17.10.2019
Почта «СОЮЗа»: Как белорусу в России оформить по наследству автомобиль, и какие документы нужны для выезда бабушки с внучкой в Беларусь?
Правила
«У меня в России умерла сестра. Перед смертью она по завещанию оставила мне свой автомобиль. Подскажите, как переоформить автомобиль на себя? Олег Павлович, г. Могилев».

Вам необходимо в течение шести месяцев обратиться к нотариусу по месту регистрации умершей сестры за свидетельством о праве наследования. После его получения можно регистрировать или продавать автомобиль. Нотариусу понадобятся следующие документы: свидетельство о смерти, документы, подтверждающие родство, техпаспорт на машину, заключение об оценке автомобиля и квитанция об оплате пошлины.
Для оценки автомобиля необходимо обратиться в официальную организацию, имеющую лицензию. Сам автомобиль показывать эксперту необязательно, достаточно ПТС, на основании которого производятся расчеты, исходя из рыночной стоимости автомобиля. После оценки на руки выдаются отчет и сопровождающие документы. Обратите внимание: бланки должны иметь соответствующие печати, прошивку и подпись эксперта.
Размер госпошлины зависит от степени родства наследников и наследодателя. С близких родственников – дети, супруг, родители, полнородные братья и сестры – взимается плата в размере 0,3 % стоимости автомобиля, но не более 100 000 рублей. Другие категории наследников выплачивают 0,6 % стоимости, но не более одного миллиона рублей. С момента получения свидетельства от нотариуса у нового владельца есть только 10 дней для того, чтобы зарегистрировать автомобиль. В противном случае придется платить штраф.
Отдых
Какие документы нужны для выезда бабушки с внучкой в Беларусь?
«Собираемся с внучкой поехать в Беларусь. Нужна ли мне доверенность от ее родителей? Какие документы еще могут понадобиться? Спасибо. Валентина Петровна».
Согласно российскому законодательству, если несовершеннолетний гражданин России выезжает за пределы страны без родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд. Так что родители должны оформить на вас доверенность.
Для въезда на территорию Беларуси россиянину необходимо иметь действительный общегражданский либо заграничный паспорт, детям до 14 лет въезд в Беларусь разрешен по свидетельству о рождении. На свидетельстве должна быть отметка (штамп) о принадлежности ребенка к гражданству России. Рекомендуем вам оформить медицинскую страховку на себя и на ребенка, это не является обязательным требованием, но в случае непредвиденных обстоятельств, связанных со здоровьем, вам будет оказана только скорая (неотложная) медицинская помощь. Она оказывается бесплатно и в полном объеме. С момента, когда устранена угроза жизни пациента или здоровью окружающих, оказание плановой медицинской помощи осуществляется уже на платной основе.
Документы
Может ли россиянин оформить в Беларуси доверенность на получение денег в России?
«Работаю и проживаю сейчас в Беларуси. У меня заканчивается депозит в российском банке. Самой поехать не получается. Могу ли я в Беларуси оформить на своего знакомого доверенность на получение денег? Оксана П.».
Есть два варианта решения вашего вопроса. Первый вариант: можно обратиться в Посольство России в Беларуси. Согласно российскому законодательству нотариальные действия от имени РФ на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений России (консулы), уполномоченные на совершение этих действий.
На сайте посольства подробно расписаны требования к составлению доверенности и консульский сбор, который берется за оформление доверенности. Доверенность вы составляете сами. Проект доверенности распечатывается в двух экземплярах (при себе желательно иметь флеш‑карту с проектом доверенности).
Второй вариант: вы обращаетесь к белорусскому нотариусу, и он оформляет вам доверенность.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 года в городе Минске государствами – членами СНГ, «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого‑либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов».
Это означает, что документы, заверенные в установленном порядке белорусским нотариусом, принимаются на территории России, а документы, заверенные российским нотариусом, принимаются на территории Беларуси без каких‑либо дополнительных условий.
Юлия Васильева, «Союз. Беларусь-Россия», 17 октября 2019 г.
Государственный секретарь Союзного государства: стратегию формирования единого информпространства мы должны представить до конца года
Стратегию формирования единого информационного пространства Союзного государства до конца года представят президентам Беларуси и России. Об этом на международной конференции «Время Союзного государства: культурное и информационное пространство», которая проходит в рамках «Славянского базара в Витебске», журналистам сообщил Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
Госсекретарь СГ отметил, что проходящая конференция посвящена вопросам взаимодействия государств и участия Союзного государства в формировании единого информационного и культурного пространства. Сергей Глазьев напомнил, что на открытии фестиваля Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что фронт гибридной войны проходит через сознание каждого человека. «В зависимости от того, как воспитывается наше молодое поколение, какие ценности у людей в голове, устремления, мотивы, зависит все остальное – экономическое процветание, обороноспособность, и смысл жизни определяет позицию человека по всем вопросам», – отметил Госсекретарь СГ.
Сергей Глазьев подчеркнул, что в современном мире большое внимание уделяется техническому развитию. «Мы переходим в новый мирохозяйственный и технологический уклад, где ведущую роль в развитии экономики играет научно-технический процесс и главной ценностью является человеческий интеллект», – сказал он. Госсекретарь СГ добавил, что при всей увлеченности общества искусственным интеллектом ИИ не заменит человеческий, о чем на открытии фестиваля также отдельно упомянул белорусский лидер.
«Обсуждать мы сегодня будем стратегию формирования информационного пространства Союзного государства. Такое поручение дано Высшим госсоветом СГ. Мы должны до конца года такую стратегию предложить нашим главам государств», – отметил Сергей Глазьев.
По словам Госсекретаря, будет обсуждаться и вопрос создания информационно-культурного центра СГ. «Есть проект, который следует дорабатывать исходя из необходимости использования современных цифровых технологий, чтобы это было не просто здание с красивыми буклетами, а удобная информационная среда с приложениями в телефонах, удобная для пользователя, чтобы в каждом месте нашего необъятного Союзного государства туристы могли бы пользоваться такого рода информационными услугами, понимать, где они находятся, что интересно посмотреть. И лучшие гиды могли бы помочь в дистанционном режиме», – пояснил Сергей Глазьев.
Алеся Пушнякова,
БЕЛТА
О подготовке проекта бюджета Союзного государства на 2026 год рассказали в Постоянном комитете СГ
Подготовке проекта бюджета Союзного государства на 2026 год было посвящено совещание, прошедшее 9 июля в Минске под руководством Государственного секретаря Союзного государства Сергея Глазьева с подключением Москвы по видео-конференц-связи. Об этом
БЕЛТА сообщили в Постоянном комитете Союзного государства.
По словам заместителя Госсекретаря СГ Эллы Селицкой, созданная в Постоянном комитете рабочая группа в течение двух ближайших месяцев должна рассмотреть все заявки госзаказчиков по программам, проектам и мероприятиям Союзного государства, а также вопросы финансирования органов и организаций СГ. «Доходная часть бюджета на 2026 год, исходя из общих подходов, будет формироваться на уровне 2025 года, увеличенная на прогнозный индекс инфляции», – сообщила она, добавив, что бюджет будет сформирован с профицитом.
Постком Союзного государства рассмотрел заявки по 6 союзным программам, 5 из них были одобрены. Сумма ассигнований – около 2 млрд 225 млн российских рублей. Также в числе одобренных Группой высокого уровня Совета Министров СГ, но пока дорабатываемой Минобрнауки РФ, – программа «Союз-Биомембрана», которая тоже может быть в перечне союзных программ 2026 года, отметила Элла Селицкая.
В числе союзных проектов будущего года – очередной объем реконструкции и реставрационно-строительных работ на объектах Брестской крепости; проект комплексного решения по охране окружающей среды от загрязнения пестицидами, включая разработку технологий обезвреживания при ликвидации Городокского захоронения (по словам Эллы Селицкой, этот проект сегодня в высокой степени готовности). Два пилотных проекта касаются трансграничных перевозок по железной дороге маршрутами Смоленск – Витебск и Смоленск – Орша.
Что касается мероприятий Союзного государства, то были одобрены 8 бюджетных заявок на примерно 250 млн российских рублей. Это организация союзных мероприятий на «Славянском базаре в Витебске»; военно-патриотическая кадетская смена в «Орленке», туристический слет учащихся Союзного государства; организация санаторно-курортного лечения инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий; лечение и оздоровление детей из районов, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС; фестиваль «Молодежь за Союзное государство»; информационное обеспечение Союзного государства и др.
«Если говорить о финансировании органов и организаций Союзного государства, то пока в стадии согласования вопросы функционирования союзного медиахолдинга, издательской деятельности и др. Что касается деятельности наднационального органа Беларуси и России – Комитета по стандартизации, то договорено, что это будет коллегиальный орган без дополнительного финансирования», – пояснили в Постоянном комитете.
В бюджет Союзного государства – 2026 будет также закладываться резервный фонд, который может быть израсходован на финансирование той или иной союзной инициативы в оперативном порядке.
«На рассмотрении у Парламентского собрания сводный документ по проекту бюджета должен быть до 15 ноября этого года», – добавили в Постоянном комитете.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Каким быть техническому комитету по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства?
Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев и помощник первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дениса Мантурова Алексей Медников провели 8 июля рабочую встречу с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Тема – обсуждение подходов к созданию технического комитета по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства, а также обмен практическим опытом в сфере технического регулирования.
Встреча прошла на площадке БелГИСС.
Перед ее началом Алексей Медников подробно ознакомился с направлениями деятельности института. Круг интересующих его вопросов был чрезвычайно широк – разработка стандартов, ведение фонда технических условий, повышение квалификации, учреждение Государственного знака качества и критерии оценки, наращивание испытательного и измерительного потенциалов.
Большое внимание Алексей Медников уделил вопросам сертификации и испытаний по параметрам энергоэффективности как инструменту защиты рынка от не соответствующей заявленным свойствам продукции.
Сергей Глазьев и Алексей Медников также посетили выставочную экспозицию «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», функционирующую в БелГИСС.
Напомним, что итог по вопросу создания технического комитета по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства должен быть к декабрю 2025 года. Соответственно, проект положения о комитете предполагается подготовить к сентябрю.
Елена Моргунова выразила гостям благодарность за интерес к работе системы Госстандарта и отметила значительное ускорение работ в сфере технического регулирования на площадке Союзного государства в последнее время. При этом важнейшей задачей создаваемого комитета она обозначила урегулирование спорных вопросов на экспертном уровне.
Госстандарт Беларуси и Росстандарт концептуально согласовали подходы.
Предполагается, что на первом этапе технический комитет будет коллегиальным органом. После наработки определенного механизма и опыта возможно создание постоянно действующего центра в структуре Союзного государства.
Алексей Медников высказал мнение, что данный комитет будет важнейшим инструментом, который поможет показать преимущества стандартизации, более эффективно использовать все элементы инфраструктуры качества (стандартизацию, метрологию, аккредитацию, надзор) для обеспечения конкурентоспособности продукции. При этом крайне важно привлекать к этой работе промышленность для создания отраслевых практических кейсов, в которых показать, каким образом стандартизация может помочь обеспечить преференции для национального производителя, что, разрабатывая стандарты в своих интересах, он обеспечивает себе дополнительные рынки. Это предложение может быть реализовано на уровне двух стран либо в рамках технического комитета, либо взаимодействия профильных структур.
Вовлечение интересов отраслей также важно в решении вопросов недобросовестной конкуренции.
Алексей Медников отметил, что в Беларуси действует мощные надзор и испытательная база, ограничены возможности фальсифицировать результаты оценки соответствия. Это может быть примером действенной системы, которая обеспечивает работу собственной промышленности и с помощью лабораторий отсекает недобросовестных конкурентов.
Подытоживая дискуссию, Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев поддержал то, что комитет должен работать сквозь призму практических проблем, привлекать отрасли, учитывать их интересы. Особое внимание – приоритетным направлениям стандартизации, представляющим общий интерес, включая цифровую трансформацию в области технического регулирования, требования к маркировке продукции как критерию прослеживаемости и идентификации, стандарты для технологической кооперации.
Ведь кто владеет стандартами, тот владеет рынком!
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Постановлением Правительства в Беларуси внесены важные изменения в законодательство в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА