09.09.2019
Государство поддержит граждан при утеплении домов: до 50 % за счет бюджета, рассрочка платежей на 10–15 лет
Еще вчера тепловая модернизация дома, замена батарей и другие энергоэффективные мероприятия оплачивались гражданами из личного кошелька. Так как подобные мероприятия не из дешевых, не все желающие могли позволить себе такую возможность. Теперь все изменилось: утеплить дом, установить счетчики тепла, заменить систему отопления можно, воспользовавшись поддержкой из бюджета: государство предлагает гражданам возместить до 50 % затрат на повышение энергоэффективности дома. Оставшуюся сумму можно погасить в рассрочку – равными платежами в течение 10-15 лет. Указ № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов», устанавливающий подобный механизм, подписан Главой государства 4 сентября.
Тепловая модернизация – дело добровольное
Главная цель данного документа – поддержать граждан в их желании снизить потребление тепла, увеличить энергоэффективность жилого дома, повысив, тем самым, комфортность проживания.
Перечень энергоэффективных мероприятий может быть различным: утепление стен и перекрытий, замена системы отопления, установка индивидуальных тепловых пунктов, регуляторов тепла на батарее и индивидуальных приборов учета, устройство систем дистанционного съема показаний, замена заполнений оконных и входных дверных проемов в подъездах, утепление тамбуров и вентиляционных шахт, устройство систем рекуперации тепловой энергии и т. п. Каким конкретно он будет – выбирают сами потребители – Указом определен принцип добровольного участия граждан в этих вопросах.
Инициатором тепловой модернизации могут быть как сами жильцы (перед тем как обращаться в организацию ЖКХ, договориться об этом должны собственники квартир, обладающие не менее одной четвертью голосов), так и исполком, правление товарищества, уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения.
Но дело это – добровольное, решение при любой инициативе зависит от желания самих граждан. При этом теперь государство предлагает поддержку – в финансировании энергоэффективных мероприятий предусматривается возможность долевого участия бюджета и собственников, а также привлечения на эти цели других источников, включая заемные средства международных кредитно-финансовых организаций.
Решение «утеплять – не утеплять» будет приниматься на общем собрании жильцов дома двумя третями голосов. Если решение будет принято, участвовать в мероприятиях по утеплению должны будут все собственники.
Как все это будет выглядеть на практике?
После принятия положительного решения о тепловой модернизации дома в протокол общего собрания вносится конкретный перечень мероприятий по тепловой модернизации. Далее уполномоченное лицо по управлению общим имуществом заключает с каждым собственником (жилых и нежилых помещений) договор о реализации энергоэффективных мероприятий. К слову, отказ от заключения подобного договора не освободит несогласных жильцов от исполнения обязательств по нему – решение принято на общем собрании всех собственников жилья и обязательно к исполнению, иных вариантов в Жилищном кодексе нет. Однако это не значит, что сразу после подписания договора придется перечислять определенную сумму на работы по утеплению. Граждане будут возмещать затраты только после завершения всех мероприятий по повышению энергоэффективности.
Как распределятся платежи между жильцами?
Размер возмещения будет определяться пропорционально доле каждого собственника в общей площади жилых или нежилых помещений.
Собственники жилых помещений будут погашать не менее 50 % от затрат на тепловую модернизацию дома, платежи будут выставляться ежемесячно, равными долями в течение 10 лет. Остальные расходы возьмет на себя государство.
Кому положены льготы?
Если семьям, например малообеспеченным или многодетным, а также пенсионерам подобная рассрочка окажется не под силу, по решению исполкома выплаты можно продлить до 15 лет. Кроме этого, данные выплаты будут учитываться и при начислении безналичных жилищных субсидий, соответственно, сумма общих коммунальных платежей с учетом платежа за тепловую модернизацию не превысит установленного законом порога в 15–20 % (село-город) от совокупного дохода семьи. То есть речь идет о рассрочке платежей равными долями и возможности пользоваться льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг.
А есть ли смысл утеплять?
По расчетам специалистов Минжилкомхоза, если утеплить стены и кровлю, заменить окна в местах общего пользования, модернизировать индивидуальный тепловой пункт и заменить систему отопления, то есть провести полную тепловую модернизацию, то теплопотребление дома снизится со 190 до 90–85 кВт·ч/м2 в год. При таком эффекте 50 % затрат на перечисленные выше работы оплатит государство, а тепловая модернизация окупится за 10 лет. Размер ежемесячных платежей в данном случае составит от 20 до 27 рублей (в зависимости от вида работ и серии домов).
Если учесть, что в теплом доме потребление тепла сократится, то и плата за него станет меньше. А это еще один аргумент в пользу модернизации, так как в будущем это позволит экономить на оплате жилищно-коммунальных услуг и значительно увеличить комфортность проживания.
Яна Щука, портал коммунальной грамотности населения
Регистрация недвижимости стала удобнее: рассказываем, что изменилось
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.
Почти 200 нотариальных уведомлений подано в первый день действия нового порядка регистрации недвижимости
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили
БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации
БЕЛТА
Что изменится с вступлением в силу указа, корректирующего работу автомобильных стоянок и парковок
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
Законом скорректирован субъектный состав лиц, оказывающих риелторские услуги от имени риелторской организации. Упраздняется институт агентов по операциям с недвижимостью и закрепляется, что оказывать такие услуги вправе исключительно риелторы.
Замминистра отметил, что этот вопрос очень горячо обсуждался, дискутировался. «Мы считаем, что позиция, которая была предложена Министерством юстиции, регулятором, является обоснованной и правильной. Данные изменения вызваны тем, что действующая система оказания услуг требует коренной перестройки», – отметил он.
Причиной этого видится формальное закрепление риелторов за договорами оказания риелторских услуг и самоустранение этих специалистов от выполнения своих обязанностей. Об этом говорят результаты рассмотрения письменных и устных обращений граждан, заметил Николай Старовойтов. «Вместо риелтора, к сожалению, потребителя на всех этапах сделки сопровождали агенты, игнорируя законодательство, причем превышая свои полномочия. Многие агенты не владеют знаниями в полной мере и предоставляют некомпетентные разъяснения, используют в работе практику понуждения к оплате риелторских услуг и т.п.», – пояснил он.
В Минюсте уверены, что это существенно влияет на имидж агентств, снижает уровень доверия населения. В связи с этим нормы закона, закрепляющие полномочия по оказанию риелторских услуг, можно оценить как обоснованную необходимость, направленную на повышение качества риелторских услуг. Уже сейчас агенты по операциям с недвижимостью активно и успешно сдают экзамены в Министерстве юстиции, пополняя ряды аттестованных специалистов. Впереди еще год переходного периода, в течение которого агенты, желающие стать или приобрести статус риелтора, имеют право это сделать.
Для повышения персональной ответственности риелторов за качество выполняемой работы предусматривается обязанность прохождения аттестации для подтверждения своей квалификации. Процедура аттестации не предполагает собой сдачу экзамена, а будет проводиться в форме собеседования, отметил замминистра. Для лиц, которые добросовестно выполняют свои обязанности, это не станет препятствием для дальнейшей работы. С тех риелторов, которые нарушают закон, конечно же, на аттестации будет серьезный спрос.
Кроме того, расширены полномочия риелторской организации по получению необходимой для оказания услуг информации, что позволит повысить уровень защищенности имущественных интересов потребителей.
По информации
БЕЛТА
Какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, рассказали в МАРТ
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации
БЕЛТА