30.09.2019
Насколько потяжелеют с октября жировки для не занятых в экономике?
С 1 октября не занятым в экономике гражданам будут начислять плату за отопление по полному тарифу. Насколько же вырастут суммы в жировках и как отразится нововведение на неработающих членах семьи собственника квартиры?
Какие жилищно-коммунальные услуги должны оплачивать по экономически обоснованным тарифам трудоспособные граждане, включенные в списки не занятых в экономике, определено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2018 г. № 314. Как известно, с 1 января текущего года это касалось только одной позиции в жировке – горячего водоснабжения (подогрева воды). С 1 октября 2019 года добавятся теплоснабжение (централизованное) и газоснабжение при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов (котлов).
Семейный расклад
Важно, является ли не занятым в экономике собственник или наниматель (то есть плательщик, получатель жировки). Если нет, то весь потребленный объем гигакалорий на подогрев воды и отопление рассчитывают по субсидируемому тарифу даже при условии, что в квартире зарегистрированы другие трудоспособные неработающие члены семьи.
И наоборот: стоит оказаться плательщику в категории незанятых, как ему и всем таким же жильцам в квартире начнут начислять плату за теплоснабжение по экономически обоснованному тарифу сообразно их доле. Соответственно, когда незанятый хозяин квартиры зарегистрирован в ней один, то на все затраченные гигакалории применяется полный тариф.
Переплата в цифрах
В предстоящем отопительном сезоне по 31 декабря 2019 года включительно субсидируемый тариф на теплоснабжение за 1 Гкал составляет 18,4831 рубля, экономически обоснованный – 88,99 рубля. Рассмотрим ситуацию на примере проживающей в двухкомнатной квартире семьи из трех трудоспособных человек, из которых незанятый только собственник/наниматель.
За месяц на отопление квартиры будет затрачено, к примеру, 0,6 Гкал. За 0,4 Гкал начислят по субсидируемому тарифу в размере 7,39 рубля (округляем до сотых); за 0,2 Гкал – по полному тарифу на сумму 17,8 рубля. Итого отопление обойдется семье в 25,19 рубля. Переплата «за незанятость» выльется в сумму 14,1 рубля.
Добавляем к этому подогрев воды: израсходовано, допустим, 0,3 Гкал. За 0,2 Гкал насчитают 3,7 рубля, за 0,1 – 8,9 рубля. В общей сложности – 12,6 рубля, из которых 7,05 рубля – переплата.
В целом отопление и горячее водоснабжение обойдется семье дороже на 21,15 рубля. Если незанятых, включая плательщика, двое и более, суммы пропорционально возрастут.
Официально
По нашему запросу в КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» предоставили ответы на следующие вопросы.
– Из какого источника единый РСЦ получает информацию о гражданах, которые внесены в списки не занятых в экономике или исключены из них? Изменения в начислениях за подогрев воды (в дальнейшем и за отопление) производятся с даты поступления такой информации в ЕРСЦ с последующим перерасчетом при необходимости?
– Сведения о гражданах, не занятых в экономике, в расчетно-справочные центры предоставляют администрации районов Минска. Внесение изменений, в том числе перерасчет по лицевым счетам жилых помещений, по которым была начислена плата по услуге «Горячее водоснабжение (подогрев воды)», осуществляется в отношении не занятых в экономике в соответствии с условиями, указанными в решениях районных администраций.
– Начисление платы по полному тарифу за отопление не занятым в экономике будет производиться юридически с 1 октября, а фактически – с начала отопительного периода?
– Тариф станет действовать с 1 октября 2019 года, при этом расчет платы по услуге «Теплоснабжение (отопление)» будет осуществляться за период фактически предоставленной услуги исходя из количества гигакалорий, затраченных на отопление жилого помещения за это время.
– Если начисления за отопление и подогрев воды по полным тарифам осуществляются сообразно доле незанятого, то в случае уплаты итоговой суммы в жировке, за исключением этой доли, в отношении как плательщика-незанятого, так и членов его семьи будет предприниматься стандартный комплекс мер по взысканию задолженности? Такая частичная оплата ЖКУ не подразумевает каких-либо смягчающих обстоятельств для семьи?
– Распределение денежных средств по лицевому счету осуществляется каждому поставщику услуги пропорционально начисленной сумме в предыдущем периоде. В случае платы за жилищно-коммунальные услуги не в полном объеме образуется задолженность пропорционально по всем поставщикам ЖКУ. Таким образом, задолженность по оплате ЖКУ образуется в общем по лицевому счету по всем услугам.
В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – ЖК) совершеннолетние члены, бывшие члены семьи собственника жилого помещения частного жилищного фонда обязаны участвовать в расходах по плате за жилищно-коммунальные услуги, если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.
Согласно ст. 33 ЖК совершеннолетние дееспособные члены семьи собственника, нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, проживающие совместно с ним, несут солидарную ответственность по задолженности по плате за ЖКУ, если иное не установлено письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.
Справочно
По состоянию на 1 сентября 2019 года на обслуживании единого РСЦ Минска числилось 16 425 лицевых счетов, по которым начисления за подогрев воды производились по экономически обоснованному тарифу (на 31 января – 16 394). При этом общее количество плательщиков и членов их семей, оказавшихся в категории не занятых в экономике, составило 17 651. Если до начала отопительного периода этих граждан не исключат из соответствующих списков, им будут начислять по полному тарифу и плату за отопление.
Александр Филиппович, информационное агентство «Минск-Новости»
На чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год?
Член Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Игорь Сергеев рассказал корреспонденту БЕЛТА, на чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год, комментируя подписанный Президентом Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
Указ № 385 от 3 ноября 2025 г. о важнейших показателях и параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год устанавливает приоритеты в экономике страны на следующий год. «Основной акцент сделан на инвестициях, экспорте и поиске новых рынков. На этих трех ключевых направлениях построено благосостояние населения страны. В условиях внешних вызовов гораздо сложнее удерживать баланс между ростом и стабильностью», – отметил Игорь Сергеев.
В соответствии с Указом будет утвержден план социально-экономического развития на год, который послужит руководством для достижения целевых экономических ориентиров, добавил он. Также потребуется принятие новых законов и нормативных актов.
«Для обеспечения роста инвестиций на 3,1 % надо будет сосредоточиться на совершенствовании инвестиционного законодательства: определенные процедуры необходимо упростить, предоставить льготы и обеспечить гарантии для инвесторов. Что касается экспорта, важно поддерживать законы, стимулирующие внешнеэкономическую деятельность и диверсификацию экспорта. Особое внимание будет уделено контролю за инфляцией, целевой показатель которой определен не выше 7 %. Необходимо эффективно работать для достижения ценовой стабильности», – уверен он.
Благодаря последовательной и, возможно, временно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политике Республика Беларусь достигла значительных результатов в финансовом секторе, и это, в сочетании с другими монетарными методами управления экономикой, позволило создать определенные благоприятные условия для хозяйствования, обратил внимание Игорь Сергеев.
«В результате достигнут рост ВВП в стране, а не спад, как это было в девяностые годы. Мы имеем устойчивую положительную динамику и промышленного производства, и сельского хозяйства, а вместе с этим – и реальный рост доходов граждан, – подчеркнул он. – Указ № 385 является крайне необходимой мерой для экономического роста нашей страны в действующих геополитических условиях».
По информации
БЕЛТА
Инфляция, ЗВР. Целевые показатели денежно-кредитной политики прокомментировали в Нацбанке
Как будет обеспечена финансовая стабильность в Беларуси, рассказал заместитель Председателя Правления Национального банка Андрей Картун, комментируя целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год, утвержденные сегодня Главой государства, передает корреспондент
БЕЛТА.
Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики. Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, – содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Инфляция – не более 7 %
Как отметил Андрей Картун, в Нацбанке не отходят от среднесрочной цели по годовой инфляции в 5 %, хотя в 2025 году она сложится несколько выше – около 7 %. На показатель влияние оказывают цены на импортные товары. Например, выросли цены на какао-бобы и кофе, что повлияло на стоимость шоколада и кондитерских изделий. Это объясняет рост цен в этих сегментах. Отечественные производители вынуждены реагировать на ситуацию на мировых рынках. Только рост цен на кофе дал около 0,2 % инфляции.
«С учетом рисков, которые прогнозируются и уже просматриваются, поставили планку по инфляции не более 7 %», – сказал Андрей Картун.
Он выделил 10 основных категорий товаров и услуг, которые вместе объясняют 70–80 % инфляции. В их числе мясо-молочная продукция, услуги ЖКХ, бытовые и иные услуги. По отдельным группам товаров, а также услугам применяется государственное регулирование цен. Тарифы по некоторым из них, в частности на городские перевозки, долгое время практически не повышались, а себестоимость и соответственно субсидирование увеличилось.
«Национальный банк для себя видит задачу – удержать базовую инфляцию (исключая сезонные и регулируемые факторы) на уровне не более 5 %», – сказал Андрей Картун.
Золотовалютные резервы – не менее $9,2 млрд
Заместитель Председателя Правления Национального банка обратил внимание, что показатель по ЗВР несколько занижен. В октябре этого года обновлен исторический максимум: ЗВР увеличились до $13,284 млрд в эквиваленте.
«На это в первую очередь влияет рост мировых цен на золото. Пока составлялся прогноз, сами не закладывали такую динамику цен на золото, которая, по сути, превысила исторический максимум. Сейчас немножко откатились цены, но тем не менее мы здесь очень консервативны в своих оценках. Не закладываем, что цены на золото будут стремительно расти дальше. Подходим с осторожностью. Если цены на золото сохранятся, то, конечно, наши резервы будут значительно выше. Плюс сложившаяся конъюнктура валютного рынка позволила покупать валюту, наращивать резервы», – пояснил Андрей Картун.
Нацбанк ожидает, что в следующем году будет сбалансированный валютный рынок.
«Этот фактор никак не повлияет ни на рост, ни на снижение ЗВР. Тем не менее видим, что запасы есть с точки зрения того, чтобы сглаживать волатильность на валютном рынке. Но самый главный второй фактор, который повлияет или может повлиять на снижение резервов по сравнению с фактическим значением, – валютные обязательства правительства. В следующем году у нас одни из пиковых выплат по внешним долгам в валюте. Принято решение меньше рефинансировать внешние долги – больше отдавать для того, чтобы экономика «дышала» более свободно», – пояснил Андрей Картун.
Доступность платежных систем и инвестиционное кредитование
Коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, установлен не ниже 99,8 %. Чем выше этот показатель, тем более надежно и бесперебойно работают системы, через которые проводятся платежи. Для обычного человека это означает, что оплата будет проходить быстрее и с меньшей вероятностью сбоев.
«Достигнуть 100 % практически невозможно. Системы постоянно обновляются, требуются технологические перерывы. В целом параметры достаточно жесткие для тех, кто работает на рынке. Главное для потребителя – чтобы он не заметил технических изменений», – пояснил Андрей Картун.
Еще один показатель – прирост объема инвестиционного финансирования, который должен составить в 2026 году не менее 13 %. Андрей Картун обратил внимание, что в прошлые годы повышены требования банков к экономике, в 2025-м – изменены несколько параметров.
«В состав ключевого параметра ввели темп роста инвестиционного кредитования. Ставим себе планку – не менее 13 %, исходя из тех посылов, которые нам и правительству обозначил глава государства. Инвестиционное кредитование как раз один из драйверов экономического роста», – сказал заместитель Председателя Нацбанка.
Стабильность банковской системы и поддержка отечественных производителей
Доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, не должна превысить 10 %. Удержание такого уровня обеспечит стабильность всей банковской системы.
«Это, по сути, процент кредитов, по которым обязательства не исполняются, – пояснил Андрей Картун. – Признанное на международном уровне значение – 10 %. В случае рисков банки не должны выходить за эту величину».
В отдельных банках доля необслуживаемых активов ниже. В Нацбанке исходили из того, что 10 % – оптимальный показатель для банков. Нет необходимости ужесточать требования.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2026 год, включая значения процентных ставок, будут опубликованы на сайте Национального банка. Говоря о процентных ставках, Андрей Картун обозначил, что не планируется их повышать. Процентные ставки останутся в прежних диапазонах. В случае необходимости будут приняты дополнительные меры, чтобы инвестиционное кредитование было доступным.
Будет продолжено кредитование товаров отечественного производства с увеличением его доли в среднесрочной перспективе в два раза. «Все банки имеют определенные программы для поддержки отечественных производителей. Они будут расширяться и дальше. Условия кредитования значительно более выгодные по сравнению с другими», – добавил Андрей Картун.
По информации
БЕЛТА
За счет каких направлений будет обеспечен рост ВВП в 2026 году, рассказал Министр экономики
Министр экономики Юрий Чеботарь рассказал журналистам, за счет каких направлений будет обеспечен рост ВВП в 2026 году, комментируя подписанный Президентом Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
Сегодня Президент утвердил основные задачи социально-экономического развития страны на 2026 год. По словам Юрия Чеботаря, при прогнозировании учитывалось несколько условий: динамика внешних рынков, включая рынок основного торгового партнера – России, а также внутренние условия и задачи, которые были поставлены. Этот документ полностью связан с программой социально-экономического развития и государственными программами, что делает принятие указа завершающим этапом планирования и прогнозирования развития Беларуси, подчеркнул Министр.
Ключевой задачей является обеспечение темпа роста ВВП на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, который будет обеспечиваться за счет нескольких направлений. «Первое – развитие производственно-экспортной программы с целью увеличения экспорта товаров и услуг на 3,7 % (что также утверждено указом на 2026 год). Министерствам, концернам и областным исполкомам поставлена задача расширять присутствие на других рынках, особенно в странах дальней дуги, Азии, при этом сохраняя устойчивость на российском рынке. Предприятиям необходимо в кратчайшие сроки подготовить бизнес-планы для выполнения этих задач», – обратил внимание глава ведомства.
Второе направление – инвестиционная программа, в рамках которой увеличиваются объемы строительства жилья с приоритетом на арендное жилье для нуждающихся и востребованных специалистов, которые местные власти устанавливают в своих регионах.
Также планируется развитие инфраструктуры и коммерческих проектов. «По коммерческим проектам мы ожидаем основной рост, том числе в этом году, с учетом «Региональной инициативы». Прошел месяц, и прирост по этой инициативе составил Br300 млн. Если так пойдет и дальше, то рост коммерческих инвестиций ожидается почти на 20 %. За счет всей этой общей работы реальные доходы населения должны вырасти в следующем году на более чем 4 %», – добавил Юрий Чеботарь. По его словам, ключевое здесь – рост производительности труда за счет внедрения современных методов автоматизации и роботизации.
В планах также предусмотрены новые финансовые продукты и механизмы поддержки для приоритетных сфер, включая туризм и роботизацию.
Прогноз развития страны тесно связан с пятилетней программой социально-экономического развития Беларуси, но остается сложным из-за рисков мировой экономики и умеренного роста России, прогнозируемого на уровне 101,3 %. «С этими условиями нам в следующем году надо будет работать. Для этого мы и отрабатываем механизмы поддержки наших экспортеров», – подчеркнул Министр.
По словам Юрия Чеботаря, главным ответом на эти вызовы становится расширение присутствия на других рынках. «Многие эксперты отмечают, что лидером по интенсивности роста и потенциалу потребления с учетом численности населения является Африка. Этот рынок оценивается с темпом роста экономики около 4 %. Азиатский рынок также остается одним из самых динамично развивающихся. Именно в этих двух направлениях нам нужно активно увеличивать свое присутствие, – уверен глава ведомства. – Кроме того, важное значение имеют страны СНГ, с которыми у нас связано общее прошлое. Здесь ключевая задача – нарастить присутствие, поскольку нас там уже знают, нашей продукции доверяют. Рекламировать бренды особо не требуется, нужно просто расширять влияние».
По информации
БЕЛТА
Александр Турчин: прогнозные параметры развития страны на 2026 год сверхнапряженные
Премьер-министр Александр Турчин считает задачу по выполнению важнейших прогнозных параметров развития страны на 2026 год сверхнапряженной. Об этом он заявил журналистам, комментируя утвержденные Президентом Беларуси Александром Лукашенко 3 ноября документы, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Когда мы начинали разрабатывать прогнозные документы, эти параметры были, скажем так, умеренно напряженными. Сегодня эти параметры выглядят сверхнапряженно», – сказал руководитель Правительства. Он объяснил это тем, что ситуация в стране и на внешнем контуре очень динамично меняется. «И, конечно, те параметры, которые утверждены Президентом, очень напряженные. Для того чтобы их выполнить, потребуется слаженная работа всех заинтересованных в нашей стране, начиная от руководителей предприятий и заканчивая государственным аппаратом», – обратил внимание Премьер-министр.
В то же время Правительство, по его словам, благодарно Главе государства за то, что он поддержал предложения по ключевым показателям социально-экономического развития страны. «Документы подписаны в том виде, в котором их вносило Правительство», – сказал Александр Турчин, добавив, что этому предшествовала огромная подготовительная работа. Она включала согласование всех цифр с заинтересованными структурами – не только членами Правительства, но и госорганами, КГК, а также обеими палатами Ппарламента. «Поверьте, что цифры, которые мы предлагаем Президенту, выверены. Но я еще раз хочу сказать, в сегодняшних реалиях они выглядят весьма и весьма напряженно», – заявил Премьер-министр.
Он обратил внимание, что в развитие утвержденных Президентом важнейших прогнозных параметров правительство готовит еще целый ряд нормативных правовых актов, которые «должны позволить, не раскачиваясь, уже с 1 января 2026 года, приступить к реализации намеченных планов».
Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год. Основополагающая цель – обеспечение устойчивости экономики и повышение благосостояния населения.
Рост валового внутреннего продукта определен на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, чему будут способствовать наращивание инвестиций в основной капитал, опережающий рост экспорта товаров и услуг и стимулирующий рост доходов населения.
Соответствующие прогнозные параметры также устанавливаются указом. Планируется, что на инвестиционные цели в следующем году за счет всех источников финансирования будет направлено на 3,1 % больше, чем в текущем году. Экспорт товаров и услуг увеличится на 3,7 % с преимущественным наращиванием его физических объемов. Для этого намечено расширение сотрудничества с опорными точками в странах дальней дуги и восстановление присутствия на традиционных рынках сбыта стран СНГ.
Целенаправленная работа над качественным развитием и расширение экспортного потенциала позволит обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,8 %.
Для Национального банка и Правительства устанавливается целевая задача по ограничению инфляции на уровне, не превышающем 7 %.
Указом устанавливается требование по утверждению правительством плана социально-экономического развития на 2026 год, который выступит инструментом достижения обозначенных ориентиров.
Перед утверждением всех ключевых параметров они детально обсуждались на совещании у Президента 16 октября этого года. «В отношении прогнозных показателей на 2026 год: нужен реалистичный, но напряженный сценарий», – подчеркнул тогда Глава государства.
Александр Лукашенко не исключил того, что кто-то может предложить темпы выше оценочного роста в 2,8 %. «Кто-то предложит 3–3,5 % – пожалуйста. Где, за счет чего и как сам впряжется в повышение этой динамики. Если кто-то ниже – пусть объяснит, как это будет воспринято нашим обществом и как будет жить Беларусь. А не просто встать и сказать: «Вот, сейчас мало планируем, надо больше». За счет чего?» – обозначил подход Глава государства.
Он констатировал, что российская экономика сжимается, и вообще не учитывать эту ситуацию нельзя, ведь около 67 % экспорта и 56 % импорта приходится на Россию. «Значит, тем более нам нужны подробные оцифрованные товарные планы (матрицы): что и в каких объемах производим, куда продаем и сколько валюты привезем в страну», – отметил Глава государства.
По информации
БЕЛТА
Президент утвердил важнейшие прогнозные параметры развития Беларуси на 2026 год
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год. Основополагающая цель – обеспечение устойчивости экономики и повышение благосостояния населения.
Рост валового внутреннего продукта определен на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, чему будут способствовать наращивание инвестиций в основной капитал, опережающий рост экспорта товаров и услуг и стимулирующий рост доходов населения.
Соответствующие прогнозные параметры также устанавливаются Указом. Планируется, что на инвестиционные цели в следующем году за счет всех источников финансирования будет направлено на 3,1 % больше, чем в текущем году. Экспорт товаров и услуг увеличится на 3,7 % с преимущественным наращиванием его физических объемов. Для этого намечено расширение сотрудничества с опорными точками в странах дальней дуги и восстановление присутствия на традиционных рынках сбыта стран СНГ.
Целенаправленная работа над качественным развитием и расширение экспортного потенциала позволит обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,8 %.
Для Национального банка и Правительства устанавливается целевая задача по ограничению инфляции на уровне, не превышающем 7 %.
Указом устанавливается требование по утверждению Правительством плана социально-экономического развития на 2026 год, который выступит инструментом достижения обозначенных ориентиров.