10.05.2019
В Беларуси повысят эффективность внештатных пожарных команд
В Беларуси повысят эффективность внештатных пожарных команд, дружин, расчетов и других подобных формирований. Для этого предлагается внести изменения в закон о пожарной безопасности. Депутаты готовят поправки к первому чтению. Об этом сообщил заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Олег Левшунов.

Парламентарий обратил внимание, что в стране уже накоплен большой опыт в создании и организации деятельности внештатных пожарных формирований. «Предлагаемая корректировка закона позволит вывести их деятельность на качественно новый уровень и вовлечь большее количество граждан в обеспечение пожарной безопасности», – считает он. Кроме того, в развитие поправок разрабатывается проект постановления Совета Министров, где определены источники финансирования внештатных пожарных команд, социальные гарантии для их участников. «Они получат право на страхование. Более того, правительство планирует ограничить участие тех, кто не застрахован, в тушении пожаров», – проинформировал Олег Левшунов.
За участие в мероприятиях по пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров членам внештатных пожарных формирований можно будет давать дополнительные отпуска. Руководители организаций смогут применять на свое усмотрение другие меры поощрения.
Законопроект разграничивает деятельность внештатных и добровольных пожарных формирований. Внештатные будут создавать и соответственно финансировать руководители промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий, органов местного управления и самоуправления. Парламентарий обратил внимание, что местные власти, получив возможность формировать внештатные пожарные команды, смогут шире использовать их для защиты населенных пунктов от пожаров. Что касается добровольных пожарных формирований, то их будут создавать общественные объединения. «Речь идет о добровольных пожарных организациях. Законопроектом определены их статус и цели. Они будут работать на основании уставов и создаваться в целях объединения усилий граждан для обеспечения пожарной безопасности, содействия спасателям в предупреждении и тушении пожаров, местным властям и организациям – в создании внештатных пожарных формирований и организации их деятельности, обучения населения мерам пожарной безопасности», – пояснил Олег Левшунов.
Для этих целей и будут создаваться добровольные пожарные формирования в виде организационных структур. «Законопроектом определяются права и обязанности членов этих формирований. Порядок финансирования, материально-технического обеспечения, меры поощрения определяют добровольные пожарные организации. Никаких ограничений в части выбора видов, определения численного состава, методов работы, требований к подготовке членов этих формирований законопроект не устанавливает. Организации смогут определять их самостоятельно, что позволит создавать любые пожарные формирования – от групп, занимающихся профилактикой и пропагандой безопасности жизнедеятельности, до профессиональных подразделений, которые будут тушить пожары», – отметил парламентарий. Кроме того, для стимулирования создания добровольных пожарных организаций законопроектом предусмотрено, что они могут вести в установленном порядке предпринимательскую деятельность.
В проекте закона также определены функции МЧС по регулированию отдельных вопросов в области пожарной безопасности. В свою очередь местные власти с учетом особенностей региона смогут принимать решения об изменении радиуса обслуживания пожарными депо. Он может быть увеличен или уменьшен в зависимости от наличия пожаро- и взрывоопасных объектов, количества и плотности населения, состояния и уровня развития дорожной сети и других факторов. «В любом случае во главе угла будет обеспечение необходимого уровня защиты населения и территорий», – резюмировал заместитель председателя постоянной комиссии Палаты представителей.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
Законопроект о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования обсудили в Палате представителей
16 июля 2025 г. состоялось заседание рабочей группы по доработке проекта Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (второе чтение).
Заседание с участием членов Постоянной комиссии по экономической политике, представителей Министерства юстиции и Министерства труда и социальной защиты, Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь провел председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Николайкин В.П.
В ходе заседания были обсуждены варианты корректировки ряда норм законопроекта, касающихся в том числе урегулирования трудовых отношений при отмене реорганизации юридического лица, прекращения трудовых отношений с руководителем организации при создании ликвидационной комиссии, оснований для обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
Корректируются 48 статей. Какие изменения затронут Водный кодекс Республики Беларусь
В Палате представителей идет работа над законопроектом об изменении Водного кодекса Республики Беларусь. Он внесен 8 июля Советом Министров и готовится к рассмотрению в первом чтении. Законопроект нацелен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса и его приведения в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров в феврале 2022 года. О новациях проекта закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Владимир Бабичев.
По его словам, корректировка Водного кодекса основана на результатах научных исследований и правоприменительной практики. «С учетом десятилетней практики применения Водного кодекса концептуальные изменения затрагивают 48 статей, в том числе 22 статьи предлагается изложить в новой редакции, – рассказал Владимир Бабичев. – В целях обеспечения единства терминологии понятийный аппарат дополнен 19 новыми терминами и их определениями, что позволяет усовершенствовать терминологический словарь, который представлен новой редакцией Водного кодекса».
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
«Вносятся изменения по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства. На сегодняшний день на практике их обеспечить в полной мере не предоставляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для принятия местными исполнительными и распорядительными органами таких решений. Также будет уточнен порядок установления запретов и ограничений на осуществление общего водопользования. Пересмотрен перечень поверхностных водных объектов, на которые распространяется обособленное водопользование, – уточнил депутат. – Принятие закона позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, внесет комплексность в правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений».
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей. 12 июля состоится ее заседание. «Как ожидается в этот день разработчик – Министерство природных ресурсов и окружающей среды – представит депутатам ключевые положения документа, мы определим дальнейшие шаги по работе с ними и по взаимодействию с заинтересованными структурами», – отметил Владимир Бабичев.
Новации коснутся достаточно большого круга лиц. «Если мы говорим о нормативно-правовой базе, то, например, при переработке Водного кодекса затрагивается Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», но понятное дело, основной закон – «Об охране окружающей среды». По этим подзаконным документам работают многие отраслевые организации, предприятия, сферы и т.д. Например, это будет очень интересно для предпринимателей, для тех, кто ведет и развивает сегодня туристический бизнес, где есть лодочные станции, пирсы для купания и так далее. Сегодня люди обращаются с этими вопросами к нам в ходе проведения личных приемов, – пояснил парламентарий. – Конечно, также законопроект затрагивает Закон «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» – будут нормы статей, которые позволяют самостоятельно принимать решения на местах. Будет пересмотрен состав бассейновых советов, которые возглавляют руководители областных исполкомов».
Комплексная переработка Водного кодекса Республики Беларусь продиктована временем, основана на результатах научных исследований и обоснована десятилетней правоприменительной практикой.
«Предлагается более четкое разграничение существующих сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. По результатам инвентаризации поверхностных водных объектов будут изменены подходы к присвоению водным объектам соответствующей классификации. Также уточняется перечень поверхностных водных объектов, в отношении которых не требуется проведение оценки экологического состояния», – пояснил депутат
Владимир Бабичев дополнил, что изменения также обусловлены изменениями климата и природной среды, строительством новых объектов и совершенствованием поверхностных и глубоководных водных ресурсов. Прогресс требует обновления законодательства, и именно поэтому Водный кодекс будет совершенствоваться, что будет способствовать упорядочению законодательных актов в данной области и позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, в том числе комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По информации
БЕЛТА
Президент Беларуси заслушал доклад Министра по чрезвычайным ситуациям Вадима Синявского
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 июля заслушал доклад Министра по чрезвычайным ситуациям Вадима Синявского о ходе работ по устранению последствий стихии, прошедшей по стране 9 и 10 июля, и восстановлению нормальной жизнедеятельности в наиболее пострадавших регионах.
К таким регионам, по данным МЧС, относятся Могилев (там были обесточены 5 линий электропередач напряжением 110 кВт из-за чего вышла из строя Могилевская ТЭЦ-2 и временно приостановило работу «Могилевхимволокно»), Городокский и Оршанский районы Витебской области, Смолевичский и частично Борисовский районы Минской области.
Министр подробно и обстоятельно проинформировал Главу государства о проведенной работе и сложившейся на данный момент оперативной обстановке. В частности, были проведены работы по расчистке улично-дорожной сети, устранению подтоплений, обеспечению работы транспортной инфраструктуры, восстановлению домов.
Президент, заслушав доклад, поручил МЧС во взаимодействии с министерствами энергетики, ЖКХ, другими заинтересованными оперативно решить вопросы, связанные с восстановление нормальной жизнедеятельности в пострадавших регионах. В первую очередь это касается восстановления электроснабжения, прежде всего – в Могилеве. Кроме того, необходимо сосредоточить усилия на оперативной ликвидации последствий в лесном хозяйстве и в домовладениях, обеспечив, где это надо, возмещение гражданам имущественного ущерба.
Вадим Синявский подчеркнул, что все ветви власти работают в тесной связке по ликвидации последствий стихии. Силовые и военизированные структуры выделяли для этого дополнительные силы. Налажено межведомственное взаимодействие, работа с местными органами власти и предприятиями. На уровне облисполкомов действуют комиссии по чрезвычайным ситуациям, которые уполномочены принимать в том числе финансовые и экономические решения. На уровне райисполкомов принимаются решения по привлечению населения, техники, субъектов хозяйствования для своевременного выполнения задач на местах. «Никаких вопросов, связанных с обеспечением стройматериалами и другим имуществом для оперативного решения вопросов по ликвидации последствий стихии, нет», – заверил Министр.
«Найти оптимальные решения». Корректировку земельного законодательства обсудили в Парламенте
Корректировку земельного законодательства в рамках работы над проектом Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений» обсудили на расширенном заседании Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер и представители Министерства юстиции.
Особую значимость мероприятию придал тот факт, что депутаты принесли с собой актуальные вопросы и конкретные предложения своих избирателей, собранные во время работы в округах.
«Работа над законопроектом по совершенствованию земельного законодательства и Земельным кодексом является в настоящее время актуальной. И, конечно же, проведение таких совещаний с депутатами для нас существенно повышает эффективность в этой работе, – отметил заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер. – Предложения поступают с мест от избирателей, которые непосредственно пользуются землей. Как следствие, они хотят, чтобы совершенствование законодательства было направлено на улучшение условий использования земельных участков. Поэтому и эффективность данной встречи в том, что мы смогли на сегодняшний день конструктивно обсудить достаточно широкий круг вопросов, касающихся различных направлений совершенствования земельного законодательства, и принять соответствующие решения, которые будут положены в корректировку кодекса».
Как добавил заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Андрей Балыш, в скором времени законопроект поступит в парламент. «Но уже сегодня комиссия со всеми заинтересованными депутатами прорабатывает данные вопросы. И все вопросы, которые обозначаются депутатами, идут от земли, от наших избирателей. И это немаловажно, потому что на сегодняшний день каждый депутат Палаты представителей, работая в округе, слышит и слушает своего избирателя», – подчеркнул парламентарий.
Дискуссия прошла активно и содержательно. Были обсуждены такие вопросы, как процедура изъятия земель при ликвидации юридических лиц, виды прав на землю, предоставляемую в рамках государственно-частного партнерства, установление минимального порога платежа при приобретении земельного участка в рассрочку.
«Подобные расширенные заседания, где депутаты представляют реальные вопросы и предложения от избирателей, являются жизненно важными для создания по-настоящему эффективного и справедливого законодательства. Именно здесь, в открытой дискуссии с профильными экспертами, мы можем найти оптимальные решения, отвечающие потребностям людей и развитию страны», – констатировал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Иван Маркевич.
По информации
БЕЛТА