26.11.2019
В каких случаях доверенность на право владения, пользования и распоряжения автомобилем может стать поводом для рядового иска
Дано. Генеральная доверенность от 25 апреля 2007 года о том, что гражданин Н. уполномочил гражданина М. владеть, пользоваться и распоряжаться на праве собственности автомобилем марки «Ауди-80» 1982 года выпуска. Спустя 10 лет документ стал давать плоды. Сперва появилось уведомление, затем акт осмотра, позже повестка и, наконец, судебное решение. Вряд ли весной 2007 года Н. предполагал, что однажды его генеральная доверенность станет поводом для рядового иска. А сам он вполне мог бы органично вписаться в пьесу Островского «Без вины виноватые». И тем не менее Н. признан виновным и обязан по судебному иску выплатить 1200 рублей.
Анализ. В словаре юридических терминов понятие «генеральная доверенность» отсутствует. Это – народное толкование, которое прижилось в среде нотариусов и автовладельцев. На практике такая доверенность означает, что человек передает полномочия не только на эксплуатацию автомобиля, но и на право его продажи. Стоит отметить, что в конце 1990-х – начале 2000-х генеральные доверенности были более чем популярны.
Огромное количество автомобилей меняли своих владельцев именно посредством генеральных доверенностей. Ни для кого не секрет, что подобный способ использовался (и используется) как сделка, прикрывающая куплю-продажу. Это экономило не только время на оформление в ГАИ, но и деньги. Часто такой инструмент продажи применяли так называемые перекупщики, не желающие платить подоходные налоги с продажи второго, третьего и последующих автомобилей.
Были в ходу и чисто уголовные схемы, когда на кузове или двигателе угнанных автомобилей перебивались номера. Все эти нюансы продаж, а по сути передачи в пользование автомобиля, всплывали позже и серьезно осложняли жизнь как новым, так и прежним хозяевам. В нашей истории подводные камни и течения отсутствовали, и тем не менее Н., «продавший» в 2007 году «Ауди-80», стал героем судебного процесса именно в силу пресловутой генеральной доверенности. Кратко почему. Гражданин, «купивший» у Н. «Ауди», какое-то время эксплуатировал автомобиль, а потом, когда он пришел в негодность, просто бросил на стоянке возле дома № 48 по улице Кунцевщина в Минске. Через пару лет дожди, снег, солнце, туман и ветер превратили некогда легендарную модель в автохлам. С этого момента начался отсчет времени до суда.
Уравнение с неизвестным. В соответствии с законодательством срок действия так называемой генеральной доверенности составляет три года. Если в течение этого срока тот, на кого была выдана доверенность, автомобиль не продал, то автоматически он лишается права им распоряжаться. 25 апреля 2010 года доверенность, которую Н. выдал М., стала недействительной. Но это его совсем не обеспокоило. Во-первых, прошло много лет, во‑вторых, Н. был уверен, что он продал автомобиль и дело с концом. Увы, жизнь показала, что это не так. Рассказывает нотариус Минского городского нотариального округа Юля Левицкая: «Генеральная доверенность, или правильно – доверенность на право владения, пользования и распоряжения автомобилем, не является сделкой купли-продажи. Если, как в нашем случае с Н., срок действия доверенности истек и автомобиль не был продан, то автомобиль остается оформленным на его имя и в его собственности.
И когда в январе 2017 года городские коммунальные службы признали автомобиль неэксплуатируемым, то в тот момент именно Н. являлся его полноправным и единственным хозяином. Поэтому вполне закономерно, что сегодня расходы за эвакуацию, хранение и утилизацию возложили именно на него».
Позиция Н., не согласного с заключением специалистов и юристов, понятна. По сути, человек стал заложником обстоятельств и теперь пытается оспорить решение суда на том основании, что автомобиль был не такой уж и «убитый», а сам осмотр проводился в сумерках. У коммунальщиков своя правда. Ей делится главный специалист отдела благоустройства и санитарного состояния жилищного фонда г. Минска Юлия Федорович: «Проблема автохлама стоит давно, и мы с ней, как можем, боремся. И здесь нам всем в помощь Указ Президента от 9 августа 2011 г. № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации». В указе все четко и ясно прописано, и мы действуем строго в его рамках. Для сведения приведу несколько цифр. С начала этого года в столице было выявлено 1735 единиц неэксплуатируемых транспортных средств. 1710 собственникам были направлены извещения с просьбой либо утилизировать транспортное средство, либо переместить на охраняемую автостоянку. Приведено в надлежащее состояние 811 единиц. Из них 485 приведены в надлежащее состояние силами владельцев. Утилизировано, либо перевезено в гараж или на стоянку силами владельцев 217 автомобилей. Перемещено на охраняемую автостоянку организациями – 109 единиц. На контроле остается 924 автомобиля. Владельцам выслали уведомление о необходимости в течение 30 дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести в надлежащее состояние либо утилизировать. Если собственник не объявился, службы ЖКХ имеют право в принудительном порядке перевезти автохлам на охраняемую стоянку, где брошенный автомобиль может находиться до трех месяцев. Затем он признается бесхозным и уничтожается. Владельцу транспортного средства придется оплатить расходы по его эвакуации и хранению».
Работа над ошибками. Сегодня Н. пытается оспорить решение суда. Он уверен, что его автомобиль был признан неэксплуатируемым неверно. Вот что в акте осмотра от 27 января 2017 года указали специалисты ООО «Белспецэвакуация»: «Замок багажника находится в открытом состоянии, повреждения лакокрасочного покрытия и коррозия металла по кузову, спущены колеса». По мнению Н., этого недостаточно, чтобы запретить его «Ауди» колесить по городу. Автомобильный эксперт и юрист Александр Коноплицкий и рад бы принять сторону Н., но увы: «У меня нет сомнений, что суд не примет во внимание претензии Н. Дело однозначное. Можно спорить по поводу ржавчины и спущенных колес, но как быть с еще одним положением указа, которое запрещает участие в дорожном движении транспортному средству, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на его допуск к участию в дорожном движении? Как давно «Ауди-80», о которой идет речь, проходила техосмотр, уплачивался ли дорожный налог? Суд будет принимать во внимание и эти моменты».
Геометрическая прогрессия. Итак, в столичных дворах автохлама еще хватает. И он будет прирастать в геометрической прогрессии, если на это безучастно смотреть. Неравнодушным в помощь служба 115, ЖЭС, ГАИ, администрации районов и т.д. Всем миром с помощью Указа № 348 эту проблему можно решить. И чтобы не попасть в ситуацию, аналогичную Н., многим из нас стоит серьезно отнестись к этой теме. К слову, автор данного материала продал, точнее, передал по генеральной доверенности свой «Опель-Кадет» в 1999 году. Прошло 20 лет, и мне неизвестно, что с автомобилем. Продан он кому-то в период действия доверенности или по-прежнему является моей собственностью и где-то разлагается под воздействием природы и времени… И если мне вдруг придет повестка в суд с просьбой возместить расходы по эвакуации и хранению, то я буду знать, что виноват в этом сам. Поэтому наиболее полезный совет всем тем, кто однажды «продал» свой автомобиль по генеральной доверенности и забыл об этом. Не поленитесь обратиться в органы Госавтоинспекции и уточнить судьбу вашего автомобиля. Минчане могут сделать это в управлении ГАИ ГУВД Мингорисполкома по адресу: проспект Дзержинского, 3, кабинет 113. При себе необходимо иметь документы.
Итого. Если у вас за душой есть грешок в виде ржавеющего у подъезда железного и немощного друга и вам недосуг заниматься этим вопросом, не ждите, пока им займутся другие. Есть масса способов избавиться от личного автохлама. Можно обратиться в свой ЖЭС, где по вашему заявлению автомобиль отправят на утилизацию совершенно бесплатно. Можно отвезти его в Гатово в ОАО «Белвторчермет», где за каждый килограмм металлолома дадут 28 копеек. Еще один способ, и он, на мой взгляд, наиболее приемлемый – это прибегнуть к помощи коммерсантов, занимающихся сбором металлолома. Таковых в интернете много. Один звонок – и в тот же день автомобиль увезут, а в вашем кошельке станет рублей на 200 больше. В любом случае не тяните резину.
Олег Усачев, «СБ. Беларусь сегодня», 26 ноября 2019 г.
Как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, рассказали в ГТК
В Государственном таможенном комитете рассказали о том, как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, сообщает
БЕЛТА.
Размер ставки зависит от года выпуска ввозимого для личного пользования автомобиля. Если с момента выпуска прошло менее трех лет – платежи будут рассчитываться исходя из стоимости и объема двигателя транспортного средства, если от трех лет и выше – от объема двигателя.
Кроме того, в соответствии с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь в отношении транспортных средств, ввозимых с целью выпуска в свободное обращение, подлежит уплате утилизационный сбор.
Чтобы предварительно рассчитать платежи за ввозимый автомобиль, можно воспользоваться таможенным калькулятором.
Дополнительно в ГТК напомнили о документах, которые должны быть представлены при ввозе автомобиля на территорию ЕАЭС: документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право собственности на авто (купчая, договор дарения и др.), документ, в котором содержатся сведения о стоимости авто (договор, спецификация, счет-фактура, счет-проформа и др.), технический паспорт или иные документы, оригинал или нотариально заверенная копия удостоверения многодетной семьи, свидетельство об инвалидности, если декларирование будет осуществляться от имени многодетного родителя или инвалида. Если транспортное средство перемещается не собственником требуется документ, подтверждающий полномочия доверенного лица.
По информации
БЕЛТА
Почти 200 нотариальных уведомлений подано в первый день действия нового порядка регистрации недвижимости
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили
БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации
БЕЛТА
Что изменится с вступлением в силу указа, корректирующего работу автомобильных стоянок и парковок
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
Преимущества нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом
С 11 июня 2025 г. при обращении к нотариусу клиенты могут получить комплексную юридическую помощь, включающую не только консультирование по вопросам удостоверения сделки с недвижимостью, составление проектов документов, истребование сведений (или) документов, необходимых для совершения нотариальных действий, но и направление нотариально удостоверенных договоров (соглашений) на государственную регистрацию, получение от регистраторов свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации договоров (соглашений) и основанных на них прав, ограничений (обременений) прав.
Удостоверить сделку с недвижимым имуществом может любой нотариус, без привязки к месту нахождения объекта недвижимости.
Законодательством предусмотрен механизм взаимодействия между нотариусами и регистраторами, который позволяет осуществить государственную регистрацию нотариально удостоверенных сделок и основанных на них прав в отношении недвижимого имущества без личного обращения сторон сделки в организацию по государственной регистрации, обращаясь только к нотариусу:
-
при обращении клиентов за удостоверением сделки нотариус направляет в государственную информационную систему «Единый реестр имущества» сообщение о начале удостоверения сделки, что препятствует совершению в отношении одного объекта недвижимости одновременно нескольких сделок;
-
после нотариального удостоверения сделки нотариус в тот же день направляет в ГИС «Единый реестр имущества» электронную копию удостоверенного им договора на бумажном носителе, а также составленное в виде электронного документа уведомление о его направлении;
-
регистратор в течение часа после принятия документов в ГИС «Единый реестр имущества» направляет нотариусу сведения о размере платы за государственную регистрацию и реквизитах для ее внесения, который не позднее следующего рабочего дня сообщает эти сведения клиентам;
-
государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подтверждения факта уплаты государственной пошлины, внесения платы за осуществление государственной регистрации. За дополнительную плату государственная регистрация может осуществляться в ускоренном (в течение двух рабочих дней) или срочном (в день подтверждения факта уплаты государственной пошлины и платы за государственную регистрацию) порядке;
-
регистратор в день осуществления государственной регистрации направляет нотариусу в виде электронного документа свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации для передачи (направления) правообладателю (его представителю), кандидату в правообладатели (его представителю);
-
нотариус, не позднее следующего рабочего дня после получения от регистратора свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, сообщает приобретателю о возможности получения у нотариуса соответствующего свидетельства (удостоверения) в виде электронного документа, которое выдается на представленный клиентами USB-флеш-накопитель.
При выборе клиентами нотариальной формы сделки с недвижимым имуществом процесс ее совершения от волеизъявления участников сделки до получения ими свидетельства о государственной регистрации происходит под контролем нотариуса.
Нотариус разъясняет гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права и обязанности, а также предупреждает о возможных последствиях. При этом у нотариусов есть возможность проверить посредством ЕИС актуальность представленных нотариально удостоверенных доверенностей, согласий на совершение сделки, в которых лица, дающие согласия, оставили за собой право его отмены до совершения, проверить, заключались ли отчуждателем брачный договор или иной договор, изменяющий режим имущества, нажитого супругами в период брака.
Обращение к нотариусу за удостоверением сделки с недвижимостью позволяет гражданам и юридическим лицам не только получить квалифицированную помощь на стадии согласования ее условий и проекта документа, но и в дальнейшем иметь гарантию защиты своих прав и имущества.
Внимание!
За более подробными разъяснениями по предложенной Вам информации обратитесь к нотариусу.
График работы и адреса нотариальных контор и нотариальных бюро можно уточнить на
сайте Белорусской нотариальной палаты.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
Совершение исполнительных надписей в виде электронного документа и предъявление их в органы принудительного исполнения
11 июля 2024 г. вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», в соответствии с которыми нотариусы наделены компетенцией совершать исполнительные надписи в виде электронного документа.
Для совершения исполнительной надписи в виде электронного документа взыскателю необходимо создать личный кабинет на сайте Белорусской нотариальной палаты, через который будут подаваться заявление и документы для ее совершения, а также в дальнейшем будет получена электронная исполнительная надпись.
Алгоритм создания личного кабинета размещен
на сайте Белорусской нотариальной палаты.
Министерством юстиции для субъектов хозяйствования реализована возможность предъявления к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительных надписей в виде электронного документа посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), а также системы межведомственного электронного документооборота (СМДО).
Для информационного взаимодействия организован доступ к услугам 3.11.02 – 3.11.05 ОАИС, обеспечивающим направление исполнительных надписей в виде электронного документа в органы принудительного исполнения, а также получение взыскателем информации о ходе исполнения исполнительного производства из автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения. Такой способ предъявления к исполнению исполнительного документа позволяет в дальнейшем значительно сократить бумажный документооборот между взыскателем и органом принудительного исполнения.
Для предъявления к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительных надписей в виде электронного документа посредством ОАИС необходимо заключить трехстороннее соглашение с Министерством юстиции, республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг», а также доработать свою информационную систему в соответствии с техническими условиями оказания электронных услуг ОАИС.
Исполнительная надпись в виде электронного документа может быть направлена в орган принудительного исполнения посредством СМДО вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства и иными документами, предусмотренными статьей 43 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Обращаем внимание, что при предъявлении к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительной надписи в виде электронного документа все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП), а исполнительная надпись в виде электронного документа должна содержать ЭЦП совершившего ее нотариуса.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь