02.10.2019
Александр Конюк принял участие в 29-м заседании Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ
В г. Бишкеке 1 октября 2019 года состоялось 29-е заседание Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – КСГП, Координационный совет).
В мероприятии участвовали делегации генеральных прокуратур Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, а также представители Антитеррористического центра СНГ, Исполнительного комитета СНГ, Международной ассоциации прокуроров и Секретариата КСГП.
Белорусскую делегацию возглавил Генеральный прокурор Республики Беларусь Александр Конюк.
В ходе заседания дана оценка работе КСГП в реализации межгосударственных программ сотрудничества по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговлей людьми, киберпреступностью, терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, незаконной миграцией, а также укреплению пограничной безопасности на внешних границах. Решены организационные вопросы, утверждены отчеты о работе Координационного совета и Секретариата КСГП в 2018 году.
В своем выступлении Александр Конюк поделился практикой прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении исполнительных документов: «Президент Республики Беларусь принял решение о создании c 1 января 2014 года единой системы органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов. Органы принудительного исполнения выведены из судебной власти и переданы в систему Министерства юстиции. Изданы законодательные акты, регламентирующие их деятельность и порядок исполнения судебных постановлений. Вместе с тем практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что в работе судебных исполнителей есть недостатки и упущения».
Основными из них он назвал:
- несвоевременное возбуждение исполнительных производств;
- ненадлежащую проверку имущественного положения должника и непринятие мер по объявлению его в розыск;
- проблемы взаимодействия со взыскателями и другими участниками исполнительного производства;
- отсутствие должного контроля со стороны вышестоящих руководителей и непринятие достаточных мер по организации деятельности судебных исполнителей.
«Глава государства поручил Генеральной прокуратуре не только организовать надлежащий прокурорский надзор за исполнением судебных постановлений, но и фактически взять «шефство» над данной системой, – сказал Александр Конюк. – Прокуратура и Минюст должны пересмотреть показатели эффективности работы органов принудительного исполнения с тем, чтобы они отражали реальные результаты труда».
Руководитель белорусского надзорного ведомства обратил внимание на комплексный подход в работе прокурора: «Мы надзираем за принудительным исполнением как судебных постановлений, национальных и иностранных, так и других документов – исполнительных надписей нотариусов, удостоверений комиссий по трудовым спорам. В нашем поле зрения работа не только органов принудительного исполнения, но и государственных органов-взыскателей, иных участников исполнительного производства».
Александр Конюк назвал своевременным создание в прокуратуре специального подразделения по надзору за органами принудительного исполнения, поскольку «фактически на этой стадии происходит восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц».
По информации Генпрокурора Беларуси, после изучения проблемных вопросов, которые отрицательно влияли на полноту исполнения и реальное взыскание денежных сумм, ведомство в целях устранения коллизий и противоречий в нормативных актах предложило изменения профильного законодательства.
На площадке Координационного совета руководители Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и Центра профессиональной подготовки прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики подписали Меморандум о сотрудничестве в области образовательной и научно-исследовательской деятельности.
С узбекскими коллегами, в развитие ранее заключенного двустороннего Соглашения, подписана Программа сотрудничества между Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан на 2020–2021 годы.
В завершение мероприятия главы делегаций генеральных прокуратур государств – участников СНГ поблагодарили организаторов за дружеский прием на кыргызской земле, отметили атмосферу доверия и взаимопонимания в ходе заседания, подчеркнули важность координации борьбы с наиболее опасными видами преступлений, необходимость углубления взаимодействия в сфере защиты прав и свобод граждан.
По сообщению официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
Благоприятная деловая среда. Андрей Швед на ПМЭФ представил белорусский опыт правового сопровождения экономики
Белорусский опыт правового сопровождения предпринимательства представил Генпрокурор Беларуси Андрей Швед на сессии «Снижение регуляторной и административной нагрузки как условие свободы предпринимательства, привлечения инвестиций и взаимовыгодного сотрудничества» Петербургского международного экономического форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В Беларуси уделяется постоянное и очень серьезное внимание вопросам создания благоприятного делового климата, снижению регуляторной и административной нагрузки в целях создания дополнительных точек роста экономики. Упрощены условия регистрации новых субъектов хозяйствования, лицензирования, налогообложения, административных процедур, приняты меры по исключению необоснованного вмешательства в их деятельность», – сказал Андрей Швед.
По его словам, значительные усилия принимаются по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений в сфере экономики. «Можно уверенно сказать, что наша страна, Республика Беларусь, не допустила системной коррупции, в том числе в сфере экономики», – подчеркнул Генпрокурор.
Для создания благоприятных условий для разработок современных технологий, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций созданы территории со специальным правовым режимом – это Парк высоких технологий, а также Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Недавно Президент Беларуси был в Китае. Принято принципиальное решение о том, что все ведущие белорусские предприятия будут в ближайшие годы модернизированы по самому высокому стандарту, отметил Андрей Швед.
Минимизировано контролирующее воздействие госорганов
Генпрокурор напомнил, что в Беларуси минимизировано контролирующее воздействие государственных органов в экономической сфере, их деятельности придан преимущественно упредительный характер. Очередным шагом в обеспечении защиты прав предпринимателей стало принятие буквально неделю назад Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
При подготовке этого документа Генпрокуратура учла все современные подходы в этом вопросе. В новом Указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации надзорных и контрольных процессов. Главная цель Указа – помочь предприятиям и организациям не допускать впредь выявленных нарушений и повысить эффективность их деятельности.
В частности, значительное внимание уделяется проведению мониторингов. Если по итогам мониторинга выявлено нарушение, предприятию предлагается самостоятельно их устранить. И ответственность наступает только за невыполнение данного требования, пояснил Андрей Швед.
Вместе с тем оптимизация регулирования не должна привести к отказу государства от реализации своих функций, особенно в сферах обеспечения безопасности населения, защиты прав граждан, интересов общества и государства.
Продолжая тему, генпрокурор отметил, что в Беларуси координация государственной и частной экономической деятельности обеспечивается государством, в первую очередь в социальных целях. Реализуется принцип ответственности бизнеса перед государством, обществом и гражданами. В связи с этим перед органами прокуратуры при осуществлении надзора в сфере экономики стоит задача одновременно обеспечить защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности и исполнение ими требований законодательства.
Надзор за реализацией контрсанкционных мер
Ввиду давления недружественных стран в последнее время одним из основных направлений прокурорской работы стал надзор за реализацией контрсанкционных мер. Прокуроры проверяют соблюдение ограничений на выплату дивидендов участникам хозяйственных обществ из недружественных государств, продажу недвижимости и вывоз материальных ценностей за пределы страны. По словам Андрея Шведа, именно мерами прокурорского надзора в этом важном направлении сегодня поставлен прочный заслон.
Кроме того, законодательством Беларуси предусмотрена возможность введения внешнего управления организациями для недопущения прекращения их деятельности и причинения ущерба, в первую очередь трудовым коллективам.
Заслон мошенничеству
«Нами совместно с иными государственными органами осуществляется контроль за ценообразованием для обеспечения экономически обоснованного уровня цен и доступности социально значимых товаров. По инициативе Генеральной прокуратуры нормативно установлены ограничения микрофинансовой деятельности. Прокуроры защитили сотни граждан, получивших займы под кабальные проценты или под залог единственного жилья. Такие сделки признаются недействительными в судебном порядке», – сказал Генпрокурор.
Одной из проблем является восстановление права граждан, пострадавших от преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, в первую очередь мошенничества. В настоящее время реализуется принятый правительством Беларуси комплексный план дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям.
В частности, начата эксплуатация автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка. Ее внедрение, безусловно, способствует оперативному приостановлению движения по счетам, через которые перемещаются похищенные денежные средства. Указанная система уже сегодня позволила значительно снизить количество хищений, связанных с выманиванием денег путем телефонных звонков под видом работников банков, сотрудников правоохранительных органов и так далее.
«Кроме того, по нашей инициативе в Уголовно-процессуальный кодекс Беларуси внесены изменения, позволяющие налагать арест на электронные деньги и криптовалюту, являющиеся предметом преступления. Также закреплен порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам», – отметил Андрей Швед.
Органами прокуратуры Беларуси проводится значительное количество проверок по обеспечению сохранности госсобственности, устранению фактов бесхозяйственности, других нарушений закона. В необходимых случаях прокуроры немедленно предъявляют иски в интересах предприятия. «Только в прошлом году нами удовлетворено более 1 тыс. обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или фактически каждое второе обращение бизнеса и предпринимательства», – заметил Генпрокурор.
В результате принятых всеми государственными органами мер в Беларуси создана в целом благоприятная деловая среда, позволяющая эффективно и безопасно осуществлять предпринимательскую деятельность, инвестировать средства на выгодных условиях.
По информации
БЕЛТА
Детский совет создадут при Комиссии уполномоченных по правам ребенка стран СНГ
Пятое заседание Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ с участием представителей государственных органов и учреждений, сотрудников аппаратов уполномоченных по правам ребенка Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Исполнительного комитета СНГ состоялось 18 июня в Бишкеке. Об этом
БЕЛТА сообщили в Правовом департаменте Исполнительного комитета СНГ.
Повестка дня заседания включала обсуждение комплекса актуальных вопросов, в числе которых организация трудовой деятельности подростков в каникулярный период, правовые аспекты международного похищения детей, межведомственное взаимодействие при оказании помощи детям с особенностями психофизического развития и их семьям, защита прав несовершеннолетних, страдающих орфанными заболеваниями.
Среди ключевых решений – создание Детского совета при Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ. В состав Детского совета войдут дети – лидеры детских движений – по два представителя от каждого государства Содружества. Персональный состав Детского совета, а также план его работы на 2026–2027 годы будет утвержден на очередном заседании комиссии. Основные функции Детского совета будут состоять в том, чтобы создать условия для диалога между детьми государств – участников СНГ и Комиссией уполномоченных по правам ребенка, повысить правовую грамотность и культуру, социальную и гражданскую активность молодого поколения, а также способствовать реализации права ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы, сформировать среду для укрепления отношений дружбы и взаимопонимания между детьми государств – участников СНГ.
Также в развитие достигнутых на заседании договоренностей комиссией приняты решения об организации двух международных конференций по темам: о трудоустройстве несовершеннолетних с привлечением специалистов органов труда и социальной защиты, служб занятости, потенциальных работодателей, о защите прав юных пациентов с длительным лечением с привлечением экспертов медицинских, научных сообществ, представителей фондов помощи и поддержки данной категории детей.
Члены комиссии в процессе заседания договорились о направлениях взаимодействия на ближайшую перспективу, утвердив повестку дня очередного шестого заседания Комиссии, которая предусматривает обмен опытом и принятие решений, в частности по вопросам об организации отдыха и оздоровления детей, о работе с детьми в конфликте с законом, о развитии семейных форм устройства детей-сирот, о проблемах детей, занимающихся попрошайничеством и бродяжничеством.
В рамках странового визита в Кыргызскую Республику делегации Республики Беларусь и Российской Федерации посетили реабилитационный центр детей с инвалидностью «Келечек», в котором проходят реабилитацию дети с инвалидностью от 4 до 18 лет с заболеваниями центральной и периферической нервной системы, проблемами опорно-двигательного аппарата, синдромом Дауна, детским аутизмом.
В ходе заседания комиссии состоялась ротация – председательство от Кыргызской Республики перешло к Республике Беларусь. Очередное заседание комиссии состоится в ноябре 2025 года в очном формате.
По информации
БЕЛТА
Меценатство и регулирование телевещания: состоялось заседание экспертного совета по культуре при МПА СНГ
Первое заседание экспертного совета по культуре при Межпарламентской ассамблее СНГ прошло в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Об этом БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.

Участие в заседании приняли представители парламентов, эксперты из творческих и общественных организаций, научных и учебных учреждений, исполнительных органов власти стран Содружества.
Ассамблея традиционно уделяет много внимания мероприятиям в сфере гуманитарного сотрудничества в странах Содружества, сообщил открывший заседание Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий. «Поэтому закономерно, что решением Совета МПА СНГ был учрежден экспертный совет по культуре», – подчеркнул он.
Председателем совета является Вадим Дуда – генеральный директор Российской государственной библиотеки, президент Библиотечной ассамблеи Евразии, президент Российской библиотечной ассоциации. Заместителем председателя стала генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова. Ответственным секретарем избран советник отдела обеспечения модельного законотворчества экспертно-аналитического управления Игорь Минин.
По мнению Вадима Дуды, у совета есть два важных приоритета. Первый заключается в необходимости провести аудит законодательства стран Содружества в соответствующей области – существует ряд важных и фундаментальных правовых документов, требующих внимания и анализа. «Концептуальные основы, такие как сохранение национального библиотечного фонда и непрерывность работы национальных библиотек, должны объединять нас на многие годы вперед», – считает он.
Вторым приоритетом председатель совета назвал работу с интеллектуальными правами в цифровой среде, включая оцифровку библиотечных фондов, спектаклей и музыкальных произведений. Он также отметил, что необходимо тщательно проработать общие подходы к этой проблематике. Кроме того, Вадим Дуда обратил внимание на вопрос искусственного интеллекта. «Это одновременно большая возможность и серьезная угроза – как с точки зрения создания произведений, так и поиска, использования и изменения информации, включая создание фейков», – отметил он.
Экспертам представили проект концепции рекомендаций «О правовом регулировании реализации основополагающих функций телевидения». Современное телевидение сосредоточено на развлечениях и игнорирует образовательную и культурную миссию. Многие передачи предлагают легкий и несерьезный контент, который не помогает зрителям развиваться или узнавать что-то полезное. Особенно это влияет на молодежь, которая растет в условиях ограниченного выбора качественных программ. Рекомендации направлены на улучшение телевещания с учетом культурных ценностей и интересов общества. Для стран СНГ необходимо создать единые нормы юридического регулирования, которые будут поощрять производителей делать передачи, отражающие национальные традиции и нравственные принципы. Это поможет сделать телевидение не просто источником развлечения, а важным инструментом воспитания и формирования культурной идентичности молодого поколения.
Также рассмотрен проект модельного закона «Об обеспечении государственной охраны объектов культурного наследия на водных объектах» и проект новой редакции модельного закона «О меценатстве и благотворительной деятельности». Членам совета рассказали о ходе подготовки ко второй международной конференции «Русский язык – основа интеграционного диалога в регионе Содружества Независимых Государств».
Очередное заседание экспертного совета запланировано на октябрь-ноябрь 2025 года.
По информации
БЕЛТА
(фото – МПА СНГ)
В СНГ создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации
БЕЛТА
Игорь Петришенко: международно-правовая культура в СНГ на высоком уровне, государства выполняют обязательства
Международно-правовая культура в СНГ на высоком уровне, государства добросовестно выполняют взятые на себя обязательства, отметил в комментарии журналистам первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко на полях заседания Пленума Экономического суда СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Экономический суд СНГ был создан в 1992 году, когда возникали вопросы, связанные с расчетами между государствами. Базируется он на территории Беларуси – республика создала все необходимые условия для беспристрастного и эффективного функционирования этого института.
«За этот период рассмотрено 130 дел. Много это или мало – сложно сказать. Но вопрос в том, что обращаются в суд только в случае, когда не удается договориться путем переговоров, консультаций», – сказал Игорь Петришенко. Вместе с тем существующая система в виде нормативной правовой базы СНГ, институциональных структур Содружества (Совет министров иностранных дел, Совет постпредов, Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете, Совет глав правительств, высший орган – Совет глав государств) позволяет разрешать вопросы и обеспечивать единообразное применение норм.
В этой связи первый заместитель Генерального секретаря СНГ отметил качественную проработку проектов документов и добросовестное выполнение государствами принятых на себя обязательств. «Нет двоякости толкования, поэтому нет необходимости по каким-то частным вопросам правоприменительной практики обращаться в суд. Все идет путем переговоров и качественного выполнения принятых на себя обязательств. Это свидетельствует о том, что международно-правовая культура государств СНГ находится на высоком уровне и государства, если договариваются, они добросовестно исполняют все принятые на себя обязательства», – сказал он.
Вместе с тем суд выполняет свою роль, отметил Игорь Петришенко. Если не удается договориться по каким-то вопросам, каждое государство имеет право обратиться в Экономический суд СНГ.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ обратил внимание на созданную нормативную правовую базу. В частности, упомянул Договор между Республикой Беларусь и Экономическим судом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Экономического суда СНГ на территории Республики Беларусь от 1996 года.
Ввиду того, что правовая база в СНГ была сформирована, она устойчиво функционирует, развивается, а также с учетом того, что государства находят решения и достойно выполняют принятые на себя обязательства, главами государств несколько лет назад было принято решение перевести работу Экономического суда СНГ в формат ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата).
Игорь Петришенко отметил важность того, что суд активно участвует в развитии права СНГ и это позволяет эффективно развиваться экономикам стран, налаживать новые сферы взаимодействия.
Говоря о компетенции суда, первый заместитель Генерального секретаря СНГ напомнил о подписанном в 2023 году Соглашении о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций. По его словам, наверняка сторонам потребуется толкование и по этому вопросу, что также является сферой деятельности Экономического суда СНГ.
«Мы надеемся, что право СНГ, наряду с классической институциональной структурой, неотъемлемой частью, уставным органом которого является Экономический суд Содружества Независимых Государств, позволит и дальше эффективно развивать нашу организацию, повышать благосостояние наших людей. А суд, как ему и предписано, всегда будет стоять на защите интересов каждого из государств», – отметил Игорь Петришенко.
По информации
БЕЛТА