Проблему плохих дорог может решить увеличение дорожного фонда – Андрей Рыбак
Проблему плохих дорог в Беларуси перераспределение средств дорожного фонда не решитТакое мнение высказал в пресс-центре БЕЛТА председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей Рыбак.
«Нельзя сказать, что выход в том, чтобы переделить средства дорожного фонда. Надо увеличивать этот фонд, увеличивать источники – в этом, я думаю, выход», – сказал парламентарий. Кроме того, необходимо работать с местной властью, чтобы решать вопросы эффективного расходования средств. По крайней мере, у себя в округе депутат придерживается именно этой практики.
В целом, отвечая на замечание журналиста, что состояние отдельных автодорог в стране с каждым годом становится все хуже, Андрей Рыбак заметил, что вместе с тем другие дороги становятся лучше. В качестве примера он привел Р23, по которой ездит в родной Солигорск.
Сегодня 50 % собранных за счет дорожного сбора средств направляются на строительство, эксплуатацию и ремонт республиканских дорог, остальные 50 % – на местные. Как сообщалось ранее, депутаты обсуждали возможность направления на республиканские дороги только четверти суммы дорожного сбора.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
Начальник филиала Банка развития в Минске Евгений Губейко рассказал в проекте БЕЛТА «Страна говорит» о том, что является ключом к успешному проекту «Региональной инициативы».

(фото – БЕЛТА)
Ключевым в получении быстрого и качественного финансирования по «Региональной инициативе» является наличие бизнес-идеи. Однако от бизнес-идеи до качественного документа, который будет использоваться инвестором, заказчиком и банком для принятия решения, необходим полноценный бизнес-план, отметил Евгений Губейко.
«Для крупных предприятий составление бизнес-плана обычно не представляет особых сложностей, но для малого бизнеса – это одна из основных трудностей. Важно, чтобы бизнес-план учитывал все аспекты деятельности: правильно оценивал капитальные затраты, затраты на производство и чистый оборотный капитал, сроки реализации и этапы работы, а также содержал грамотный календарный график реализации», – пояснил он.
Банк развития оказывает помощь в составлении таких бизнес-планов, используя многолетний опыт финансирования инвестиций. В штате банка работают специалисты, которые как анализируют бизнес-планы, так и сами имеют опыт их составления. «В группе Банка развития есть Агентство внешнеэкономической деятельности, которое предоставляет консалтинговые услуги, включая составление бизнес-планов. Эта услуга платная, стоимость определяется индивидуально для каждого проекта. Главное, что составленные таким образом бизнес-планы соответствуют требованиям и подходам Банка развития, обеспечивая высокое качество документации для успешного финансирования проекта», – обратил внимание начальник филиала.
При входе такого пакета документов вероятность того, что он будет рассматриваться быстрее, с меньшим объемом доработок и, соответственно, с меньшими затратами на доработки, если брать внешних разработчиков, значительно выше, подчеркнул он и добавил: взаимодействие с Агентством внешнеэкономической деятельности положительно влияет на возможности оперативного и качественного финансирования.
Услуги агентства довольно популярны. «Большая часть проектов, если говорить о составлении бизнес-планов не силами предприятия, а внешними, обращаются именно в агентство, – сказал Евгений Губейко. – Организация работает не весь срок, что функционирует Банк развития, то есть это молодая организация по сути, но с каждым годом демонстрирует значительный рост качества услуг, а также увеличение объемов заявок и подготовленных бизнес-планов, которые приходят на рассмотрение в банк и к прочим инвесторам».
Помимо бизнес-плана, для промышленных предприятий и проектов ключевыми являются виды строительных работ: монтаж, модернизация, реконструкция или строительство. Часто инициаторы пытаются упростить задачу, не учитывая тонкости законодательства и не оформляя предпроектную документацию, которая необходима для технической модернизации. Без предпроектной документации проект не может полноценно двигаться вперед, и зачастую после первичных попыток упрощения процесс возвращается назад, требуя ее оформления.
Предпроектная документация включает анализ экономических и технических характеристик проекта, его обоснование и план реализации. Она необходима для соблюдения законодательства и успешного прохождения всех согласований. Важно, чтобы инициаторы представляли именно те документы, которые требуются по закону, так как это обязательное условие для продолжения реализации проекта.
По информации БЕЛТА
12 ноября 2025 г. под председательством В.В.Панасюка состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Ипатов В.Д., депутаты Палаты представителей, Министр финансов Селиверстов Ю.М., Министр труда и социальной защиты Павлюченко Н.В., Министр по налогам и сборам Кийко Д.Н., первый заместитель Министра финансов Печень Е.Н., первый заместитель Председателя Правления Национального банка Егоров А.А., заместитель Председателя Правления Национального банка Скобялко Д.К., управляющий Фондом социальной защиты населения Шепелевич В.Г., специалисты министерств финансов и по налогам и сборам, труда и социальной защиты, Комитета государственного контроля работники секретариатов Палаты представителей и Совета Республики.
Были рассмотрены вопрос об источниках формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, их объеме и направлениях использования в 2026 году и проекты законов Республики Беларусь Об изменении законов» (по вопросам налоговых правоотношений), «О республиканском бюджете на 2026 год».
Открывая заседание, В.В.Панасюк акцентировал внимание на работе, которая проведена Постоянной комиссией и депутатами на стадии до внесения указанных законопроектов в Палату представителей.
В своем выступлении Павлюченко Н.В. отметила, что определяющую долю в структуре взносов на государственное социальное страхование составляют обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан.
Основную сумму расходов предусматривается направить на финансирование пенсионного обеспечения.
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2026 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Селиверстов Ю.М. ознакомил депутатов с основными новациями, вносимыми в Налоговый кодекс Республики Беларусь, касающимися базовых и дополнительных мер совершенствования системы налогообложения.
Представляя проект республиканского бюджета, Селиверстов Ю.М. обратил внимание парламентариев на основные параметры проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Бюджет сохраняет социальную направленность, сформирован с учетом тенденций развития экономики и содержит стимулирующие меры, направленные на экономический рост.
На 2026 год предусмотрены в необходимом объеме расходы на поддержку предприятий реального сектора экономики, оплату труда работникам бюджетных организаций, финансирование социальной сферы, включая расходы на здравоохранение, образование и науку.
Депутаты задали ряд уточняющих вопросов по законопроектам, касающихся формирования пенсионных прав граждан, налогообложения отдельных категории плательщиков налогов, направлений расходов бюджета на здравоохранение и образование, государственной поддержки строительства жилья для нуждающихся граждан.
По итогам обсуждения было принято решение рекомендовать депутатам принять законопроекты на третьей сессии Палаты представителей.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Расходы бюджета на образование и здравоохранение вырастут в 2026 году. Об этом рассказал журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Василий Панасюк перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент БЕЛТА.

Он отметил, что доходы республиканского бюджета прогнозируются в сумме Br54,4 млрд (по сравнению с оценкой поступлений 2025 года увеличатся на 12,4 %). В общих доходах налоговые доходы составят Br38,3 млрд, неналоговые – Br6,6 млрд, безвозмездные поступления – Br9,5 млрд.
«Более 70 % доходов приходится на налоговые поступления. Неналоговые поступления составят около 12 %, безвозмездные – около 17 %. В доходной части бюджета также предусмотрены средства из целевых фондов и межбюджетных трансфертов. Два местных региональных бюджета Минской области смогут поделиться ресурсами с другими регионами, чтобы обеспечить равномерное распределение доходов для граждан Республики Беларусь», – пояснил он.
Что касается расходной части бюджета, существенных изменений не планируется. «Бюджет формируется с учетом нового формата взаимодействия страны с внешним миром и особенностей национальной экономики, фокусируясь на инвестиционной привлекательности и мерах, стимулирующих экономический рост. Главный принцип – рациональное и целевое использование ресурсов с соблюдением основных направлений развития государства, в приоритете которой – социальная ориентированность, закрепленная в Конституции», – подчеркнул Василий Панасюк. Расходы определены в объеме Br58,7 млрд (110,4 % к ожидаемому исполнению 2025 года).
По его словам, расходы бюджета в социальном направлении увеличиваются более чем на 10 %. «Так, финансирование здравоохранения вырастет на более чем 18 %, образования – более чем на 16 %, а затраты на физкультуру и спорт увеличатся почти на треть. Кроме того, предусмотрены необходимые средства для обслуживания государственного долга и значительного роста инвестиционной привлекательности. В числе важных социальных направлений – поддержка семейного капитала, строительство жилья с государственной поддержкой, а также значительное финансирование науки, научно-технической и инновационной деятельности. Все эти меры направлены на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий», – обратил внимание депутат.
По информации БЕЛТА
Льготу по транспортному налогу на электромобили продлят в Беларуси. Об этом сообщила журналистам член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова перед началом расширенного заседания постоянной комиссии, передает корреспондент БЕЛТА.

По словам Натальи Кулешовой, льготу планируется продлить на следующий год. «Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать», – подчеркнула депутат.
Она добавила, что в этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
В Палате представителей проходит расширенное заседание Постоянной комиссии по бюджету и финансам. В заседании принимают участие заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов, руководители Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты.
По информации БЕЛТА
Напомним, что данная процедура предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 295 для средств персональной мобильности, приобретенных гражданами и юридическими лицами до 1 сентября 2025 г. Речь идет о средствах с максимальной конструктивной скоростью более 25 км/ч при условии, что их владельцы желают участвовать в движении по дорогам с усовершенствованным покрытием. Оценка соответствия типам «мопед» или мотоцикл» предшествует дальнейшей государственной регистрации таких средств в ГАИ.
Одним из этапов оценки соответствия являются испытания средств на открытой площадке, в ходе которых измеряется максимальная конструктивная скорость, проверяется исправность работы тормозов и спидометра.
Согласно требованиям стандарта, такие испытания проводятся при определенных условиях: температура воздуха должна быть не ниже +5 0С, скорость ветра – не более 8 м/с, относительная влажность воздуха – не более 95 %.
«Установление холодной погоды, характерной для глубокой осени и приближающейся зимы, с частыми осадками будет оказывать все большее влияние на проведение испытаний в лабораториях. Поэтому мы просим граждан с пониманием относиться к возможным переносам ранее назначенных дат испытаний, а также учитывать погодные условия при решении предоставить техническое средство на оценку соответствия», – пояснили в Госстандарте.
Одновременно в комитете отметили, что часть лабораторий имеет возможность проводить указанные испытания на специальных стендах, вне зависимости от состояния погоды.
«В настоящее время гражданам и юридическим лицам выдано более 670 выписок из электронных паспортов на транспортные средства типов «мопед» и «мотоцикл». Это позволяет далее зарегистрировать их в ГАИ. Испытания по заявкам сейчас проводятся, хотя в целом отмечается тенденция к их снижению. В октябре по результатам проведенных испытаний оформлено выписок на 20–25 % меньше, чем в сентябре», – сообщили в комитете.
Здесь также напомнили, что упрощенный порядок регистрации устройств персональной мобильности в ГАИ действует до 1 сентября 2026 г.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
