17.10.2019
В Минске прошло очередное заседание Совета постпредов стран СНГ
16 октября 2019 года в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялось очередное заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества под председательством Туркменистана.
В нем приняли участие Председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев и его заместитель Виктор Гуминский.
Прежде чем перейти к принятию повестки дня заседания члены Совета постпредов поздравили Сергея Лебедева с единогласным Решением Совета глав государств о продлении его полномочий в качестве Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ на очередной трехлетний период, а также с награждением государственной наградой Туркменистана – орденом «Bitaraplyk» (Нейтралитет) за активную международную деятельность и большой личный вклад в упрочение дружбы и сотрудничества между странами и народами.
Затем Постоянный полномочный представитель Азербайджанской Республики, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджана в Беларуси Латиф Гандилов вручил Сергею Лебедеву юбилейную медаль «100-летие дипломатической службы Азербайджанской Республики».
Первым пунктом повестки дня постоянные полномочные представители обсудили итоги состоявшихся в Ашхабаде 10-11 октября заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ и задачи Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Исполнительного комитета СНГ по реализации принятых документов.
Было отмечено, что заседания прошли на должном организационном уровне и весьма результативно. Они подтвердили заинтересованность участников в дальнейшем развитии сотрудничества и всестороннего интеграционного взаимодействия в рамках Содружества. Члены Совета постпредов сердечно поблагодарили туркменскую сторону за гостеприимство и прекрасную организацию мероприятий, а также поздравили узбекскую сторону с предстоящим в 2020 году председательством в СНГ.
В целях содействия реализации документов, принятых на заседаниях СМИД, СГГ и планируемых к принятию 25 октября на заседании Совета глав правительств в Москве, решено подготовить Совместный план мероприятий Исполнительного комитета СНГ, Совета постоянных полномочных представителей и КЭВ по реализации поручений, исходящих из указанных решений высших органов СНГ, а также предложений, высказанных главами делегаций в ходе заседаний.
Члены Совета постпредов рассмотрели также вопрос о ходе подготовки к очередному заседанию Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, которое пройдет в Москве 25 октября.
В проект повестки дня включено 13 вопросов, касающихся углубления сотрудничества в области цифрового развития общества и обеспечения информационной безопасности, в сферах стандартизации, ветеринарии, антимонопольного регулирования, развития радионавигации, рекультивации территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств. Кроме того, ожидается подписание документов, касающихся совместного розыска военнослужащих, без вести пропавших в период войны в Афганистане в 1979–1989 годах, поиска мест захоронений, эксгумации, идентификации останков и перезахоронения их на Родине, проведения Игр стран СНГ, а также сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Традиционно обширный блок документов, вносимых на рассмотрение глав правительств, будет посвящен вопросам финансового обеспечения деятельности органов Содружества Независимых Государств.
Постоянные полномочные представители заслушали информацию Исполкома СНГ о реализации Плана организационно-практических мероприятий по подготовке заседания СГП и приняли решение оказать содействие в своевременном завершении внутригосударственного согласования проектов документов, вносимых на его рассмотрение.
Кроме того, постоянные полномочные представители обсудили деятельность созданного в июне 1999 года Межгосударственного совета по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии.
Основными направлениями деятельности Совета являются развитие сотрудничества в области периодической печати, издания и распространения книжной продукции, содействие реализации принятых межгосударственных и межправительственных решений в этой сфере, осуществление межгосударственного обмена информацией о вопросах периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии. Также Межгоссовет координирует деятельность организаторов книжных выставок и ярмарок, проводимых в странах Содружества, взаимодействует с книжными палатами государств – участников СНГ.
В нынешнем году основное внимание Совета сосредоточено на работе по реализации Решения Совета глав государств СНГ об объявлении 2019 года Годом книги в Содружестве Независимых Государств.
Многие мероприятия, проводимые в странах Содружества, были приурочены к этой тематике, а 28 из них были включены в План приоритетных мероприятий гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2019–2020 годы. В то же время Межгоссоветом с учетом предложений заинтересованных государств, Ассоциации книгораспространителей независимых государств и Гильдии книжников был сформирован План мероприятий, посвященных Году книги, который был утвержден решением Межгоссовета в ноябре прошлого года. В него вошли 42 мероприятия.
По итогам обсуждения информации по этому вопросу, представленной Председателем Межгоссовета Али Эльбеем Акиф оглы, Совету рекомендовано продолжить работу по разработке и реализации совместных программ и проектов в своей сфере, содействовать активизации взаимного участия стран Содружества в международных книжных фестивалях и ярмарках, проходящих на территории СНГ, организовывать и содействовать проведению международных проектов и конкурсов, направленных на продвижение национальных культурных ценностей государств – участников Содружества, развитие межкультурного диалога, поиск и поддержку талантливых детей и молодежи, создание возможностей для совместного творчества, а также способствовать совершенствованию нормативной правовой базы для свободного книгообмена и книгораспространения в странах СНГ. Кроме того, постоянные полномочные представители обратили внимание Совета на необходимость совместной работы по созданию, развитию и распространению электронных версий изданий в государствах - участниках Содружества.
На заседании Совета постпредов согласована кандидатура Сергея Лебедева в качестве Главы Миссии наблюдателей от СНГ на выборах в Законодательное собрание Олий Мажлиса Республики Узбекистан, назначенных на 22 декабря 2019 года.
Очередное заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества пройдет 19 ноября.
По сообщению официального сайта Исполнительного комитета СНГ
Меценатство и регулирование телевещания: состоялось заседание экспертного совета по культуре при МПА СНГ
Первое заседание экспертного совета по культуре при Межпарламентской ассамблее СНГ прошло в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.

Участие в заседании приняли представители парламентов, эксперты из творческих и общественных организаций, научных и учебных учреждений, исполнительных органов власти стран Содружества.
Ассамблея традиционно уделяет много внимания мероприятиям в сфере гуманитарного сотрудничества в странах Содружества, сообщил открывший заседание Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий. «Поэтому закономерно, что решением Совета МПА СНГ был учрежден экспертный совет по культуре», – подчеркнул он.
Председателем совета является Вадим Дуда – генеральный директор Российской государственной библиотеки, президент Библиотечной ассамблеи Евразии, президент Российской библиотечной ассоциации. Заместителем председателя стала генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова. Ответственным секретарем избран советник отдела обеспечения модельного законотворчества экспертно-аналитического управления Игорь Минин.
По мнению Вадима Дуды, у совета есть два важных приоритета. Первый заключается в необходимости провести аудит законодательства стран Содружества в соответствующей области – существует ряд важных и фундаментальных правовых документов, требующих внимания и анализа. «Концептуальные основы, такие как сохранение национального библиотечного фонда и непрерывность работы национальных библиотек, должны объединять нас на многие годы вперед», – считает он.
Вторым приоритетом председатель совета назвал работу с интеллектуальными правами в цифровой среде, включая оцифровку библиотечных фондов, спектаклей и музыкальных произведений. Он также отметил, что необходимо тщательно проработать общие подходы к этой проблематике. Кроме того, Вадим Дуда обратил внимание на вопрос искусственного интеллекта. «Это одновременно большая возможность и серьезная угроза – как с точки зрения создания произведений, так и поиска, использования и изменения информации, включая создание фейков», – отметил он.
Экспертам представили проект концепции рекомендаций «О правовом регулировании реализации основополагающих функций телевидения». Современное телевидение сосредоточено на развлечениях и игнорирует образовательную и культурную миссию. Многие передачи предлагают легкий и несерьезный контент, который не помогает зрителям развиваться или узнавать что-то полезное. Особенно это влияет на молодежь, которая растет в условиях ограниченного выбора качественных программ. Рекомендации направлены на улучшение телевещания с учетом культурных ценностей и интересов общества. Для стран СНГ необходимо создать единые нормы юридического регулирования, которые будут поощрять производителей делать передачи, отражающие национальные традиции и нравственные принципы. Это поможет сделать телевидение не просто источником развлечения, а важным инструментом воспитания и формирования культурной идентичности молодого поколения.
Также рассмотрен проект модельного закона «Об обеспечении государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах» и проект новой редакции модельного закона «О меценатстве и благотворительной деятельности». Членам совета рассказали о ходе подготовки ко второй международной конференции «Русский язык – основа интеграционного диалога в регионе Содружества Независимых Государств».
Очередное заседание экспертного совета запланировано на октябрь-ноябрь 2025 года.
По информации
БЕЛТА
(фото – МПА СНГ)
В СНГ создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации
БЕЛТА
Игорь Петришенко: международно-правовая культура в СНГ на высоком уровне, государства выполняют обязательства
Международно-правовая культура в СНГ на высоком уровне, государства добросовестно выполняют взятые на себя обязательства, отметил в комментарии журналистам первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко на полях заседания Пленума Экономического суда СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Экономический суд СНГ был создан в 1992 году, когда возникали вопросы, связанные с расчетами между государствами. Базируется он на территории Беларуси – республика создала все необходимые условия для беспристрастного и эффективного функционирования этого института.
«За этот период рассмотрено 130 дел. Много это или мало – сложно сказать. Но вопрос в том, что обращаются в суд только в случае, когда не удается договориться путем переговоров, консультаций», – сказал Игорь Петришенко. Вместе с тем существующая система в виде нормативной правовой базы СНГ, институциональных структур Содружества (Совет министров иностранных дел, Совет постпредов, Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете, Совет глав правительств, высший орган – Совет глав государств) позволяет разрешать вопросы и обеспечивать единообразное применение норм.
В этой связи первый заместитель Генерального секретаря СНГ отметил качественную проработку проектов документов и добросовестное выполнение государствами принятых на себя обязательств. «Нет двоякости толкования, поэтому нет необходимости по каким-то частным вопросам правоприменительной практики обращаться в суд. Все идет путем переговоров и качественного выполнения принятых на себя обязательств. Это свидетельствует о том, что международно-правовая культура государств СНГ находится на высоком уровне и государства, если договариваются, они добросовестно исполняют все принятые на себя обязательства», – сказал он.
Вместе с тем суд выполняет свою роль, отметил Игорь Петришенко. Если не удается договориться по каким-то вопросам, каждое государство имеет право обратиться в Экономический суд СНГ.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ обратил внимание на созданную нормативную правовую базу. В частности, упомянул Договор между Республикой Беларусь и Экономическим судом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Экономического суда СНГ на территории Республики Беларусь от 1996 года.
Ввиду того, что правовая база в СНГ была сформирована, она устойчиво функционирует, развивается, а также с учетом того, что государства находят решения и достойно выполняют принятые на себя обязательства, главами государств несколько лет назад было принято решение перевести работу Экономического суда СНГ в формат ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата).
Игорь Петришенко отметил важность того, что суд активно участвует в развитии права СНГ и это позволяет эффективно развиваться экономикам стран, налаживать новые сферы взаимодействия.
Говоря о компетенции суда, первый заместитель Генерального секретаря СНГ напомнил о подписанном в 2023 году Соглашении о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций. По его словам, наверняка сторонам потребуется толкование и по этому вопросу, что также является сферой деятельности Экономического суда СНГ.
«Мы надеемся, что право СНГ, наряду с классической институциональной структурой, неотъемлемой частью, уставным органом которого является Экономический суд Содружества Независимых Государств, позволит и дальше эффективно развивать нашу организацию, повышать благосостояние наших людей. А суд, как ему и предписано, всегда будет стоять на защите интересов каждого из государств», – отметил Игорь Петришенко.
По информации
БЕЛТА
Толкование соглашений. Андрей Плотников рассказал о востребованной компетенции Экономического суда СНГ
Наиболее востребованной у государств – участников Содружества компетенцией Экономического суда СНГ является толкование заключенных соглашений, отметил в комментарии журналистам Андрей Плотников, который до недавнего времени возглавлял Экономический суд СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Андрея Плотникова, Экономический суд СНГ – это прежде всего уставный орган Содружества, деятельность которого призвана обеспечивать соблюдение экономических интересов государств – участников Содружества на основе принципа суверенитета и учета национальных интересов. Это предопределяющее в деятельности суда как органа, обеспечивающего единство правового пространства на всей территории стран Содружества.
Продолжая тему компетенции Экономического суда СНГ, Андрей Плотников пояснил, что речь идет, в частности, о рассмотрении запросов о толковании заключенных конвенций и соглашений, а также споров между государствами.
Впрочем, в последнее время государства научились решать свои вопросы иными средствами мирного разрешения споров, отметил он. Прежде всего это консультации, переговоры. «Именно споров (в рамках. – Прим. БЕЛТА) искового производства между государствами сегодня не было. По большей части востребованным и актуальным является рассмотрение дел по толкованию заключенных соглашений», – отметил Андрей Плотников.
Он напомнил, что с 2016 года проводилась реформа Экономического суда СНГ. Суд перешел на новый формат деятельности ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата). В основном это дистанционная форма работы. В существующих условиях это более оперативное рассмотрение дел, экономичное, рачительное использование денежных средств для содержания суда.
«На территории государств-участников уже является обыденным рассмотрение дел дистанционно. Но межгосударственное рассмотрение споров, когда судьи находятся на территории разных государств и проводят судебные заседания дистанционно, на территории СНГ впервые», – обратил внимание Андрей Плотников.
По его словам, в последнее время работа суда была основана на рассмотрении запросов, касающихся действия заключенных соглашений. Что касается рассмотрения споров между субъектами хозяйствами, это не входит в компетенцию Экономического суда СНГ. Субъекты хозяйствования могут обратиться в суд опосредованно, через структуры и институты СНГ.
«Мы больше рассматриваем вопросы публичного права, но они в дальнейшем влияют непосредственно на деятельность каждого субъекта именно через заключенные в рамках Содружества соглашения», – сказал Андрей Плотников.
В Минске сегодня состоялось заседание Пленума Экономического суда СНГ. Пленум – это высший коллегиальный орган Экономического суда СНГ, состоящий из судей суда (по одному от каждого государства) и председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров в государствах – участниках соглашения о статусе Экономического суда СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
«Данный состав пленума и определяет уникальность этого органа, – сказал Андрей Плотников. – Состав пленума предопределяет его взаимодействие с высшими национальными судами, поскольку позволяет вырабатывать общие подходы при регулировании права на территории стран Содружества».
Очередное заседание пленума призвано было рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в регламент пленума и регламент Экономического суда СНГ по итогам работы в новом формате ad hoc. Процедуры требуют в некоторой части унификации и упрощения. Также требуется адаптация к новым судебным практикам, уже существующим на территории стран Содружества.
По информации
БЕЛТА
Встреча Президента Беларуси с губернатором Калининградской области России
Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 июня встретился с губернатором Калининградской области России Алексеем Беспрозванных.
Приветствуя руководителя региона, Глава государства заметил, что с ним встречается впервые, хотя это уже второй визит Алексея Беспрозванных в Беларусь, он уже более-менее знаком со страной и ее возможностями.
Президент напомнил, что в советские времена, образно говоря, Беларусь была ответственной за Калининградскую область и с тех времен в стране сохранилось особое отношение к этому региону. «Мы готовы всегда подставить вам плечо, – заверил Александр Лукашенко. – Мы живем в суверенных независимых государствах, но у меня всегда это чувство, когда я давным-давно бывал в Калининградской области и когда ко мне приезжают люди из Калининградской области… Я, поверьте, чувствую свою ответственность, как и белорусы, за этот уголок нашего общего отечества. Поэтому вы можете на нас надеяться в том, на что мы способны в Беларуси».
В продолжение разговора Глава государства подчеркнул: «Калининградцы – люди наши. Мы всегда об этом знаем. Если бы можно было посчитать, сколько там белорусов среди россиян и других (но это невозможно, я никогда в своей практике этого не делал), то там подавляющее большинство, наверное, было бы белорусов».
Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве с Калининградской областью, Александр Лукашенко отметил некоторое снижение во взаимной торговле, в том числе по экспортным поставкам из Беларуси. В этом, по его словам, значительная доля ответственности белорусской стороны. «Вы как хороший промышленник, насколько я знаю (Алексей Беспрозванных долгое время работал в промышленном секторе, в том числе являлся заместителем Министра промышленности и торговли России. – Прим.), понимаете, о чем идет речь, и приложите все усилия, поможете, подскажете для того, чтобы мы, Беларусь и Калининградская область, все-таки не падали в нашем товарообороте, а показывали пример другим по росту товарооборота. Мы также будем стараться, чтобы достичь как минимум того, что было у нас», – сказал Президент.
Глава государства констатировал наличие некоторых сложностей с логистикой поставок в этот российский регион, из-за чего белорусские товары и продукция следуют длинными маршрутами: сначала на север, а потом на юго-запад. «Но это не оправдание того, что мы немножко свалились в последнее время», – выразил уверенность Александр Лукашенко и предложил ряд направлений, где стороны могут усилить сотрудничество.
Алексей Беспрозванных в этом плане заметил, что стороны ставят перед собой амбициозную цель – восстановить досанкционный уровень товарооборота. «Вы говорите, что это по причине Беларуси (упали объемы торговли. – Прим.). Абсолютно не так. Мы видим прекрасно, что сегодня те ограничения, которые наши недружественные соседи создают, – ровно та причина, которая не позволяет нам в полной мере реализовывать имеющийся потенциал, – подчеркнул глава региона. – Нас ограничивают со стороны железнодорожного, автомобильного транспорта. Мы видим снижение этого потока, что связано исключительно с искусственным созданием барьеров со стороны недружественных соседей. Но бизнес уже подстроился, адаптировался. Не этими каналами – значит, другими будем возить продукцию. Мы сегодня переключились на морское сообщение».
Одной из сфер, где стоит усилить взаимодействие, было названо строительство. Беларусь готова предложить свои возможности и специалистов в области проектирования и возведения различных объектов, в том числе масштабных и сложных. В качестве примера Президент привел совместную работу, проведенную в свое время по строительству ТЭЦ. «Я часто привожу в пример это: даже Анатолий Борисович Чубайс удивился, что белорусы могут построить серьезное сооружение, типа ТЭЦ, которую мы вместе с вами тогда строили», – сказал он.
Традиционно перспективное направление сотрудничества – поставки пассажирского транспорта различных классов: автобусов, электробусов, трамваев, троллейбусов. «Мы это умеем делать. Мы сохранили компетенции, которые были присущи в советские времена», – заметил Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что Алексей Беспрозванных, работавший на протяжении ряда лет заместителем Министра промышленности и торговли России, хорошо знает этот сектор экономики и его значение для развития страны.
Особый акцент Глава государства сделал на возможностях совместной работы в сфере станкостроения. «Без станков в промышленности ничего не бывает. Мы также сохранили с советских времен наш уровень производства станков. Станкостроительная отрасль у нас приличная. Мы добавили прилично в этом плане. Мы производим, как вы знаете, токарные, фрезерные, шлифовальные, прочие станки», – обозначил Президент возможности отечественной промышленности. Он обратил внимание, что для России и Беларуси вопрос производства собственных станков довольно остро встал в последнее время, поэтому была разработана и реализуется профильная совместная программа для развития станкостроения.
Широко известны возможности Беларуси в производстве лифтов, и это направление стороны также могут успешно развивать. Тем более что в Калининградской области, как и в других регионах России и ряде постсоветских стран, есть необходимость в замене старого лифтового оборудования.
«Многие из лифтов, которые мы устанавливали в советские времена, сроки свои уже исчерпали, поэтому очень большие очереди в постсоветских республиках на закупки лифтов, их постоянно не хватало. Но будьте уверены, что для Калининградской области, если это нужно будет, мы изготовим нужное количество лифтов», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул значительные возможности Беларуси по экспорту широкой линейки продовольственных товаров в российский регион. Тем более подобный опыт уже имеется. В прежние годы белорусское сельское хозяйство было ориентировано в том числе на Калининградскую область.
«Будьте уверены, что, несмотря на определенные проблемы с логистикой, мы нужное количество поставим продуктов питания. Всяких. В том числе и картошки несчастной. Мне уже сегодня Правительство доложило, что свежая молодая картошка белорусская на прилавки пошла», – сказал Президент.
Глава государства на встрече с губернатором затронул не только вопросы двусторонней повестки, но и акцентировал внимание на общих экономических вопросах. В частности, на необходимости увеличивать производительность труда и повышать конкурентоспособность на внешних рынках.
«У нас есть у кого учиться. Давайте будем откровенны: европейцы в этом плане молодцы», – заявил Президент.
Он отметил, что с учетом дефицита трудовых ресурсов в Беларусь начали приезжать люди из других регионов мира, что вызвало определенную реакцию в обществе. «Я говорю: хорошо, мы никого сюда (звать не будем. – Прим.), у нас жестко это контролируется, но тогда производительность труда надо как в Евросоюзе – в три-пять раз выше. Потому что, если мы не будем конкурентными с Европейским союзом, нам нечего там делать (в плане торговли товарами. – Прим.), особенно Калининграду и Беларуси. Потому что у нас та экономика, которая присуща всему Европейскому союзу. И с ними надо конкурировать. А значит, это прежде всего рабочий человек», – сказал Александр Лукашенко.
«Мы решаем эти проблемы. И я уверен, что решим. Главное – не создавать дополнительных трудностей. Чтобы ключевая ставка была нормальная, чтобы промышленники прежде всего могли взять кредиты и использовать их – произвести нужный товар, продать. На огромном пространстве нашего отечества надо все. Не назовешь ни одного товара, который бы нашим людям не нужен был. На это надо ориентироваться. А то, что продадим за рубежом, это в плюс», – добавил Президент.