современные тренды, как цифровизация в промышленности, технологии и решения для развития умных городов, импортонезависимость и технологический суверенитет, защита персональных данных, информационная безопасность, цифровая трансформация строительной отрасли и агросектора, цифровой офис и цифровая логистика.
По информации
БЕЛТА
Что изменится для белорусов в работе с платежными приложениями с 19 июня
В Беларуси вносятся изменения в правила выполнения операций с платежным программным приложением и иными платежными инструментами. Это предусмотрено постановлением Правления Национального банка от 25 февраля 2025 г. № 50. Изменения вступят в силу с 19 июня. Что нового ждет физических и юридических лиц, рассказала начальник управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович, сообщает
БЕЛТА.
О каких приложениях идет речь
Для начала разберемся, что же такое платежные инструменты. По словам Ольги Антонович, существует три вида. Первый – платежные программные приложения (интернет-банкинг, мобильный банкинг), они требуют открытия и ведения счетов, их создают банки. Второй – платежные мобильные приложения. В отличие от предыдущего вида платежных инструментов их могут создавать не только банки. «На сегодня у нас пока что нет полной информации о том, какие же виды платежных мобильных приложений присутствуют на рынке Беларуси. Мы разработали форму отчетности. Предполагаем, что по итогам первого полугодия 2025 года поставщики платежных услуг нам предоставят соответствующую информацию», – отметила она.
Третий вид – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к электронным деньгам. «Это, например, приложение «Оплати», с использованием которого можно оплатить проезд в общественном транспорте и не только», – уточнила представитель Нацбанка.
К кому обращаться, если думаете, что платеж совершили не вы
Теперь перейдем к тому, что же меняется в работе с платежными приложениями. Так, определен порядок взаимодействия граждан и юридических лиц с банками по не санкционированным клиентами операциям, совершенным с использованием платежных инструментов. Клиентам не понадобится обращаться к разным поставщикам платежных услуг для решения вопросов с такими подозрительными операциями.
«Очень много у нас было запросов от клиентов, которые касались того, к кому же им обращаться, если они думают, что операция, которая проведена по их счету или электронному кошельку, совершена не ими. Мы немножко конкретизировали норму. Прописали, что в таком случае нужно обращаться к эмитенту платежного инструмента, с которым заключен договор на оказание платежных услуг. В частности, если это интернет-банкинг, то клиент должен обратиться в банк. Если это платежное мобильное приложение, когда клиент его скачивает, ему предоставляется соответствующее соглашение. Клиент читает, соглашается, ставит «птичку». И если какая-то операция вызывает подозрение, клиент обращается к своему партнеру, с которым заключил это соглашение. Что касается приложения «Оплати», эмитентом электронных денег является Белинвестбанк», – пояснила Ольга Антонович.
Требование пользователя о признании операции неавторизованной оформляется заявлением в письменной форме в адрес эмитента платежного инструмента, с которым у пользователя заключен договор на оказание платежных услуг.
Подтверждение, что операция совершена
Еще одна новая норма касается подтверждения совершения операции с использованием платежного инструмента. Правилами установлено, что при успешном завершении операции пользователю может быть выдан чек на бумажном носителе или предоставлен чек в электронном виде, в том числе путем направления на электронную почту. Также может быть сформировано и отправлено уведомление об авторизации. «Если чек не воспроизводится на бумажном носителе или воспроизводится только посредством вывода на экран периферийного оборудования, клиент может обратиться в банк, где открыт его счет, для получения информации по платежной операции. Банк эту информацию предоставляет, и в ней должны содержаться все данные, которые обычно фиксируются в чеке», – добавила Ольга Антонович.
Переход из интернет-банкинга на сторонние сайты для покупок
Кроме того, вводится норма о возможности перехода из платежного программного приложения банка (интернет-банкинг, мобильный банкинг) в программно-техническую инфраструктуру партнера банка (сайт, мобильное приложение либо иной электронный ресурс) для выбора и приобретения товаров, работ, услуг. Для этого в банке могут проводить аутентификацию клиентов – партнеров банка при условии достижения соглашения между банком и партнером. «Таким образом, клиенты будут уведомлены, что они находятся не в платежном программном приложении банка, чтобы не было никаких вопросов или претензий к банку. Важно, чтобы клиенты понимали: договор на реализацию товаров, работ и услуг заключается с партнером банка, а не с банком. Банк просто является проводником к соответствующему электронному ресурсу партнера», – обратила внимание начальник управления.
Представитель Нацбанка пояснила причину этого новшества. «Изменение внесено по предложению банков и других юридических лиц. Партнерство – это всегда интерес двух сторон. С одной стороны, это интересно банкам, с другой – иным юрлицам. Предполагается, что партнеры банка будут предлагать клиентам приобрести товары, работы, услуги, а также другие объекты гражданских прав. Изменения вступят в силу с 19 июня. Увидим, насколько эта норма будет работать, как будет развиваться ситуация», – сказала она.
В Нацбанке подчеркнули, что внесенные в правила изменения учитывают предложения граждан, юридических лиц, банков и будут способствовать повышению качества оказания платежных услуг в условиях ускоренного развития цифровизации финансового рынка. «Все новации в первую очередь нацелены на защиту прав потребителей. Мы делаем все, чтобы платежные операции, которые совершает клиент, были для него ясны, понятны и не было никаких вопросов», – подчеркнула Ольга Антонович.
Валерия Гаврилова,
БЕЛТА
Введены стандарты для обеспечения доступной среды
Важным приоритетом государственной социальной политики является обеспечение возможности физически ослабленным, маломобильным гражданам максимально интегрироваться в общество, иметь доступ к использованию различных объектов. Это особенно актуально для пожилых людей, лиц с ограничениями жизнедеятельности, инвалидов.

Одной из целей Государственной программы «Социальная защита» на 2021–2025 годы является формирование в Республике Беларусь доступной среды для таких граждан. Свой вклад в достижение поставленной цели вносят и государственные стандарты.
В рамках данной программы Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) были разработаны 8 новых стандартов. Они введены в действие Госстандартом с 1 июня 2025 г.
Туризм – один из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики. Однако для людей с особыми требованиями к доступу путешествие зачастую становится очень сложным процессом. СТБ 2663-2024 (ISO 21902:2021) «Туризм и сопутствующие услуги. Доступность туризма для всех. Требования и рекомендации» будет способствовать улучшениям в сфере туризма (большей мобильности) как инвалидов, так и людей старшего возраста в целом.
СТБ 2664-2024 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Общие требования» распространяется на визуальные и тактильно-визуальные знаковые средства отображения информации, содержащие пиктограммы, знаки, буквы, а также надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Они могут быть востребованы инвалидами, использующими при передвижении кресло-коляску, инвалидами с нарушениями зрения, слуха.
Стандарт устанавливает общие требования к типам, формам, размерам, цветотональным решениям, установке и размещению специальных знаковых средств отображения информации.
СТБ 2665-2024 «Тренажеры реабилитационные. Общие требования и методы испытаний» распространяется на тренажеры, предназначенные для реабилитационной тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов инвалидов (в том числе постинсультных больных и детей с ДЦП), других лиц с ограничениями жизнедеятельности из-за нарушения статодинамической функции организма.
СТБ 2666-2024 «Устройства ассистивные. Подъемники для перемещения людей. Требования и методы испытаний» распространяется на различные типы передвижных и стационарных подъемников, за исключением устройств, которые перемещают людей между этажами здания. Область применения таких подъемников – интенсивная терапия, неотложная помощь либо медицинский уход, оказываемые в медицинском учреждении. Также их применяют при уходе за людьми с ограничениями жизнедеятельности в домашних условиях.
СТБ ISO 10865-1-2024 «Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 1. Системы для пассажиров, сидящих в креслах-колясках, расположенных против направления движения» будет способствовать появлению новых актуальных решений для безопасного транспортирования пассажиров, находящихся в креслах-колясках в транспортных средствах. Документ устанавливает требования к конструированию и характеристикам пространства для пассажира, сидящего в кресле-коляске, расположенном против направления движения, а также методы контроля.
В СТБ ISO 21801-2-2024 «Когнитивная доступность. Часть 2. Составление отчета» содержатся требования к составлению отчетов по когнитивной доступности продукции, услуги или системы. Пользователем данного стандарта может быть изготовитель изделия, разработчик либо продавец.
СТБ ISO/IEC 7811-9-2024 «Карты идентификационные. Метод записи. Часть 9. Метка тактильного идентификатора» устанавливает характеристики метки тактильного идентификатора (далее – TIM), используемого держателями идентификационных карт с нарушениями зрения для различения своих карт. Документ определяет зону на карте для TIM и расположение тисненых (рельефных) точек по типу рельефно-точечного шрифта Брайля, образующих точечные структуры, облегчающие тактильное распознавание. Также стандарт устанавливает требования к форме и размеру тисненых точек, составляющих метку.
Целевой аудиторией СТБ ISO/IEC Guide 71-2024 «Руководство по решению в стандартах вопросов обеспечения доступности» являются разработчики стандартов, а также изготовители, проектировщики, поставщики различных услуг, преподаватели образовательных учреждений. Документ разъясняет вопросы доступности и содержит руководство по разработке и изложению в стандартах таких требований и рекомендаций.
При разработке указанных стандартов учитывались требования международных документов, современные направления в обеспечении доступной среды.
В настоящее время БелГИСС ведет работу над стандартами, устанавливающими требования к устройствам и приспособлениям, используемым инвалидами в жилых помещениях, к подъемным транспортным устройствам и стационарным опорным устройствам.
Всего на 2025 г. запланирована разработка 5 государственных стандартов в данной сфере.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
Регистрация недвижимости стала удобнее: рассказываем, что изменилось
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.