Владимир Колтович: проект указа о повышении координирующей роли МАРТ по ценам прошел первый круг согласований
В Беларуси вносятся изменения в Указ № 72 о некоторых вопросах регулирования цен (тарифов). Проект прошел первый круг согласования, сообщил журналистам Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.
С предложением определить МАРТ единственным координатором ценовой политики в Беларуси выступала ФПБ. «Вносим изменения в Указ № 72, касающийся ценообразования. Прошли первый круг согласований, нас все поддержали. Нам осталась только «техника», – сказал Владимир Колтович.
Указ предполагает повышение координирующей роли МАРТ при принятии решений по повышению цен другими госорганами. «Например, Минобразования, как правило, не согласовывает с МАРТ повышение цен на образование. А это имеет значение в индексе потребительских цен, влияет на настроения и инфляционные ожидания людей», – отметил Министр.
В Беларуси создан экспертный совет по вопросам цен и тарифов. Соответствующее соглашение подписано сегодня в Минске между Министерством антимонопольного регулирования и торговли, Федерацией профсоюзов, Национальным банком и Национальным статистическим комитетом. Владимир Колтович пояснил механизм работы совета. Так, Белстат в рабочем порядке будет представлять МАРТ оперативную информацию по ценам на товары и услуги – по всей корзине, по которой считается индекс потребительских цен. «Если по той или иной товарной группе рост цен устойчиво превышает базовый уровень инфляции (4,3 % на 2019 год), то МАРТ анализирует причины и выносит на совет вопрос, вводить ценовое регулирование или нет», – продолжил Министр. Совет будет оценивать предложения Министерства с учетом всех аспектов – интересов потребителей, предприятий, ситуации на рынках, внутреннем и внешнем.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева, БЕЛТА
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены государственных наград и Благодарности Президента за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в развитие АПК и достижение высоких производственных показателей. Соответствующие Указ и Распоряжение подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Орденов и медалей, почетных званий удостоен 61 работник организаций агропромышленного комплекса.
Орденом Трудовой Славы награждены генеральный директор ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Владимир Лукьянов и директор ОАО «Отор» Чечерского района Татьяна Струк. Еще пять человек – Орденом Почета. Это оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм МТК «Германишки» КСУП «Гудогай» Островецкого района Гелена Дремо, директор ОАО «Хотимский льнозавод» Николай Курзенков, оператор машинного доения ОАО «Рассвет имени К.П.Орловского» Кировского района Галина Легкая, тракторист-машинист КУПСХП Верхнедвинского района «Кохановичи» Василий Мороз и водитель автомобиля ОАО «Путь новый» Ляховичского района Владимир Побегайло.
Большая группа работников агропромышленного комплекса удостоена медали «За трудовые заслуги». В их числе – оператор машинного доения ОАО «Грицкевичи» Несвижского района Татьяна Гусева, тракторист-машинист кооператива «Лариновка» Оршанского района Евгений Мельницкий, главный агроном ОАО «Спорово» Березовского района Иван Прокурат, оператор птицефабрик и механизированных ферм ОАО »Птицефабрика «Рассвет» Гомельского района Светлана Русских и токарь кооператива «Свитязянка-2003» Кореличского района Виктор Урбанович.
Указом также присвоены почетные звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь». Их удостоены главный агроном СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района Иван Головенко, оператор птицефабрик и механизированных ферм бройлерного цеха № 1 ЗАО «Серволюкс Агро» Могилевского района Татьяна Долгоносова, директор ОАО «Святая Воля» Ивацевичского района Владимир Любушак, тракторист-машинист ОАО «Тихиничи» Рогачевского района Андрей Новиков и начальник цеха животноводства КСУП «Брилево» Гомельского района Вячеслав Струк.
Заслуги еще 40 человек отмечены Благодарностью Президента. В их числе – главный агроном ОАО «Круглянский Рассвет» Сергей Островский, директор Щучинской птицефабрики Андрей Красовский, ведущий инженер-технолог Минского молочного завода № 1 Татьяна Михновец, животновод сельхозпредприятия «Рыдомльский» Толочинского района Наталья Рогова и тракторист-машинист ОАО «Городилово» Молодечненского района Александр Стефанович.
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о ратификации шести международных договоров, которые направлены на расширение сотрудничества со странами Африки, Азии и Латинской Америки.
Ратифицированы межправительственные соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов с Зимбабве, Угандой и Гвинеей-Бисау. В соответствии с ними владельцы таких паспортов освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда и транзита по территории принимающей стороны. Реализация этих международных договоров позволит упростить взаимные поездки официальных должностных лиц.
Межправительственные соглашения с Колумбией о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания и с Лаосом об отмене виз для владельцев обычных паспортов освобождают граждан, имеющих действительные национальные паспорта, от необходимости получения виз для въезда, транзитного проезда и пребывания на территории государств.
Кроме того, ратифицирован протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Турцией о взаимной отмене виз от 29 марта 2013 года. Документ предусматривает освобождение водителей и членов экипажей транспортных средств – граждан Беларуси и Турции, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров, от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государств в течение 90 дней в любом из периодов в 180 дней (до подписания протокола – до 30 дней, но не более 90 дней в году).
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 388 «О совершенствовании порядка заселения арендного жилья».
Документ направлен на сокращение сроков заселения граждан в построенные государственные арендные квартиры до 30 рабочих дней от даты утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию. В настоящее время такое заселение допустимо осуществлять в срок до 200 дней.
Указом сокращена продолжительность действующих процедур, необходимых для заселения граждан.
В частности, работы по технической инвентаризации строящегося жилого дома будут начинаться не позднее чем за 45 календарных дней до приемки его в эксплуатацию (сейчас – после утверждения акта ввода).
Сроки обращения за предоставлением арендного жилья, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и другие сокращаются до 1–5 дней (ранее – не менее одного месяца).
Указ вступает в силу с 1 января 2026 года.
До указанного срока местным Советам депутатов поручено принять решения по заселению арендных квартир, находящихся в коммунальной собственности, также в 30-дневный срок.
