13.05.2019
Министр экономики Дмитрий Крутой провел переговоры с руководством Всемирного банка
В рамках участия в Ежегодном заседании Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития в г. Сараево 8 мая 2019 г. Министр экономики Дмитрий Крутой встретился с вице-президентом Всемирного банка Сирилом Мюллером.
Портфель действующих проектов Банка в Беларуси составляет 800 млн. долларов плюс грантовые соглашения.
Стороны с удовлетворением отметили подписание 26 апреля Соглашения о дополнительном финансировании на сумму 90 млн. евро проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь».
Выделенное финансирование позволит провести капитальный ремонт в 220 школах во всех регионах Беларуси, обновить оборудование в 262 учебных классах, провести следующий этап исследований образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment – PISA) и расширить информационную систему управления на все уровни образования.
Также Дмитрий Крутой и Сирил Мюллер обсудили подготовку двух новых инвестпроектов, кредитные соглашения по которым планируется подписать в текущем году: «Повышение эффективности и качества коммунальных услуг» (156 млн. евро), в рамках которого предполагается софинансирование Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) (66 млн. евро), а также «Повышение устойчивого энергопользования» (180 млн. евро), где финансирование также будет осуществлено равнодолевым способом совместно с ЕИБ (по 90 млн. евро).
Первый проект предполагает модернизацию 25 объектов водоснабжения и водоотведения, строительство трех региональных полигонов обращения с коммунальными отходами, а также поддержку процесса реформ в этой сфере, направленных на существенный рост объемов сбора, переработки и вовлечения в новый хозяйственный оборот всех видов отходов и вторичных материальных ресурсов. Включенные в проект объекты расположены во всех областях Беларуси и являются социально значимыми для конкретных районов и населенных пунктов. Ожидается также, что реализация проекта позволит увеличить число граждан, обеспеченных централизованным водоснабжением улучшенного качества.
Второй проект направлен на расширение использования местных видов топлива (древесной биомассы) для централизованного теплоснабжения и увеличение инвестиций в тепловую реновацию жилых домов. В рамках проекта планируется профинансировать перевод неэффективных газовых котельных на древесную щепу, модернизацию существующих систем теплоснабжения, а также мероприятия по утеплению многоквартирных зданий и установку в квартирах индивидуальных счетчиков регулирования тепла самими жильцами.
Кроме этого, белорусская сторона обозначила перспективные проекты на 2020 и последующие годы. В частности, обсудили возможность выделения финансирования Банка на проект «Модернизация системы высшего образования» (65 млн. евро) и дополнительного финансирования на проект «Модернизация системы управления государственными финансами». Также для рассмотрения Банку предложены проекты в сфере энергоэффективности объектов социальной сферы (70 млн. евро), строительства станций обезжелезивания во всех регионах страны для обеспечения населения чистой водой (180 млн. евро), ряд объектов в транспортной сфере.
В целом Дмитрий Крутой обозначил планы Правительства по дальнейшему углублению сотрудничества с международными финансовыми организациями в части финансирования приоритетных инфраструктурных проектов. С учетом среднесрочной потребности Беларуси в инвестициях на инфраструктуру, важной целью становится привлечение ресурсов четырех ведущих финансовых организаций (Всемирный банк, ЕБРР, ЕИБ и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) в ежегодном размере не менее 1 млрд. евро.
Отдельной темой переговоров стало продолжение консультативной и экспертной помощи Всемирного банка. Белорусская сторона выразила благодарность ВБ за постоянную поддержку в вопросах проведения структурных преобразований, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики в рамках работы над обновлением «Дорожной карты структурных реформ в Республике Беларусь». Особое внимание во время переговоров было обращено на необходимость усиления социальной защиты и помощи гражданам в районах со сложным социально-экономическим положением (пособие по безработице, переобучение, трудоустройство, открытие своего дела). В случае успешного выполнения отдельных индикаторов Дорожной карты по годам Банк готов выделять бесцелевые займы напрямую в белорусский бюджет (так называемый механизм финансирования, ориентированного на результат – Program-for-Results Financing).
Сирил Мюллер подчеркнул высокий уровень работы Банка с Беларусью, дисциплинированность нашей страны в исполнении своих обязательств, прозрачную систему согласования, реализации и контроля за проектами. Было отмечено, что, несмотря на смену руководства Банка, выделяемые на Беларусь объемы финансирования не подвергаются пересмотру, и расширение сотрудничества в рамках принятой в апреле прошлого года Программы партнерства до 2022 года зависит только от качества и скорости подготовки новых проектов.
Сотрудничество со Всемирным банком в настоящее время базируется на принятой в 2018 году Стратегии партнерства Группы Всемирного банка на 2018 – 2022 годы. За весь период сотрудничества с 1992 – 2019 годы общий объем выделенных инвестиций Всемирного банка в экономику Беларуси составил более 1,7 млрд. долларов США.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Беларуси уточняется порядок определения срока репатриации денежных средств по внешнеторговым договорам
Уточняется порядок определения белорусскими субъектами хозяйствования срока зачисления на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, денежных средств (срока репатриации) по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт. Соответствующее решение принято постановлением Правления Национального банка от 16 июня 2025 г. № 158, основные положения которого вступают в силу с 26 июня 2025 г.
Принятый документ не вносит принципиальных изменений в действующий порядок определения срока репатриации, установленный Инструкцией о проведении валютных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 31 мая 2021 г. № 147 (далее – Инструкция № 147).
При этом в целях обеспечения своевременного выполнения резидентами обязанности по репатриации порядок дополняется положениями, которые позволяют увеличить срок репатриации на период осуществления процедур внутреннего контроля (комплаенс-контроля) иностранными банками, участвующими в перечислении денежных средств в Республику Беларусь.
Субъектам хозяйствования также предоставляется право при осуществлении по внешнеторговому договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) включить в срок репатриации период ожидания, который предоставляется фактором должнику или иному фактору в соответствии с условиями заключенных договоров факторинга.
Кроме того, Инструкция № 147 дополняется положениями, конкретизирующими дату исполнения резидентами Республики Беларусь обязанности по репатриации в случае заключения ими различных видов договоров факторинга, а также договоров уступки права (требования) и перевода долга.
В Инструкцию № 147 также вносится ряд изменений в части приведения ее положений в соответствие с принятыми ранее изменениями законодательства.
По информации
Национального банка Республики Беларусь
Страны СНГ активизируют сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью
В штаб-квартире СНГ в Минске состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта совместного заявления глав государств – участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в борьбе с транснациональной преступностью. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
В мероприятии приняли участие эксперты и представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Участники заседания, рассмотрев поступившие замечания и предложения, доработали и в основном согласовали текст проекта совместного заявления.
Материалы заседания экспертной группы решено направить в правительства государств – участников СНГ для согласования. Очередное заседание экспертной группы состоится 22 июля 2025 г.
По информации
БЕЛТА
Нацбанк о мерах в денежно-кредитной сфере
23 июня состоялось заседание Правления Национального банка Республики Беларусь, посвященное развитию ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере.
Анализ показывает, что, несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, усиливается макроэкономический дисбаланс, вызванный наращиванием разрыва между темпами роста производительности труда и заработной платы. Во-первых, в результате повышения заработной платы происходит рост потребления, приводящий к существенному увеличению потребительского импорта. Во-вторых, рост доходов повышает кредитоспособность граждан, что, в свою очередь, ведет к повышенному спросу на импортные товары длительного пользования. Прирост потребительского импорта за четыре месяца 2025 года составил 14,5 процента, что также свидетельствует о рисках повышения давления на сальдо текущего счета платежного баланса.
При этом наблюдается устойчивый профицит ликвидности в банковской системе и рост денежной массы в годовом выражении на уровне выше 15 процентов. С учетом складывающейся повышенной траектории инфляции Правление Национального банка считает необходимым принятие решений, направленных на повышение привлекательности сбережений в экономике и, как следствие, рост ресурсной базы для инвестиционной активности.
С целью нивелирования указанных рисков, а также стимулирования инвестиционной активности принято решение о повышении с 25 июня 2025 г. ставки рефинансирования на 25 базисных пунктов до 9,75 процента годовых и ставок по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт, СВОП овернайт) и двусторонним операциям поддержки ликвидности (ломбардные кредиты по фиксированной ставке и сделки СВОП) на 25 базисных пунктов до 11,25 процента годовых.
Кроме того, с учетом изменения риск-профиля банковской системы установлены значения расчетных величин стандартного риска по инструментам кредитно-депозитного рынка на июль 2025 года.
При этом в фокусе внимания Национального банка по-прежнему остается сохранение доступности инвестиционного банковского финансирования, способствующего устойчивому и сбалансированному экономическому росту страны.
По мнению Правления Национального банка, перечисленные меры будут способствовать усилению сберегательной активности экономических субъектов, снижению интенсивности инфляционных процессов в стране и, соответственно, поддержанию покупательной способности доходов населения.
Национальный банк продолжит тщательно анализировать развитие ситуации в экономике страны и при необходимости примет соответствующие меры в области денежно-кредитной политики.
По информации
Национального банка Республики Беларусь
Вступили в силу регистрационные процедуры лекарственных средств на общем рынке ЕАЭС
21 июня вступили в силу утвержденные Советом Евразийской экономической комиссии изменения Правил регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии Новые положения направлены на гармонизацию регистрационных процессов в странах союза, завершение работ по процедуре приведения в соответствие с требованиями ЕАЭС и бесперебойный доступ пациентов к лекарствам.
Изменения касаются процедуры приведения регистрационных досье лекарственных препаратов в соответствие с требованиями ЕАЭС, проведения фармацевтических инспекций производителей, инициируемых в ходе регистрационных процедур. Также для ускорения работ по переходу на регулирование ЕАЭС сняты ограничения на одновременное выполнение процедур взаимного признания и внесения изменений в регистрационное досье лекарственного препарата.
«Эти изменения – важный шаг для завершения перехода к единому подходу к регистрации лекарств в Евразийском экономическом союзе. Мы стремимся минимизировать административные барьеры для производителей и при этом защитить интересы пациентов, которые должны получать качественные и безопасные препараты», – отметил министр по техническому регулированию Европейской экономической комиссии Валентин Татарицкий.
По информации
БЕЛТА
Борьба с кибермошенниками, ИИ-агенты для клиентов. Что даст искусственный интеллект банковской сфере
О возможностях практического применения искусственного интеллекта (ИИ) в банковской сфере рассказал в интервью телеканалу «Первый информационный» Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко, сообщает
БЕЛТА.
«Развитие ИИ – это не дань моде, это данность. Здесь действовать надо по принципу «делай или опоздаешь», а если опоздаешь – значит проиграешь. Поэтому, безусловно, мы должны внедрять элементы ИИ в работу всей экономики, чтобы не остаться на обочине прогресса. И самое главное – создавать собственные решения. Искусственный интеллект работает в обе стороны: не только ты пользуешься ИИ, но и ИИ пользуется тобой и твоими знаниями для того, чтобы передавать их кому-то другому. Поэтому, если мы хотим обеспечить свою безопасность и максимальную эффективность, мы должны базироваться на собственных решениях», – сказал Роман Головченко.
По его словам, такая возможность сейчас есть. «Большинство платформенных решений в области ИИ пишется на открытом программном обеспечении, ПО с открытым кодом. Это дает возможность создавать национальные центры разработки ИИ, приложения на его базе. Мы объявили о запуске такого центра на базе одной из дочерних организаций Национального банка», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
В качестве примера практического применения таких технологий он назвал ИИ-агенты. «Это помощники. Они помогают человеку принять правильное финансовое решение и большую часть бумажной документации делают за него, т.е. теперь не надо будет ходить по сайтам разных банков. Будут достаточно простые решения для того, чтобы искать, где выгоднее. Даже агрегаторы, которые сейчас есть, не дают такой быстроты и референтности», – обратил внимание Роман Головченко.
Еще одно направление – внедрение ИИ непосредственно в работу банков. «Это нужно для того, чтобы, во-первых, снизить количество трудозатратных для человека операций, повторяемых, рутинных. Во-вторых, мы рассчитываем, что это будет очень большой помощник в борьбе с кибермошенничеством, с фродом и всеми прочими негативными факторами, которые имеют место быть в банковской сфере», – пояснил Председатель Правления Нацбанка.
«Есть и сторонники ИИ, есть и скептики. Но тем не менее этот процесс уже нельзя остановить. Надо двигаться в этом направлении, но четко преследовать собственные интересы», – подытожил Роман Головченко.
По информации
БЕЛТА