09.09.2019
Государство поддержит граждан при утеплении домов: до 50 % за счет бюджета, рассрочка платежей на 10–15 лет
Еще вчера тепловая модернизация дома, замена батарей и другие энергоэффективные мероприятия оплачивались гражданами из личного кошелька. Так как подобные мероприятия не из дешевых, не все желающие могли позволить себе такую возможность. Теперь все изменилось: утеплить дом, установить счетчики тепла, заменить систему отопления можно, воспользовавшись поддержкой из бюджета: государство предлагает гражданам возместить до 50 % затрат на повышение энергоэффективности дома. Оставшуюся сумму можно погасить в рассрочку – равными платежами в течение 10-15 лет. Указ № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов», устанавливающий подобный механизм, подписан Главой государства 4 сентября.
Тепловая модернизация – дело добровольное
Главная цель данного документа – поддержать граждан в их желании снизить потребление тепла, увеличить энергоэффективность жилого дома, повысив, тем самым, комфортность проживания.
Перечень энергоэффективных мероприятий может быть различным: утепление стен и перекрытий, замена системы отопления, установка индивидуальных тепловых пунктов, регуляторов тепла на батарее и индивидуальных приборов учета, устройство систем дистанционного съема показаний, замена заполнений оконных и входных дверных проемов в подъездах, утепление тамбуров и вентиляционных шахт, устройство систем рекуперации тепловой энергии и т. п. Каким конкретно он будет – выбирают сами потребители – Указом определен принцип добровольного участия граждан в этих вопросах.
Инициатором тепловой модернизации могут быть как сами жильцы (перед тем как обращаться в организацию ЖКХ, договориться об этом должны собственники квартир, обладающие не менее одной четвертью голосов), так и исполком, правление товарищества, уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения.
Но дело это – добровольное, решение при любой инициативе зависит от желания самих граждан. При этом теперь государство предлагает поддержку – в финансировании энергоэффективных мероприятий предусматривается возможность долевого участия бюджета и собственников, а также привлечения на эти цели других источников, включая заемные средства международных кредитно-финансовых организаций.
Решение «утеплять – не утеплять» будет приниматься на общем собрании жильцов дома двумя третями голосов. Если решение будет принято, участвовать в мероприятиях по утеплению должны будут все собственники.
Как все это будет выглядеть на практике?
После принятия положительного решения о тепловой модернизации дома в протокол общего собрания вносится конкретный перечень мероприятий по тепловой модернизации. Далее уполномоченное лицо по управлению общим имуществом заключает с каждым собственником (жилых и нежилых помещений) договор о реализации энергоэффективных мероприятий. К слову, отказ от заключения подобного договора не освободит несогласных жильцов от исполнения обязательств по нему – решение принято на общем собрании всех собственников жилья и обязательно к исполнению, иных вариантов в Жилищном кодексе нет. Однако это не значит, что сразу после подписания договора придется перечислять определенную сумму на работы по утеплению. Граждане будут возмещать затраты только после завершения всех мероприятий по повышению энергоэффективности.
Как распределятся платежи между жильцами?
Размер возмещения будет определяться пропорционально доле каждого собственника в общей площади жилых или нежилых помещений.
Собственники жилых помещений будут погашать не менее 50 % от затрат на тепловую модернизацию дома, платежи будут выставляться ежемесячно, равными долями в течение 10 лет. Остальные расходы возьмет на себя государство.
Кому положены льготы?
Если семьям, например малообеспеченным или многодетным, а также пенсионерам подобная рассрочка окажется не под силу, по решению исполкома выплаты можно продлить до 15 лет. Кроме этого, данные выплаты будут учитываться и при начислении безналичных жилищных субсидий, соответственно, сумма общих коммунальных платежей с учетом платежа за тепловую модернизацию не превысит установленного законом порога в 15–20 % (село-город) от совокупного дохода семьи. То есть речь идет о рассрочке платежей равными долями и возможности пользоваться льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг.
А есть ли смысл утеплять?
По расчетам специалистов Минжилкомхоза, если утеплить стены и кровлю, заменить окна в местах общего пользования, модернизировать индивидуальный тепловой пункт и заменить систему отопления, то есть провести полную тепловую модернизацию, то теплопотребление дома снизится со 190 до 90–85 кВт·ч/м2 в год. При таком эффекте 50 % затрат на перечисленные выше работы оплатит государство, а тепловая модернизация окупится за 10 лет. Размер ежемесячных платежей в данном случае составит от 20 до 27 рублей (в зависимости от вида работ и серии домов).
Если учесть, что в теплом доме потребление тепла сократится, то и плата за него станет меньше. А это еще один аргумент в пользу модернизации, так как в будущем это позволит экономить на оплате жилищно-коммунальных услуг и значительно увеличить комфортность проживания.
Яна Щука, портал коммунальной грамотности населения
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов. Как новые подходы применяются на практике
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает
БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Агентства по государственной регистрации и земельному кадастру проведут бесплатные консультации
В преддверии Дня Октябрьской революции в Национальном кадастровом агентстве 6 ноября с 9.00 до 12.00 пройдет единый день бесплатного консультирования, сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 311-00-71. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости осуществления административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро будет вестись бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации
БЕЛТА
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены госнаград и Благодарности Президента
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены государственных наград и Благодарности Президента за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в развитие АПК и достижение высоких производственных показателей. Соответствующие Указ и Распоряжение подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Орденов и медалей, почетных званий удостоен 61 работник организаций агропромышленного комплекса.
Орденом Трудовой Славы награждены генеральный директор ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Владимир Лукьянов и директор ОАО «Отор» Чечерского района Татьяна Струк. Еще пять человек – Орденом Почета. Это оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм МТК «Германишки» КСУП «Гудогай» Островецкого района Гелена Дремо, директор ОАО «Хотимский льнозавод» Николай Курзенков, оператор машинного доения ОАО «Рассвет имени К.П.Орловского» Кировского района Галина Легкая, тракторист-машинист КУПСХП Верхнедвинского района «Кохановичи» Василий Мороз и водитель автомобиля ОАО «Путь новый» Ляховичского района Владимир Побегайло.
Большая группа работников агропромышленного комплекса удостоена медали «За трудовые заслуги». В их числе – оператор машинного доения ОАО «Грицкевичи» Несвижского района Татьяна Гусева, тракторист-машинист кооператива «Лариновка» Оршанского района Евгений Мельницкий, главный агроном ОАО «Спорово» Березовского района Иван Прокурат, оператор птицефабрик и механизированных ферм ОАО »Птицефабрика «Рассвет» Гомельского района Светлана Русских и токарь кооператива «Свитязянка-2003» Кореличского района Виктор Урбанович.
Указом также присвоены почетные звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь». Их удостоены главный агроном СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района Иван Головенко, оператор птицефабрик и механизированных ферм бройлерного цеха № 1 ЗАО «Серволюкс Агро» Могилевского района Татьяна Долгоносова, директор ОАО «Святая Воля» Ивацевичского района Владимир Любушак, тракторист-машинист ОАО «Тихиничи» Рогачевского района Андрей Новиков и начальник цеха животноводства КСУП «Брилево» Гомельского района Вячеслав Струк.
Заслуги еще 40 человек отмечены Благодарностью Президента. В их числе – главный агроном ОАО «Круглянский Рассвет» Сергей Островский, директор Щучинской птицефабрики Андрей Красовский, ведущий инженер-технолог Минского молочного завода № 1 Татьяна Михновец, животновод сельхозпредприятия «Рыдомльский» Толочинского района Наталья Рогова и тракторист-машинист ОАО «Городилово» Молодечненского района Александр Стефанович.
Александр Лукашенко ратифицировал шесть международных договоров со странами Африки, Азии и Латинской Америки
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о ратификации шести международных договоров, которые направлены на расширение сотрудничества со странами Африки, Азии и Латинской Америки.
Ратифицированы межправительственные соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов с Зимбабве, Угандой и Гвинеей-Бисау. В соответствии с ними владельцы таких паспортов освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда и транзита по территории принимающей стороны. Реализация этих международных договоров позволит упростить взаимные поездки официальных должностных лиц.
Межправительственные соглашения с Колумбией о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания и с Лаосом об отмене виз для владельцев обычных паспортов освобождают граждан, имеющих действительные национальные паспорта, от необходимости получения виз для въезда, транзитного проезда и пребывания на территории государств.
Кроме того, ратифицирован протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Турцией о взаимной отмене виз от 29 марта 2013 года. Документ предусматривает освобождение водителей и членов экипажей транспортных средств – граждан Беларуси и Турции, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров, от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государств в течение 90 дней в любом из периодов в 180 дней (до подписания протокола – до 30 дней, но не более 90 дней в году).
Главой государства подписан Указ о совершенствовании порядка заселения арендного жилья
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 388 «О совершенствовании порядка заселения арендного жилья».
Документ направлен на сокращение сроков заселения граждан в построенные государственные арендные квартиры до 30 рабочих дней от даты утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию. В настоящее время такое заселение допустимо осуществлять в срок до 200 дней.
Указом сокращена продолжительность действующих процедур, необходимых для заселения граждан.
В частности, работы по технической инвентаризации строящегося жилого дома будут начинаться не позднее чем за 45 календарных дней до приемки его в эксплуатацию (сейчас – после утверждения акта ввода).
Сроки обращения за предоставлением арендного жилья, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и другие сокращаются до 1–5 дней (ранее – не менее одного месяца).
Указ вступает в силу с 1 января 2026 года.
До указанного срока местным Советам депутатов поручено принять решения по заселению арендных квартир, находящихся в коммунальной собственности, также в 30-дневный срок.