04.11.2019
Капитальный ремонт с тепловой модернизацией: начало положено
В Минске жильцы четырех домов, подлежащих капитальному ремонту, приняли решение о дополнительной тепловой модернизации, которая стала возможна согласно Указу Президента № 327, который вступает в силу 7 декабря. Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной вопросам капитального ремонта.
На данный момент разрабатывается постановление Совета Министров, в котором будет содержаться конкретный перечень работ по тепловой модернизации дома. В этот перечень, по всей видимости, войдут такие работы, как утепление стен и перекрытий, замена системы отопления, установка индивидуальных тепловых пунктов, регуляторов тепла на батарее и индивидуальных приборов учета, устройство систем дистанционного съема показаний, замена заполнений оконных и входных дверных проемов в подъездах, утепление тамбуров и вентиляционных шахт, устройство систем рекуперации тепловой энергии и др.
По словам начальника управления жилищного хозяйства Министерства ЖКХ Андрея Ромашко, специалисты также сформируют свои предложения по утеплению и модернизации каждого конкретного дома с учетом его особенностей, чтобы получить максимальный эффект по энергосбережению при минимальных затратах на проведение данных работ. И уже в ходе собраний собственники квартир будут определяться, какой из вариантов утепления (с модернизацией системы отопления или без) выбрать. Важным здесь остается единственный момент – сделать дом более теплым, уменьшив энергопотребление и, соответственно, плату за него.
Специалисты также подсчитали размер платежа за тепловую модернизацию, который собственники квартир будут вносить ежемесячно.
– Если взять средний, так сказать, пакет популярных мероприятий, которые позволяют на 30 % сократить теплопотребление (например утепление фасада, кровли, реконструкция системы отопления с установкой регуляторов и распределителей тепла и т. п.), получится порядка 17–23 рублей в месяц, – рассказал Андрей Ромашко и уточнил. – Расчет сделан для двухкомнатной квартиры (48 м2) в доме стандартной типовой серии с учетом мест общего пользования. Совместно с «Белжилпроектом» мы рассчитали стоимость комплекса мероприятий по тепловой модернизации с учетом эффекта энергосбережения, разделили на площадь жилого дома, исключили из этой суммы 50 % (поддержка государства) и разделили оставшуюся сумму на 120 месяцев (период рассрочки). Данный платеж не будет меняться и не будет индексироваться, то есть останется постоянным на протяжении 10 лет.
С 2020 г. в Беларуси планируется капитально ремонтировать не менее 3 % жилья в год. В Минске это 247 домов. По словам главного инженера ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Владимира Лебедя, с этого года в столице используют новые критерии определения количества домов, подлежащих капитальному ремонту, исходя из старой и новой застройки в районах.
– Ранее каждый район должен был включать в графики капитального ремонта одинаковое количество домов – 2,8 % от обслуживаемого жилого фонда. Если сравнивать, например, Партизанский район с большой старой застройкой и Фрунзенский, где дома в большинстве своем построены сравнительно недавно, получалось, что в первом капитальный ремонт проводился в домах 40-х и 50-х годов постройки, а во втором – уже 80-х. Сейчас площадь жилфонда, подлежащего капремонту, стала распределяться с учетом «возраста» домов: Партизанскому району больше, Фрунзенскому – меньше, – отметил главный инженер.
Также, по его словам, новая пятилетняя программа предусматривает комплексный подход к проведению капремонта. В частности, он планируется одновременно в 5-6 жилых домах, расположенных в одном квартале, сразу после его завершения будет выполняться капитальный ремонт дворовой территории (за счет бюджетных средств). Все дома будут ремонтироваться по одному проекту, это позволит сохранить единое стилевое решение и исключить жалобы жильцов на то, что «в соседнем доме ремонт лучше».
Также упрощена и процедура начала капитального ремонта – теперь для этого не нужно согласование с местными органами власти (Декрет Президента № 7). Ранее на это уходило не только время – от 15 до 30 дней, но и деньги.
Яна Щука, портал коммунальной грамотности населения
Главой государства подписан Указ, позволяющий гражданам приобретать в собственность арендное жилье
Президент Беларуси Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 235, направленный на расширение социально-правовых гарантий в области жилищных отношений граждан с предоставлением им права приобретения в собственность арендного жилья.
Гражданам наиболее востребованных профессий будет предоставляться право приобретать в собственность арендное жилье в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района) при определенных условиях.
Такое приобретение будет возможно, в частности, при наличии оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, стажа работы в организации, предоставившей жилье, и срока проживания в таком жилье не менее 10 лет, а также неиспользовании указанными гражданами и членами их семей государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилья, отсутствии у них иных жилых помещений в собственности в населенном пункте по месту нахождения арендного жилья либо фактов их отчуждения в течение трех лет.
Оплату стоимости арендного жилья можно будет произвести в рассрочку на 15 лет, а также использовать на данные цели именные приватизационные чеки «Жилье» и средства семейного капитала.
Местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы (организации) будут наделены правом передачи в собственность нанимателей расположенных на селе одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах государственного жилого фонда, эксплуатируемых более 10 лет и требующих капремонта. При этом такое жилье, предоставленное на время трудовых отношений, может быть передано в собственность граждан, имеющих стаж работы не менее 5 лет в организации, выделившей жилое помещение.
Плюсы клиентоориентированного подхода в госрегистрации недвижимости назвали в кадастровом агентстве
Надежность, безопасность и удобство для заявителей можно считать главными проявлениями клиентоориентированного подхода в удостоверении сделок с недвижимостью регистраторами организаций по госрегистрации. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
Регистраторы организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним удостоверяют документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделок с недвижимостью, и оказывают услуги по составлению проектов договоров, заявлений и других необходимых документов по просьбе любой из сторон сделки. «Если вы покупаете, продаете или иным образом распоряжаетесь недвижимым имуществом, важно правильно оформить все документы для удостоверения сделки и ее последующей государственной регистрации», – напомнили в кадастровом агентстве.
Так, регистратор – это работник республиканской организации или территориальной организации по государственной регистрации, который обладает исключительными правами в сфере государственной регистрации недвижимости, определенными законом. В частности, он имеет право удостоверять документы, свидетельствовать верность копии, удостоверять форму внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, принимать документы для государственной регистрации. По словам специалистов, обращение к регистратору позволяет удостоверить сделку быстро, безопасно и с минимальными рисками для заявителей.
Чем помогает регистратор? Он анализирует все представленные документы и, во-первых, убеждается, что сделка соответствует законодательству, во-вторых, сверяет информацию с данными единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, в-третьих, проверяет наличие сведений об ограничениях прав на недвижимое имущество и сведений о перепланировках и неузаконенных постройках в отношении конкретного объекта недвижимости. Регистратор также предоставляет квалифицированную помощь при составлении проектов документов и согласовании условий сделки и гарантирует безопасность ее совершения.
Почему удостоверение сделки регистратором – это удобно? Речь идет об экономии времени, поскольку заявителям не нужно отдельно проверять юридическую чистоту сделки с недвижимостью, кроме того, сразу после процедуры удостоверения сделки стороны имеют возможность подать заявление о ее государственной регистрации. Участие регистратора гарантирует надежность сделки, так как он имеет доступ к актуальным сведениям государственных информационных ресурсов в отношении конкретного объекта недвижимости, и высокий уровень правовой защищенности.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси ведется планомерная работа по наращиванию темпов возведения арендного жилья
Строительство арендного жилья является одним из основных вопросов для развития экономики страны. С одной стороны, благодаря арендным метрам востребованные специалисты могут свободно перемещаться и гибко работать в разных регионах, а с другой – закрепляться, если им предоставляют право выкупа такого жилья. Также возведение арендного жилья обеспечивает крышу над головой гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Плюсов немало, и именно поэтому в стране долгое время ведется планомерная работа по наращиванию темпов его строительства. Еще более серьезно сфокусируются на данном вопросе уже в будущей пятилетке.
С правом выкупа
Вопрос предоставления арендного жилья должен стать одним из приоритетов на пятилетку. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 29 мая на совещании с руководством Совета Министров.
– Принцип несложный: проработал определенное количество лет, допустим 10 или 15, без перерыва в организации, которая тебе предоставила жилье в аренду, тогда получаешь право выкупить его в собственность. Это принципиальный вопрос, по которому очень много дискуссий. И люди ставят перед нами этот вопрос, – отметил Президент.
В свою очередь во время совещания Премьер-министр Александр Турчин сообщил, что около 5 млн кв. метров арендного жилья предлагается построить в Беларуси в следующей пятилетке.
– Главная цель – это закрепление кадров и развитие наших регионов. Инструментом для решения данной задачи является развитие фонда арендного жилья. В том числе за счет ежегодного наращивания его строительства для предоставления целевым образом нашим гражданам, – пояснил Премьер-министр.
Кадровая мобильность
Как отметила начальник главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяна Василючек, в последние годы в стране прослеживается тенденция к наращиванию объемов возведения арендного жилья для удовлетворения спроса среди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По словам специалиста, арендное жилье позволяет гражданам в том числе передвигаться по стране, не привязываться к какому-то одному месту. Благодаря этому обеспечивается мобильность кадров в зависимости от потребности экономики.
Помощь бюджета
Финансирование строительства арендного жилья осуществляется за счет различных источников, но преимущественно – из республиканского и местного бюджетов.
– Например, в 2024 году инвестиции на строительство арендного жилья составили 795,2 млн рублей. Из них 87 процентов – это средства республиканского бюджета. Как правило, оно строится в виде квартир в многоквартирных жилых домах. Самыми востребованными арендными квартирами являются однокомнатные и двухкомнатные площадью 45–60 квадратных метров, – подчеркнула Татьяна Василючек.
Акцент сегодня делается на улучшении жилищных условий граждан, относящихся к наиболее востребованным специальностям.
– Регионам предоставлено право определять категории наиболее востребованных профессий граждан, которым будут выданы квартиры, чтобы их закрепить на местах, – отметила специалист.
Необходимость составления таких перечней предусмотрена Указом Президента от 27 января 2025 г. № 38 «Об особенностях предоставления и использования арендного жилья». Ранее Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило отмечал, что данный документ направлен на расширение полномочий местных органов власти.
– Подписанный указ является, по сути, дополнительным стимулом по привлечению кадров наиболее востребованных профессий в регионы, в том числе в сельскую местность, где в них нуждаются. Решение жилищного вопроса для большинства граждан имеет довольно важное значение, зачастую первостепенное.
Профессиональное закрепление
Елена Хиля, член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Беларуси:
– Возведение арендного жилья – это достаточно планомерный процесс в нашем государстве, которым мы занимаемся многие годы. Ранее право выкупа такого жилья уже предоставлялось военнослужащим, представителям правоохранительных органов. То, что сегодня такая мера распространяется и на другие категории граждан – учителей, медиков, иных востребованных специалистов, очень важно как для экономики страны, так и для благосостояния граждан.
Строительство арендного жилья – это практика, применяемая не только в Беларуси, но и в других странах. Наш Президент смотрит всегда наперед, в том числе и в вопросе по созданию единых условий для жизни как в столице, так и в регионах. Это очень важный аспект в закреплении кадров. Также стоит обратить внимание, что у нас сегодня уже есть Концепция государственной жилищной политики до 2030 года, в рамках которой арендное жилье – одно из главных направлений развития.
Илья Крыжевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 19 июня 2025 г.
Регистрация недвижимости стала удобнее: рассказываем, что изменилось
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.
Почти 200 нотариальных уведомлений подано в первый день действия нового порядка регистрации недвижимости
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили
БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации
БЕЛТА