ГКНТ и НЦИС впервые проведут конкурс по созданию социальной рекламы в сфере интеллектуальной собственности
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь совместно с ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» объявляет с 1 октября 2019 года прием заявок на конкурс по созданию социальной рекламы в сфере интеллектуальной собственности. Об этом сообщил на пресс-конференции Председатель ГКНТ Александр Шумилин. По его словам, основная цель конкурса – популяризация и распространение знаний об интеллектуальной собственности, привлечение внимания к этой теме широкого круга общественности, в том числе ее самой активной части – творческой молодежи. На конкурс принимаются текстовые, графические и видеоматериалы. Самые лучшие и креативные из них (по итогам конкурса) будут использованы в качестве социальной рекламы интеллектуальной собственности. «Конкурс интеллектуальной собственности – это первое мероприятие из серии планируемых к проведению Госкомитетом по науке и технологиям и Национальным центром интеллектуальной собственности. Он позиционируется как площадка творческого роста для его участников, которым будет оказываться поддержка и после завершения конкурса, в том числе путем участия в других наших мероприятиях», – сказал Александр Шумилин.
Проведение конкурса поддержали Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Министерство информации, Министерство культуры и Министерство образования, учреждения образования (БГУ, в том числе факультет журналистики, Академия искусств, Российская государственная академия интеллектуальной собственности), средства массовой информации, частные организации, интересы которых соприкасаются с интеллектуальной собственностью (Бренд года, Ассоциация Рекламных Организаций, Космос-ТВ). Генеральными спонсорами проекта выступили мобильный оператор А1 и Ассоциация защиты интеллектуальной собственности «Белбренд». Они подготовили призы для участников конкурса, а также предоставили площадку для проведения церемонии награждения победителей конкурса.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь
Национальная академии наук Беларуси объявила конкурс научно-исследовательских работ для включения их в качестве заданий в государственные программы научных исследований на 2026–2030 годы, сообщили БЕЛТА в пресс-службе НАН.
Перечень таких госпрограмм утвержден постановлением Совета Министров от 9 октября 2025 г. № 555. В него вошло 12 госпрограмм. Среди них – «Энергофизические системы и технологии», «Химические процессы и технологии», «Геномные, молекулярные и клеточные технологии» («Геном, молекула и клетка»), «Интеллектуальные информационные и космические технологии, безопасность человека, общества и государства», «Фотоника и микроэлектроника», «Механика, машиностроение, роботизированные, беспилотные и интеллектуальные системы».
В перечень включены также госпрограммы «Современное материаловедение, перспективные материалы и новые технологии», «Рациональное природопользование», «Междисциплинарные и синергетические исследования» («Конвергенция-2030»), «Инновации в АПК», «Экспериментальная медицина и медицинские биотехнологии», «Социально-экономическая, политическая и национально-культурная безопасность белорусской государственности».
Информацию о целях формируемых программ, порядке конкурсного отбора, а также формах заявочных документов по заданиям государственных программ научных исследований можно получить в головных организациях-исполнителях соответствующих программ, указанных в перечне, а также на сайте НАН.
По информации БЕЛТА
Одним из ключевых событий второго дня XIII Международного форума «Антиконтрафакт-2025» стала V Международная научно-практическая конференция «Интеллектуальная собственность в современном мире: вызовы времени и перспективы развития». Как отметил первый заместитель Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Денис Коржицкий, целью ежегодного проведения международной конференции является формирование новых направлений совершенствования системы интеллектуальной собственности, которые стимулируют национальное инновационное развитие:
– В рамках конференции особое место занимают вопросы современных тенденций развития рынка результатов интеллектуальной деятельности, управления правами на такие результаты, что еще раз подтверждает важность эффективной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.
По словам Дениса Коржицкого, современное развитие инновационной экономики основано на использовании такого инструмента, как интеллектуальная собственность:
– На сегодняшнем этапе рынок интеллектуальной собственности Беларуси – эффективный механизм социально-экономического развития государства.
Так, по итогам полугодия 2025-го подано более 4 тысяч заявок на регистрацию объектов права промышленной собственности, что составляет 100,7 процента к уровню аналогичного периода прошлого года. Особенно хочется отметить, что за указанный период научными организациями подано более 65 процентов заявок на выдачу патента на изобретения Республики Беларусь от их общего количества.
Такая статистика наглядно демонстрирует лидирующую роль научных организаций в создании инноваций и подчеркивает важность трансфера технологий между наукой и реальным сектором экономики.
Также в первом полугодии отмечается рост регистрации объектов права промышленной собственности. Всего зарегистрирован 1671 объект, что на 11,6 процента превышает показатель за первое полугодие 2024 года. Растет и количество договоров о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности.
В первом полугодии 2025-го зарегистрировано более 630 договоров, что составляет 109 процентов к аналогичному уровню прошлого года. При этом преобладающее количество зарегистрированных договоров относится к лицензионным. Таким образом, по мнению Дениса Коржицкого, в Беларуси сформирован эффективный рынок интеллектуальной собственности. Но для его совершенствования требуется уделять особое внимание вопросу коммерциализации.
Для стран Содружества тесное взаимодействие в сфере интеллектуальной собственности имеет стратегическое значение, отметил в ходе конференции первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко:
– Создание единого прозрачного и предсказуемого пространства для охраны и использования интеллектуальной деятельности открывает огромные возможности для бизнеса, науки и творчества. Это не только повышает инвестиционную привлекательность наших стран, но и укрепляет наши позиции на мировом рынке наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Эффективная система интеллектуальной собственности стимулирует создание инноваций, обеспечивает передачу технологий и способствует развитию конкуренции. В конечном счете это ведет к экономическому росту, созданию новых высококвалифицированных рабочих мест и повышению благосостояния граждан всех государств СНГ.
По его словам, в рамках Содружества такую совместную работу успешно координирует Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности. Его деятельность опирается на важные основополагающие документы. Создана обновляемая база данных патентных документов. Налажен на постоянной основе обмен патентной информацией.
Также Игорь Петришенко проинформировал, что на пространстве СНГ функционирует 10 центров коммерциализации инноваций. В их числе Национальный центр инновации и предпринимательства Республики Армения, Республиканский центр трансфера технологий Национальной академии наук Беларуси, Минский городской технопарк, Фонд науки Республики Казахстан, Фонд развития инновационного предпринимательства ТПП РФ и другие.
– С помощью этих центров налаживается взаимодействие крупных предприятий, государственных органов, бизнес-инкубаторов, институтов развития, способствующих развитию инноваций и осуществляющих поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства, – рассказал Игорь Петришенко. – Центры вносят большой вклад в процесс реализации научных исследований и результаты научной и научно-технической деятельности, способствуют эффективному взаимодействию ученых, частных партнеров, сервисных компаний, международных организаций, ускорению вывода на рынок перспективных проектов и технологий.
Вице-президент Евразийского патентного ведомства Евразийской патентной организации Владимир Рябоволов напомнил, что ключевыми факторами, которые способствовали в 2024 году росту национальной экономики Беларуси, стали экспорт и инвестиции:
– Оба этих фактора роста напрямую связаны с системой интеллектуальной собственности. Инвестиционная привлекательность обеспечивается надежной системой охраны и защиты интеллектуальной собственности. Экспорт также невозможен без усилий по брендированию товаров и применению комплексных мер для защиты авторских прав.
В том числе, по мнению Владимира Рябоволова, для белорусских предпринимателей с инновационными продуктами, имеющими экспортный потенциал, получение евразийского унитарного патента может стать первым шагом к расширению охвата бизнеса, выходу на международные рынки через Евразийский регион.
В ходе мероприятия состоялся ряд подписаний. Так, подписано Соглашение о взаимодействии с Белорусским инновационным фондом, а также Соглашение о создании 36-й точки Центра поддержки технологий и инноваций на базе Белорусского государственного университета физической культуры.
Вера Артеага, « Рэспубліка», 8 октября 2025 г.
Огромные ожидания по повышению качества жизни связывают сегодня с искусственным интеллектом. И это оправданно. ИИ способен обрабатывать гигантские массивы данных в экономике, медицине, ускорять научные открытия. Ведущие страны мира стремятся совершить интеллектуальный рывок и завоевать технологическое лидерство. Однако это одна сторона медали. А вторая – серьезные вызовы, которые несет использование искусственного интеллекта. Взять хотя бы такие риски, как фейковые новости, синтезированные медиа, проблемы с безопасностью персональных данных. Поэтому крайне необходимо правовое регулирование деятельности в этой сфере, сообщает БЕЛТА.
Модельный закон – как основа
Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ, в работе которой самое активное участие принимают члены Совета Республики, в свое время инициировала разработку проекта модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Разработчиком законопроекта выступил Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси.
Непосредственно решение об утверждении модельного законопроекта было принято на заседании МПА СНГ 18 апреля 2025 года с участием членов Совета Республики, входящих в состав данного интеграционного объединения. Модельный закон направлен на обеспечение гарантированной безопасности использования систем искусственного интеллекта, ориентируясь на приоритет человека и улучшение качества его жизни, безопасности, а также повышение эффективности национальных экономик. Положениями закона определена ответственность за нарушение требований в данной деятельности.
В Беларуси законодательные акты, регламентирующие сферу искусственного интеллекта, пока не приняты. Именно поэтому заседание экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики 6 октября посвятили теме использования технологий искусственного интеллекта, оно прошло на площадке главной научной организации страны – Национальной академии наук Беларуси.
У разных стран разные подходы
«Все вопросы, связанные с регулированием общественных отношений, тем более когда цифровые технологии бурно врываются в наши общественные отношения и серьезно влияют на текущую жизнь, конечно, находятся в фокусе внимания законодателей. Сегодня на заседании экспертно-консультативного совета мы проанализировали подходы, которые есть в мире по регулированию новаций, имеющихся в нашей повседневной жизни, в первую очередь с точки зрения правовой формализации», – отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Сергей Сивец.
Китай, Соединенные Штаты Америки, Объединенные Арабские Эмираты, Российская Федерация – у каждой из этих высокоразвитых стран собственное видение и собственный подход к правовой регламентации правоотношений, основанных на использовании технологий искусственного интеллекта. И подход разный, учитывающий особенности экономического и социального развития каждой из этих стран. «Нам важно быть в русле этих процессов и не отставать», – подчеркнул Сергей Сивец.
Участники заседания обсудили модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта» и то, насколько его положения могут быть имплементированы в национальное законодательство. Эксперты размышляют над вопросом: целесообразна ли разработка отдельного закона о технологиях искусственного интеллекта либо стоит предусмотреть альтернативные способы регулирования таких отношений (например, через принятие технических нормативных правовых актов, через вопросы, связанные с техническими стандартами).
«Безусловно, я не случайно сказал про различные подходы. Некоторые страны, которые дальше продвинулись в развитии технологий искусственного интеллекта, идут по экспериментальному правовому регулированию, в первую очередь через локальные правовые акты организаций-разработчиков, и пока не подходят к национальному законодательству», – заметил сенатор.
Свою мысль он пояснил следующим. Технологии искусственного интеллекта – это не сами общественные отношения, а именно инструмент, который так или иначе интегрируется в уже сложившиеся общественные отношения в экономической, социальной сферах, в частности, автомобилестроении, авиастроении, здравоохранении, образовании и т.д. Эти технологии бурно внедряются в общественную жизнь, но при этом не перестают быть технологиями.
Поэтому и существует несколько подходов к необходимости формализации этих отношений, отметил Сергей Сивец. При этом, с одной стороны, это не должно стать препятствием для развития прогрессивных технических решений в общественной жизни, научно-технического прогресса. С другой стороны, важно предусмотреть такие механизмы, которые бы предупреждали нарушение фундаментальных прав жителей той или иной страны. Вопрос заключается в том, чтобы найти ту самую золотую середину.
А что с авторским правом?
Отдельный проблемный вопрос – авторское право на объекты, созданные с помощью искусственного интеллекта. Сергей Сивец считает, что этот вопрос необходимо урегулировать после того, как будет определена база: дефиниции, понятия, принципы, система использования технологии искусственного интеллекта.
«Это основа, базис, на который в дальнейшем будет проецироваться изменение законодательства, в том числе в отношении специальных актов в части защиты авторских прав, интеллектуальной собственности, – уверен сенатор. – Как Конституция является основой всей правовой системы государства, так и закон о технологиях искусственного интеллекта (либо иной, возможно, правовой акт) явится той основой, на которой в дальнейшем будут совершенствоваться и другие законодательные акты, в том числе Закон «Об авторском праве и смежных правах».
Вместе с тем в Беларуси разрабатывается концепция развития искусственного интеллекта. По словам Министра связи и информатизации Кирилла Залесского, активно используется в первую очередь российский и китайский опыт.
«За последний месяц группа экспертов объехала практически все достойные центры и в России, и в Китае, и Казахстане. Нам, безусловно, важен опыт тех стран, которые находятся примерно в равных условиях с Беларусью и развернули уже систему искусственного интеллекта, – сказал министр. – В дальнейшем мы планируем внедрять интеллектуальных агентов в различные государственные информационные системы, цифровые платформы на благо наших жителей и на благо экономики Беларуси».
Собственный ИИ?
Что касается развития собственных технологий искусственного интеллекта, как правило, это крупная корпоративная или страновая задача, отметила начальник Секретариата Наблюдательного совета Парка высоких технологий Анна Рябова.
«Искусственный интеллект – сейчас такая намоленная история. Естественно, наши резиденты стремятся быть на острие новых технологий и использовать их в своей работе, – сказала она. – Относительно разработки новой модели искусственного интеллекта, это, конечно, задача не для одного резидента. Это, как правило, крупная корпоративная или страновая задача. На мой взгляд, наша позиция – максимально осознанно и максимально эффективно использовать то, что нарабатывают другие».
Вместе с тем определенное сотрудничество с иностранными государствами наблюдается. Впрочем, следует понимать, что основные игроки на этом поле – США и Китай – борются фактически между собой. Они вовсе не настроены на то, чтобы раздавать свои наработки кому-либо. Обольщаться по этому поводу не стоит.
Белорусским законодателям предстоит работать над дальнейшим правовым регулированием данной деятельности. И результаты сегодняшнего заседания экспертно-консультативного совета при Президиуме Совета Республики будут использованы в этой работе.
По информации БЕЛТА
Конкурс «100 молодых талантов Национальной академии наук» проходит в Беларуси. Об этом БЕЛТА сообщили в НАН.
Конкурс проводится для привлечения и закрепления талантливой молодежи в научной, научно-технической и инновационной сферах, создания молодежных научно-исследовательских групп и омоложения кадрового состава научных организаций, обеспечения преемственности между учеными разных поколений.
К участию в конкурсе допускаются молодые ученые, работающие в организациях НАН Беларуси, в том числе кандидаты наук в возрасте до 35 лет по состоянию на 1 января 2026 г. (1991 года рождения включительно), которым присуждена ученая степень в возрасте до 30 лет, а также доктора наук в возрасте до 45 лет на ту же дату (включая 1981 год рождения), которым присуждена ученая степень в возрасте до 40 лет.
Лауреаты конкурса включаются в банк данных «100 молодых талантов Национальной академии наук Беларуси» (с выдачей соответствующего сертификата) и в резерв руководящих кадров НАН. Кроме того, в период нахождения в банке данных они получают ежегодный грант на участие в международном научном, научно-организационном или научно-практическом мероприятии (конференции, симпозиумы, научные школы, краткосрочные стажировки и др.).
Участникам конкурса необходимо зарегистрироваться, заполнив анкету на сайте НАН. По вопросам заполнения анкеты можно обратиться по телефону (8017) 358-28-26. Кроме того, участники конкурса направляют комплект документов до 30 октября 2025 г. в конкурсные комиссии при отделениях Академии наук с учетом направления научной деятельности по адресу: 220072, г. Минск, пр. Независимости, 66.
С требованиями, предъявляемыми к участникам, и условиями конкурса можно ознакомиться на сайте НАН.
По информации БЕЛТА
Важность защиты рынков от контрафактной продукции растет вместе с техническим прогрессом и бурным внедрением инновационных разработок в экономику и другие сферы. От фальсификата страдает и цифровое пространство. Все это требует принятия эффективных мер по выявлению и пресечению выхода такой продукции на рынки ЕАЭС. Речь об этом шла на XIII Международном форуме «Антиконтрафакт-2025» в Минске. Участие в мероприятии принимают около 500 представителей Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Монголии, России, Узбекистана.
Масштабный вызов
Как отметила в ходе церемонии открытия Заместитель Премьер-министра Беларуси Наталья Петкевич, с учетом того, что в нынешнем году Беларусь председательствует в ЕАЭС, логично, что наша страна стала площадкой для целого ряда значимых мероприятий. И логическим продолжением бизнес-промышленной тематики, без сомнения, является тема защиты всего, что производится в странах ЕАЭС, от подделок.
Вице-премьер выразила слова признательности в адрес Евразийской экономической комиссии, Международной ассоциации «Антиконтрафакт» за содействие и предоставление возможности провести это мероприятие в Минске. По мнению Натальи Петкевич, оно пройдет на высочайшем организационном уровне.
– Площадка собрала большое количество участников, что еще раз доказывает актуальность этой темы, – акцентировала она.
– Контрафакт – это не только угроза для добросовестных производителей и правообладателей, но и масштабный вызов для государства, экономики, бизнеса, международного сотрудничества. Но что еще более важно, для безопасности людей.
Заместитель Премьер-министра заметила, что нашу страну очень часто упрекают в сохранении советских традиций. Однако с тех времен мы взяли все только самое лучшее, в том числе высочайшее качество производства продукции – от продуктов питания до тяжелого машиностроения, фармацевтики и т. д.
– Поэтому мы очень бережем имя своих брендов, мы очень бережем свою репутацию, – отметила она. – И на самом деле те репутационные издержки, которые могут быть причинены за счет контрафакта, порой даже выше, чем какие-то налоговые издержки или непоступления.
В Беларуси тема государственных стандартов и защиты интеллектуальной собственности – в приоритете, подчеркнула Наталья Петкевич. Она акцентировала, что наша страна во многих вопросах является флагманом, а там, где таковой не является, – активным проводником борьбы за высокие стандарты качества и борьбы с контрафактом.
По ее словам, в условиях глобализации, цифровизации, стремительного развития рынков тема контрафакта приобретает еще большее значение, потому что подделать многие товары можно очень легко. Масштабы проблемы растут.
– И конечно, задача номер один – это выработать эффективную систему охраны интеллектуальных прав для того, чтобы и защитить продукцию, и позволить своевременно выявить нарушения, – подчеркнула вице-премьер.
Наталья Петкевич акцентировала внимание на необходимости выработки культуры соблюдения прав интеллектуальной собственности, уплаты налогов.
– Мы должны прийти к такому уровню охраны интеллектуальной собственности, чтобы применительно к правообладателю действовала такая же культура и уважение, – подчеркнула она.
– Борьба с контрафактом, особенно в нынешних условиях, невозможна без взаимодействия ряда государственных органов как внутри страны, так и на международной арене. И Евразийский экономический союз – та уникальная и очень плодотворная площадка, которая уже проявила консолидацию в этом вопросе.
И имеется ряд успехов. Думаю, государства ЕАЭС, включая страны-наблюдатели, государства, с которыми мы идем по пути заключения соглашений о свободной торговле, – это тот пул, который может стать передовиком на мировой арене по продвижению идей защиты прав интеллектуальной собственности.
Пресечь незаконный ввоз контрафакта
Проблема фальсификата – значимая для всех государств – членов ЕАЭС. Так, за последний пятилетний период общий объем выявленной контрафактной продукции превысил 50 млн единиц. Большая часть нарушений касалась прав на товарные знаки – почти 90 процентов. Нарушения авторских и смежных прав составили 10 процентов, патентных – 0,3 процента. Таким образом, борьба с контрафактной продукцией и вопросы охраны и защиты интеллектуальной собственности всегда взаимосвязаны. Что касается Беларуси, рассказал Председатель ГКНТ Сергей Шлычков, по итогам 2024 года у нас выявлено более 70 тысяч единиц контрафактной продукции, что почти вдвое больше уровня 2023-го.
– Антирейтинг контрафактной продукции в Республике Беларусь возглавляют товары повседневного спроса – это одежда и обувь, бытовая техника, автозапчасти, а также парфюмерия и косметика, – проинформировал он. – При этом более 90 процентов контрафакта, выявленного таможенными органами нашей страны, ввозится с территории Китая. В числе еще 10 процентов превалируют Литва и Германия.
Глава ГКНТ отметил, что для борьбы с фальсифицированной продукцией в нашей стране выстроена соответствующая система мер, которая приносит результаты.
Важная роль здесь принадлежит таможенным органам. Так, за период с 2021 по 2024 год по фактам незаконного использования объектов интеллектуальной собственности ими направлено в суд более 200 дел об административных правонарушениях.
– В результате выстроенной системы борьбы с контрафактом каких-либо серьезных проблем не возникает, а все имеющиеся вопросы решаются в соответствии с законодательством, – подчеркнул Сергей Шлычков. – Имеющимся у нас опытом мы готовы поделиться с партнерами из других стран. В том числе нас интересует зарубежный положительный опыт.
Глава ГКНТ напомнил, что поскольку борьба с контрафактом и защита интеллектуальной собственности всегда взаимосвязаны, то регистрация объектов интеллектуальной собственности, в частности товарного знака, рассматривается как первооснова, которая позволяет правообладателю защитить свои права на рынке. Так, сейчас в Беларуси действует около 130 тысяч товарных знаков. По желанию правообладателя они могут включаться в национальный таможенный реестр, а в ближайшем будущем – и в единый таможенный реестр государств – членов ЕАЭС. Это, в свою очередь, убежден Сергей Шлычков, позволит пресечь незаконный ввоз контрафакта:
– Мы уверены, что тесное взаимодействие и скоординированные действия с зарубежными партнерами позволят повысить эффективность борьбы с контрафактом.
Вера Артеага, « Рэспубліка», 7 октября 2025 г.
