28.11.2019
Работа на предупреждение, новые правила работы монополистов и расширение полномочий: как МАРТ намерен развивать конкуренцию
Задать тон игре
Без конкуренции спится лучше, но живется хуже. Аргумент, с которым не поспоришь, эксперты из разных стран приводят в пользу необходимости работы антимонопольных органов. Есть такой и у нас – Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Работает чуть больше трех лет. Чего удалось достичь и какие вызовы предстоит решить, чтобы бизнесу было проще и интереснее, а покупателям – разнообразнее и дешевле, узнавала корреспондент «Р».

Предупрежден – значит, вооружен?
– Штрафы в нашей работе не главное, мы сняли этот вопрос с повестки дня. Важно, чтобы в обществе и бизнесе искренне разделяли тему развития конкуренции. На разъяснение ее правил и важности направлена сейчас вся работа, – при каждой возможности старается обозначить позицию МАРТ министр Владимир Колтович.
Наверное, отчасти потому, что долгое время Минторг, прародитель нынешнего ведомства, ассоциировался с суровыми наказаниями за проступки. Но вместе со сменой вывески на здании по Кирова, 8/1 решили изменить подход ко многим профильным вещам. Например, отношение к законодательству и объективности оценки регулятора. В прошлом августе, к примеру, заработал Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Тем не менее практика уже набралась внушительная.
Так, только за девять месяцев с начала года в ведомстве рассмотрели 324 обращения. Комиссия по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства рассмотрела материалы по 114 делам. В результате установлено 16 фактов наличия и 70 фактов отсутствия нарушений. Из подтвердившихся по одному касаются нарушений антимонопольных требований к закупкам товаров, злоупотребления доминирующим положением и запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения. Еще два – запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия госорганов. Одиннадцать – запрета на недобросовестную конкуренцию.
– Судебная практика в основном подтверждает правильность наших решений, – отметил первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец. – По итогам рассмотрения жалоб Верховным Судом в девяти из десяти случаев решения МАРТ остаются без изменений.
Отдельного внимания заслуживает введенный инструмент мягкого права: предупреждение, которое выносится организации на стадии расследования для добровольного устранения нарушения, а также предостережение должностному лицу, скажем, за планируемое недобросовестное поведение на товарном рынке. С момента вступления в силу закона МАРТ выдал более 60 предупреждений. Из них 41 получили органы госуправления и 20 – доминанты.
– В результате мы увидели снижение числа дел по злоупотреблению доминирующим положением и ограничивающим конкуренцию актам и действиям госорганов, которые рассматриваются у нас на специально созданной комиссии. Так, в 2019 году только в 13 процентах случаев выявлялись нарушения в действиях госорганов. Притом что в 2018 году это число составляло 33 процента от общего количества. То есть институт мягкого права, в принципе, заработал, – отметил первый замминистра.
Какие нарушения со стороны госорганов удалось устранить без санкций? Самое последнее дело касалось доступа банков к перечислению пенсий.
Сотрудничество как раскаяние
Примечательно: сейчас МАРТ рассматривает возможность распространить инструменты мягкого права на другие составы антимонопольных нарушений. Пока эта норма работает в отношении госорганов и отдельных статей по доминантам. Еще одно предложение — освобождать от ответственности за сотрудничество с антимонопольными органами.
– К сожалению, такой практики пока нет, хотя исходя из нашего опыта такой механизм способствовал бы более качественному и оперативному проведению антимонопольных расследований и сбору доказательной базы. За время существования министерства благодаря росту компетентности, уровня подготовки кадров и наработанной практике нам стало легче работать. Да и субъекты хозяйствования понимают нашу цель, некоторые даже прочитали закон. В то же время становится и сложнее. Если, например, раньше могли найти письменное соглашение двух домофонных организаций, которые поделили зоны ответственности в одном городе, то сейчас договариваются устно. Доказать это непросто. Потому и предлагаем дать нам дополнительные полномочия на законодательном уровне, – пояснил первый замминистра.
В МАРТ также обращают внимание: было бы неплохо, если бы на предприятиях появились службы антимонопольного комплаенса, прежде всего у экспортеров. Иначе говоря, службы, которые будут разъяснять руководителям, что условия конкуренции нарушать нельзя. Настаивать административно на этом не станут, собираются работать через понимание директоров о необходимости такой меры.
Монополисты будут действовать публично
Еще одно направление развития конкуренции – демонополизация отраслей экономики. Обновленный Закон «О естественных монополиях» заработает с 23 мая 2020 года. Главное его новшество – исключение из рядов монополистов услуг почтовой и фиксированной телефонной связи. Ведь прогресс не стоит на месте: стационарная телефония, например, давно конкурирует с мобильными операторами и мессенджерами. При этом компании, которые лишатся статуса монополистов, останутся доминантами – спрос с них станет чуть меньше. Предлагает МАРТ разделить монополии по передаче и распределению электрической энергии на более мелкие, чтобы сделать рынок более конкурентным.
Еще одна немаловажная норма касается публичности процесса регулирования естественных монополий. А именно: при установлении и изменении тарифов организациям необходимо будет проводить публичные слушания и общественные обсуждения. Чтобы все понимали, откуда растут ноги у тех или иных цифр и решений. А заодно чтобы снимать спорные вопросы до принятия решений. Помимо этого, монополисты должны будут вести раздельный учет расходов и доходов и задействованных активов, чтобы не навешивать на потребителей свои просчеты.
Проверки вне плана против картелей
Одновременно МАРТ выступает за расширение полномочий наподобие тех, что есть у аналогичных ведомств других стран. В первую очередь это касается возможности получения информации из проведенных по просьбе ведомства оперативно-разыскных действий. Еще одна задумка – назначать внеплановые проверки по соблюдению законодательства независимо от наличия оснований.
– При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства мы бы хотели получать прямой доступ ко всем носителям информации, в том числе компьютерам, средствам мобильной связи, электронной почте. Сейчас мы работаем только через запросы, и это существенно сокращает наши возможности при проведении расследований, в том числе и в части сложнодоказуемых картельных сговоров.
Кстати, на тему последних в ведомстве недавно прошел обучающий семинар. В числе его организаторов – Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Управление по конкуренции и защите прав потребителей Польши. Противодействие картелям совершенствует борьбу с коррупцией, проведение госзакупок, а также помогает повысить эффективность использования бюджетных средств, снизить цены на товары и услуги, улучшить их качество. Ведь участники картелей сообща завышают цены или разделяют сферы влияния, оставаясь при этом самостоятельными организациями. В результате рынок становится похож на монопольный. Чаще всего такие проблемы там, где и без того высокий уровень экономической концентрации. Потери, по оценкам ОЭСР, составляют в среднем 2 процента ВВП, но могут доходить и до 20 процентов.
Мария Друк, «Рэспубліка» 28 ноября 2019 г.
Роман Головченко: поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока
Поиск оптимального баланса в экономике является ключевой задачей для финансового блока. Об этом заявил в интервью телеканалу
«Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко по итогам дискуссии, состоявшейся 20 июня на деловом завтраке Сбербанка России на полях Петербургского международного экономического форума, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В российском экспертном сообществе, правительственных и деловых кругах уделяется особое внимание поиску оптимального баланса между экономическим ростом и денежно-кредитной политикой. «Это сложнейшая управленческая задача в первую очередь для государственных органов финансово-экономического блока. Поэтому сегодня была напряженная дискуссия, из которой можно было почерпнуть достаточное количество новой информации, позволяющей более четко видеть, каких острых углов нам целесообразно избегать в проведении нашей собственной денежно-кредитной политики», – отметил Роман Головченко.
Обсуждались ключевые факторы риска для роста российской экономики. В их числе – нехватка трудовых ресурсов, недостаточно свободный доступ к современным технологиям и недостаточная производительность труда, а также факторы, связанные с ключевой ставкой Банка России, которая определяет условия кредитования экономики. Среди них есть и актуальные для Беларуси. «Мы часто обращаем на эти факторы внимание в контексте того, что надо находить и вырабатывать решения, чтобы нивелировать их влияние. Конечно, какого-то готового рецепта найдено не было, но доводы и аргументы, которые сегодня звучали, крайне полезны для нас в выработке наших собственных шагов. Структура экономики у нас с Россией достаточно схожая, за исключением горнодобывающей и энергетической сферы», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Упрочить стабильность. МАРТ об изменениях в постановление Правительства № 713 «О системе регулирования цен»
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, что укрепит стабильность на рынке, поскольку производители каждое инициируемое повышение цен должны будут согласовать. Чем вызваны принимаемые меры и каким механизмам подчиняются, журналистам прокомментировал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, передает корреспондент
БЕЛТА.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Многие, у кого была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С сегодняшнего дня, 20 июня, для недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия. Как отметил представитель МАРТ, эти позиции можно назвать наиболее инфлятогенными за последние годы.
Так, последующее повышение цен на эти товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров. При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы, то есть аргументировать комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
Принимаемые меры, как считает первый замминистра, упрочат стабильность на продовольственном рынке, поскольку производители указанных групп товаров обязаны будут инициируемое повышение цен сверх норматива согласовать, иными словами, динамика цен будет контролироваться государством. Вместе с тем, по оценке специалиста, и до принятых мер массового роста цен на белорусском продовольственном рынке регуляторы не наблюдали. Глобальных скачков цен не допустила конкуренция за потребителя с зарубежными, в основном российскими, изготовителями.
«Как показывает практика, с 2022 года, когда было принято постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», мы с периодичностью вносим изменения в порядок ценообразования. На данный момент появилась необходимость корректировки подходов к ценообразованию по мясо-молочной группе и кондитерской продукции, – объяснил Иван Вежновец. – Если предпосылки будут складываться по иным товарным группам, решения будут приниматься».
Необходимость этого подскажет анализ на основе ряда факторов, в первую очередь рассмотрение официальных статистических данных уровня инфляции и темпов роста цен на соответствующие товарные позиции. Кроме того, сотрудники МАРТ ежедневно взаимодействуют с торговыми сетями и производителями и в случае обозначения негативных тенденций – реагируют.
В целом ситуацию на белорусском потребительском рынке Иван Вежновец охарактеризовал как стабильную. На полках присутствует достаточный ассортимент товаров, при этом уровень цен находится в заданных пределах. Об отдельных фактах нарушений становится известно во время контрольно-аналитических мероприятий, но несоответствия не массовые.
По информации
БЕЛТА
Роботизация и цифровые технологии. Министр экономики о приоритетах Беларуси до 2040 года
Министр экономики Беларуси Юрий Чеботарь обозначил приоритеты Беларуси до 2040 года, выступая на сессии «Синергия реального сектора ЕАЭС как ответ на вызовы современности» во время Петербургского международного экономического форума, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В Беларуси утверждена Национальная стратегия устойчивого развития на период до 2040 года. В ней определены основные направления, приоритетные для страны. Среди них – современные технологии. «Исследования показывают, что в современном мире цифровизация дает прирост экономики на 50–60 %. Такие цели сегодня ставим в Беларуси – увеличить максимально возможности роста экономики за счет современных цифровых технологий. В этом направлении нам нужно работать и в ЕАЭС. Мы не сможем это сделать сами без общих подходов, без общих цифровых платформ, без правил регулирования этого рынка», – сказал Юрий Чеботарь.
Он также обозначил проблему нехватки трудовых ресурсов. По словам министра, сегодня ответом на этот вопрос станет автоматизация и роботизация. «Здесь крайне низкая степень продвижения. По нашим оценкам, на 10 тыс. работников приходится 4–6 роботов. Это очень низкий показатель. Мы поставили себе цель через 10 лет достигнуть цифры в 150 роботов на 10 тыс. работников», – отметил он и призвал другие страны союза также уделить этому вопросу внимание.
Кроме того, он сделал акцент на необходимости развития сферы услуг. «На мой взгляд, это еще одно важное направление, которое мы должны вместе проработать в ЕАЭС в ближайшие годы», – подчеркнул Юрий Чеботарь.
Петербургский международный экономический форум – ведущая площадка для обсуждения существующих вызовов в глобальной экономике и механизмов их преодоления, обеспечивающих устойчивое развитие. Ежегодно он собирает широкий круг деловых кругов и экспертов для налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями. В этом году в нем принимают участие представители 140 стран.
По информации
БЕЛТА
Благоприятная деловая среда. Андрей Швед на ПМЭФ представил белорусский опыт правового сопровождения экономики
Белорусский опыт правового сопровождения предпринимательства представил Генпрокурор Беларуси Андрей Швед на сессии «Снижение регуляторной и административной нагрузки как условие свободы предпринимательства, привлечения инвестиций и взаимовыгодного сотрудничества» Петербургского международного экономического форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В Беларуси уделяется постоянное и очень серьезное внимание вопросам создания благоприятного делового климата, снижению регуляторной и административной нагрузки в целях создания дополнительных точек роста экономики. Упрощены условия регистрации новых субъектов хозяйствования, лицензирования, налогообложения, административных процедур, приняты меры по исключению необоснованного вмешательства в их деятельность», – сказал Андрей Швед.
По его словам, значительные усилия принимаются по предупреждению и пресечению коррупционных правонарушений и преступлений в сфере экономики. «Можно уверенно сказать, что наша страна, Республика Беларусь, не допустила системной коррупции, в том числе в сфере экономики», – подчеркнул Генпрокурор.
Для создания благоприятных условий для разработок современных технологий, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций созданы территории со специальным правовым режимом – это Парк высоких технологий, а также Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Недавно Президент Беларуси был в Китае. Принято принципиальное решение о том, что все ведущие белорусские предприятия будут в ближайшие годы модернизированы по самому высокому стандарту, отметил Андрей Швед.
Минимизировано контролирующее воздействие госорганов
Генпрокурор напомнил, что в Беларуси минимизировано контролирующее воздействие государственных органов в экономической сфере, их деятельности придан преимущественно упредительный характер. Очередным шагом в обеспечении защиты прав предпринимателей стало принятие буквально неделю назад Указа № 227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности».
При подготовке этого документа Генпрокуратура учла все современные подходы в этом вопросе. В новом Указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации надзорных и контрольных процессов. Главная цель Указа – помочь предприятиям и организациям не допускать впредь выявленных нарушений и повысить эффективность их деятельности.
В частности, значительное внимание уделяется проведению мониторингов. Если по итогам мониторинга выявлено нарушение, предприятию предлагается самостоятельно их устранить. И ответственность наступает только за невыполнение данного требования, пояснил Андрей Швед.
Вместе с тем оптимизация регулирования не должна привести к отказу государства от реализации своих функций, особенно в сферах обеспечения безопасности населения, защиты прав граждан, интересов общества и государства.
Продолжая тему, генпрокурор отметил, что в Беларуси координация государственной и частной экономической деятельности обеспечивается государством, в первую очередь в социальных целях. Реализуется принцип ответственности бизнеса перед государством, обществом и гражданами. В связи с этим перед органами прокуратуры при осуществлении надзора в сфере экономики стоит задача одновременно обеспечить защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности и исполнение ими требований законодательства.
Надзор за реализацией контрсанкционных мер
Ввиду давления недружественных стран в последнее время одним из основных направлений прокурорской работы стал надзор за реализацией контрсанкционных мер. Прокуроры проверяют соблюдение ограничений на выплату дивидендов участникам хозяйственных обществ из недружественных государств, продажу недвижимости и вывоз материальных ценностей за пределы страны. По словам Андрея Шведа, именно мерами прокурорского надзора в этом важном направлении сегодня поставлен прочный заслон.
Кроме того, законодательством Беларуси предусмотрена возможность введения внешнего управления организациями для недопущения прекращения их деятельности и причинения ущерба, в первую очередь трудовым коллективам.
Заслон мошенничеству
«Нами совместно с иными государственными органами осуществляется контроль за ценообразованием для обеспечения экономически обоснованного уровня цен и доступности социально значимых товаров. По инициативе Генеральной прокуратуры нормативно установлены ограничения микрофинансовой деятельности. Прокуроры защитили сотни граждан, получивших займы под кабальные проценты или под залог единственного жилья. Такие сделки признаются недействительными в судебном порядке», – сказал Генпрокурор.
Одной из проблем является восстановление права граждан, пострадавших от преступлений, совершенных с использованием информационных технологий, в первую очередь мошенничества. В настоящее время реализуется принятый правительством Беларуси комплексный план дополнительных мер по противодействию киберпреступлениям.
В частности, начата эксплуатация автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка. Ее внедрение, безусловно, способствует оперативному приостановлению движения по счетам, через которые перемещаются похищенные денежные средства. Указанная система уже сегодня позволила значительно снизить количество хищений, связанных с выманиванием денег путем телефонных звонков под видом работников банков, сотрудников правоохранительных органов и так далее.
«Кроме того, по нашей инициативе в Уголовно-процессуальный кодекс Беларуси внесены изменения, позволяющие налагать арест на электронные деньги и криптовалюту, являющиеся предметом преступления. Также закреплен порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам», – отметил Андрей Швед.
Органами прокуратуры Беларуси проводится значительное количество проверок по обеспечению сохранности госсобственности, устранению фактов бесхозяйственности, других нарушений закона. В необходимых случаях прокуроры немедленно предъявляют иски в интересах предприятия. «Только в прошлом году нами удовлетворено более 1 тыс. обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или фактически каждое второе обращение бизнеса и предпринимательства», – заметил Генпрокурор.
В результате принятых всеми государственными органами мер в Беларуси создана в целом благоприятная деловая среда, позволяющая эффективно и безопасно осуществлять предпринимательскую деятельность, инвестировать средства на выгодных условиях.
По информации
БЕЛТА
Стратегию развития Союзного государства обсудили на ПМЭФ-2025
В рамках Петербургского международного экономического форума 19 июня состоялась пленарная дискуссия «Союзное государство: на рубеже эпох», посвященная развитию белорусско-российской интеграции. Участники форума очертили видение интеграционных процессов на союзном треке и обозначили новые подходы к развитию.
Прочная база
– Уровень сотрудничества, который сложился в Союзном государстве, фактически является образцом того, как могут развиваться процессы на евразийском пространстве в целом, – задал тон дискуссии вице-премьер Российской Федерации Алексей Оверчук.
Этот тезис был из категории тех, с которыми невозможно спорить: только за последние пять лет объем товарооборота в союзе возрос практически в полтора раза, тенденция сохраняется и в нынешнем году.
– В первом квартале 2025-го, по нашим данным, мы также фиксируем рост товарооборота на 3 процента по сравнению с прошлым годом, – констатировал российский вице-премьер. – Мы наращиваем долю взаиморасчетов в национальных валютах, и по первому кварталу 2025-го она составила 98,8 процента, то есть можно говорить, что мы полностью перешли на расчеты в национальных валютах.
Таким образом, Союзное государство переходит на новый уровень взаимодействия. Что и подтвердил в своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Александр Рогожник:
– Две страны сейчас работают над новым проектом – экономической моделью Союзного государства, которая предполагает развитие интеграционного объединения на среднесрочную перспективу. На наш взгляд, основное внимание в рамках Союзного государства должно быть уделено предоставлению равных условий субъектам хозяйствования.
В основу деятельности, которую проводят сейчас Беларусь и Россия, положен принцип импортозамещения, обеспечения технологического суверенитета двух государств. Александр Рогожник пояснил, как работает такая схема взаимодействия:
– Если взять союзную программу по микроэлектронике, то мы подписали с Российской Федерацией соответствующие документы, где разграничили те топологические нормы и те элементы, которые делаем мы и которые делает Россия. Таким образом, дополняя друг друга, мы вместе устойчиво стоим на ногах. Это же касается и оборудования для отрасли: разделено, что делают Россия и Беларусь. Мы ставим задачу полностью закрыть всю технологическую линейку по этой специфике, чтобы быть самодостаточными.
«Сделано в Союзном государстве»
Будущие программы, которые формируются в Союзном государстве, во многом касаются научно-технологического взаимодействия, подчеркнул Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев:
– В Союзном государстве накоплен большой опыт реализации таких программ. Сейчас стоит вопрос повышения их эффективности. Некоторые из таких программ создают действительно прорывные направления и новые технологические возможности. Вместе с тем это практически субсидии, если говорить о форме финансирования. И нам важно понимать, как материализуются результаты на практике. Фактически сейчас идет переосмысление этой работы.
По мнению Министра экономики Беларуси Юрия Чеботаря, угол зрения, под которым стоит посмотреть на союзные программы, зависит от современной конъюнктуры. Если в начале работы Союзного государства его программы были ориентированы на развитие инфраструктуры, то позднее акцент сместился на научно-технологическое направление.
Еще одно направление, которое Юрий Чеботарь видит в качестве перспективного, – коммерциализация. В частности, речь идет о товарах Союзного государства.
– За последний год много сделано для учета общей союзной собственности. В будущем товары, произведенные под маркой «Сделано в Союзном государстве», могли бы приносить финансовую отдачу, становясь одним из источников пополнения союзного бюджета, который затем направляется на субсидирование совместных проектов, – подвел итоги Министр экономики.
Максим Короткин, «
Рэспубліка», 20 июня 2025 г.