МАРТ – о разрешительных документах при осуществлении экспорта или импорта товаров
В связи с участившимися случаями обращений в МАРТ субъектов хозяйствования из других стран по вопросу выдачи разрешительных документов при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности сообщаем следующее.
В соответствии с подпунктами 6.43, 6.44, 6.46 пункта 6 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2016 г. № 702, МАРТ осуществляет:
- выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, прекращение или приостановление, возобновление действия лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, выдачу их дубликатов;
- выдачу разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при введении автоматического лицензирования (наблюдения), выдачу их дубликатов;
- выдачу разрешений на реэкспорт отдельных видов товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, другими государствами – участниками Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 года.
За выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт товаров взимается государственная пошлина в размере: 5 базовых величин – за разовую лицензию, 10 базовых величин – за генеральную и исключительную лицензии.
За выдачу разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при введении автоматического лицензирования (наблюдения) и разрешений на реэкспорт отдельных видов товаров плата не взимается.
Иных документов в области внешней торговли МАРТ не выдает.
По сообщению официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации БЕЛТА
Принято постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 мая 2025 г. № 34, в соответствии с которым утвержден Регламент в отношении административной процедуры 8.83.1 «Согласование реализации потребительских товаров для целей их дальнейшей реализации за пределы Республики Беларусь».
В Регламенте указаны особенности осуществления указанной административной процедуры, перечислены документы и (или) сведения, необходимые для осуществления данной административной процедуры, а также предъявляемые к ним требования, форма и порядок подачи.
Названное постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
9 июня 2025 года состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
В заседании Постоянной комиссии также приняли участие представители Министерства финансов, секретариатов Совета Республики и Палаты представителей.
Председатель Постоянной комиссии по экономической политике Николайкин В.П. озвучил выводы заключения экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (второе чтение) и акцентировал внимание на необходимости обеспечения пакетного принципа подготовки данного проекта законодательного акта.
Заместитель Министра финансов Республики Беларусь Судник А.А. проинформировал участников заседания о ходе подготовки проектов постановлений Правительства об утверждении Положения о деловой (профессиональной) репутации, также перечня организаций, информация о деятельности которых имеет особую экономическую значимость для Республики Беларусь, при оказании аудиторских услуг которым устанавливаются особенности в части обеспечения дополнительной защиты информации.
В ближайшее время соответствующие проекты документов, учитывающие высказанные участниками заседания предложения, будут представлены в Постоянную комиссию.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
О росте качества белорусской продукции свидетельствует динамика экспорта, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова во время выездного расширенного заседания Президиума Совета Республики на тему «Пятилетка качества: целевые задачи и пути их решения» на площадке научно-производственного унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
По словам спикера, когда речь заходит о пятилетке качества, то под этим подразумевается не только качество выпускаемой продукции, а прежде всего качество жизни людей. «Поэтому, когда своим Указом Президент объявил пятилетку качества – мы понимаем, что это было абсолютно правильным решением. Потому что это очень важно. Равно как прошлый год у нас проходил под эгидой качества. Был разработан план, который включал 69 мероприятий. И, конечно, эти мероприятия все были реализованы. Это дало свои результаты. Но Президент сказал о том, что нельзя ограничиваться Годом качества. Мы понимаем, какая сейчас серьезная конкуренция. Наши предприятия должны выпускать качественную продукцию. Подписанный Президентом указ распространяется не только на качество выпускаемой продукции, а абсолютно на все отрасли жизнедеятельности нашей страны», – отметила Наталья Кочанова.
Председатель Совета Республики привела некоторые показатели прошедшего Года качества. «Только за прошлый год в стране было отремонтировано 5 тыс. км автомобильных дорог (при плане 4,3 тыс. км). Модернизировано и построено 2,7 тыс. км линий электропередач. О росте качества нашей продукции свидетельствует динамика экспорта. Экспорт товаров и услуг по итогам 2024 года составил почти $50 млрд, что является рекордным значением за 12 лет. Несмотря на санкционное давление, о котором мы уже забыли и почти не говорим, представьте эти цифры. И как отметил глава государства при вручении символов Государственного знака качества, итоги Года качества – это результат десятилетий нашего развития», – дополнила Наталья Кочанова.
«Мы гордимся сегодня белорусскими товарами, техникой, которая выпускается на наших предприятиях. И таких предприятий достаточно много. Члены Совета Республики в рамках международной деятельности выезжают в разные страны, встречаются с их руководством. Совсем недавно у меня были встречи с Президентом Азербайджана и Президентом Узбекистана. Первое, о чем они говорили, – это о большом авторитете для них Президента нашей страны в части принимаемых решений и о качестве белорусской продукции, – отметила спикер. – О качестве наших продуктов питания мы знаем много. Мы проводили выездное мероприятие на Солигорской птицефабрике, изучали, как реализуются поставленные Президентом задачи по проекту «Один район – один проект». Это великолепное предприятие, которое сегодня обеспечивает хорошими продуктами питания не только торговые сети Республики Беларусь, эту продукцию знают далеко за пределами нашей страны».
Но при этом нельзя самоуспокаиваться. «Нам надо делать все для того, чтобы не снижать качество выпускаемой продукции. Исходя из поступающих к нам обращений, мы видим: вопросы качества проведения капитального ремонта, оказания услуг ЖКХ у нас еще есть. Для нас очень важно, чтобы вопросы качества жизни, демографические вопросы и ряд других были законодательно урегулированы и решались», – подчеркнула Наталья Кочанова.
Спикер добавила, что в Беларуси создаются привлекательные условия для инвестиций. «Мы понимаем, что работа по повышению качества всегда сопряжена с финансированием, инвестициями. Только за прошлый год в приобретение оборудования, в том числе в рамках программ техперевооружения и модернизации, в целом по республике инвестировано почти Br18 млрд. Поэтому мы, в том числе на законодательном уровне, создаем привлекательные условия для инвестиций в модернизацию производства, освоение новых видов продукции», – дополнила Председатель Совета Республики.
Выездное заседание объединило широкий круг участников. Это члены Президиума Совета Республики, руководство республиканских органов государственного управления, председатели областных и Минского городского Совета депутатов, заместители председателей областных исполкомов и Минского горисполкома, которые курируют вопросы промышленного комплекса экономики, руководители предприятий реального сектора экономики, руководители предприятий из системы Госстандарта, члены Молодежного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.
По информации БЕЛТА
Беларусь вводит временное лицензирование ввоза отдельных видов товаров из древесины, в том числе некоторых видов плит, окон, дверей, рам, мебели, бумаги, картона. Соответствующее постановление Совета Министров от 20 мая № 275 «О лицензировании импорта отдельных видов товаров» опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Документом предусмотрено, что по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Белорусским производственно-торговым концерном лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, осуществляется ввоз товаров, указанных в приложении к постановлению, в Беларусь из государств – членов Евразийского экономического союза, из-за пределов таможенной территории ЕАЭС в Беларусь из государств, не являющихся членами ЕАЭС, товаров при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления (за исключением помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в целях завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны) и свободной таможенной зоны.
В перечень товаров, на которые вводится временное лицензирование ввоза в Беларусь, включены древесностружечные плиты, плиты с ориентированной стружкой, древесноволокнистые плиты из древесины или других одревесневших материалов с добавлением или без добавления смол или других органических веществ, окна, двери и их рамы, пороги, напольные собранные панели, бумага и картон, картонки, ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона, мешки и пакеты из бумаги, деревянная мебель для столовых и жилых комнат.
Не распространяются указанные действия документа в ряде случаев. Во-первых, на товары, перемещаемые через территорию Беларуси в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами нашей республики. Во-вторых, на товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС при условии подтверждения их происхождения сертификатом. В-третьих, на товары, ввозимые в качестве иностранной безвозмездной помощи. В-четвертых, на товары, ввозимые в рамках квот. И, наконец, на товары, общая стоимость которых в соответствии с одним транспортным (перевозочным) документом не превышает сумму, эквивалентную 1 тыс. евро.
В постановлении прописаны необходимые для предоставления документы, перечислены случаи, когда может быть отказано в выдаче лицензии на ввоз.
Основные положения документа вступают в силу через месяц после официального опубликования. Действует постановление в течение семи месяцев после официального опубликования.
По информации БЕЛТА