Для закрепления молодых специалистов на местах. Профсоюзы предлагают допмеры по развитию наставничества
Профсоюзы предлагают дополнительные меры по развитию системы наставничества. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Беларуси.
Каждая организация заинтересована в том, чтобы сохранить свой кадровый потенциал, закрепить молодых специалистов на рабочих местах. Но сегодня недостаточно просто принять на работу специалиста. Важно создать такие условия, при которых у молодого человека будет желание не только остаться на работе, но и работать на результат. К работе они приступают практически без опыта, но, как правило, с желанием показать и реализовать себя. Помочь раскрыть им свой потенциал помогают именно наставники. И их роль в повышении профессионального уровня молодежи сложно переоценить.
На сегодняшний день организация наставничества обеспечивается на основании принятых на предприятиях локальных правовых актов. Меры поддержки наставников различные. Они включают в себя как моральное, так и материальное стимулирование. Например, все больше проводится конкурсов профмастерства, в рамках которых отдельно отмечаются лучшие наставники. Также локальные документы содержат немало положений по материальной поддержке – это премирование, установление надбавок и т.д.
Для дальнейшего развития такой практики, для более эффективной защиты интересов всех участников Федерация профсоюзов Беларуси работает над внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
Как отметили в пресс-службе ФПБ, это своевременный и необходимый шаг. Без четкого законодательного определения роль наставника остается размытой. Кроме того, представители профсоюзов в своей работе уже сталкивались с примерами, когда наниматели не выполняли свои договоренности по поддержке наставников. Например, профсоюзный специалист проводил мониторинг оплаты труда в организациях здравоохранения Витебщины и в отдельных учреждениях выявил факты невыполнения приказов отраслевого министерства в части материального стимулирования наставников молодежи. На основании рекомендации, составленной профсоюзом, работникам было выплачено свыше Br4,5 тыс.
По информации
БЕЛТА
Законопроект о государственном соцстраховании и пенсионном обеспечении принят во втором чтении на заседании Палаты представителей
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения» был принят Палатой представителей в первом чтении 2 апреля.
Законопроектом предусмотрены следующие основные новации. Гражданам – плательщикам налога на профессиональный доход предоставляется право (при желании) на ежегодной основе осуществлять доплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных прав.
В отношении индивидуальных предпринимателей (ИП) (плательщиков подоходного налога) устанавливается гибкий порядок уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (бюджет фонда). Размер взносов уплачивается из фактического дохода для ИП, у которых в календарном году доход составил менее 12 минимальных заработных плат (МЗП), и из 12 МЗП или иной суммы, превышающей данный порог, – для ИП, у которых доход за календарный год составил 12 МЗП и более. Источником информации о доходах будут являться данные Министерства по налогам и сборам. При этом процесс взаимодействия с органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты будет полностью автоматизирован.
Продлеваются сроки уплаты ИП взносов в бюджет фонда – переносятся с 1 марта на 31 марта года, следующего за отчетным. Для работодателей, выплачивающих заработную плату в конвертах, и работников, получающих такие выплаты, закрепляется особый порядок уплаты взносов в бюджет фонда и их учета для будущих пенсионных прав. Так, в случае установления факта выплаты заработной платы в конвертах для работодателей предусмотрена отмена ограничения по максимальному объекту для начисления взносов (пятикратная величина средней заработной платы по республике (СЗП)). Уплата взносов будет производиться из фактических выплат, но не ниже 1/30 пятикратной величины СЗП в республике за месяц, предшествующий месяцу установления данного факта, за каждый день работы с выплатой заработной платы в конвертах.
Для работников, получающих зарплату в конвертах, в страховой стаж для пенсии будут учитываться выплаты из размера МЗП.
На граждан возлагается обязанность возвратить излишне выплаченные суммы дополнительных профессиональных пенсий, а также профессиональных пенсий вследствие счетных ошибок.
Предусматривается также возможность на основании решений комиссий по назначению пенсий удержать излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсий вследствие счетной ошибки (предельный размер такого удержания по желанию пенсионера может устанавливаться на уровне 5 % пенсии).
Изменяются правила выплаты пенсий осужденным к лишению свободы. При помещении пенсионера в места лишения свободы назначенную ему пенсию в полном объеме будут перечислять в исправительное учреждение по месту отбывания наказания. Все необходимые удержания из пенсии (в том числе стоимость содержания) будут производиться исправительным учреждением (сегодня пенсионные органы удерживают стоимость содержания и в исправительное учреждение перечисляется 10 % пенсии). Несовершеннолетнему (пенсия по инвалидности, по случаю потери кормильца), осужденному к лишению свободы, 50 % пенсии будет перечисляться на его лицевой счет в исправительное учреждение и 50 % пенсии – его законному представителю.
В ходе подготовки проекта закона к рассмотрению во втором чтении в него включены положения проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», который подготовлен и внесен Правительством в целях приведения норм Закона «О пенсионном обеспечении» в соответствие с Указом от 29 октября 2024 г. № 402 «О социальной поддержке», действующего с 1 января 2025 г.
В соответствии с нормами Указа № 402 вносимые изменения предусматривают: снижение стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда для назначения трудовой пенсии по возрасту матерям четверых детей (с 10 до 5 лет); увеличение сроков обращения за назначением пенсии (за месяц до возникновения права на пенсию и в течение одного месяца после возникновения права на пенсию); предоставление права на досрочный выход на пенсию отцам детей-инвалидов (инвалидов с детства) на 5 лет раньше, если мать не реализовала это право; установление (фиксация) 30-летнего периода, за который определяется заработок для исчисления пенсии, и возможности исключения из указанного периода времени работы, когда не сохранились документы о заработке; установление повышения к получаемой социальной пенсии, трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II группы, потерявшим кормильца в возрасте до 18 лет; отмену ограничения на размер пенсии, выплачиваемой работающим пенсионерам; расширение перечня граждан, которые могут получать пенсию через объекты почтовой связи национального оператора почтовой связи.
Также в проекте закона реализовано предложение Совета Министров о наделении органов Фонда социальной защиты населения правом вынесения самостоятельных решений о взыскании задолженности индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
По информации
БЕЛТА
«Контролеры и проверяемые – в одинаковом правовом статусе». Андрей Швед о новациях в контрольной деятельности
Контролеры и проверяемые по нормам Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» находятся в одинаковом правовом статусе. Об этом рассказал журналистам Генеральный прокурор Андрей Швед, комментируя Указ Президента, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Генпрокурора, ранее проект этого Указа неоднократно вносился на рассмотрение Главы государства. В соответствии с поручением, которое дал Президент, он был доработан. Указ направлен на то, чтобы упростить работу как контролеров, так и проверяемых субъектов.
Без бездумных, необоснованных, ненужных проверок
«Но самое главное, о чем неоднократно говорил Глава государства, – не должно быть бездумных, необоснованных, ненужных проверок. Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», – подчеркнул Андрей Швед.
Поэтому была проанализирована практика и обобщены жалобы, заявления предпринимателей, субъектов хозяйствования, бизнес-сообщества по этим вопросам, соответственно, были учтены пожелания.
«Фактически с сегодняшнего дня как контролеры, так и проверяемые находятся в одинаковом правовом статусе и наделяются одинаковыми правами и обязанностями», – отметил Генпрокурор. Он пояснил, что любая проверка может начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает. Любая проверка должна заканчиваться итоговым документом.
Как проверяемый, так и проверяющий несут ответственность за нарушение положений указа в равной степени, добавил Андрей Швед. «То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», – подчеркнул Генпрокурор.
Далее итоговый документ может, а в некоторых случаях должен быть изучен проверяемым субъектом хозяйствования. У него есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами ревизоров, высказывание своих предложений и т.д.
Запрещено мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования
Андрей Швед заметил, что много жалоб было по поводу так называемых мониторингов, и они учтены. Отдельным положением, которое утверждено Указом, мониторинг прописан очень четко, понятно, как и сама проверка. То есть любые проверочные мероприятия стали прозрачными, четкими и понятными, подчеркнул он.
Руководитель надзорного органа обратил внимание, что так же, как и проверка, мониторинг может начинаться только при наличии определенного документа, с указанием, кто мониторит, по какому вопросу проходит мониторинг, и, соответственно, должен быть итоговый документ. При этом для того, чтобы создать более благоприятные условия для экономики, субъектов хозяйствования, по результатам мониторинга предусмотрено освобождение от ответственности, если выявленные нарушения в ходе мониторинга оперативно устраняются.
В Указе имеется ряд других новелл, который направлен на то, чтобы без наличия достоверной информации, без необходимости принятия мер по устранению каких-то нарушений в деятельность субъекта хозяйствования никто просто так не вмешивался.
Например, четко регламентирован запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования. «Если субъект добросовестно работает, он должен работать. Люди должны получать зарплату. Экономика должна развиваться», – сказал Генпрокурор.
Одним словом, все новеллы, которые предусмотрены Указом во исполнение поручения Президента, направлены на исключение ненужных проверок. С одной стороны, не должно быть ненужного, излишнего давления на экономику, на бизнес. С другой стороны, процедура фиксации и реагирования на выявленные нарушения прописана очень понятно и четко, подчеркнул Андрей Швед.
Вольницы не будет
Генпрокурор добавил, что принятие этого Указа ни в коем случае не меняет политику работы контролирующих (надзорных) органов. Государство обязано выявлять любые нарушения и реагировать на них. «Это не означает, что должна быть некая вольница – ее не будет, – сказал он. – Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий – контрольных, надзорных – будет меньше. Но они будут более эффективными – на это направлен Указ».
Проверяемый субъект должен понимать, что в случае нарушений он будет нести ответственность в строгом соответствии с законом, заметил генпрокурор. «Здесь поблажек тоже быть не может», – сказал он. Вместе с тем он добавил, что устанавливаются более четкие, прозрачные, понятные правила, убирается лишнее, например книга учета проверок.
В этой связи руководитель надзорного органа отметил, что та же книга учета проверок для предпринимателей, субъектов хозяйствования была головной болью. Ее нужно было заводить, регистрировать в определенных органах. Теперь этого не потребуется. Цифровизация и другие современные процессы позволили в плане учета контрольных и надзорных мероприятий ввести единую автоматизированную систему, которая обслуживается соответствующим органом. В то же время сами субъекты хозяйствования вправе самостоятельно вести учет того, кто и когда приходит, вести учет мониторингов и других мероприятий при наличии законных оснований их проведения.
Профилактика – во главе угла
Относительно профилактики правонарушений Генпрокурор обратил внимание, что Президент отдельно уделил внимание этому вопросу. Помимо того, что необходимо упростить порядок, облегчить давление со стороны контролирующих органов, красной нитью проходит мысль о важнейшей роли профилактики. «Мы все – контролирующие (надзорные) органы – понимаем, что должны помогать нашим предприятиям не допускать нарушений законодательства, где-то им подсказывать. То есть решается общая задача – повышение эффективности экономики любыми формами и средствами. Но при этом никакого послабления не будет тем, кто нарушает закон», – заключил Генпрокурор.
По информации
БЕЛТА
Минздрав о применении отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности
В связи с возникновением вопросов у пациентов и их нанимателей Министерство здравоохранения предоставляет пояснения по применению отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (в редакции постановления от 3 декабря 2024 г. № 165/96).
Действие подпунктов 4.21 и 4.15 данной инструкции распространяется на лиц, которым пособие по временной нетрудоспособности назначается за счет средств государственного социального страхования. В случаях, когда выплата пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393, указанные подпункты не применяются.
При оформлении журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 8 Инструкции, а также при оформлении листков нетрудоспособности в случаях, указанных в подпункте 50.15.1 и пункте 51 (при выдаче дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного или пришедшего в негодность), частях второй и третьей подпункта 50.19 Инструкции (при выдаче нескольких листков нетрудоспособности в течение одного непрерывного случая временной нетрудоспособности), слово «серия» в записи не вносится, но сведения о серии листка нетрудоспособности в виде буквенного обозначения указываются.
Например: «продолжение ЛН АА № 1234567».
Указанные нормы будут детально разъяснены при очередной редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
В преддверии летних отпусков не забудьте о тонкостях трудового законодательства
Кому положены сезонные преференции?
В летнее или другое удобное время отпуск предоставляется лицам моложе 18 лет, ветеранам Великой Отечественной и боевых действий на территории других государств, матерям (мачехам), воспитывающим двоих и более детей в возрасте до 14 лет, родителям ребенка-инвалида до 18 лет, тем, кто пострадал от аварии на ЧАЭС, почетным донорам крови, Героям Беларуси, Советского Союза или Соцтруда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы.

Можно ли подвинуть график?
Очередность предоставления отпусков устанавливается в соответствии с графиком – он утверждается в организации каждый год не позднее 5 января. При его составлении, как правило, мнение работника учитывается. Но есть случаи, когда трудовой отпуск может быть перенесен или продлен. Это временная нетрудоспособность работника, наступление срока отпуска по беременности и родам, привлечение работника к выполнению государственных обязанностей с правом на освобождение от работы, совпадение трудового отпуска с отпуском для получения образования, невыплата отпускных. А также – внимание! – при согласии сторон.
Сроки и переносы: что следует знать?
Трудовой отпуск исчисляют в календарных днях – включая субботы и воскресенья. Праздники, имеющие статус нерабочих дней, в этот период не включаются и, соответственно, не оплачиваются. Важный момент: когда перенесенный из-за праздников рабочий день приходится на отпуск, то и дни отрабатывать не нужно. К слову, нынешним летом один такой перенос будет: будний день 4 июля (пятница) сразу после Дня Независимости переносится на субботу, 12 июля. И еще: оформлять трудовой отпуск с праздничного нерабочего дня нельзя.
Деньги – только вперед?
Наниматель обязан выплачивать средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска, если он предоставляется в соответствии с графиком. Если же человек уходит на отдых «экспромтом», но по договоренности с нанимателем, то отпускные могут быть выплачены не позднее двух дней после ухода при условии письменного согласия работника.
Разделение на две части – не предел?
Хороший вариант урвать кусочек отпуска в летний период – его разделение на две и более части. С января прошлого года такое возможно не только при наличии соответствующей нормы в коллективном договоре, но и в случае, если это оговорено в ином локальном правовом акте организации (правилах внутреннего трудового распорядка, положении об отпусках и др.). И не важно, за какой рабочий год предоставляется такой отпуск или его части. Важно другое: одна из частей отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
Что делать заболевшему?
Если во время отпуска вы захворали, не беда. Вынужденно проведенное в постели время можно компенсировать. Нужно только оформить листок временной нетрудоспособности. Тогда отпуск продлевается на соответствующее число календарных дней либо, по желанию работника, неиспользованная часть переносится на другой срок текущего рабочего года – это нужно согласовать с нанимателем.
НА ЗАМЕТКУ
За прогул без уважительной причины наниматель может уменьшить работнику продолжительность трудового отпуска на количество дней прогула, но при этом период отдыха в итоге не может быть короче минимальных 24 календарных дней.
Если вам положена ежегодная единовременная выплата на оздоровление (это может быть предусмотрено законодательством, колдоговором, другими локальными правовыми актами либо трудовым договором), то деньги начисляются, как правило, при предоставлении трудового отпуска либо его части. Наниматель обязан производить такую выплату только один раз в календарном году.
Наниматель имеет право досрочно предоставить трудовой отпуск всем или отдельным категориям работников в случае неожиданной приостановки деятельности в связи с аварией, стихийным бедствием, необеспеченностью энергоресурсами, сырьем и по другим исключительным и заранее непредвиденным обстоятельствам.
Если отпуск предоставлен по всем правилам, но работник отказывается использовать его в положенный срок без законных оснований, наниматель вправе отказать в переносе и не выплачивать денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Но ее все же выплатят, если человек увольняется.
Пять типичных ошибок при оформлении трудового отпуска
Самая распространенная – график отпусков в организации отсутствует вовсе. Вторая – работника не уведомили о времени начала отдыха за 15 дней. Третья – работник не отдыхает ежегодно, но как минимум 14 дней отпуска обязательны каждый год. Четвертая ошибка – не выдерживаются сроки выплаты отпускных. Пятая – работодатели порой злоупотребляют правом отзыва работника. Он разрешается по инициативе нанимателя, но только с согласия сотрудника.
Александр Нестеров, «
СБ. Беларусь сегодня», 31 мая 2025 г.