Проект национальной стратегии в интересах пожилых граждан поступит на обсуждение в октябре-ноябре
В начале этого года доля граждан в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения Беларуси составила около 22 %, к 2025 году этот показатель возрастет до 28 %. В связи с этим была начата разработка проекта национальной стратегии в интересах пожилых граждан, который будет представлен на обсуждение в октябре-ноябре. Об этом сообщила журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Людмила Кананович.
Разработка проекта стратегии ведется под эгидой Минтруда и соцзащиты Беларуси. Была создана рабочая группа из 35 человек. «Состоялись встречи, где мы глобально обсуждали название самой стратегии, понятийный аппарат, взаимодействие и функции, чтобы не было их дублирования. Так как социальная защита и социальное обеспечение, система здравоохранения и наши общественные объединения работают в тандеме, где-то функции перекликаются, и необходимо их развести и направить на решение тех задач, которые будет регулировать данная концепция. Проект должен поступить на обсуждение где-то в октябре-ноябре, к этому времени мы отработаем все основные положения и можно будет уже конкретно говорить, что удалось сделать», – сказала Людмила Кананович.
Среди предложений со стороны депутатов Палаты представителей она отметила использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере оказания медицинских и социальных услуг для граждан пожилого возраста, поддержку научных исследований в области геронтологии, внедрение в учебные программы для молодежи курсов по планированию активного долголетия. Рассматривались также варианты привлечения коммерческих и некоммерческих сетей для доставки продуктов, предоставления транспортных и бытовых услуг по принципу социального предпринимательства.
«Старение населения – это не угроза, а потенциал для развития», – отметила Людмила Кананович.
По сообщению БЕЛТА
Депутаты обсудили вопросы реализации демографической политики в Союзном государстве, сообщает корреспондент БЕЛТА.
25 октября в Калининграде состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению. Участники заседания рассмотрели вопросы деятельности по улучшению демографической ситуации в регионах Российской Федерации и областях Республики Беларусь на примере Калининградской области. Парламентарии отметили, что в целях повышения рождаемости в Калининградской области 7 июля 2023 года утверждена региональная программа по повышению рождаемости на период 2023–2025 годов. Депутаты ознакомились с основными задачами программы и ее целевыми показателями. Также были обсуждены тенденции по развитию демографической ситуации, которые сформировались в Республике Беларусь, меры государственной поддержки семей с детьми, сохранения традиционных семейных ценностей, поддержания здорового образа жизни.
«Демографическая ситуация – это проблема, которая сегодня волнует все страны мира, которая складывается у каждой страны по-разному. Но общество сегодня стареет и как говорят эксперты-демографы – мы вступаем в эру серебряного возраста. Есть позитивные и отрицательные факторы, которые на это влияют. Позитивно – растет продолжительность жизни, обусловленная как позицией самого человека к своему образу жизни, так и развитием системы здравоохранения. И есть, конечно, отрицательный фактор – снижается рождаемость. И сегодня на калининградской земле мы обсудили очень интересную тематику, сверили часы, поделились опытом по вопросам улучшения демографической ситуации», – отметила заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду, социальной политике и здравоохранению, председатель Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Ирина Костевич.
Депутаты рекомендовали министерствам труда и социальной защиты России и Беларуси, министерствам здравоохранения двух стран обобщить положительный опыт работы правительства Калининградской области по улучшению демографической ситуации в целях его внедрения в регионах РФ и областях Беларуси. Кроме того, депутаты рассмотрели вопросы финансирования из бюджета Союзного государства программ и мероприятий в социально-трудовой сфере и рекомендовали Постоянному комитету Союзного государства принять необходимые меры для утверждения бюджета Союзного государства на 2025 год до начала следующего финансового года.
Перед началом заседания состоялась встреча с представителями Правительства Калининградской области и Законодательного собрания Калининградской области. Участники встречи обсудили состояние и перспективы взаимодействия Калининградской области с областями Беларуси, развитие отношений в области спорта, культуры, туризма и здравоохранения, вопросы реализации молодежной политики. В рамках проведения заседания комиссии депутаты также ознакомились с работой консультативно-диагностической поликлиники, предоставляющей услуги населению Калининградской области по планированию семьи, посетили центр социальной помощи семье и детям. Кроме того, парламентарии вместе с представителями Калининградской области и участниками регионального отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» возложили цветы к памятнику 1200 гвардейцам в Калининграде.
По информации БЕЛТА
Средняя продолжительность жизни в Беларуси к 2030 году должна составить 80 лет. Это предусмотрено проектом Национальной стратегии Беларуси «Достойное долголетие – 2030», который рассмотрели сегодня на заседании Национального комитета по народонаселению при Совете Министров.
«Цель стратегии – максимально повысить уровень и качество жизни пожилых людей. В документе шесть задач, по каждой из них есть конкретные индикаторы, к которым мы будем стремиться. Если говорить в совокупности, главная цель – увеличить продолжительность жизни. Если последние данные по продолжительности жизни – 74 с половиной года, то задача к 2030 году выйти на 80», – отметила Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.
Министр констатировала, что демографическая ситуация в Беларуси характеризуется старением населения. «Численность граждан в возрасте старше 65 лет – более 15 %. Эксперты ООН говорят о том, что если более 7 % людей в стране старше 65 лет, население считается старым. Ожидается, что в 2030 году в Беларуси доля пожилых людей составит 21 %», – привела данные Ирина Костевич.
Вместе с тем такие тенденции наблюдаются не только в Беларуси, но и во всем мире, поэтому международные организации активно занимаются разработками стратегий активного долголетия. Беларусь при разработке национальной стратегии сотрудничала с международными организациями, в частности с ЕЭК ООН.
Для увеличения продолжительности жизни в стратегии предлагается внедрять новые технологии для сохранения здоровья, привлекать пожилых людей к занятиям физкультурой и спортом, открывать школы активного долголетия, здорового образа жизни.
Акцент сделают на образовательных услугах, причем не только для пожилых, но и для людей предпенсионного возраста, которым сегодня сложно конкурировать на рынке труда. Параллельно с подготовкой проекта стратегии «Достойное долголетие – 2030» Минтруда разрабатывает меры по поддержке людей предпенсионного возраста на рынке труда. Речь идет о совершенствовании их персональных навыков, переподготовке и поиске новой профессии, востребованной на рынке труда.
Заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко отметил, что при разработке стратегии важно изучить международный опыт подготовки таких документов. Ожидается, что к 2050 году в 64 странах доля людей старшего возраста составит более 30 % населения.
«Поставленные Главой государства задачи по укреплению демографической безопасности требуют от нас детального рассмотрения всех аспектов демографического развития, принятия выверенных решений по каждому направлению», – сказал Игорь Петришенко.
По сообщению официального сайта Совета Министров Республики Беларусь

Начиная с 1990-х белорусы, к сожалению, имеют отрицательный прирост населения. Но немало сил и средств тратит государство на то, чтобы сомкнуть демографические ножницы. Каждый год, к примеру, около 5 процентов ВВП тратится на поддержку семьи. Это семейный капитал, жилищное строительство, здравоохранение, образование. Шлифуются старые финансовые инструменты, рассматривается внедрение новых.
К последним, к слову, можно отнести оказание господдержки при проведении процедуры экстракорпорального оплодотворения. Первую процедуру, по инициативе Минздрава, предлагается сделать бесплатной. А теперь немного цифр. Согласно данным Национального статистического комитета, в 2018-м более 93 тысяч белорусок стали мамами. Из них на долю первых рождений пришлось 39,2 процента, вторых – 39,4, третьих – 15,4. 908 родов было принято у женщин, которые зачали с помощью вспомогательных репродуктивных технологий.
В мировой практике о целесообразности ЭКО в масштабах государства говорят, когда число рожденных таким путем не менее 5 процентов от всех новорожденных. Получается, Беларусь в этом плане может дать большую фору: сейчас количество детей «из пробирки» меньше одного процента от общего количества рожденных. Руководствуясь таким подходом, подсчитываем: если в стране будет каждый год рождаться около 95 тысяч детей, то 4,5 тысячи из них могут появляться по методике ЭКО. Тогда, получается, экономически оправдана господдержка при попытке экстракорпорального оплодотворения.
Сложность ситуации в том, что никто из врачей стопроцентной гарантии на то, что с одного раза женщина забеременеет, не дает. Остальные процедуры при желании можно проводить за свои деньги. А цена вопроса около 4 тысяч рублей в государственных центрах, в частных – еще больше. ЭКО подходит для пар, у которых уже есть безуспешный опыт борьбы с бесплодием. В Беларуси таковых около 14 процентов.
Отразиться этот вопрос должен в Законе «О вспомогательных репродуктивных технологиях». И в то, что предлагаемый финансовый инструмент может повлиять на рождаемость в принципе верится. Хотя, по оценкам экспертов, увы, беби-бума, как было в 2015-м, когда в стране родились 119 тысяч детей, пока нет. Такой рождаемости, к слову, у нас не наблюдалось начиная с 1994 года.
Не исключено, что на демографической ситуации может сказаться и пересмотр уже работающих инструментов. К примеру, хотят продлить программу по получению семейного капитала. На 1 мая в Беларусбанке открыто 67,9 тысячи депозитов на сумму более 678 миллионов долларов. И мы видим, что есть положительный эффект. За четыре года реализации программы рост доли третьих детей в общем числе рождаемости составил 137 процентов по сравнению с четырьмя предыдущими годами, когда семейный капитал не действовал. Если до начала реализации масштабного госпроекта в 2014 году число рожденных третьих и последующих детей в семьях составляло чуть более 17 тысяч, то в 2018-м – уже более 20 тысяч.
Кроме пролонгации программы семейного капитала, рассматривается возможность и досрочно, до достижения ребенком 18 лет, использовать деньги с депозита. Самая востребованная цель – на улучшение жилищных условий. Многие многодетные родители указывают на то обстоятельство, что именно сейчас пригодилась бы государственная поддержка на эти цели, чем когда самый младший ребенок станет совершеннолетним.
В решении демографической проблемы все средства, особенно финансовые, хороши. Инвестиции в материнство и семейные ценности – благое дело, на которое готово в силу своих возможностей выделять средства государство.
Татьяна Ускова, «Сельская газета», 11 июля 2019 г.
Демографическая ситуация и совершенствование мер государственной поддержки семей, воспитывающих детей, обсудили сегодня на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко.
Александр Лукашенко заметил, что при рассмотрении мер по поддержке семей разговор должен идти не только о внедрении новых механизмов, но о совершенствовании системы в целом. «У нас и так уже добавлено настолько, что ни одна страна в мире не поддерживает так семьи с детьми, как мы. У нас, по-моему, до 11 разных пособий. Я прочитал анализ по странам: допустим, в Германии очень сильные выплаты, а рождаемость практически как в Беларуси. И там, где не очень поддерживают семьи, там такая же рождаемость», – обратил внимание Президент.
Поэтому, по его мнению, надо разобраться в самой системе поддержки семьи и, возможно, перераспределить выделяемые средства. «Может, нам где-то усилить поддержку, а где-то какую-то мелочь, которая не работает, вообще убрать. К примеру, если мы примем приличное решение по обеспечению многодетных семей жильем, то, естественно, это стимул. Жилье для семьи – это все. А если вы на санаторно-курортное лечение отправляете и даете человеку три доллара – это вы просто распыляете денежные средства. Поэтому нам надо серьезно подумать, – подчеркнул Глава государства. – Поэтому давайте выстраивать по-человечески этот разговор, отталкиваясь от земли».
«В сфере демографической безопасности мы сталкиваемся с такими же проблемами, как и большинство государств мира. Это снижение уровня рождаемости и увеличение естественной убыли населения. Если не принимать упреждающих мер, то, по прогнозам специалистов, тенденции к снижению численности населения и его старения будут только усиливаться вплоть до 2040 года», – констатировал Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что для поддержки семей с детьми в Беларуси приняты исключительные меры. Среди них – оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет, льготное кредитование для многодетных и программа семейного капитала. «Это существенные меры, которые работают. Поэтому надо подумать: если уж усиливать – то меры, которые работают, и убирать те, которые не работают. Все равно человек в результате получит больше», – отметил Глава государства.
Вместе с тем Александр Лукашенко поинтересовался, насколько принятые ранее в стране меры по поддержке семей с детьми эффективны и способствуют ли они повышению рождаемости. «Прирост населения, повышение трудового потенциала – вопрос национальной безопасности, и для нас он звучит так же остро, как для других развитых стран», – констатировал Президент.
Глава государства также рассказал, что ему до сих пор докладывают о недоработках в обеспечении многодетных семей жильем. Решить этот вопрос к 2021 году Президент поручал на недавнем совещании-семинаре по строительству.
В стране с 2016 по 2020 год действует государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Ей предусматривается создание условий для улучшения здоровья населения, развития и укрепления семейных ценностей, повышения престижа родительства, улучшения воспроизводства населения, сокращения уровня смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения, а также оптимизации внутренних миграционных процессов.
Президент спросил, как выполняется эта программа и позволила ли ее реализация снизить смертность населения. «Как это программа реализовывается, я вижу, глубоко окунувшись в эту проблему. Мы пока очень много говорим о здоровом образе жизни, щелкаем каблуками, начиная от Правительства, в частности, вице-премьера, который должен этим заниматься, главы Администрации и прочих подчиненных… Еще раз предупреждаю: хоть одно неисполненное мое поручение – сразу собирайтесь и уходите, – сказал Александр Лукашенко . – Я также требовал от Министра здравоохранения принять комплексные меры по снижению смертности. Хотелось бы услышать, что делается в этом направлении».
Глава государства резюмировал: в ближайшие годы необходимо разработать и реализовать действенные меры, направленные на увеличение рождаемости населения Беларуси. При этом важно, добавил он, уделить внимание формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к материнству и семейным ценностям. «Жду от участников активного обсуждения и предложений по улучшению демографической ситуации в стране. Никаких самоотчетов и разглагольствований: надо было рассматривать в Правительстве эти вопросы, прежде чем приходить к Президенту», – предупредил Александр Лукашенко.
Участники совещания рассмотрели причины снижения рождаемости в стране и достаточно высокой смертности, совершенствование мер по государственной поддержке семей с детьми. Обсуждалось обеспечение многодетных семей жильем, совершенствование программы семейного капитала, предоставление возможности по бесплатному проведению одной попытки ЭКО и многие другие варианты по поддержке семей.
Высказанные во время совещания инициативы от различных министерств были восприняты Президентом, однако пока остались на уровне предложений. Глава государства поручил систематизировать все наработки, провести ревизию льгот и еще раз обсудить эту тему на президиуме Совета министров. Губернаторам же поручили заняться этой проблематикой на местах с обязательным привлечением граждан, особенно тех, кого касаются или могут коснуться принятые и планируемые меры.
Доработанные предложения рассмотрят на очередном совещании у Президента, после чего будет приниматься окончательное решение.
(фото – БЕЛТА)
Итоги масштабного исследования по методологии «Поколение и гендер» станут подспорьем для выстраивания национальной демографической политики Беларуси. Об этом заявил сегодня журналистам заместитель Министра труда и социальной защиты Беларуси Александр Румак на пресс-конференции Регионального симпозиума по вопросам разработки научно обоснованной семейной политики.
«Демографическая политика страны не слагается хаотично. Чтобы вырабатывать те или иные меры, принимать решения, необходимо изучение демографических процессов, а также их сравнение с процессами в соседних странах, в Европейском регионе», – отметил Александр Румак. Он добавил, что ряд предпринятых в стране мер демонстрирует положительный эффект. Например, с 2015 года, когда был внедрен «семейный капитал», количество рождаемых третьих и последующих детей увеличилось с 16,5 тыс. до 22,2 тыс. «Благодаря исследованиям мы сможем оценить меры поддержки семей, которые есть сейчас. И что делать, например, чтобы стимулировать рождаемость вторых детей», – добавил Александр Румак.
В Беларуси исследование по методологии программы «Поколение и гендер» под названием «Беларусь: структура семьи, семейные отношения, рождаемость в меняющихся социально-экономических условиях» было проведено в мае–ноябре 2017 года. Оно стало одним из элементов проекта международной технической помощи «Поддержка реализации Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь». В опросе участвовали 10 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 79 лет из 56 городов и 40 сельских советов всех регионов Беларуси. В анкете было более 200 вопросов, обработка ответов и правильная интерпретация требует времени. Ожидается, что будет подписано соглашение между Минтруда и ЮНФПА об использовании информации в полном объеме. Анализ результатов должен поспособствовать совершенствованию обоснованной демографической политики в Беларуси. Кроме непосредственно исследования по проекту, было налажено сотрудничество с международными исследователями, построена система повышения квалификации, знаний в области демографии для государственных служащих разного уровня, организована подготовка молодых специалистов-демографов.
Региональный симпозиум по вопросам разработки научно обоснованной семейной политики «Применение результатов исследования «Поколения и гендер» в странах–членах ЕЭК ООН» проходит в Минске 21-22 марта. Его организаторами выступают ЮНФПА, ЕЭК ООН, правительство Беларуси. Форум экспертов из Беларуси, России, Австрии, Нидерландов, Чехии, Эстонии, Литвы, Латвии направлен на укрепление связей и обмен опытом между учеными, разработчиками стратегий, органами госуправления и другими заинтересованными сторонами.
По сообщению БЕЛТА
(фото - БЕЛТА)