22.03.2019
Изменился порядок оплаты ФСЗН. Как будет теперь?
Изменился порядок уплаты обязательных страховых взносов в бюджет Фонда соцзащиты индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами. О нововведениях и других моментах уплаты взносов рассказали в Гродненском областном управлении Фонда социальной защиты населения.
– 31 декабря 2018 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2018 года № 500 «О государственном социальном страховании», который внес изменения в порядок уплаты обязательных страховых взносов индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
С 1 января 2019 года им предоставлено право не уплачивать взносы за периоды неосуществления в отчетном году соответствующей деятельности с декларированием таких периодов в документах персонифицированного учета.
– Для чего необходимо уплачивать взносы в бюджет Фонда?
– При назначении пенсии в стаж работы засчитываются только те периоды работы, предпринимательской и иной деятельности, в течение которых производилась уплата взносов в бюджет Фонда. Соответственно, периоды, за которые взносы не уплачены либо уплачены из расчета ниже минимального размера заработной платы, в страховой стаж, по которому определяется право на трудовую пенсию по возрасту, а также в трудовой стаж, который учитывается при определении размера назначаемой пенсии зачтены не будут либо засчитаются с учетом поправочного коэффициента.
В 2019 году минимальный страховой стаж для назначения пенсии составляет 17 лет. Ежегодно он увеличивается на 6 месяцев и к 2025 году оставит 20 лет. При отсутствии же минимального страхового стажа гражданин сможет претендовать только на социальную пенсию, которая назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет.
– Как рассчитать сумму взносов, которую обязан уплатить индивидуальный предприниматель, нотариус, адвокат?
– Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты самостоятельно исчисляют обязательные страховые взносы, подлежащие уплате. Можно воспользоваться калькулятором, размещенным на сайте Фонда социальной защиты населения.
– В какие сроки необходимо уплатить взносы в бюджет Фонда?
– Уплата обязательных страховых взносов индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами осуществляется в течение отчетного года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
– Как можно уплатить взносы в бюджет Фонда?
– Платежи принимаются наличными денежными средствами в кассы банков, а также с использованием платежно-справочных терминалов, инфокиосков, интернет-банкинга, мобильного банкинга, банкомата, кассы банка, устройств приема наличных денег (cash-in) и других пунктов банковского обслуживания, подключенных к системе «Расчет».
– Чем подтверждаются периоды осуществления (неосуществления) предпринимательской, нотариальной и адвокатской деятельности?
– Эти периоды и суммы уплаченных взносов необходимо задекларировать в документах персонифицированного учета. Срок представления документов в органы Фонда – раз в год не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.
Подготовить форму ПУ-3 можно самостоятельно с помощью программы «Ввод ДПУ», которая размещена на сайте Фонда социальной защиты населения и на корпоративном портале Фонда социальной защиты населения.
Представить сведения формы ПУ-3 можно непосредственно в районный отдел (сектор) Фонда по месту постановки на учет в виде текстового файла с формой ПУ-3 и приложением распечатки этого документа, заверенной подписью плательщика, либо с использованием сети Интернет путем обращения на web-портал Фонда, если документ заверен электронно-цифровой подписью.
– Имеют ли индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы какие-либо льготы по уплате взносов в бюджет Фонда?
– Добровольный порядок уплаты взносов для индивидуальных предпринимателей, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности:
- состоят в трудовых отношениях, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц и за них в соответствии с законодательством уплачиваются взносы;
- являются получателями пенсий;
- имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет;
- получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования;
- участвуют в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза, а также для нотариусов, адвокатов, которые одновременно с осуществлением нотариальной, адвокатской деятельности:
- являются получателями пенсий;
- имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.
– Будет ли возможность доплатить взносы за прошлые периоды, если, например, на дату достижения пенсионного возраста отсутствует минимальный страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту?
– Не будет, поскольку установлено, что обязательные страховые взносы, поступившие в бюджет Фонда после 1 марта (т.е. после законодательно установленного срока уплаты страховых взносов за предшествующий год), относятся к платежам текущего года и не могут учитываться в более раннем периоде.
По информации «Гродзенская праўда», 21 марта 2019 г.
Каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, рассказала Наталия Павлюченко
Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко рассказала на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам, каким будет бюджет фонда соцзащиты населения на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
В бюджет Фонда соцзащиты населения на 2026 год запланированы доходы на уровне Br39 млрд, что на Br3,8 млрд больше, чем в текущем году, – почти 111 % роста. Основным источником доходов традиционно являются страховые взносы, которые составляют около 93 % бюджета фонда, рассказала Наталия Павлюченко.
«Среди плательщиков взносов выделяются индивидуальные предприниматели и еще одна категория, которая постепенно занимает все большую долю в доходной части бюджета фонда, – это плательщики, уплачивающие в бюджет фонда часть налога на профессиональный доход. Также планируются поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование, что связано с тем, что все больше граждан, работающих в особых условиях труда, выбирают доплату к зарплате вместо накопления пенсии. По итогам 9 месяцев 2025 года таких работников уже 169 тыс., что составляет почти 51 % от общего числа занятых в особых условиях, тогда как в 2023–2024 году их было чуть более 140 тыс. (около 40 %)», – отметила Министр.
Классической составляющей бюджета фонда является субвенция из республиканского бюджета в размере почти Br2 млрд, что составляет около 5 % доходов. Эти средства компенсируют нестраховые расходы фонда, при этом страховые взносы идут на увеличение страховых статей расхода. С 2023 года фонд работает с профицитом и является самодостаточным, подчеркнула она.
Расходная часть бюджета фонда составляет Br38,5 млрд – плюс Br5,7 млрд, что на 17,3 % больше по сравнению с прошлым периодом. Около 81 % расходов приходится на пенсии, что составляет примерно Br31 млрд – на Br4,9 млрд больше, чем в 2025 году, то есть рост порядка 18,5 %.
В стране насчитывается 2,4 млн пенсионеров, из которых 2 млн получают трудовые пенсии. В составе пенсий также есть социальные выплаты на сумму около Br0,5 млрд, что составляет 1,6 % всех расходов, – их получают примерно 86 тыс. пенсионеров. Средний размер пенсии в следующем году увеличится на 14,5 % и составит Br1107, тогда как в этом он планируется на уровне Br942.
Иностранные пенсии на 2026 год составляют Br288 млн. В стране проживают 35 тыс. иностранных пенсионеров, которым уплачиваются пенсии по международным соглашениям. «Около 14 тыс. белорусских пенсионеров проживают за границей. По обеим этим группам наблюдается небольшой прирост. Примечательно, что в числе иностранных пенсионеров, проживающих в Беларуси, имеется увеличение количества из Литвы и Латвии – более чем по 200 человек из каждой страны», – обратила внимание Наталия Павлюченко.
Расходы на пособия составляют 18 % расходов бюджета фонда – почти Br7 млрд, темп роста – почти 113 %. Из общей суммы пособий 53 % приходятся на выплаты по рождению и воспитанию детей – Br3,7 млрд. В эту сумму входят единовременные пособия при рождении ребенка – Br644 млн с ростом 7 %. Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до трех лет составляют Br2,3 млрд с ростом 11 %. Получателями таких пособий являются 172 тыс. человек, а средний размер пособия по стране достаточно комфортный. На первого ребенка планируется средний размер пособия в размере Br1045.
По информации
БЕЛТА
Роман Головченко: маркетплейс БВФБ станет витриной финансовых, банковских и страховых услуг
Маркетплейс Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ) станет витриной финансовых, банковских и страховых услуг. Об этом заявил Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в интервью телеканалу
«Беларусь 1», сообщает
БЕЛТА.

Биржа планирует запустить финансовый маркетплейс. «Финансовые услуги – это такой же товар в данном случае. Поэтому замысел БВФБ – сделать витрину всех финансовых, банковских, фондовых, страховых услуг для того, чтобы это было удобно клиенту. И он мог либо инвестировать свои средства, например, через покупку тех или иных ценных бумаг (акций, облигаций), токенов, либо выбрать кредитные, финансовые услуги, которые для него представляют интерес в данный момент», – сказал Роман Головченко.
Проведен опрос банковских, страховых, финансовых организаций. «Более 85 % респондентов однозначно ответили, что им это интересно и они готовы к такой новой модели работы», – отметил глава Нацбанка.
Как сообщалось, запуск маркетплейса намечен на 15 декабря по адресу finmarket.by. Доступ к площадке будет возможен через сайт БВФБ или напрямую через браузер. Сейчас ведется работа с эмитентами по отбору надежных и интересных для инвесторов ценных бумаг.
По информации
БЕЛТА
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА
Размер пособия по уходу за человеком старше 80 лет или инвалидом I группы вырастет с 1 ноября
С 1 ноября вырастет пособие по уходу за пожилым человеком старше 80 лет или инвалидом I группы. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Размер пособия составит 100 % бюджета прожиточного минимума (БПМ) (при уходе за одним нетрудоспособным до 31 января 2026 года) – Br491,09, а также 120 % БПМ (при уходе за двумя и более нетрудоспособными до 31 января 2026 года) – Br589,31.
За назначением пособия необходимо обратиться в службу «Одно окно» местного органа власти или в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства лица, нуждающегося в уходе. Из документов потребуются: заявление, документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка заявителя, медицинская справка о состоянии здоровья заявителя, подтверждающая отсутствие психиатрического и наркологического учета, заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости в постоянном уходе. Пособие назначается со дня подачи заявления.
Можно ли работать и получать пособие по уходу? Да, но это касается родителей, детей, супругов, опекунов (попечителей) инвалидов I группы либо лиц 80 лет и старше, если они работают по трудовому договору на условиях неполного рабочего времени не более половины нормальной продолжительности рабочего времени суммарно, зарегистрированы в качестве ИП и не осуществляют деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности или деятельность которых приостановлена.
По информации
БЕЛТА
«Возрастные» доплаты к пенсиям увеличатся с 1 ноября в Беларуси
«Возрастные» доплаты к пенсиям увеличатся с 1 ноября в Беларуси, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
Размер этих выплат увеличится на 0,7 % и составит для людей в возрасте 75-79 лет – Br92,08, а при наличии инвалидности I группы – Br214,85. Для людей 80 лет и старше (с учетом надбавки на уход) – Br184,16, а при наличии инвалидности I группы – Br245,54.
«Возрастные» доплаты к пенсиям получают более 556 тыс. человек в возрасте 75 лет и старше. Ожидается, что расходы на них в 2025 году составят Br870 млн.
По информации
БЕЛТА