17.05.2019
Изменения в ПДД: вопросы и ответы
Пару дней назад закончилось общественное обсуждение проекта указа, который предполагает внесение изменений в Правила дорожного движения. Обсуждение было жарким. О том, какие предложения автоинспекция посчитала конструктивными, а какие вызвали скепсис, мы поговорили со старшим инспектором УГАИ МВД Александром Шевченко.

«На Правовом форуме Беларуси было размещено порядка 1500 комментариев. Активно обсуждали нововведения и на других интернет-площадках», – по словам
Александра Шевченко, основные моменты, на которые обращают внимание граждане – те, которые затрагивают их напрямую. Например, правило двух полос, обязанность водителей остановиться по требованию сотрудников ГАИ, наличие медицинской справки, нюансы велодвижения. Остановимся на некоторых из них подробнее и предоставим возможность автоинспекции публично возразить на некоторые комментарии, размещенные на Правовом форуме Беларуси.
Медицинская справка
А.Путятов: «Необходимость возить с собой бумажную медсправку – анахронизм и не может быть признана как удовлетворительная практика в европейской стране».
Александр Шевченко не понимает, почему люди не могут изучить документ внимательнее. «Это требование (представлять медицинскую справку) распространяется только на водителей, в чьих водительских удостоверениях не указан срок их действия. Их обладатели, как правило, не проходят обязательное медицинское освидетельствование: им это не нужно, а проверить наличие медсправки практически невозможно». Тем не менее, по словам инспектора, не раз бывали ситуации, когда людям становилось плохо за рулем и они погибали в ДТП или наносили вред другим участникам движения. Ради контроля за состоянием здоровья таких водителей (а это, как правило, люди пенсионного или предпенсионного возраста) предлагается ввести такое требование.
Правило двух полос
Александр: «Считаю, что правило двух полос всего лишь узаконит кормушку по штрафованию водителей, ведь у нас все заточено не на предотвращение нарушений, а на максимальное пополнение казны путем штрафов».
Правило двух полос, которое предлагает ввести автоинспекция, дает возможность не останавливаться перед пешеходным переходом, если между авто и пешеходом более 2 полос.
«Мы постарались конкретизировать взаимоотношения между водителем и пешеходом при пересечении их траекторий движения и определить, когда действия по предоставлению преимущества в движении пешеходу будут правомерными», – инспектор говорит, что это правило уже заложено в комментариях к ПДД, которые носят рекомендательный характер: «Наши сотрудники и сегодня руководствуются им при оценке действий того, кто находился за рулем. Хотим закрепить их законодательно, чтобы всем было понятно, в том числе пешеходам. Ничего нового не придумываем, лишь уточняем расстояние, которое, по нашему мнению, является безопасным». Александр Шевченко рассказывает, что порой водители, боясь быть наказанными за непропуск пешехода, останавливаются за 6 или 8 полос до него, тем самым создавая заторы.

Остановка по требованию сотрудника ГАИ
А.К.: «Остановка для проверки документов – это нарушение прав и свобод человека».
В проекте указа предлагается закрепить обязанность водителя останавливаться по требованию сотрудника ГАИ. Сегодня, по словам Александра Шевченко, в Законе «О дорожном движении» указано, что формы и методы контроля за безопасностью на дороге определяет МВД: «Своим нормативным правовым актом Министерство определило формы и методы контроля, одним из которых является проверка транспортных документов. Право на остановку транспортных средств содержится в Положении о Госавтоинспекции, утвержденном постановлением Совета Министров». Поэтому эта норма и так применялась. Сегодня в ПДД сказано, что водитель обязан иметь при себе и передавать сотруднику ГАИ необходимые документы. А как можно передать, не остановившись? По словам Шевченко, новация вводится не для того, чтобы ограничивать чью-то свободу, а чтобы водителям были понятны их обязанности и они не шли на поводу различных блогеров, которые, надергав слов из разных документов, пытаются апеллировать к закону, возмущаясь, что их права нарушены. Тем самым сведется к нулю вероятность конфликтных ситуаций между водителями и сотрудниками ГАИ по поводу, по мнению скандалистов, беспричинной остановки. «Дошло до того, – обращает внимание Александр Шевченко, – что в процессе обсуждения появилась мысль, что остановка инспектором равна началу административного процесса. Это совершенно неверно, ведь обязательное условие для такого процесса – совершение правонарушения».
Электрокары
Юрист Сергей: «Такая редакция позволит электромобилям, кроме движения в этих (для общественного транспорта) полосах, также и парковаться в них (остановка и стоянка)».
Проектом указа предлагается разрешить электротранспорту двигаться по полосам, выделенным для общественного транспорта. «Действительно, норма, заложенная в проекте, позволяла электротранспорту, наряду с движением по полосе общественного транспорта, совершать остановку и стоянку в указанной полосе», – комментирует Александр Шевченко. Замечание мой собеседник находит дельным и сообщает, что оно уже учтено: «Для того проект и вынесен на общественное обсуждение. Нужно отметить, что конструктивных и дельных предложений, которые мы принимаем, достаточно. В то же время есть и те, кто домыслами вводит людей в заблуждение».
По словам Александра Шевченко, все сообщения будут проанализированы и направлены во все заинтересованные органы. Конструктивные и обоснованные найдут отражение в итоговом варианте документа.
Светлана Исаенок, «СБ. Беларусь сегодня», 16 мая 2019 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)
Изменения в Закон о дорожном движении рассмотрели в Палате представителей
8 января 2025 года под председательством Ю.А.Панфилова состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию.
В мероприятии приняли участие представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
На заседании был рассмотрен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
Начальник главного управления образования, науки и кадровой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия рассказал присутствующим о целях принятия данного законопроекта и ожидаемых результатах. Так, проектом вносятся изменения в статью 24 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении». В частности, увеличена максимально допустимая мощность двигателя для колесных тракторов и самоходных машин категорий «С», «D», «Е», «F» (с 80 до 110,3 киловатт). Изменения, предлагаемые в статью 25, позволят лицам, достигшим 17 лет, получить право управления самоходными машинами сельскохозяйственного назначения категории «F». В результате учащиеся аграрных колледжей смогут привлекаться к посевным и уборочным работам, что сделает производственную практику более эффективной и будет способствовать закреплению кадров в отрасли.
Участники заседания задали докладчику ряд уточняющих вопросов.
Ответственный за подготовку законопроекта депутат Давыдов С.Н. доложил о проведении необходимых процедур и отсутствии препятствий для принятия Палатой представителей данного проекта Закона в первом чтении.
По итогам обсуждения Постоянной комиссией принято решение внести предложение о включении вопроса о проекте Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении» в повестку дня второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва и рекомендовать депутатам Палаты представителей принять его в первом чтении в авторской редакции.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
Петр Миклашевич: всенародное обсуждение законопроектов позволяет принимать законы в интересах граждан
Всенародное обсуждение законопроектов позволяет принимать законы в интересах граждан. Об этом заявил журналистам Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич по итогам личного приема граждан, их представителей, представителей юридических лиц в Конституционном Суде, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Сегодня можно констатировать, что у граждан сформировался достаточно высокий уровень уважения к закону. Этому способствовали различные факторы. С 2008 года Конституционный Суд осуществлял предварительный контроль конституционности всех законов, принятых парламентом. Мы публично доводили до сведения наших граждан результаты проверки, что положение законов соответствует Конституции, а в ряде случаев рекомендовали законодателю устранить те или иные недостатки законов, которые не дают в полной мере реализовать конституционные права и свободы граждан», – рассказал Петр Миклашевич.
По его словам, важным фактором формирования уважительного отношения к закону является широкое общественное обсуждение проектов законов. «В стране идет фактически всенародное обсуждение наиболее социально значимых законов, есть возможность каждому гражданину высказать свои пожелания и мнение. Таким образом формируется уважение к органам власти, принимающим законы в интересах самих граждан», – отметил Председатель КС.
«Третий фактор – проводится значительная разъяснительная работа по правовому просвещению, правовому воспитанию граждан. Она активизировалась накануне принятия обновленной Конституции и сейчас активно продолжается. Можно уверенно утверждать, что уровень доверия граждан к Основному закону нашей страны значительно возрос. И это является важнейшей основой законопослушного поведения граждан и высокого доверия к органам власти», – резюмировал Петр Миклашевич.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси активно обсуждают проект Кодекса о здравоохранении: поступило более 190 предложений
В настоящее время в Беларуси на плановой основе разрабатывается важный для граждан и государства в целом проект нормативного правового акта – Кодекса о здравоохранении, создание которого было одобрено Президентом. Подготовка Кодекса также заложена в Концепции правовой политики Республики Беларусь. О целях подготовки такого документа и поступающих предложениях рассказал корреспонденту
БЕЛТА директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский.
По его словам, проект обеспечит комплексное регулирование отношений в сфере здравоохранения на основе уже сложившихся институтов. При этом действующие нормы будут систематизированы, упорядочены и усовершенствованы с учетом практики применения.
«Основная задача при подготовке проекта Кодекса о здравоохранении заключалась в том, чтобы консолидировать в одном документе имеющийся правовой массив. В основу проекта заложены нормы базового Закона «О здравоохранении», а также семи специальных законов, которые регулируют те или иные вопросы общественных отношений в этой области. Вместе с тем в проекте документа содержатся и новации», – сказал Андрей Мательский.
Принятие кодекса позволит разгрузить законодательство, выявить и устранить противоречия, пробелы, дублирования и иные недостатки, обеспечить удобство и ясность применения.
Публичное обсуждение проекта на Правовом форуме Беларуси идет с 29 ноября 2024 года. Нормы кодекса нашли широкий отклик у граждан. Поступило уже более 190 предложений и их количество постоянно увеличивается. Это свидетельствует о том, что Кодекс затрагивает интересы каждого. В обсуждении проекта также активно участвуют медицинские работники и юристы. Примечательно, что в ряде случаев работники сферы здравоохранения вступают в дискуссию с гражданами, разъясняя им в доступной форме отдельные вопросы.
«В целом кодификация законодательства о здравоохранении оценивается гражданами позитивно. Об этом можно судить по тем сообщениям, которые оставляют граждане на Правовом форуме Беларуси, а также материалам, которые поступают к нам в центр в рамках обращений», – заметил Андрей Мательский.
Граждане указывают, что консолидация в одном документе основных норм, касающихся здравоохранения, сделает законодательство более понятным, позволит повысить эффективность его применения.
В качестве примера можно привести комментарий Ирины из Могилевской области. Она отметила, что отдельные нормы проекта обоснованно направлены на доступность медицинской помощи жителям села, в том числе за счет введения передвижных медицинских комплексов, посредством которых будет оказана необходимая помощь каждому в любом уголке нашей страны.
Директор НЦЗПИ обратил внимание, что в процессе публичного обсуждения повышенное внимание вызвали нормы, касающиеся репродуктивных прав граждан и затрагивающие вопросы абортов, применения ЭКО, этичности института суррогатного материнства. В числе поднимаемых вопросов также закрепление в кодексе норм, касающихся информирования населения о профилактике бесплодия и опасности абортов, возможности выбора пациентом альтернативного лечения, порядка установления диагноза и его обжалования.
Андрей Мательский считает, что наличие разнополярных точек зрения позволит регулятору, в данном случае Министерству здравоохранения, выработать сбалансированное решение, которое будет учитывать мнение населения страны и отвечать потребностям общества.
Директор Центра обратил внимание, что разработка проекта Кодекса о здравоохранении была предусмотрена планом подготовки законодательных актов. На стадии разработки были внимательно изучены имеющиеся на тот момент предложения граждан и организаций. Изучены мнения государственных органов, которые также вносили свои предложения. «В разработке этого документа участвовал и наш центр. После согласования со всеми заинтересованными Министерством здравоохранения было принято решение о проведении общественного обсуждения. Проект представили для размещения на Правовом форуме для дополнительного изучения мнения общества уже по итоговому проекту», – отметил директор Центра.
Учитывая важность общественных отношений, повышенный интерес граждан, разработчиками принято решение о продлении срока публичного обсуждения до 1 февраля 2025 года. НЦЗПИ приглашает принять активное участие в обсуждении проекта кодекса.
По итогам общественного обсуждения Министерство здравоохранения как разработчик проанализирует и примет меры по доработке проекта с учетом поступивших предложений. Подготовленный проект будет направлен в Совет Министров для последующего внесения в Палату представителей.
По информации
БЕЛТА
Спешивание при пересечении дороги и движение на мотоблоке. Планируемые изменения ПДД разъяснили в ГАИ
Начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр Шевченко на вебинаре НЦЗПИ разъяснил основные планируемые нововведения в правила дорожного движения, передает корреспондент
БЕЛТА.
Начальник отделения рассказал, что в проекте изменений ПДД предлагается новое определение средств персональной мобильности (СПМ). Такие устройства планируется считать транспортным средством, предназначенным для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя или электродвигателей, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч. Максимальная скорость в данном определении – ключевой элемент. Александр Шевченко также отметил, что такие ограничения подразумеваются действующими нормативными правовыми актам, в частности техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Таким образом, устройства, которые двигаются со скоростью менее 25 км/ч, будут относиться к средствам персональной мобильности, а те, что двигаются со скоростью выше данного показателя, – к мопедам или мотоциклам.
При этом, несмотря на наличие двигателя, в ПДД делается оговорка, что устройства со скоростью движения до 25 км/ч не будут относиться к механическим транспортным средствам. «Соответственно, лицо, управляющее ими, получит статус водителя транспортного средства. Такой же, какой сейчас имеют, например, велосипедисты», – подчеркнул Александр Шевченко. Такие изменения не несут существенных правовых последствий для участников дорожного движения на СПМ. На право управления такими устройствами не надо будет получать водительское удостоверение. Их водители будут обязаны передвигаться по велосипедным дорожкам, а при отсутствии таковых – по тротуару, пешеходным дорожкам, уступая дорогу пешеходам.
Еще одним нововведением стал уход от существовавшего порядка пересечения проезжей части, когда водителям СПМ не надо было спешиваться. «Граждане уловили свое право не спешиваться, однако обязанность пересекать проезжую часть со скоростью пешехода они не заметили. В этой связи в 2023 году и в текущем периоде 2024 года мы наблюдаем рост ДТП с участием лиц на СПМ при пересечении ими проезжей части», – отметил Александр Шевченко. Он добавил, что по новым правилам велосипедисты и водители СПМ будут обязаны спешиваться перед пересечением дороги. При этом предусматриваются исключения из данного правила. В частности, к таким оговоркам относятся случаи, когда пересечение проезжей части регулируется специальными светофорами для велосипедистов, когда по проезжей части допускается передвижение велосипедистов, а также при пересечении проезжей части по линии тротуаров и обочин. При этом водители СПМ и велосипедисты обязаны будут уступать дорогу другим транспортным средствам.
Изменениями ПДД также будет упорядочено размещение средств персональной мобильности и велосипедов. Необходимость таких нововведений обусловлена широким распространением таких устройств. «Уже имеют место факты, когда СПМ оставляют в местах, где они препятствуют движению транспорта и пешеходов. Поэтому размещение средств персональной мобильности и велосипедов планируется запретить на проезжей части и в других местах, где это создаст препятствие либо угрозу безопасности иных участников дорожного движения. То есть их нельзя будет ставить поперек дороги, возле подъездов или при входе в здания», – отметил Александр Шевченко.
Также проектом изменений ПДД планируется введение нормы, которая разрешит движение на мотоблоке с прицепом по проезжей части. «Движение на мотоблоке с прицепом планируется разрешить по проезжей части не далее одного метра от ее правого края, но только в светлое время суток, и по дороге, установленная скорость движения по которой не превышает 90 км/ч», – рассказал начальник отделения.
По информации
БЕЛТА
Электросамокатчики станут водителями. Им и велосипедистам нужно спешиваться. Как предлагают изменить ПДД
В сентябре на общественное обсуждение был вынесен проект Указа Президента «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым предусматривается внесение изменений в Правила дорожного движения.
В проекте указа закрепляются обязанности велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу, а также в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке.
Сейчас завершилось общественное обсуждение документа. Интерес к нему, кстати, был очень серьезный – от граждан поступило более 600 предложений. На что обращали внимание участники дорожного движения и какие из поступивших предложений найдут свое выражение в новых ПДД?
Почему нужно вносить изменения
Последние изменения в ПДД внесены относительно недавно – в 2022 году. И если самокатчики свое право не спешиваться четко уловили, то вот обязанность заблаговременно замедляться и пересекать проезжую часть со скоростью пешехода игнорировали. В итоге количество аварий с участием средств персональной мобильности (СПМ) в 2023 году выросло на 70 процентов. Это и стало причиной очередной корректировки законодательства.
Статистика этого года не лучше. За январь – сентябрь 2024 года с участием лиц на СПМ произошло 69 ДТП, в которых погибли 3 человека, получили различные травмы – 71. По велосипедистам статистика не радужнее. За этот же период на пешеходных переходах с их участием зафиксировано 128 ДТП, в которых 2 человека погибли и 127 получили травмы.
Что и как будет меняться
Внесено новое определение средства персональной мобильности. Это будет транспортное средство. Основная техническая характеристика – ограничение скорости в 25 км/ч. Почему именно такая цифра, объяснил начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр Шевченко:
– Мы опирались на международный опыт. Ограничение скорости до 25 км/ч для самокатчиков – распространенная практика во многих странах. К тому же у нас действует техрегламент Таможенного союза, который предъявляет определенные требования к безопасности колесных транспортных средств. Он не распространяет свое действие на модели со скоростью до 25 км/ч. Соответственно, все, что выше этой цифры, нуждается в госрегистрации.
Важно подчеркнуть: речь идет именно о максимальной конструктивной скорости, а не о скорости, ограниченной программой. То есть если ваш самокат способен разогнаться до 40 км/ч, то ездить на нем вы больше не сможете, даже если в настройках ограничите допустимую скорость до 25 км/ч.
Тут озадачились те, кто приобрел мощные самокаты и с ветерком в волосах рассекал на них по тротуарам. Что делать с моделями, которые больше не подпадают под категорию СПМ? Александр Шевченко объяснил, что с принятием поправок все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам способны передвигаться со скоростью более 25 км/ч, будут считаться механическими транспортными средствами, которые подлежат регистрации и прохождению остальных процедур для участия в дорожном движении. Представитель ГАИ привел пример:
– Некоторые электросамокаты оборудованы сиденьем и способны разгоняться до 50 км/ч. По сути, это уже мотороллер, он же скутер, только электрический. В таком случае необходимо пройти процедуру одобрения типа транспортного средства и затем с документами обратиться в регистрационные подразделения ГАИ. Разумеется, придется получить водительские права соответствующей категории, и вы сможете разгоняться до тех же 50 км/ч только уже не на тротуаре, подвергая опасности пешеходов, а на проезжей части.
СПМ стало так много, что легко запутаться в их классификации. Недавно на рынке появился электрочемодан на колесах. С ним проблем не возникнет: существующие модели разгоняются максимум до 8 км/ч.
Придется спешиваться, но не всегда
Поскольку средство персональной мобильности в проекте указа предусматривается как транспортное средство, соответственно, лицо, на нем передвигающееся, будет являться водителем. При этом Александр Шевченко успокоил: никаких разрешительных документов для езды на самокате получать не придется. Правовые последствия при ДТП для водителя самоката будут такие же, как для велосипедиста.
В числе планируемых ограничений еще одно: для безопасности пешеходов в пешеходных зонах запретят передвигаться на самокатах.
Велосипедистам и водителям СПМ нужно будет спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу и в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке.
Однако при разработке поправок старались соблюсти баланс и оставить некоторые бонусы для велосипедистов. Например, им разрешат не спешиваться там, где проезд регулируется отдельным светофором для них. Такой маневр будет безопасен, ведь машины и велосипеды не будут пересекаться даже при повороте направо или налево по стрелке. Аналогичная поблажка будет распространяться и на самокатчиков. Есть еще пару исключений, которые обсуждаются.
Что предлагали
В сентябре ГАИ инициировала обсуждение предлагаемых поправок ПДД. И получила бурный фидбэк: поступило несколько сотен обращений! Заинтересованные участники дорожного движения не только делились своими мнениями, но и выдвигали предложения в комментариях на Правовом форуме Беларуси.
Обращения поступали не только от граждан, но и от профильных организаций, в том числе автошкол, рассказывает Александр Шевченко. Говорит, от пешеходов было много предложений по парковке самокатов на тротуарах.
Были и другие предложения. Например, повысить возраст, с которого можно передвигаться на самокате. Доля смысла в этом есть: самокаты по сравнению с велосипедами более резкие и мощные, не каждый ребенок справится с управлением. Предлагали также разделить самокаты на категории по аналогии с мототранспортом в зависимости от мощности. Александр Шевченко прокомментировал подобные инициативы:
– Сейчас в Беларуси разрабатывается национальный стандарт, касающийся средств персональной мобильности. Он основывается на международном стандарте, который предъявляет определенные требования к таким устройствам. Прежде всего закрепляет понятие, что относится к СПМ, и определяет основные технические характеристики.
Подобных технических нормативных правовых актов у нас не было, поэтому существовала некоторая неопределенность. У документа высокая степень готовности. После введения национального стандарта с учетом его положений будут внесены поправки в ПДД.
В планах завершить принятие поправок ПДД к следующему летнему сезону.
К СВЕДЕНИЮ
Министерство внутренних дел подготовило проект во исполнение поручений Администрации Президента и Совета Министров в целях совершенствования организации дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и повышения культуры участников дорожного движения.
КСТАТИ
В Национальном центре законодательства и правовой информации подсчитали, что за период обсуждения поступило 627 сообщений от граждан, содержащих комментарии, предложения относительно предлагаемых новаций. И отметили, что Правовой форум Беларуси определен официальной площадкой для общественного обсуждения проектов правовых актов в нашей стране в интернете. Каждый желающий после регистрации на ресурсе может внести свое предложение или оставить отклик. А для ознакомления с предлагаемым для обсуждения проектом правового акта, сопутствующими документами регистрация не нужна.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 23 октября 2024 г.