22.05.2019
Игорь Карпенко – о роли образования в построении IT-страны
Фундамент для IT-страны
Еще с советских времен наша страна славится сильной школой математиков, инженеров, программистов. Именно «технари» рождали прогрессивные идеи и двигали экономику. А сегодня, когда технологии активно проникают во все сферы, цифровая грамотность превращается в важнейший профессиональный навык. Готова ли система образования стать прочным фундаментом для IT-страны? Об этом в интервью «СБ. Беларусь сегодня» рассказал Министр образования Игорь КАРПЕНКО.

– Концептуальными подходами к развитию системы образования до 2020 года (и на перспективу до 2030‑го) определены задачи, основные направления и приоритеты государственной политики в этой сфере, а также механизмы их реализации. А чтобы работа была системной, министерство еще разработало и утвердило Концепцию цифровой трансформации процессов в системе образования. Так мы заложили правовую базу для модернизации инфраструктуры учреждений образования и внедрения прорывных технологий в учебный процесс. Впрочем, уже сейчас более 91 % школ обеспечены широкополосным доступом в интернет, а все учреждения профобразования подключены к глобальным информационным ресурсам. Начался активный процесс перехода и к облачным технологиям. Идет пересмотр специальностей, совершенствуется содержание образовательных программ, активно внедряются цифровые технологии и сопутствующие им сервисы – электронные учебники, дневники, журналы, студенческие билеты и многое другое.
– Не слишком ли медленно идет процесс цифровизации? Ведь не раз звучали предложения отказаться полностью от тех же бумажных дневников и журналов…
– Внедрение цифровых технологий предполагает не революцию и не реформу системы образования, а постепенное, вдумчивое и грамотное проведение ранее начатых преобразований. Поэтому в приказном порядке заставить все школы, скажем, с 1 сентября перейти на электронный журнал было бы равносильно тому, чтобы, как говорят, «запрягать телегу впереди лошади». Во‑первых, сейчас этот сервис использует небольшое количество школ, причем в основном в Минске. Во‑вторых, ведение журналов в электронном виде – это всего лишь микроскопическая толика той огромной работы, которую необходимо выполнить. Цифровизация должна затронуть как собственно образовательный процесс, так и жизнедеятельность учреждений образования в целом, включая обеспечение безопасности учеников, организацию питания и проезда к месту учебы. Поэтому Министерство образования и начало эту работу с внедрения пилотных проектов в отдельных школах, чтобы грамотно определить действительно необходимый набор сервисов для образовательного процесса. Нужно понимать, что система образования не терпит необдуманных действий и каждое управленческое решение мы обсуждаем с профессионалами, учеными, педагогами-практиками, учениками и их родителями, а также с общественностью.
– Но квалифицированные IT‑специалисты рынку нужны уже сегодня. Как решается эта задача?
– Сейчас 18 вузов предлагают более трех десятков IT‑специальностей. На первой ступени такое образование получают более 22 тысяч человек, и еще свыше 2.000 – на второй. Каждый год мы выпускаем около 7.000 IT‑специалистов с высшим образованием. В прошлом году прием на такие специальности увеличен на 3,5 %, а в этом планируем зачислить на первый курс еще на 650 человек больше. Открываем в отдельных вузах и новые специальности, среди которых «Электронный маркетинг», «Программируемые мобильные системы», «Дизайн (виртуальной среды)», «Системный анализ, управление и обработка информации». На этих кафедрах работают опытные преподаватели, плюс более 300 специалистов привлечено из реального сектора экономики. Профессиональные IT‑компетенции формируют в 35 ссузах по четырем специальностям, на которых обучаются более 6.500 человек. В прошлом году мы выпустили 1.650 таких специалистов, в этом набор увеличен на 100 абитуриентов. Кроме того, еще 63 учреждения образования по двум специальностям готовят кадры для IT-сферы на уровне профессионально-технического образования и ведут профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих по заказу организаций, центров занятости и физических лиц. Организована и переподготовка руководящих работников и специалистов с высшим образованием по «Программному обеспечению встроенных компьютерных систем», «Проектированию программного обеспечения информационных систем», «Web-дизайну и компьютерной графике» и «Тестированию программного обеспечения». У нас свыше 260 договоров учреждений образования с организациями-заказчиками кадров, в том числе с резидентами Парка высоких технологий (в IT-компаниях работает более 40 филиалов кафедр!). Компания Wargaming и вовсе учредила первые 16 стипендий для наиболее талантливых студентов БГУ, представивших свои IT‑разработки. Работает в вузах и около 60 совместных с ведущими мировыми компаниями лабораторий и 16 образовательных центров.
– Оборудование – больная тема для образования. Грамотного специалиста невозможно подготовить без современной техники.
– Компьютерную технику и другие технологии обновляем по Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы за счет средств республиканского бюджета и средств от внебюджетной деятельности, а также спонсорской помощи организаций реального сектора экономики. В прошлом году 129 IT-компаний оказали спонсорскую помощь вузам на сумму более 750.000 рублей. Кроме того, компании мирового уровня предоставляют бесплатно свои программные, аппаратные продукты для использования в качестве учебно‑методических материалов в учебном процессе. К сожалению, инициатором взаимодействия в области подготовки кадров для IТ чаще всего выступают не организации-заказчики кадров, а учреждения образования. Хотя именно заказчик должен влиять на ход подготовки своего будущего работника, поскольку система образования не обладает исчерпывающей информацией о реальной потребности IT-рынка. Поэтому Стратегия совершенствования Национальной системы квалификаций, утвержденная в конце прошлого года постановлением Совета Министров, предусматривает разработку Национальной рамки квалификаций и создание секторальных советов, которые должны выступить заказчиком кадров для отрасли. Также в новую редакцию Кодекса об образовании заложена норма о переходе на примерные учебные планы и программы взамен типовых, чтобы заказчики кадров могли активно и оперативно влиять на содержание профессиональной подготовки своих будущих работников. Кстати, один из первых секторальных советов по развитию квалификаций еще пять лет назад был создан именно в сфере информационных технологий на базе ПВТ, но конкретных и актуальных требований к компетенциям, которые необходимо сформировать у выпускника за годы учебы, пока не поступало.
– Все чаще говорят и о том, что готовить к IТ нужно едва ли не с детского сада. Вы согласны?
– В этом есть доля правды, ведь ключевую роль в подготовке IT‑специалистов играет профориентация на самых ранних этапах. Работа программиста будет интересна тем, кто серьезно увлекается компьютерами, с раннего детства интересуется, как разрабатываются и работают программы. С 1 сентября 2018 года по инициативе Министерства образования у школьников 10 – 11‑х классов есть возможность осваивать профессии в том числе для сферы IТ, с присвоением начального разряда. А в этом году планируем запустить эксперимент в Орше, где образовательную программу профессиональной подготовки по IT-профессиям старшеклассники будут осваивать в дистанционной форме с профессорско-преподавательским составом и техническими возможностями БГУИР. По поручению Президента идет работа и по созданию Национального детского технопарка для наиболее одаренных учеников 6 – 11-х классов. Здесь особый акцент будет сделан на практику, с использованием современного высокотехнологичного оборудования и привлечением ведущих ученых и специалистов университетов, научно‑исследовательских и промышленных организаций. А одним из основных направлений станут информационные технологии, при этом компании – резиденты ПВТ также смогут принимать активное участие в деятельности технопарка, формируя задания, непосредственно руководя проектами, оказывая финансовую поддержку. Фактически детский технопарк может стать экспериментальной площадкой для IT-компаний, где те смогут отрабатывать самые передовые технологии. Причем такой опыт уже есть: совместно с ПВТ реализуется программа Scratch для учеников начальной школы – дети учатся программированию через игру.
– В Послании Президента белорусскому народу и Парламенту прозвучала мысль: курс на построение IT-страны сохранится, но не стоит забывать и о потребностях насущных.
– Очевидно, что IT‑решения должны внедряться и в промышленность, повышая ее эффективность, создавать новые направления в экономике, улучшать качество государственных услуг. Сейчас резиденты ПВТ практически полностью исключены из тех цепочек производства, которые существуют в стране. Не осуществляют они и образовательную деятельность. При этом система образования готовит IT-кадры для белорусской экономики в целом, не ограничиваясь исключительно резидентами Парка. Поэтому один из главных приоритетов в развитии IT-сферы в Беларуси – открытие в вузах ряда новых высокотехнологичных специальностей, смежных с IT-сферой. К примеру, БГУ уже сегодня их предлагает – от математической теории до клеточной биофизики и нейрофизиологии, искусственного интеллекта и робототехники.
В то же время выпускников вузов часто рассматривают как элементы глобального IT-механизма, процесс обучения которых нужно строить исключительно в интересах IT‑отрасли. В итоге вносятся сомнительные предложения, вроде возможности «учить только то, что нравится», «ввести по пять уроков в неделю английского начиная с первого класса», «вместо домашнего задания – видеолекции в интернете», а в перспективе – полный отказ от учреждений образования и возможность получения образования с помощью интернета. Но система образования – не сфера услуг в обычном ее понимании бизнесом, а образование – не только обучение, но еще и воспитание. При этом, по информации Национального статистического комитета, количество уволенных от общего числа работников организаций – резидентов ПВТ в 2016 году составляло 19,6 % от общей численности, а в 2018 – 24,3 %. За прошлый год из 41.156 работников организаций – резидентов Парка прошли повышение квалификации только 795, стажировку – 8, переподготовку – 7. В то же время привлечены к работе 3.624 человека с общим средним образованием (почти 9 % от общей численности работников!). По факту используется для выполнения конкретных заданий «живой материал», люди, подготовленные системой образования, а после выполнения проекта они заменяются новыми. Поэтому система образования, принимая во внимание потребности IT-сферы и используя достижения в области цифровой трансформации общества, все же будет ориентироваться на подготовку кадров в интересах всего социально-экономического комплекса страны.
Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня», 22 мая 2019 г.
В СНГ продолжается работа по подготовке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства
13 ноября 2025 г. в Москве на площадке Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялось заседание Рабочей группы Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ по доработке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств на период 2027–2035 годов.
В мероприятии приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Участники встречи обсудили предложения государств и Исполнительного комитета СНГ к проекту Программы и по итогам рассмотрения согласовали проект документа.
Решено направить материалы заседания Рабочей группы членам Совета по сотрудничеству в области образования, в Министерство просвещения Российской Федерации и Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ.
Напомним, что разработка проекта Программы осуществляется в соответствии с Решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 15 ноября 2023 г. Это Решение было принято по итогам инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в сфере образования и связано с истечением срока действия ранее принятой Программы.
Проект новой Программы предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов развития гармонизированных моделей правового регулирования взаимодействия стран СНГ в сфере образования, а также на реализацию научно-технического и образовательного потенциала национальных систем образования. Особое внимание уделяется согласованию подходов к подготовке и аттестации научных и педагогических кадров.
Кроме того, в рамках Программы запланированы мероприятия по сотрудничеству в области инклюзивного образования, совершенствованию систем мониторинга и контроля качества профессионального образования, а также по расширению совместных проектов в сфере дистанционного обучения с использованием цифровых технологий и аналитики данных, включая искусственный интеллект. Особое значение придается созданию мультимедийных образовательных программ.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Цифровые технологии, стажировки, двойные дипломы: как будет развиваться академическая мобильность в странах СНГ
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
С 1 ноября в большинстве региональных вузов стартует регистрация для участия в университетских олимпиадах
Университетские олимпиады – это хорошая возможность для заинтересованных в поступлении одиннадцатиклассников проверить свои знания по конкретному предмету и в случае победы получить почетное звание студента еще до начала основной вступительной кампании. В этом году воспользоваться ею предлагает 21 региональный вуз. Почему университетские олимпиады пользуются популярностью среди учащихся и как они повышают престиж высших учебных заведений, разбиралась корреспондент «Р».
Участников – все больше
Консультант управления высшего образования главного управления профессионального образования Минобразования Наталья Житникова поделилась, что уже определены сроки проведения заключительного этапа университетских олимпиад. В 2026 году заключительный этап пройдет 21 и 22 февраля, а в сельскохозяйственных вузах – 28 февраля.
– Каждый университет разрабатывает положение: утверждается перечень учебных предметов, а также специальностей, по которым устанавливается количество мест для поступления. До 1 ноября на сайтах вузов размещается подробная информация об открытии регистрации и о сроках проведения профильного состязания. А с 1 ноября практически во всех университетах начинается регистрация для участия в олимпиаде. Обращу внимание, что у каждого учреждения свой график, – отметила эксперт.
Главным бонусом, который получают обладатели дипломов I, II, III степени, является право на зачисление без вступительных испытаний в университеты, где они участвовали в олимпиаде и стали победителями. О повышении интереса абитуриентов к данной траектории поступления в региональные вузы свидетельствует статистика: с каждым годом желающих поучаствовать становится все больше.
– В рамках вступительной кампании 2025-го в предварительном этапе приняли участие 8 тысяч ребят. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос. До заключительного этапа дошли более 4 тысяч учащихся, что на 500 человек больше, чем в 2024-м. Всего более 1,3 тысячи школьников стали победителями университетских олимпиад этого года в Беларуси, – привела цифры специалист.
В топ-5 специальностей у абитуриентов вошли медицинские, инженерные (технические), лингвистические и педагогические. В лидерах специальности «Искусственный интеллект» и «Электронные системы и технологии» БрГТУ. «Историю» и «Современные иностранные языки» выбирают абитуриенты-олимпиадники в ГрГУ имени Янки Купалы. В БГСХА интересными и перспективными считают специальности «Водные биоресурсы и аквакультуры» и «Защита растений и карантин».
Наталья Житникова напомнила:
– Основной задачей университетской олимпиады является привлечение в вузы наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов еще до начала основной приемной кампании. В 2025 году по результатам олимпиад было зачислено 496 победителей, из них более 90 процентов имеют средний балл аттестата выше 8,0. Мы видим, что это таланливые, целеустремленные ребята. Кроме того, более 80 процентов от зачисленных победителей учились в школе в тех регионах, где находится вуз, и после его окончания они с большой вероятностью будут трудоустроены в местные ведущие организации. Можно сделать вывод, что такие состязания выгодны для всех: и для абитуриентов, и для университетов, и для организаций-заказчиков.
Комментарии на местах
В Гомельском государственном медицинском университете олимпиада по учебному предмету «биология» пройдет уже в четвертый раз. Победа в ней может гарантировать поступление на одну из трех востребованных специальностей: «Лечебное дело», «Медико-диагностическое дело», «Медико-профилактическое дело».
– В 2025–2026 годах предварительный этап будет организован 23 декабря в дистанционной форме: данный формат хорошо себя зарекомендовал и пользуется популярностью среди абитуриентов. Заключительный этап будет проводиться в очном формате 21 февраля, – рассказал декан медико-диагностического факультета, ответственный секретарь приемной комиссии ГомГМУ Ирина Назаренко. – Для медицинских вузов квота для зачисления без вступительных испытаний победителей в 2026-м составит до 7 процентов от контрольных цифр приема за счет средств республиканского бюджета.
Специалист поделилась, что в этом году было рекордное количество победителей очного тура в истории университета. Обладателями дипломов различной степени стали 49 человек, из которых 38 лучших поступили на выбранную специальность без вступительных испытаний.
– Проведение таких олимпиад позволяет выпускникам стать студентами университета раньше всех и без лишнего стресса провести последнее беззаботное лето, набравшись сил перед получением высшего медицинского образования, – заключила Ирина Назаренко.
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия проведет первый этап олимпиады 8–9 января 2026 года по профильным предметам «математика» и «биология». Обладатели дипломов смогут поступить на одну из восьми специальностей вуза.
– Как показывает практика, самыми привлекательными для наших студентов остаются специальности «Землеустройство и кадастры», «Защита растений и карантин», «Водные биоресурсы и аквакультура». В 2025-м в первом этапе поучаствовал 91 человек, во второй прошли 30 учащихся, из которых 11 завоевали дипломы. Четверо победителей вернулись к нам уже в качестве студентов, – рассказал об условиях проведения олимпиады Андрей Какшинцев, ведущий специалист по научно-исследовательской работе студентов.
Представитель учреждения акцентировал, что подобные инициативы – это возможность для школьников продемонстрировать свои знания в конкретной предметной области, точно определиться с выбором специальности, а вузам привлечь к себе потенциальных абитуриентов и вырастить профессионалов своего дела.
Университетскую олимпиаду организовывает и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Проверить свои знания и поучаствовать в дистанционном этапе можно будет с 18 ноября по 20 декабря этого года.
Ирина Корлюкова, начальник центра развития карьеры, ответственный секретарь приемной комиссии ГрГУ имени Янки Купалы, пояснила, что учащиеся могут принимать участие в предварительном этапе нескольких профильных олимпиад сразу. Расписание предварительного этапа составляется именно с учетом таких возможностей.
– В прошлом году в дистанционном этапе поучаствовали 429 учащихся, в очном – 328. Чаще всего молодые люди выбирали сразу два профильных предмета вступительных испытаний по интересующей специальности: история Беларуси и биология, история Беларуси и русский (белорусский) язык, к примеру, – объяснила Ирина Корлюкова. – Самым популярным направлением стала математика. В первом этапе решили проверить свои знания 212 участников, до второго тура дошли 97 человек. Всего победителями в 2025 году стали 127 абитуриентов. Дополню, что победителям олимпиады предоставлен выбор из 25 специальностей. Это практически половина всех направлений, которым обучают в Купаловском университете.
Екатерина Курдо, «Рэспубліка», 28 октября 2025 г.
«Излишнего регулирования быть не должно». Что решили у Президента по стимулам для молодых специалистов
Проект указа «О мерах поддержки молодежи», предусматривающий формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях, обсудили на совещании у Президента Беларуси с руководством Совета Министров. Говорили о мерах, которые в основном касались бы нанимателей при распределении и заключении договоров о целевом обучении. Итог обсуждения – излишнего регулирования в этом плане быть не должно, рассказала журналистам Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, сообщает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Мы говорили о мерах, которые больше касались бы нанимателей при распределении, заключении договоров о целевом обучении. Там, где мы излишне опекать не должны, излишних мер регулирования на правовом уровне быть не должно, – отметила Министр. – Сегодня мы мониторим, работаем в этом русле, продолжаем говорить о том, что эти меры должны быть системными в первую очередь».
В этой связи предложения проекта указа были рассмотрены, но не поддержаны. «Меры стимулирования и предложения по стимулированию молодых специалистов не ограничиваются обсуждавшимся проектом указа. Мы будем вырабатывать и предлагать новые предложения. А в рамках тех, которые сегодня рассматривали, – здесь излишнего регулирования быть не должно. Поэтому эти меры мы пока откладываем», – заявила Наталия Павлюченко.
Она рассказала, что уже сейчас в Беларуси действует серьезная система мер поддержки молодых специалистов, которые приходят на первое рабочее место. Это и единовременная выплата, и ежемесячные выплаты (надбавки). Отдельные меры предусмотрены коллективными договорами организаций и предприятий.
Например, на днях Александр Лукашенко подписал указ о доплатах отдельным категориям работников агропромышленного комплекса. Документом предусматривается увеличение размера ежемесячных доплат молодым специалистам сельхозорганизаций с 0,46 до 1 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров для оплаты труда работников бюджетных организаций. Такие доплаты полагаются в течение двух лет со дня заключения трудового договора (контракта). Дополнительно введены ежемесячные доплаты в размере 0,81 базовой ставки молодым специалистам этих организаций, отработавшим два года и продолжающим работать в течение последующих трех лет.
Предусмотрены законодательством для молодых специалистов и фискальные меры поддержки. Они имеют право на получение стандартного налогового вычета.
Кроме того, в договор о целевом обучении могут включаться пункты о доплатах к стипендии со стороны организаций-заказчиков.
«Все эти меры системные», – подчеркнула Наталия Павлюченко.
По информации
БЕЛТА