Категорию подлежащих обязательной дактилоскопии предложено расширить в Беларуси. Кого это коснется?
Категорию подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации предложено расширить в Беларуси. Это предусмотрено законопроектом «Об изменении законов», который принят сегодня в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
Проектом закона, в частности, предусматривается расширение категорий лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, уточнение перечня сведений, фиксируемых при этой регистрации.
Как пояснили в Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности, органы пограничной службы наделяются полномочиями дактилоскопической регистрации иностранных граждан, пересекающих государственную границу Республики Беларусь. Так, значительно увеличен перечень иностранных граждан, которые, пересекая границу, будут подвержены дактилоскопической регистрации.
Закрепляется возможность предоставления дактилоскопической информации, полученной органами пограничной службы, в Государственный комитет судебных экспертиз в автоматизированном режиме.
Устанавливается обязанность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих международные автомобильные перевозки пассажиров, безвозмездно передавать персональные данные таких пассажиров в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций.
Кроме того, предусмотрено дополнение содержания пограничного контроля возможностью осуществления личного досмотра граждан и досмотра находящихся при них вещей, в том числе с помощью технических и специальных средств.
Уточняется порядок осуществления постоянно проживающими в Беларуси иностранцами трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности.
По информации
БЕЛТА
Судебно-криминологическая экспертиза появилась в Беларуси. В каких случаях ее будут назначать
Новый вид экспертизы – судебно-криминологическая – появился в Беларуси. Исследование готовы проводить сотрудники Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры. Его будут назначать по фактам совершения должностными лицами коррупционных преступлений при наличии признаков того, что причины и условия, способствовавшие совершению преступления, могли быть связаны с дефектами или иными недостатками отдельных правовых норм. Подробнее о предпосылках появления и особенностях новой экспертизы рассказал корреспонденту БЕЛТА
директор НПЦ Игорь Мороз.

Следует заметить, что криминологическая экспертиза проектов нормативных правовых актов в Беларуси проводится. Ее выполняет НПЦ Генпрокуратуры. Такой экспертизе подлежат указы главы государства, проекты законов, постановлений правительства, госорганов, подчиненных главе государства, Национального банка. Проекты постановлений и других нормативных правовых актов министерств, которые подчиняются Совету Министров, эту процедуру не проходят.
«В ходе новой судебно-криминологической экспертизы предлагается изучать те акты, которые не подлежат обязательной криминологической экспертизе. По крайней мере, в тех случаях, когда в ходе расследования преступлений коррупционной направленности у органа уголовного преследования возникают вопросы, связанные с проявлением криминогенного риска», – отметил Игорь Мороз.
Речь идет о ситуациях, когда выявляются обстоятельства, связанные с недостатками правового регулирования. На практике бывает, что законодательство предоставляет должностному лицу слишком широкие полномочия, которые создают условия для произвола, например, в процессе принятия решения. И это создает почву для совершения в первую очередь коррупционных преступлений.
В некоторых случаях недостатки нормативного акта приводят к тому, что ту или иную норму можно трактовать по-разному, следовательно, обстоятельства совершения преступления сложно доказать. Порой разъяснения о применении законодательства и вовсе противоречат друг другу – в зависимости от выбранной трактовки действия конкретного должностного лица могут характеризоваться как правомерные или неправомерные.
«И следователь, и суд оказываются в сложной ситуации. Им нужно тщательно разобраться, чтобы дать правовую оценку произошедшему. Приходится иметь дело со сложными вопросами трактовки отдельных положений законодательства», – заметил Игорь Мороз.
Действительно, некоторые причины и условия, способствующие совершению преступления, лежат в плоскости законодательства. Эксперту необходимо решить вопрос, создаются ли законодательством условия для совершения должностными лицами преступлений, в том числе коррупционной направленности. В связи с этим по поручению республиканского координационного совещания и принято решение об организации судебно-криминологической экспертизы.
По словам директора НПЦ, такой экспертизе будут подлежать любые документы на усмотрение органа, ведущего уголовный процесс, – следствия, прокуратуры, суда. Если говорить точнее, речь идет об отдельных нормах, с которыми связан риск совершения коррупционных правонарушений. Встречаются ситуации, когда та или иная норма используется должностным лицом в корыстных целях либо она сформулирована так, что ее применение может нарушить права и интересы отдельных граждан или государственный, общественный интерес.
Если криминологическая экспертиза проектов нормативных актов – это превентивная мера, то судебно-криминологическая проводится в рамках уголовного дела, по факту конкретного преступления. Ее должен проводить человек, который обладает специальными знаниями. Такие специалисты работают в НПЦ Генпрокуратуры. По результатам исследования, назначаемого органом уголовного преследования, будет дан ответ на главный вопрос: имеются или нет в правовой норме недостатки, которые создают причины или условия совершения конкретного преступления.
«Любой разработчик нормативного правового акта в соответствии с законом обязан прогнозировать последствия, в том числе криминогенного характера, в результате принятия того или иного акта. Правовые нормы должны соответствовать конкретным требованиям – к процедуре подготовки, рассмотрению правового акта. Это позволяет минимизировать или исключить риск, в том числе криминогенный», – заметил Игорь Мороз.
Если же криминогенный риск проявился, это значит, что правовая норма не доработана должным образом. С одной стороны, это могло быть случайностью. С другой стороны, результатом сознательного влияния на нормотворческий процесс, связанного с так называемым лоббированием. В Беларуси, кстати, предусмотрены механизмы противодействия лоббированию интересов отдельных лиц в ущерб интересам общества.
«Эксперт должен оценить, соответствует ли норма требованиям, которые определены в нормотворческом процессе. Находится ли выявленный дефект в причинной связи с совершением преступления и мог ли он служить причиной или условием совершения преступления», – отметил директор НПЦ.
Конечным результатом проведения новой экспертизы должна стать не только помощь в установлении тех или иных обстоятельств расследуемого уголовного дела, но и принятие мер предупредительного, профилактического характера в рамках нормотворческого процесса.
Судебно-криминологическая экспертиза будет проводиться по инициативе следствия или прокуратуры. Насколько такие возможности будут востребованы, покажет время. Однако анализ практики расследования уголовных дел дает основания полагать, что потребность в такой экспертизе есть.
«Мы готовы уже сегодня проводить судебно-криминологическую экспертизу, если соответствующее поручение поступит нашему специалисту. Нормативно-правовая база всегда позволяла это делать. Вопрос заключается в организационной проработке и информированности сторон. Эти задачи мы успешно сейчас решаем», – заключил директор НПЦ.
По информации
БЕЛТА