Михаил Мясникович: «Необходимо усилить роль парламентариев при разработке проекта Стратегии экономического развития СНГ до 2030»
Председатель Совета Республики Михаил Мясникович принял участи в 50-м пленарном заседании МПА СНГ.
Михаил Мясникович озвучил предложения, направленные на укрепление Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Они касаются совершенствования выработки и принятия решений и обязательности их исполнения. «Для этого у нас есть главное – политическая воля глав государств Содружества, которая конструктивно и системно была изложена на их саммите 11 октября 2019 года в Ашхабаде», – заявил он.
Председатель Совета Республики предложил объединить усилия парламентариев СНГ в процессе актуализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и разработки проекта Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года. Работа над этими документами идет в основном по линии Правительств и Исполкома Содружества. В то же время МПА СНГ может предложить механизм применения государствами-членами унифицированного и гармонизированного правового регулирования, в том числе на основе решений органов Содружества в рамках их полномочий, подчеркнул Председатель Совета Республики. Такой подход позволит успешно формировать безбарьерное пространство СНГ.
«Как экономист, полагаю, что особое внимание следует при этом уделить созданию в СНГ производств высоких переделов, а также масштабной модернизации производственного базиса», – добавил Михаил Мясникович. У стран СНГ есть для этого все потенциальные возможности: интеллектуальные, материальные. «Ими надо воспользоваться, чтобы повысить производительность труда, создавать мощные трансевразийские компании, наращивать конкурентоспособность и экономический потенциал Содружества», – уверен он.
Он также озвучил другие предложения, которые, будут способствовать укреплению МПА СНГ. Они касаются совершенствования выработки и принятия решений и обязательности их исполнения.
Своего рода руслом для инновационного бизнеса может служить модельное законодательство, которое достаточно эффективно разрабатывается МПА и востребовано. «По имеющимся у меня сведениям более 2/3 модельных актов имплементированы или использованы с модификациями в национальных правовых системах стран Содружества. Это хороший показатель», – заключил Председатель Совета Республики. В Беларуси с учетом модельных законов, одобренных Межпарламентской Ассамблеей, регламентировали процессы административных процедур в электронной форме, заимствовали подходы при разработке законопроектов в сфере производства и обращения органической продукции, государственно-частного партнерства и многих других.
Особо внимание Михаил Мясникович уделил молодежной повестке дня Содружества. «Надо активнее наращивать молодежные связи, проекты, программы, все то, что формирует будущее нашего Содружества. Нельзя упустить время. Давайте реально посмотрим на ситуацию, – заявил он. – В условиях СНГ уже выросло и сформировалось новое поколение наших граждан. Как глубоко они проникнуты идеями нашего Содружества? Мы в определенной степени несем за это ответственность». Председатель Совета Республики предложил подумать над тем, чтобы МПА инициировала рассмотрение вопросов молодежного измерения в СНГ в Совете глав государств на основе комплексного и системного подхода.
22 ноября проходит пленарное заседание МПА СНГ, где будут рассмотрены модельные законы об обязательственном праве, о рекламе, о социальном и экологическом туризме. Парламентарии обсудят проекты рекомендаций по применению принципов международного гуманитарного права при противодействии терроризму и насильственным проявлениям экстремизма, а также по организации национальных центров экологической безопасности.
По сообщению официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
На очередном заседании сессии Совета Республики, которое состоялось 29 октября под руководством Председателя Натальи Кочановой, сенаторы ратифицировали пять соглашений и один протокол к соглашению, которые позволят укрепить сотрудничество с такими странами, как Гвинея-Бисау, Зимбабве, Колумбия, Лаос, Уганда и Турция.
На заседании члены Совета Республики ратифицировали соглашения с Гвинеей-Бисау, Угандой и Зимбабве об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов, с Колумбией – о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания, с Лаосом – об отмене виз для владельцев обычных паспортов.
Теперь владельцы дипломатических, официальных и служебных паспортов Беларуси могут пребывать в Гвинее-Бисау и Зимбабве без визы до 90 дней в год с даты первого въезда. В Уганде также до 90 дней в течение календарного года. Владельцы национальных паспортов Беларуси освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда, пребывания и транзита по территории Колумбии на срок не более 90 дней в календарном году с даты первого въезда. В Лаосе белорусы смогут находиться без визы в течение 30 дней с даты въезда. При этом общая продолжительность пребывания не должна превышать 90 дней в календарном году.
Протокол о внесении изменений в соглашение между Беларусью и Турцией по большей части затронет международных перевозчиков. Так, водители и члены экипажей грузовых автотранспортных средств, автобусов, поездов, воздушных судов гражданской авиации и морских судов освобождаются от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государства другой стороны в течение периода, не превышающего 90 дней в любом из периодов в 180 дней.
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, говоря об одобренных законопроектах, отметила, что это хорошие решения, которые позволят более эффективно выполнять поручения Президента по торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству с другими странами.
Юлия Демешко, « Рэспубліка», 30 октября 2025 г.
29 октября 2025 г. в соответствии со статьей 103 Конституции Республики Беларусь в Палате представителей состоялось совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов Правительства.
Открывая заседание, со вступительным словом выступил Председатель Палаты представителей Сергеенко И.П.
Сегодняшнее заседание палат Национального собрания посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социально-экономической стабильности.
Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта.
Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле у Президента нашей страны.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств, промышленных предприятий Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год.
Сегодня важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся проблем.
Может, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы?
В этом плане отмечу, что только на прошлой сессии мы приняли целый ряд соответствующих законов.
Так, ратифицированы белорусско-российские соглашения:
- о разработке и организации серийного производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей»;
- о порядке признания электронной подписи в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии;
- по вопросам урегулирования торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов;
- рассмотрено соглашение с Азербайджаном о взаимном применении электронных систем сертификации происхождения товаров.
Приняты законы об аккредитации в Национальной системе аккредитации, об обеспечении единства измерений, об аудиторской деятельности.
Сейчас ко второму чтению подготавливаются законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», об энергосбережении, к первому чтению – о лизинговой деятельности.
На ближайших сессионных заседаниях будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства. Это важный шаг по созданию единого энергетического пространства двух стран, который ждут наши субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение в Палату представителей законопроектов о промышленной безопасности, о перевозке опасных грузов, о товарных биржах, о лицензировании. Все они должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиванию промышленного потенциала нашей страны.
Но промышленность – это не только товары. Это, прежде всего, люди. Предприятия промсектора предоставляют рабочие места четверти экономически активного населения республики и во многих случаях являются градообразующими организациями в регионах. Поэтому за цифрами нужно видеть проблемы работников: уровень зарплат, квалификацию кадров, причины нежелания трудиться на тех или иных производствах, наличие стимулов для закрепления молодых специалистов на местах и так далее. Все вопросы промышленной сферы следует рассматривать обязательно через призму решения проблем людей.
Далее И.П.Сергеенко передал слово для доклада Заместителю Премьер-министра Каранкевичу В.М., который проинформировал парламентариев об обеспечении устойчивой работы промышленного комплекса в 2025 году.
По данным за 8 месяцев прибыль от реализации продукции, товаров, работ и услуг в промышленности выросла в сравнении с аналогичным 2024 года на 6,4 процента, чистая прибыль – на 11,1 процента и достигла почти 7,1 млрд. рублей, рентабельность продаж в промышленности составила 9 процентов.
Вице-премьер отметил, что основная задача в сегодняшних условиях – повышение эффективности работы промышленности и обеспечение ее сбалансированного роста. Для этого определены несколько направлений деятельности, по которым организована системная работа.
Первое – обеспечение роста объемов промышленного производства и выпуск новой востребованной продукции. В реализации 80 проектов по замещению импорта продукции отечественными товарами, интеграционные проекты с Российской Федерацией на общую сумму более 150 млрд. российских рублей. С участием китайских партнеров реализуется порядка 60 проектов на общую сумму заявленных инвестиций около 1,6 млрд. долларов США. Правительством сформирован также перечень критических технологий (товаров), имеющих системное значение для функционирования экономики и решения социально-экономических задач. Большинство разработок перечня уже находятся в стадии реализации.
Второе – создание условий по увеличению поставок промышленной продукции на внутренний рынок. В рамках существующих механизмов поддержки организована работа по обновлению парка техники отечественных предприятий, прежде всего нашим аграрием. Всего в этом году будет поставлено более 9 тысяч единиц техники на общую сумму 2,3 млрд. рублей. Дополнительно Правительством принято решение о поддержке реализации крупногабаритной современной техники, произведенной на территории Республики Беларусь. На эти цели в 2025–2026 годах планируется направить порядка 200 млн. рублей. Продолжается программа кредитования «На родныя тавары». За 9 месяцев Беларусбанком выдано кредитов населению на сумму более 370 млн. рублей для покупки отечественных товаров.
Третье – развитие экспортных поставок. Организована работа по максимальному использованию потенциала стран СНГ. Планируется до конца года нарастить положительную динамику экспортных поставок товаров в страны СНГ за счет выполнения новых контрактов по поставкам в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан сельскохозяйственной и грузовой техники производства МТЗ, Гомсельмаш, МАЗ.
Продолжаем наращивать свое присутствие в странах дальней дуги. Неплохие результаты приносит реализация Программ действий по развитию сотрудничества Республики Беларусь со странами Африки и Латинской Америки на 2024–2026 годы. Так, поставки в Африку растут второй год подряд. Экспорт продукции машиностроения на этот континент вырос на 6,6 процента, в частности в 11,3 раза выросли отгрузки тракторов, в 4,7 раза – грузовых автомобилей. В страны Центральной и Южной Америки приросли в 1,5 раза, Юго-Восточной Азии – в 1,6 раза.
Для выстраивания долгосрочного сотрудничества создаем совместные сборочные производства. В этом году открыты сборочные производства тракторов в Узбекистане и лифтового оборудования в Азербайджане. Прорабатываем вопрос организации сборочных производств техники на территории Алжира, Монголии, Мьянмы, Вьетнама, Ирана.
В Российской Федерации продолжаем развивать мультибрендовые центры. В этом году такие центры открыты в Рязанской и Орловской областях, в Республике Башкортостан и Приморском крае. До конца текущего года планируется открытие еще двух центров в Краснодарском крае и Ростовской области. Всего на конец года в России будет функционировать 11 мультибрендовых центров.
В совокупности перечисленные системные меры в большей степени позволили снивелировать внешние негативные факторы и обеспечить работу промышленных организаций в штатном режиме.
Вице-премьер проинформировал также о важнейших задачах, стоящих перед легкой промышленностью, деревообработкой, нефтехимией и энергетикой и принимаемых мерах по их решению.
По окончании доклада В.М.Каранкевича парламентарии задавали вопросы Заместителю Премьер-министра.
Так, депутат Вегера Р.Н. спросил о том, насколько инфраструктура белорусской энергосистемы готова к увеличению объемов вырабатываемой и потребляемой электроэнергии?
Потом на вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики отвечали присутствующие руководители министерств и других государственных органов.
Министру лесного хозяйства Кулику А.А. вопрос задал депутат Ушацкий Д.И. Он поинтересовался, как учитываются интересы граждан при реализации ветровальной низкокачественной древесины в период отопительного сезона?
Депутат Жук О.Н. поинтересовалась у первого заместителя Министра промышленности Конюшко А.В., какова доля белорусских составляющих в отечественном машиностроении и какие перспективы снижения импортных компонентов на предстоящую пятилетку?
Депутат Михеенко А.Н. попросила А.В.Конюшко обратить внимание на необходимость пересмотра ряда решений Правительства, касающихся предоставления преференций отечественным производителям в части ускорения процедуры подтверждения производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь.
Депутат Карась Д.Н. спросил у заместителя Министра энергетики Долгого В.А., что поменяется для населения после внедрения единой информационной платформы Министерства энергетики? И какой экономический эффект прогнозируется?
Депутат Михно А.М. попросил председателя концерна «Беллегпром» Лазаревич Н.А. поделиться своим видением дальнейшего развития легкой промышленности.
Депутат Хлебович Г.Е. обратил внимание Н.А.Лазаревич на несовременный дизайн продукции, выпускаемой АО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение», и отметил необходимость привлечения молодых художников и дизайнеров для актуализации дизайна продукции.
Обращаясь к председателю концерна «Беллегпром», депутат Гайдукевич О.С. отметил важность повышения качества обслуживания в магазинах, реализующих товары отечественной легкой промышленности.
Всего депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики задали в ходе заседания 13 вопросов.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Совместное заседание Палаты представителей и Совета Республики прошло в Минске, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Это первое в рамках нынешней сессии совместное заседание палат Национального собрания для заслушивания вопросов парламентариев и ответов правительства. Заседание посвящено вопросам обеспечения устойчивой работы промышленного комплекса в текущем году.
Как было отмечено на заседании, глобальное геополитическое противостояние четко демонстрирует, что наличие собственной развитой индустриальной базы – один из значимых факторов обеспечения безопасности и независимости государства, социальной экономической стабильности. Промышленность Беларуси является ключевой отраслью экономики, формируя почти третью часть валового внутреннего продукта, три четверти экспорта. Поэтому функционирование промышленного сектора находится на особом контроле Президента.
В ходе недавних совещаний и кадровых назначений руководителей ряда министерств и промышленных предприятий Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил ряд проблемных вопросов развития экономики в завершающий пятилетку год. Парламентариям важно не только услышать о результатах деятельности промышленности, но и совместно обсудить возможные пути решения имеющихся вопросов. Возможно, есть необходимость дополнительной подготовки и оперативного принятия законопроектов, нацеленных на развитие данной сферы.
Обращалось внимание, что сейчас ко второму чтению готовятся законопроекты «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», по вопросам энергосбережения, к первому – «О лизинговой деятельности». В ближайшее сессионное заседание будет ратифицирован ряд международных договоров, среди которых белорусско-российский договор о формировании объединенного рынка электрической энергии Союзного государства, что станет важным шагом по созданию единого энергетического пространства двух стран, чего ждут субъекты хозяйствования.
Ожидается внесение и других важных законопроектов, которые должны обеспечить повышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг, содействовать наращиваю промышленного потенциала страны.
По информации БЕЛТА
Заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества состоялось 27 октября в Минске.
Члены Совета подвели итоги заседаний Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ, наметили задачи по реализации принятых на встречах документов и достигнутых договоренностей.
Заседание СГП СНГ прошло 29 сентября в Минске. Члены Совета приняли 26 документов, среди которых Стратегия научно-технологического развития Содружества Независимых Государств на 2026–2035 годы, Основные направления сотрудничества в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года, Стратегия цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров, Стратегия сотрудничества в развитии информационного общества и цифровой экономики на период до 2035 года и План действий по ее реализации.
По итогам заседания были также подписаны Соглашение о сотрудничестве по предупреждению развития саранчовых вредителей, Концепция ценообразования в строительной деятельности стран СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, План мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Рамочной программы сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года и План мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года.
Совет глав правительств СНГ принял решения о Плане мероприятий по подготовке и проведению в 2026 году в Содружестве Независимых Государств Года охраны здоровья, а также ряд документов по взаимодействию в области сельского хозяйства, финансовому обеспечению деятельности органов СНГ.
Заседания Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ состоялись 9–10 октября в Душанбе.
Главы внешнеполитических ведомств подписали План многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств на 2026 год.
Совет глав государств СНГ принял 19 документов. В частности, были подписаны Решение о деятельности Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств в 2023–2025 годах, программы сотрудничества в сфере противодействия терроризму и экстремизму на 2026–2028 годы и в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2026–2030 годы, Концепция военного сотрудничества до 2030 года, Декларация о сотрудничестве в сфере обеспечения региональной энергетической безопасности.
В целях создания и развития устойчивого политического диалога, укрепления экономических, культурно-гуманитарных и других связей Совет глав государств СНГ принял Решение об учреждении формата «Содружество Независимых Государств плюс» как платформы для сотрудничества государств – участников СНГ с другими государствами, их объединениями и международными организациями, заинтересованными в установлении взаимодействия с Содружеством по направлениям, представляющим взаимный интерес.
Принято Решение о придании Шанхайской организации сотрудничества статуса Наблюдателя при Содружестве Независимых Государств.
На саммите были подписаны совместные заявления глав государств о сотрудничестве в борьбе с транснациональной преступностью, в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по случаю 80-й годовщины создания Организации Объединенных Наций и в связи с 40-летием катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постоянные полномочные представители приняли к сведению информацию о выполнении Дорожной карты по реализации инициатив, высказанных главами делегаций в ходе заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, в части сотрудничества в политической, гуманитарной и социальной сферах.
В своей информации по данному вопросу директор департамента по сотрудничеству в политической, гуманитарной и социальной сферах Исполнительного комитета СНГ Алексей Сазонов отметил, что в полном объеме реализован целый ряд инициатив, касающихся политического взаимодействия. Среди них он выделил принятие очередной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о сотрудничестве между ООН и СНГ в 2025 году.
«В части гуманитарных инициатив отмечу такие знаковые, как учреждение ежегодного Форума волонтеров Содружества и придание ему статуса постоянной площадки СНГ, успешный запуск Международного проекта «Молодежная столица СНГ», а также начавшаяся реализация идеи выпуска изданий и публикаций о великих личностях народов стран Содружества, туристических альманахов об исторических и красивых местах каждой страны», – рассказал он.
Многие инициативы, по словам Алексея Сазонова, находятся в завершающей стадии реализации. Это, к примеру, предложения относительно учреждения кинофестиваля «Содружество», запуска совместных проектов по лечебно-оздоровительному экотуризму, а также проведения целого ряда новых спортивных мероприятий.
«В центре внимания глав делегаций, кроме актуальных задач данного момента, традиционно находятся также и вопросы, связанные с реализацией ключевых стратегических и программных документов, перспективных и долговременных проектов. Выполнение таких инициатив требует более длительных сроков, а иногда может стать постоянной задачей», – подчеркнул директор департамента.
Он выразил уверенность, что благодаря инициативам руководителей делегаций, высказанным на заседаниях высших органов СНГ, повестка дня взаимодействия на пространстве Содружества регулярно наполняется новыми, перспективными проектами, дающими дополнительный импульс интеграции в рамках СНГ.
Постпреды приняли информацию к сведению и решили продолжить координировать действия по оказанию практического содействия в реализации мероприятий, предусмотренных Дорожной картой, а также осуществлять постоянный мониторинг хода их выполнения.
Кроме того, члены СППП обсудили выполнение Плана мероприятий на 2023–2025 годы по реализации Меморандума об углублении взаимодействия между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией от 27 ноября 2018 года, рассмотрели ход подготовки Плана мероприятий на 2026–2028 годы. С соответствующей информацией на заседании выступил директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Михаил Мыскин.
Он отметил, что действующий План разбит на 5 блоков и содержит 84 мероприятия, в том числе по обмену опытом и информацией по основным направлениям деятельности, взаимодействию по вопросам подготовки проектов нормативных правовых актов, проведению соответствующих консультаций.
Один из акцентов совместной работы сделан на углублении взаимодействия при разработке нормативных правовых актов в целях исключения возможных правовых коллизий и сближения правовых норм в рамках СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Важными совместными задачами являются выявление и устранение существующих барьеров во взаимной торговле, в том числе в области технического регулирования, развитие сотрудничества в сферах транспортно-логистической инфраструктуры, промышленной и научно-технологической кооперации, взаимодействие в реализации высокотехнологических проектов.
Итоги реализации Плана за трехлетний период планируется представить на совместном заседании Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ в марте 2026 года.
По словам Михаила Мыскина, анализ предварительных итогов реализации Плана подтвердил актуальность углубления сотрудничества между СНГ и ЕАЭС, а также их постоянно действующих органов.
«В современных условиях развитие взаимодействия между различными интеграционными проектами на пространстве Содружества становится объективной реальностью, требующей приложения серьезных усилий как действующих органов международных организаций, в том числе Исполнительного комитета СНГ и ЕЭК, так и государств, входящих в состав этих организаций», – подчеркнул он.
Директор экономического департамента сообщил, что в целях исключения возможных правовых коллизий Исполнительный комитет СНГ при необходимости проводит сопоставительный анализ договорно-правовой базы Содружества и права ЕАЭС.
Исполнительный комитет СНГ продолжает консультации с ЕЭК, а также заинтересованными министерствами и ведомствами государств – участников СНГ по решению проблемных вопросов, касающихся выявленных расхождений в нормативно-правовой базе СНГ и праве ЕАЭС по разрабатываемым проектам нормативных правовых актов и действующим международным договорам, в том числе в сферах устранения технических барьеров во взаимной торговле, аккредитации и транспорта.
Михаил Мыскин также проинформировал, что решение задач по сопряжению правовых норм СНГ и ЕАЭС заложено в проект нового Плана мероприятий на очередной период. Документ сформирован, в настоящее время проходит согласование в ЕЭК. Предполагается принять документ в 2026 году на площадке значимого мероприятия ЕАЭС или СНГ.
«Документ сохраняет преемственность с действующим Планом на 2023–2025 годы, в том числе в части структуры, и нацелен на создание условий для расширения кооперационных связей на евразийском пространстве, повышения конкурентоспособности за счет цифровых преобразований, облегчения процессов свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы», – рассказал он.
По его словам, наиболее емким и насыщенным блоком проекта Плана остаются приоритетные направления сотрудничества, представляющие взаимный интерес. К ним отнесены: промышленная политика; энергетика; таможенное регулирование; техническое регулирование, стандартизация, метрология, оценка соответствия и аккредитация; санитарные, фитосанитарные, ветеринарные меры; защита прав потребителей; конкуренция и государственные закупки; цифровая экономика и «зеленая» трансформация.
В качестве важнейшего приоритетного направления сотрудничества, так же как и в действующем Плане, определено взаимодействие Исполнительного комитета СНГ и ЕЭК по вопросам подготовки проектов нормативных правовых актов.
Члены Совета постоянных полномочных представителей согласовали кандидатуру первого заместителя Генерального секретаря Содружества Независимых Государств Игоря Петришенко в качестве Главы Миссии наблюдателей от СНГ на досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, которые назначены на 30 ноября 2025 года.
Кроме того, в ходе встречи о перспективах взаимодействия СНГ с африканскими интеграционными объединениями своих коллег проинформировал исполняющий обязанности Постоянного представителя Российской Федерации при уставных и других органах СНГ Константин Дегтярев.
Следующее заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества состоится 25 ноября в Минске.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
