11−16 ноября эксперты Европейской организации по аккредитации (ЕА) проведут оценку Национальной системы аккредитации Республики Беларусь
Данная процедура предусмотрена соглашениями между органом по аккредитации Республики Беларусь, функции которого выполняет Белорусский государственный центр аккредитации (БГЦА), с международными организациями в сфере аккредитации (ILAC, IAF) и ЕА.
11 экспертов из 9 европейских государств проверят деятельность БГЦА на соответствие положениям основополагающих международных стандартов в области оценки соответствия, документов ILAC, IAF и ЕА, а также европейским требованиям в сфере аккредитации.
Особое внимание будет уделено внедрению новой версии ISO/IEC 17025:2017 в испытательных и калибровочных лабораториях (в Беларуси с 1 октября 2019 г. действует идентичный ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»).
Программой оценки предусмотрена проверка деятельности аккредитованных субъектов в сферах испытаний, калибровки, сертификации продукции, систем менеджмента и персонала, выбранных на основании метода случайной выборки.
Оценка также будет включать дополнительные сферы аккредитации: инспекционных органов (ISO/IEC 17020), медицинских лабораторий (ISO 15189) и провайдеров проверки квалификации (ISO/IEC 17043). Положительные результаты позволят БГЦА расширить области для признания в рамках заключенных глобальных соглашений.
Проведение паритетной оценки со стороны ЕА необходимо для поддержания признания системы аккредитации Республики Беларусь, демонстрации эквивалентности европейским и международным требованиям.
Как сообщалось ранее, с октября – ноября 2018 г. Национальная система аккредитации Республики Беларусь − полноправный партнер международного сообщества по аккредитации и оценке соответствия.
Признание международных организаций по аккредитации является объективным свидетельством для всех заинтересованных сторон (производителей, потребителей, продавцов, представителей бизнеса, в том числе зарубежных партнеров в различных областях экономики) того, что проводимая в Беларуси оценка соответствия продукции и других объектов осуществляется на должном уровне.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 июня встретился с Председателем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным.
В начале встречи Александр Бастрыкин вручил Главе белорусского государства ведомственную медаль «80 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне».
«Весь советский народ победил в этой великой войне. Белорусский народ внес огромный вклад в эту Победу», – подчеркнул Председатель Следственного комитета России.
«Вы для меня человек не просто опытный, грамотный, умный, талантливый, ученый, что немаловажно сегодня. Но и человек, с которым можно обсудить любую проблему, посоветоваться. Вы очень откровенный и искренний. Что-то, извините за нескромность, и во мне есть такое, как у Вас. Поэтому в разговорах мы не прячем какие-то проблемы и откровенно их обсуждаем, даже если кому-то, может быть, они не нравятся. Я это очень ценю», – сказал Александр Лукашенко.
Особую благодарность Президент выразил за абсолютную открытость российских следователей в сотрудничестве со Следственным комитетом Беларуси.
«Я это не для протокольной встречи говорю. Вы действительно нам помогаете по всем вопросам. По какому вопросу ни обратишься, Вы всегда откликнитесь и поможете. Это величайшая ценность. Если бы у нас со всеми ведомствами и с другими людьми в России было такое взаимодействие, у нас бы вообще проблем не было. Вы – большой пример для наших государственных служащих в России и Беларуси», – заявил Глава государства.
«Время непростое, Вы это лучше меня понимаете, чувствуете, поскольку вовлечены во многие процессы. Во все. Я смотрю, Вы и на освобожденных территориях работу нашли (или поручили Вам), не малый кусок тащите. И террористические устремленности у наших противников и врагов очень серьезные, и все это опять на Вас ложится в плане расследования тех или иных преступлений на территории России», – отметил белорусский лидер.
«Я хочу, чтобы вы понимали, что в это непростое время мы с вами. Мы не скрывали (единственное в мире государство), что мы с Россией. Мы были, есть и будем всегда с вами. На нас вы можете рассчитывать, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Естественно, мы делаем это аккуратно, осторожно. Наголо шашку не выхватываем, как казаки. Но если уже выхватили, то будем сражаться вместе с русскими людьми, защищая наше общее Отечество. От этого никуда не денешься. Оно у нас одно, другого не будет. Поэтому благодарю вас за все доброе, что вы делаете для Беларуси и для нашего единства, для интеграции наших государств».
Александр Бастрыкин пояснил, что его визит в Минск – это плановая поездка. В белорусской столице состоится рабочее совещание следственных органов Беларуси и России по актуальным уголовным делам.
«Действует наша совместная следственно-оперативная группа по расследованию геноцида белорусского и российского народов. Эта работа активно продолжается. Мы благодарны нашим белорусским коллегам за то, что они дают нам очень много материалов из архивов. Мы проводим совместные мероприятия и на территории России, и на территории Беларуси. И благодаря в том числе поддержке белорусских коллег в России состоялись уже 34 приговора, которые признали деяния фашистов геноцидом», – рассказал Председатель Следственного комитета РФ.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
Важным приоритетом государственной социальной политики является обеспечение возможности физически ослабленным, маломобильным гражданам максимально интегрироваться в общество, иметь доступ к использованию различных объектов. Это особенно актуально для пожилых людей, лиц с ограничениями жизнедеятельности, инвалидов.
Одной из целей Государственной программы «Социальная защита» на 2021–2025 годы является формирование в Республике Беларусь доступной среды для таких граждан. Свой вклад в достижение поставленной цели вносят и государственные стандарты.
В рамках данной программы Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) были разработаны 8 новых стандартов. Они введены в действие Госстандартом с 1 июня 2025 г.
Туризм – один из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики. Однако для людей с особыми требованиями к доступу путешествие зачастую становится очень сложным процессом. СТБ 2663-2024 (ISO 21902:2021) «Туризм и сопутствующие услуги. Доступность туризма для всех. Требования и рекомендации» будет способствовать улучшениям в сфере туризма (большей мобильности) как инвалидов, так и людей старшего возраста в целом.
СТБ 2664-2024 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Общие требования» распространяется на визуальные и тактильно-визуальные знаковые средства отображения информации, содержащие пиктограммы, знаки, буквы, а также надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Они могут быть востребованы инвалидами, использующими при передвижении кресло-коляску, инвалидами с нарушениями зрения, слуха.
Стандарт устанавливает общие требования к типам, формам, размерам, цветотональным решениям, установке и размещению специальных знаковых средств отображения информации.
СТБ 2665-2024 «Тренажеры реабилитационные. Общие требования и методы испытаний» распространяется на тренажеры, предназначенные для реабилитационной тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов инвалидов (в том числе постинсультных больных и детей с ДЦП), других лиц с ограничениями жизнедеятельности из-за нарушения статодинамической функции организма.
СТБ 2666-2024 «Устройства ассистивные. Подъемники для перемещения людей. Требования и методы испытаний» распространяется на различные типы передвижных и стационарных подъемников, за исключением устройств, которые перемещают людей между этажами здания. Область применения таких подъемников – интенсивная терапия, неотложная помощь либо медицинский уход, оказываемые в медицинском учреждении. Также их применяют при уходе за людьми с ограничениями жизнедеятельности в домашних условиях.
СТБ ISO 10865-1-2024 «Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 1. Системы для пассажиров, сидящих в креслах-колясках, расположенных против направления движения» будет способствовать появлению новых актуальных решений для безопасного транспортирования пассажиров, находящихся в креслах-колясках в транспортных средствах. Документ устанавливает требования к конструированию и характеристикам пространства для пассажира, сидящего в кресле-коляске, расположенном против направления движения, а также методы контроля.
В СТБ ISO 21801-2-2024 «Когнитивная доступность. Часть 2. Составление отчета» содержатся требования к составлению отчетов по когнитивной доступности продукции, услуги или системы. Пользователем данного стандарта может быть изготовитель изделия, разработчик либо продавец.
СТБ ISO/IEC 7811-9-2024 «Карты идентификационные. Метод записи. Часть 9. Метка тактильного идентификатора» устанавливает характеристики метки тактильного идентификатора (далее – TIM), используемого держателями идентификационных карт с нарушениями зрения для различения своих карт. Документ определяет зону на карте для TIM и расположение тисненых (рельефных) точек по типу рельефно-точечного шрифта Брайля, образующих точечные структуры, облегчающие тактильное распознавание. Также стандарт устанавливает требования к форме и размеру тисненых точек, составляющих метку.
Целевой аудиторией СТБ ISO/IEC Guide 71-2024 «Руководство по решению в стандартах вопросов обеспечения доступности» являются разработчики стандартов, а также изготовители, проектировщики, поставщики различных услуг, преподаватели образовательных учреждений. Документ разъясняет вопросы доступности и содержит руководство по разработке и изложению в стандартах таких требований и рекомендаций.
При разработке указанных стандартов учитывались требования международных документов, современные направления в обеспечении доступной среды.
В настоящее время БелГИСС ведет работу над стандартами, устанавливающими требования к устройствам и приспособлениям, используемым инвалидами в жилых помещениях, к подъемным транспортным устройствам и стационарным опорным устройствам.
Всего на 2025 г. запланирована разработка 5 государственных стандартов в данной сфере.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 9 июня встретился с губернатором Калининградской области России Алексеем Беспрозванных.
Приветствуя руководителя региона, Глава государства заметил, что с ним встречается впервые, хотя это уже второй визит Алексея Беспрозванных в Беларусь, он уже более-менее знаком со страной и ее возможностями.
Президент напомнил, что в советские времена, образно говоря, Беларусь была ответственной за Калининградскую область и с тех времен в стране сохранилось особое отношение к этому региону. «Мы готовы всегда подставить вам плечо, – заверил Александр Лукашенко. – Мы живем в суверенных независимых государствах, но у меня всегда это чувство, когда я давным-давно бывал в Калининградской области и когда ко мне приезжают люди из Калининградской области… Я, поверьте, чувствую свою ответственность, как и белорусы, за этот уголок нашего общего отечества. Поэтому вы можете на нас надеяться в том, на что мы способны в Беларуси».
В продолжение разговора Глава государства подчеркнул: «Калининградцы – люди наши. Мы всегда об этом знаем. Если бы можно было посчитать, сколько там белорусов среди россиян и других (но это невозможно, я никогда в своей практике этого не делал), то там подавляющее большинство, наверное, было бы белорусов».
Говоря о торгово-экономическом сотрудничестве с Калининградской областью, Александр Лукашенко отметил некоторое снижение во взаимной торговле, в том числе по экспортным поставкам из Беларуси. В этом, по его словам, значительная доля ответственности белорусской стороны. «Вы как хороший промышленник, насколько я знаю (Алексей Беспрозванных долгое время работал в промышленном секторе, в том числе являлся заместителем Министра промышленности и торговли России. – Прим.), понимаете, о чем идет речь, и приложите все усилия, поможете, подскажете для того, чтобы мы, Беларусь и Калининградская область, все-таки не падали в нашем товарообороте, а показывали пример другим по росту товарооборота. Мы также будем стараться, чтобы достичь как минимум того, что было у нас», – сказал Президент.
Глава государства констатировал наличие некоторых сложностей с логистикой поставок в этот российский регион, из-за чего белорусские товары и продукция следуют длинными маршрутами: сначала на север, а потом на юго-запад. «Но это не оправдание того, что мы немножко свалились в последнее время», – выразил уверенность Александр Лукашенко и предложил ряд направлений, где стороны могут усилить сотрудничество.
Алексей Беспрозванных в этом плане заметил, что стороны ставят перед собой амбициозную цель – восстановить досанкционный уровень товарооборота. «Вы говорите, что это по причине Беларуси (упали объемы торговли. – Прим.). Абсолютно не так. Мы видим прекрасно, что сегодня те ограничения, которые наши недружественные соседи создают, – ровно та причина, которая не позволяет нам в полной мере реализовывать имеющийся потенциал, – подчеркнул глава региона. – Нас ограничивают со стороны железнодорожного, автомобильного транспорта. Мы видим снижение этого потока, что связано исключительно с искусственным созданием барьеров со стороны недружественных соседей. Но бизнес уже подстроился, адаптировался. Не этими каналами – значит, другими будем возить продукцию. Мы сегодня переключились на морское сообщение».
Одной из сфер, где стоит усилить взаимодействие, было названо строительство. Беларусь готова предложить свои возможности и специалистов в области проектирования и возведения различных объектов, в том числе масштабных и сложных. В качестве примера Президент привел совместную работу, проведенную в свое время по строительству ТЭЦ. «Я часто привожу в пример это: даже Анатолий Борисович Чубайс удивился, что белорусы могут построить серьезное сооружение, типа ТЭЦ, которую мы вместе с вами тогда строили», – сказал он.
Традиционно перспективное направление сотрудничества – поставки пассажирского транспорта различных классов: автобусов, электробусов, трамваев, троллейбусов. «Мы это умеем делать. Мы сохранили компетенции, которые были присущи в советские времена», – заметил Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что Алексей Беспрозванных, работавший на протяжении ряда лет заместителем Министра промышленности и торговли России, хорошо знает этот сектор экономики и его значение для развития страны.
Особый акцент Глава государства сделал на возможностях совместной работы в сфере станкостроения. «Без станков в промышленности ничего не бывает. Мы также сохранили с советских времен наш уровень производства станков. Станкостроительная отрасль у нас приличная. Мы добавили прилично в этом плане. Мы производим, как вы знаете, токарные, фрезерные, шлифовальные, прочие станки», – обозначил Президент возможности отечественной промышленности. Он обратил внимание, что для России и Беларуси вопрос производства собственных станков довольно остро встал в последнее время, поэтому была разработана и реализуется профильная совместная программа для развития станкостроения.
Широко известны возможности Беларуси в производстве лифтов, и это направление стороны также могут успешно развивать. Тем более что в Калининградской области, как и в других регионах России и ряде постсоветских стран, есть необходимость в замене старого лифтового оборудования.
«Многие из лифтов, которые мы устанавливали в советские времена, сроки свои уже исчерпали, поэтому очень большие очереди в постсоветских республиках на закупки лифтов, их постоянно не хватало. Но будьте уверены, что для Калининградской области, если это нужно будет, мы изготовим нужное количество лифтов», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул значительные возможности Беларуси по экспорту широкой линейки продовольственных товаров в российский регион. Тем более подобный опыт уже имеется. В прежние годы белорусское сельское хозяйство было ориентировано в том числе на Калининградскую область.
«Будьте уверены, что, несмотря на определенные проблемы с логистикой, мы нужное количество поставим продуктов питания. Всяких. В том числе и картошки несчастной. Мне уже сегодня Правительство доложило, что свежая молодая картошка белорусская на прилавки пошла», – сказал Президент.
Глава государства на встрече с губернатором затронул не только вопросы двусторонней повестки, но и акцентировал внимание на общих экономических вопросах. В частности, на необходимости увеличивать производительность труда и повышать конкурентоспособность на внешних рынках.
«У нас есть у кого учиться. Давайте будем откровенны: европейцы в этом плане молодцы», – заявил Президент.
Он отметил, что с учетом дефицита трудовых ресурсов в Беларусь начали приезжать люди из других регионов мира, что вызвало определенную реакцию в обществе. «Я говорю: хорошо, мы никого сюда (звать не будем. – Прим.), у нас жестко это контролируется, но тогда производительность труда надо как в Евросоюзе – в три-пять раз выше. Потому что, если мы не будем конкурентными с Европейским союзом, нам нечего там делать (в плане торговли товарами. – Прим.), особенно Калининграду и Беларуси. Потому что у нас та экономика, которая присуща всему Европейскому союзу. И с ними надо конкурировать. А значит, это прежде всего рабочий человек», – сказал Александр Лукашенко.
«Мы решаем эти проблемы. И я уверен, что решим. Главное – не создавать дополнительных трудностей. Чтобы ключевая ставка была нормальная, чтобы промышленники прежде всего могли взять кредиты и использовать их – произвести нужный товар, продать. На огромном пространстве нашего отечества надо все. Не назовешь ни одного товара, который бы нашим людям не нужен был. На это надо ориентироваться. А то, что продадим за рубежом, это в плюс», – добавил Президент.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
В Содружестве Независимых Государств утверждены новые концепции развития сотрудничества в области легкой промышленности, гармонизации национальных систем организации воздушного движения и в области охраны здоровья населения. Соответствующие решения были приняты на заседании Совета глав правительств СНГ, которое состоялось 5 июня в Душанбе. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполкома СНГ.
В частности, члены СГП утвердили Концепцию развития сотрудничества стран Содружества в области легкой промышленности и план мероприятий по ее реализации. Необходимость данных документов обусловлена научно-техническими достижениями в названной сфере и развитием экономической и технологической базы государств.
Практически все страны СНГ обладают достаточным сырьем, ресурсами и потенциалом для дальнейшего развития легкой промышленности, что создает условия и стимулирует углубление сотрудничества как для удовлетворения собственных нужд, так и расширения экспортного потенциала. Концепция предполагает развитие различных форм кооперации в эффективной переработке сырья животного и растительного происхождения, взаимодействия с химической и нефтехимической отраслями промышленности для сырьевого обеспечения растущего производства смесовых тканей из химических и искусственных волокон и нитей, координацию межгосударственных и межотраслевых связей для обеспечения кооперации с технологически сопряженными с легкой промышленностью смежными отраслями экономики. Также запланированы инновационное развитие технологий и модернизация оборудования, техническое перевооружение, модернизация действующих и создание новых экономически эффективных, ресурсо- и энергосберегающих и экологически безопасных производств легкой промышленности и переработки отходов производства и потребления продукции.
В рамках концепции предлагается сотрудничать по вопросам унификации требований безопасности продукции легкой промышленности, создания центров компетенций по обмену знаниями, проведению обучения по испытаниям продукции легкой промышленности по требованиям безопасности и качества в рамках межгосударственных стандартов и нормативных правовых актов государств – участников СНГ, совершенствования нормативных правовых актов. Реализация концепции и плана позволит странам Содружества выйти на более высокие уровни коммуникации по развитию и углублению межгосударственного сотрудничества в области производства товаров народного и промышленного потребления и объединит усилия в технологическом обновлении, расширении ассортимента, увеличении объемов производства и экспорта конкурентоспособной, инновационной и безопасной продукции.
Второй документ – Концепция гармонизации национальных систем организации воздушного движения – разработан на основе предложений заинтересованных государств – участников СНГ. Действующая до этого аналогичная Концепция подлежит признанию утратившей силу, так как за прошедший 21 год с момента ее принятия авиационная отрасль претерпела значительные изменения.
В современных условиях гармонизация национальных систем организации воздушного движения должна быть ориентирована на обеспечение однородности регулирующих правил, стандартов, процедур и операционных характеристик с целью упрощения процесса взаимодействия национальных аэронавигационных систем. Для качественного решения задач и реализации планов гармонизации национальных систем организации воздушного движения необходимо новое видение процесса, основу которого составляют современные технологии и процедуры, обеспечивающие преемственность в развитии безопасности полетов и модернизацию. Взаимодействие предусматривает программный и гибкий системный технический подход, позволяющий всем государствам совершенствовать национальные планы развития систем организации воздушного движения, исходя из эксплуатационных требований.
Мероприятия концепции направлены на дальнейшую гармонизацию национальных аэронавигационных систем с целью повышения безопасности полетов гражданской авиации и экономической эффективности использования воздушного пространства государств – участников СНГ, ориентированную на обеспечение однородности регулирующих правил, стандартов, процедур и операционных характеристик с целью упрощения процесса их взаимодействия.
Необходимость соответствовать современным тенденциям в развитии медицины стала основной причиной актуализации еще одной концепции – по сотрудничеству в области охраны здоровья населения. В рамках Содружества Независимых Государств действует концепция, которая была утверждена главами правительств более 20 лет назад. За этот период в медицине произошли новые научные открытия, активно используются современные информационные технологии и IT-системы, развиваются персонализированная медицина и другие явления, которые будут определять развитие медицины в ближайшие годы.
В некоторых странах Содружества сформирована смешанная модель здравоохранения, в ряде стран внедрена система обязательного медицинского страхования, расширена экономическая самостоятельность медицинских учреждений, сформирован рынок медицинских услуг. Неизменным остается желание в развитии сотрудничества и обмена опытом лучших практик в здравоохранении. Учитывая все эти факторы, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ предложил внести ряд изменений и дополнений в документ.
В первую очередь уточнена формулировка понятия «охрана здоровья», прописаны новые принципы сотрудничества: содействие социальному и экономическому развитию государств – участников Содружества, открытость к взаимодействию с международными организациями, пациентскими сообществами, бизнес-структурами. Концепция дополнена новыми задачами, направленными на сохранение и укрепление общественного здоровья, формирование здорового образа жизни населения. При этом особое внимание предлагается уделить обеспечению организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий и развитию информационных технологий в здравоохранении. Планируется проведение совместных прикладных и фундаментальных исследований, а также научных инновационных разработок в области медицины и фармацевтики.
Особое внимание планируется уделить вопросам развития сотрудничества в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров, разработки и реализации совместных образовательных программ для специалистов в сфере охраны здоровья. Выработка правовых основ дистанционного взаимодействия медицинских работников государств – участников СНГ при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, защиты персональных данных, в том числе сведений, составляющих врачебную тайну, является сложным, но важным направлением сотрудничества для стран Содружества.
По информации БЕЛТА