Минэкономики проводит в райцентрах выездные открытые приемные по вопросам предпринимательства
Министерство экономики совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом и при участии республиканских органов государственного управления проводит в районных центрах Беларуси выездные «открытые приемные» с целью обсуждения вопросов развития предпринимательства.
Первая «открытая приемная» состоялась 30 апреля 2019 года в г. Белыничи, Могилевской области. В ней приняли участие представители местного бизнеса, местных органов власти, облисполкома, а также республиканских органов государственного управления.
В ходе «открытой приемной» были обсуждены вопросы налогового законодательства, отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности, доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, подтверждения субъектами хозяйствования соответствия продукции легкой промышленности и обуви требованиям технических регламентов.
Представители государственных органов, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей дали соответствующие разъяснения по поднятым вопросам.
Серия «открытых приемных» в райцентрах проводится в целях широкого освещения вопросов развития предпринимательской инициативы, государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, стимулирования деловой активности, принимаемых Главой государства и Правительством решений по формированию в стране благоприятных условий для ведения бизнеса.
Работа выездных «открытых приемных» будет продолжена, график их проведения размещен на сайте Минэкономики.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Как ранее сообщал Белстат, темп роста ВВП по итогам 6 месяцев составил 102,1 %. Некоторое замедление связано со снижением темпов производства в ряде отраслей на фоне общего замедления мирового экономического роста. На результаты в сельском хозяйстве оказали влияние неблагоприятные погодные условия: существенно смещены сроки уборки зерновых и заготовки травяных кормов.
Драйверами выступили такие отрасли как строительство (110,8 %) и информация и связь (104,8 %).
Розничный товарооборот за январь–июнь прибавил 9,0 %, что обусловлено ростом реальных доходов населения (10,5 % по итогам января–мая).
В первом полугодии сохраняется тренд на опережающий прогноз рост инвестиций в основной капитал – «плюс» 14 %. Предприятия продолжают активно вкладывать в технологическое развитие и модернизацию: затраты на приобретение машин и оборудования увеличились более чем на 20 %.
Высокая динамика обеспечена в строительной сфере: за 6 месяцев введено в эксплуатацию 1848,5 тыс. кв. метров жилья – 109,5 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Экспорт товаров и услуг в январе–мае 2025 г. превысил уровень прошлого года. Продолжается наращивание поставок в страны «дальней дуги»: в страны Африки – рост в 1,6 раза, в страны Латинской Америки – почти в 1,7 раза, Юго-Восточной и Центральной Азии – на 25 %.
Высокими темпами растет экспорт услуг. По итогам января–мая 2025 г. увеличение на 15,7 %.
Устойчивая работа экономики позволяет обеспечивать рост уровня доходов населения. Заработная плата в январе–мае 2025 г. составила 2546,3 рублей, средний размер трудовых пенсий превысил 916 рублей.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
16 июля 2025 г. состоялось заседание рабочей группы по доработке проекта Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (второе чтение).
Заседание с участием членов Постоянной комиссии по экономической политике, представителей Министерства юстиции и Министерства труда и социальной защиты, Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь провел председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Николайкин В.П.
В ходе заседания были обсуждены варианты корректировки ряда норм законопроекта, касающихся в том числе урегулирования трудовых отношений при отмене реорганизации юридического лица, прекращения трудовых отношений с руководителем организации при создании ликвидационной комиссии, оснований для обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Как будет строиться взаимодействие индивидуальных предпринимателей и Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), на брифинге сообщила заместитель управляющего ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Екатерина Лихачева, передает корреспондент БЕЛТА.
Екатерина Лихачева отметила, что новации закона, подписанного Президентом 12 июля, коснулись и индивидуальных предпринимателей. «Во-первых, мы видели, что есть потребность в изменении сроков уплаты взносов. Ранее взносы уплачивались не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Согласно новому закону – до 31 марта года, следующего за отчетным. То есть сдвинут срок вперед на один месяц», – сказала она.
До изменений взносы уплачивались за период осуществления деятельности и составляли 35 % от минимальной заработной платы за каждый месяц деятельности. «Мы понимали, что если у ИП доходы небольшие и нет той минимальной заработной платы, то взносы были несоизмеримо большими по сравнению с получаемым доходом. Мы видели обращения и потребность в изменениях, поэтому, поработав с Министерством по налогам и сборам, немного изменили подходы», – поделилась Екатерина Лихачева.
Теперь ФСЗН будет ежегодно получать данные о чистом доходе. «Если этот доход не превышает 12 минимальных заработных плат в год, взносы будут выплачиваться из фактического дохода. Это та норма, которую просили ряд предпринимателей. При доходе 12 минимальных заработных плат и выше, взносы будут выплачиваться, как и раньше – 35 % от размера 12 минимальных заработных плат», – отметила она.
Рассказывая о том, как будет строиться взаимодействие, Екатерина Лихачева подчеркнула: «Вся информация поступает в фонд, он сам рассчитывает задолженность, индивидуальным предпринимателям не нужно предоставлять документы персонифицированного учета. Мы полностью автоматизируем процесс: рассчитываем задолженность, направляем уведомление индивидуальному предпринимателю, он ее оплачивает, и после этого мы предоставляем за него документы персонифицированного учета. То есть будет полное удаленное автоматизированное взаимодействие с индивидуальным предпринимателем».
Индивидуальные предприниматели могут вносить взносы ежемесячно. «То есть человек всегда может организовывать свою финансовую нагрузку. Это будут авансовые платежи, потому что в законе прозрачно указано, из чего мы берем взносы. Человек, работая в качестве ИП, видит свои доходы и понимает, достигнет ли он 12 минимальных зарплат. Поэтому платить взносы можно всегда, переплату мы вернем», – отметила Екатерина Лихачева.
Управляющий Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Вадим Шепелевич отметил, что основные нормы документа вступают в силу через месяц после его официального опубликования. Целью изменений является повышение социальных гарантий граждан, применение более справедливых подходов для всех участников обязательного государственного социального страхования, а также приведение норм законодательства о государственном социальном страховании в соответствие со смежным законодательством.
По информации БЕЛТА
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 12 июля 2025 г.
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Документ внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая 2025 г. и подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие новации предусмотрены законопроектом – узнавал наш корреспондент.
Эволюционное развитие
Для начала отметим, что данный законопроект долгое время разрабатывался на площадке Министерства юстиции во взаимодействии с представителями бизнес-сообщества. Его главная цель – комплексное совершенствование отношений в сфере создания, реорганизации и прекращения бизнеса. Законопроект также сменит действующий на протяжении долгого времени декрет Главы государства по указанному вопросу. Это связано с ранее внесенными в Конституцию нашей страны изменениями, согласно которым последующие корректировки декретов не осуществляются, а взамен декретов Президента готовятся другие акты законодательства. Сам законопроект направлен на ускорение процесса вхождения в бизнес, на максимальную цифровизацию отношений, которые в этой сфере имеют место, и конечно же, на создание дополнительных мер по защите интересов государства, общества и граждан.
По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктора Николайкина, законопроект подготовлен качественно:
– Приятно отметить, что разработчики до внесения в Палату представителей провели несколько публичных обсуждений данного законопроекта. И я знаю, что они включили в него около 40 предложений, которые были высказаны на общественном обсуждении. Это тоже нормально, это связь с практикой.
Ключевые новеллы
В законопроекте предусмотрен ряд новаций. Так, устанавливается возможность государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Предусматривается снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Кроме того, исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Расширяются и способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации.
– Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (пять календарных дней вместо установленных в настоящее время семи), закрепляется создание электронного архива. Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности. Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом при определении регистрирующего органа будет являться его местонахождение, – отметил Виктор Николайкин.
Законопроектом также закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение. Он будет столь же обязательным, как и юридический адрес, и будет использоваться для направления субъектам хозяйствования официальных уведомлений, и получение уведомлений на этот электронный адрес будет порождать правовые последствия. Кроме того, закладываются механизмы дополнительного сопряжения государственных информационных систем, чтобы в наиболее короткие сроки вся информация о деятельности субъекта хозяйствования была доступна к использованию в рамках Единого государственного регистра юридических лиц.
– В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования, – сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
Практический подход
Законопроектом предлагается и новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе «О хозяйственных обществах» планируется установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу, который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
– Законопроектом также предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с пяти до трех рабочих дней. Также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие его постановку на учет, по истечении трех рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе, – отметил парламентарий.
Кроме того, предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица, а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации. Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества и председателя ликвидационной комиссии по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
– Для защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации или реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, связанном с его реорганизацией с учетом устанавливаемых условий, – подчеркнул Виктор Николайкин.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 10 июля 2025 г.