21.11.2019
В Беларуси до конца года планируется утвердить 26 строительных норм
В Беларуси до конца года планируется утвердить 26 строительных норм, из них 13 в настоящее время согласованы, сообщила журналистам в пресс-центре БЕЛТА начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси Ольга Верамей.
Первые семь строительных норм утверждены в ноябре и направлены на правовую экспертизу в Национальный центр правовой информации, после чего будут размещены в свободном доступе в режиме онлайн на официальных сайтах и в составе специализированных баз данных. Они касаются безопасной эксплуатации зданий, в том числе инженерных коммуникаций, разработки проектов по ключевым инженерным сооружениям – мостам и трубам. Ожидается, что нормы будут введены в действие с 1 февраля 2020 года.
Всего в текущем году будет принято 33 документа (включая одно строительное правило). «Изменились подходы к нормированию: мы исключаем конкретные объемно-планировочные конструктивные решения, обязательные предписания. Установлены только обязательные параметры безопасности. Такой принцип дает возможность снять технические барьеры при продвижении инновационных материалов и технологий, проектных решений», – отметила Ольга Верамей.
По ее словам, при введении новых нормативов появятся дополнительные возможности для проектировщиков.
Директор РУП «Стройтехнорм» Игорь Лишай добавил, что работа в этом направлении продолжится и в 2020 году. Сколько конкретно планируется разработать документов, окончательно не определено. В них найдут отражение все действующие требования, устанавливаемые в том числе нормативными правовыми актами иных ведомств – МЧС, Минздрава, Минэнерго и др.
Как сообщалось, новые виды технических нормативных правовых актов – строительные нормы и правила – введены Указом от 5 июня 2019 года № 217. Строительные нормы Беларуси (СНБ) – это требования в области безопасности зданий и сооружений, предназначенные для обязательного применения. А строительные правила Беларуси (СПБ) – способы достижения строительных норм. Применяться СПБ будут на добровольной основе.
Технические нормативные правовые акты иных государственных органов в части, устанавливающей обязательные требования при проектировании и строительстве объектов, подлежат признанию утратившими силу после введения в действие СНБ и СПБ. Для проектной документации, находящейся в стадии разработки, и объектов, строительство которых начато до введения в действие СНБ и СПБ, предусмотрен переходный период.
По сообщению БЕЛТА
Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА
Минстройархитектуры установило статиндексы стоимости строительно-монтажных работ за май
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за май. Это предусмотрено постановлением ведомства от 2 июня 2025 г. № 68, сообщает
БЕЛТА.
Документом установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7784), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.6386). Индексы рассчитаны за май 2025 года к апрелю 2025 года.
Также постановлением установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за май 2025 года к маю 2024-го. Средний индекс по стране составил 114.7011.
Документ вступает в силу после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
Елена Моргунова: сотрудничество Беларуси и России в метрологии и стандартизации вышло на новый уровень
Сотрудничество Беларуси и России в сферах метрологии и стандартизации вышло на новый уровень. Такое заявление на совместном заседании Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле, Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике и Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку, которое прошло в Великом Новгороде в очном и дистанционном форматах, сделала Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Заседание включало рассмотрение более десятка вопросов по профильным направлениям. В Госстандарте обратили внимание, что сотрудничество в области стандартизации и метрологии между Беларусью и Россией впервые рассматривалось на столь высоком уровне.
По словам Елены Моргуновой, двустороннее взаимодействие в этих сферах базируется на более чем 30 документах. На данный момент Госстандарт и Росстандарт прилагают усилия для интеграции информационных фондов в области обеспечения единства измерений. Цель – сокращение временных и финансовых затрат на подтверждение признания первичной поверки поставляемых предприятиями Беларуси и России средств измерений.
Еще один совместный проект – создание единых стандартов Союзного государства. Разрабатывается законодательная база по порядку появления таких стандартов и их статусу. На предстоящую пятилетку намечены и проекты для содействия научно-технологическому развитию Союзного государства. В их числе оценка полноты и достаточности эталонной базы Союзного государства и разработка стандартов в приоритетных сферах, среди которых инновационное машиностроение, машиностроительное оборудование и технологии, интеллектуальное приборостроение, цифровые технологии, искусственный интеллект, технологии в области возобновляемых и невозобновляемых энергоисточников.
В ответ на запрос на создание стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива образования на площадке Постоянного комитета Союзного государства подкомитета по вопросам стандартизации и качества.
«Это важный шаг на пути углубления интеграции Беларуси и России, который повысит оперативность принятия решений по разработке актуальных для Союзного государства стандартов и актуализации требований уже действующих стандартов, а также снизит риск возникновения препятствий при обращении продукции в рамках «двойки», – заключила Елена Моргунова.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный сайт Государственного комитета по стандартизации)
Вступили в силу изменения в перечни стандартов к техрегламенту на пищевую продукцию
2 июня вступили в силу принятые Коллегией Евразийской экономической комиссии в декабре 2024 года изменения в перечни стандартов к техническому регламенту Евразийского экономического союза на пищевую продукцию.
Согласно изменениям, перечень стандартов добровольного применения дополнен 17 межгосударственными стандартами, перечень стандартов на методы – одним межгосударственным стандартом. Изложены в актуализированный редакции 10 межгосударственных стандартов. Исключены 14 национальных стандартов стран ЕАЭС, поскольку на их основе разработаны соответствующие межгосударственные стандарты.
Изменения подготовлены Комиссией на основании предложений уполномоченных органов по стандартизации стран Союза с учетом подпункта «б» пункта 36 Порядка разработки и принятия перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, утвержденного Советом ЕЭК.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
В Беларуси изменили условия господдержки при строительстве и кредитовании жилья
Подходы к порядку строительства и кредитования жилья усовершенствованы в стране. Это предусмотрено указами Президента № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» и № 94 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 6 марта 2025 г., сообщает
БЕЛТА.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят для создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Размеры государственной поддержки установлены на действующем уровне. Категории, имеющие право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан), одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан), финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей). Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами. В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возводятся жилые дома госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (прежде – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступили в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации
БЕЛТА