09.10.2019
В Беларуси активизируют помощь мигрантам в их добровольном возвращении на родину
Госпогранкомитет, МВД и представительство Международной организации по миграции в Беларуси сегодня подписали протокол о намерениях сотрудничества в сфере добровольного возвращения иностранных граждан на родину или в страну постоянного проживания.
Протокол определяет механизм сотрудничества для добровольного упорядоченного и гуманного возвращения, основанного на решении самого мигранта. Документ был разработан с учетом международного опыта в данной сфере. Подписали протокол заместитель председателя Госпогранкомитета Игорь Печень, заместитель Министра внутренних дел Николай Мельченко и глава представительства Международной организации по миграции в Беларуси Зейнал Гаджиев.
«Органы пограничной службы поддерживают и приветствуют данную программу. В этом году задержано более 250 нарушителей государственной границы. Мы понимаем, что некоторые из них могли бы иметь другую судьбу, если бы эта программа действовала», – сказал Игорь Печень. Как отметил Николай Мельченко, благодаря донорской помощи Евросоюза и МОМ для Беларуси выстроен определенный алгоритм, по которому ведомства будут действовать в отношении мигрантов, решивших добровольно вернуться домой. Теперь для этого не нужно будет тратить средства республиканского бюджета.
Добровольное возвращение при поддержке Международной организации по миграции будет включать в себя административную, логистическую и финансовую помощь мигрантам. Помогут некоторым из них и в реинтеграции по возвращении на родину. Реализация программы предусматривает сотрудничество и взаимодействие между самими мигрантами, вовлеченными государственными органами, гражданским обществом, а также правительствами стран назначения.
«В протоколе четко разграничены полномочия. Мы очень долго обсуждали его и нашли приемлемый вариант, который полностью соответствует международным стандартам, нашим требованиям (Международной организации по миграции. – Прим. БЕЛТА) в этой сфере. Мы помогаем людям, которые оказываются в очень непростых жизненных ситуациях. Им нужно принимать решения, а они должны приниматься на основе четкой информации. Поэтому их нужно информировать о разных возможностях», – подчеркнул Зейнал Гаджиев.
Подписание протокола дало старт информационной кампании о программе добровольного возвращения для мигрантов. Ожидается, что она поможет проинформировать потенциальных бенефициаров о возможностях. К примеру, за 9 месяцев этого года из Беларуси были депортированы свыше 780 человек, а высланы более 1050. Многие из них при наличии необходимой информации могли бы избежать высылки и легально вернуться на родину.
Добровольное возвращение является неотъемлемой частью регулирования миграционных процессов. Подобная программа уже реализовывалась в Беларуси с 2007 по 2011 год. Тогда содействие оказали более 140 иностранцам, из которых 35 воспользовались помощью по инициативе органов внутренних дел. Это позволило в значительном объеме сэкономить средства республиканского бюджета на покрытие расходов, связанных с высылкой и депортацией. В этом году в рамках проекта ЕС при помощи МОМ воспользовались возможностями программы добровольного возвращения на родину уже 15 мигрантов.
Чтобы получить помощь в возвращении на родину, мигрант должен обратиться в Госпогранкоммтет, милицию или в представительство МОМ. Если это законопослушный человек, который просто попал в сложную ситуацию, то представители МОМ оплатят ему билет домой, а также помогут в иных вопросах, если это потребуется. Кроме этого, работники Международной организации по миграции регулярно принимают и возвращающихся таким образом на родину белорусов. Подобные запросы обрабатываются практически каждую неделю.
Протокол о намерениях сотрудничества разработан по проекту международной технической помощи Евросоюза «Содействие Беларуси в решении вопросов, связанных с увеличением количества нерегулярных мигрантов». Проект продолжается уже полтора года, его реализация займет еще 2,5 года. В его бюджете предусмотрены средства на возвращение из Беларуси на родину 300 мигрантов. Проект включает и строительство двух центров временного содержания иностранцев – на 40 человек в Полоцком пограничном отряде и на 72 человека под Минском в районе аэропорта. Строительство первого должно начаться в апреле 2020-го и завершиться до конца года. Что касается второго центра, то сейчас обсуждается точное место его размещения. Предполагается определиться с этим до конца текущего года.
Также часть проекта – изменение законодательства о правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства. Планируется, что парламент во время осенней сессии рассмотрит поправки в соответствующий закон. Проект направлен в том числе и на то, чтобы обе стороны были готовы к действию соглашения о реадмиссии между Беларусью и Евросоюзом.
По сообщению БЕЛТА
Интеграция в общество, соблюдение законов и норм. Тамара Красовская о трудовой миграции и ответственности нанимателей
Трудовой мигрант не может быть предоставлен сам себе, он должен интегрироваться в наше общество, изучив язык, соблюдая требования белорусских законов, следуя общечеловеческим нормам и порядку, принятым в нашей стране. Такое мнение высказала Тамара Красовская, член Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, председатель комитета по труду, занятости и соцзащите Минского облисполкома, комментируя новшества Указа № 202 «
О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции», передает корреспондент
БЕЛТА.
Наниматель является ключевой фигурой в регулировании внешней трудовой миграции, выступает в качестве главного гаранта легальности пребывания трудового мигранта в нашей стране, несет персональную ответственность за работника-иностранца.
«Нормы Указа «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции» уравновешивают в этом вопросе интересы субъектов хозяйствования, мигрантов и общества. Правовое регулирование позволит не допустить нелегальную занятость и наем «теневых» мигрантов. Также законом налажена система защиты прав иностранных работников с обязательным заключением трудовых договоров, страхованием, созданием безопасных условий труда. Но очень важно, чтобы мигранты, приехавшие в нашу страну работать, стали действительно ценной частью белорусского общества», – отметила Тамара Красовская.
По словам сенатора, если гражданин другой страны хочет работать и зарабатывать в Беларуси, ему предоставлена такая возможность. Но вместе с тем трудовой мигрант не может быть предоставлен сам себе, он должен интегрироваться в наше общество, изучив язык, соблюдая требования белорусских законов, следуя общечеловеческим нормам и порядку, принятым в нашей стране.
«И работодатель, получая прямую выгоду, как никто другой заинтересован в том, чтобы эта интеграция и адаптация прошли как можно проще, быстрее и качественнее», – подчеркнула Тамара Красовская.
По информации
БЕЛТА
Усиление ответственности нанимателей, привлекающих трудовых мигрантов. В МВД разъяснили детали нового Указа
В Беларуси усиливается ответственность нанимателей, которые принимают на работу трудовых мигрантов. Об этом корреспонденту
БЕЛТА заявил начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун, комментируя Указ Президента «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции».
«Основные положения данного указа связаны с повышением роли нанимателей, которые привлекают иностранную рабочую силу. Обязательным условием для нанимателей является в первую очередь заключение трудового договора с трудящимся-мигрантом в течение 30 дней с даты его въезда в Беларусь либо по истечении 30 дней с даты получения специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью», – отметил Алексей Бегун.
Наниматель обязан определить лица, которые ответственны за осуществление контроля за трудовой деятельностью и условиями пребывания трудящихся-мигрантов в организации. Должностные лица нанимателя должны обеспечить посещение иностранцев по месту жительства или пребывания, чтобы проверить условия проживания, соответствие санитарным нормам и соблюдение правил пользования жилыми помещениями. Трудящиеся-мигранты должны обеспечить доступ нанимателя в данные жилые помещения.
«Введено новое требование о том, что наниматель должен организовать оценку знаний одного из государственных языков трудящимися-мигрантами в пределах знаний, необходимых для общения. Это нужно сделать до заключения с ними трудового договора, – пояснил Алексей Бегун. – То есть вводятся определенные профессии, по которым знание языка в пределах, необходимых для общения, является обязательным до заключения договора. В случае неудовлетворительного знания языка иностранец получает отказ в заключении трудового договора. Или же он за счет нанимателя или за собственные средства должен пройти обучение в Беларуси, чтобы соответствовать этим критериям».
Следующее положение – обязанность ознакомлять мигрантов на понятном для них языке или одном из государственных языков с документами, которые регламентируют их права, обязанности, правила внутреннего распорядка, а также с инструкцией по охране труда. Вводится запрет на временный перевод трудящихся-мигрантов к другому нанимателю – так называемый аутстаффинг рабочей силы.
«Трудящийся-мигрант обязан соблюдать требования трудового договора и условия, регламентирующие его пребывание. Несоблюдение таких условий является основанием для расторжения трудового договора и ограничения срока пребывания со всеми вытекающими отсюда последствиями. Невыполнение нанимателями требований, предусмотренных указом, является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной законодательными актами», – подчеркнул Алексей Бегун.
Наниматели должны будут направлять уведомление о продлении или прекращении трудового договора в подразделения по гражданству и миграции с помощью единого портала электронных услуг. До 1 января 2026 года МВД и Национальный центр электронных услуг должны обеспечить такую возможность передавать информацию.
«Принятие данного Указа обусловлено тем, что Беларусь в рамках проводимой политики расширяется для привлечения иностранной рабочей силы. Количество трудящихся-мигрантов увеличивается, и требуется повысить роль нанимателей в работе с ними», – заключил Алексей Бегун.
По информации
БЕЛТА
Ответственность нанимателей за иностранных работников введена в Беларуси Указом Президента
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 мая подписал Указ № 202 «О повышении роли нанимателей в области внешней трудовой миграции», которым предусмотрена ответственность нанимателей за иностранных работников.
Для усиления требований к привлечению иностранной рабочей силы, за исключением граждан государств – членов ЕАЭС, на нанимателей возложены дополнительные обязанности. В их числе посещение мигрантов на дому для изучения условий проживания с принятием при необходимости мер по устранению выявленных нарушений и информированием компетентных государственных органов, организация обязательного тестирования мигрантов на знание русского или белорусского языка.
Заключать трудовой договор с мигрантом необходимо будет в 30-дневный срок с даты его въезда в Беларусь. При этом запрещается временный перевод такого работника к другому нанимателю во избежание использования его труда без соблюдения установленной процедуры привлечения иностранных специалистов.
Наниматели также будут обязаны организовывать контроль за деятельностью и условиями пребывания мигрантов, включая определение лиц, ответственных за такой контроль.
Невыполнение своих обязанностей повлечет для нанимателей административную ответственность, а для мигрантов – досрочное расторжение трудового договора и выезд из страны.
МВД разъяснены вопросы аннулирования разрешения на постоянное проживание
В Департамент по гражданству и миграции МВД поступают обращения граждан, в том числе постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, с просьбой разъяснить особенности аннулирования разрешения на постоянное проживание.
Постоянно проживающим в Республике Беларусь иностранцем является лицо, получившее разрешение на постоянное проживание и вид на жительство, биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина или биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства.
Установлено: постоянно проживающим иностранным гражданином расторгнут брак с гражданином Республики Беларусь, в котором они прожили с 2014 года (более 8 лет). Заключение брака с гражданином Республики Беларусь являлось основанием для получения в нашей стране разрешения на постоянное проживание иностранцем. В случае расторжения брака будет ли аннулировано разрешение на постоянное проживание?
Законодательством о правовом положении иностранных граждан в Республике Беларусь предусмотрено, что разрешение на постоянное проживание, выданное иностранцу, может быть аннулировано в случае утраты основания, по которому было принято решение о выдаче такого разрешения. Исключение составляют случаи, когда иностранец находился в Республике Беларусь на законных основаниях в течение последних пяти лет непрерывно.
Таким образом, в случае проживания в Беларуси более пяти лет после получения разрешения на постоянное проживания и утраты основания, по которому принималось соответствующее решение, иностранец вправе и далее пребывать в своем статусе и проживать в Республике Беларусь.
По сообщению
официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
На площадке СНГ началась разработка программы по созданию общего рынка труда и регулированию миграции рабочей силы
28 марта 2025 г. в штаб-квартире СНГ состоялось заседание Рабочей группы по разработке проекта Комплексной программы, направленной на создание общего рынка труда и регулирование миграции рабочей силы государств – участников СНГ.
В мероприятии приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Всеобщей конфедерации профсоюзов и Исполнительного комитета Содружества.
Проект документа разрабатывается в соответствии с Концепцией поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств – участников СНГ от 29 ноября 2024 г.
В ходе заседания участники посчитали важным при разработке проекта Комплексной программы и включении конкретных мероприятий в проект документа руководствоваться положениями Соглашения о сотрудничестве в сфере содействия занятости населения государств – участников СНГ от 28 мая 2021 г. и Заявления глав государств – участников Содружества Независимых Государств о развитии сотрудничества в сфере миграции от 15 октября 2021 г.
Участники Рабочей группы ознакомились с поступившими предложениями к проекту документа, договорились представить свои предложения относительно наполнения Комплексной программы и ее структуры и обсудить их на следующем заседании, проведение которого запланировано на май 2025 года.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ