14.03.2019
Детокс для рынка. Механизм отзыва с рынка опасных товаров декларирован, но не отработан
В декабре в Законе «О защите прав потребителей» закрепили обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, поставщика, представителя) изымать из обращения и отзывать товары, способные нанести вред. Жизни, здоровью, наследственности, имуществу граждан или окружающей среде. Эксперты сходятся во мнении: опасных товаров в нашей рознице немало. А вот единого механизма информирования граждан о такой продукции и четко прописанной схемы ее отзыва пока нет.
С прилавка – на экспертизу
Пример чуткого отношения к потребителям в последние годы демонстрируют разве что мировые автогиганты. К примеру, несколько недель назад компания Volvo заявила об отзыве по всему миру 167.000 экземпляров модели XC60 2018 и 2019 годов выпуска для устранения проблемы с электроприводом двери багажника. А вот об отзывах кухонных комбайнов, музыкальных центров, электропаяльников и прочей бытовой техники что-то не слышно. Неужели все безопасно? Как бы не так!
– Недавно мы закупили в рознице несколько потребительских электротехнических товаров – погружной электрокипятильник, фонарь, настольную электроплиту и другие изделия, – делится опытом председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. – И передали на испытания в аккредитованную лабораторию. Вердикт малоутешителен: почти все закупленные и испытанные образцы признаны опасной продукцией. Более того, во время общественного наблюдения за торговлей нами были выявлены товары, внесенные в реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и обращению на территории Беларуси! Среди них стационарные светодиодные светильники, удлинители, выпрямители для волос…
Реестр опасной продукции ведет Госстандарт. В этом перечне многие десятки товарных позиций. Уже в 2019-м в него внесены электробритвы L’Ornay модели LA-2301 и фены Homestar модели HS-8009, не соответствующие требованиям ряда техрегламентов ТС, удлинитель с выключателем DUWI с маркировкой DUWI base ***, светодиодные лампы «Космос Экономик» LED 13W A60 E27 3000К... Много в реестре товаров для детей, продовольствия, иных изделий. Знают ли потребители о том, что все это вне закона? Вряд ли. А есть ли вероятность встретить такую продукцию если не в магазине, то в дальнем павильоне на рынке? Видимо, да, ведь к каждому продавцу проверяющего не приставишь.
– Недавно мы направили в Госстандарт письмо, в котором просим запустить механизм отзыва очередной партии опасной электропродукции, в том числе выпрямителей для волос, стационарных светодиодных светильников, кофемолок, – не теряет оптимизма Анна Суша. – Раньше Госстандарт, бывало, после таких обращений предписывал магазинам возвращать товары поставщикам. Но и внесение опасных изделий в реестр – уже неплохо.
Важен прецедент
По мнению директора центра испытаний и сертификации бытовой и промышленной продукции «БЕЛЛИС» Юрия Пашика, уровень качества импортной электротехники на нашем рынке сегодня низок:
– Я не припомню, чтобы когда-нибудь на рынке было столько продукции, не соответствующей целому спектру требований, в том числе по безопасности, электромагнитной совместимости, энергоэффективности. Около 80 % – гигантская цифра!
В качестве примера эксперт приводит светодиодные лампочки. Почти все они производятся в Юго-Восточной Азии. Обычно эти изделия выходят с китайского завода по цене 20-25 центов. Логистика от производителя до нашей розницы обходится примерно в 25 % от стоимости товара. А в белорусских магазинах эти же лампочки продают по 2 доллара за штуку! С такой маржой даже после возврата большого количества брака поставщик не обеднеет. Между тем на постсоветском пространстве осталось всего два электроламповых завода – в Бресте и российском Саранске… Дальше – больше. Сертификаты соответствия на импортные электротехнические изделия в основном российского происхождения. В РФ, по словам директора ОАО «БЕЛЛИС», их выдают очень быстро, зачастую без соблюдения необходимых процедур, проведения надлежащих испытаний. В таком виде существующая система технического регулирования выполняет, скорее, негативную функцию, легализуя на рынке низкопробный товар, уверен эксперт.
Юрий Пашик говорит, что существующие запреты на реализацию изделий обойти легко: меняется артикул – и товар вновь поступает в продажу. Но как только закрепленная в законодательстве новация об отзыве продукции начнет применяться на практике, предприниматели и торговля пересмотрят свои взгляды на ассортимент.
– Мировая практика говорит о том, что 15-20 % участников рынка будут соблюдать новые требования, примерно столько же никогда не будут их соблюдать на свой страх и риск, а все остальные станут подстраиваться под новые реалии, – считает эксперт. – Роль драйвера должны взять на себя органы государственного надзора. Как только бизнес увидит, что появился первый, второй, третий пример, – он сам разберется в ситуации.
У семи нянек…
Надзор за соблюдением обязательных технических регламентов ЕАЭС, помимо Госстандарта, сегодня ведут Минздрав, Минсельхозпрод, МАРТ, МЧС… Рядовой потребитель пока здесь слабо осведомлен. В Госстандарте для повышения эффективности госнадзора за оборотом потребительских товаров предлагают создать единую систему оповещения об опасной продукции.
– Чтобы любой госорган, потребитель, общественная организация могли зайти на единый ресурс и узнать все о такой продукции, – прокомментировал данную инициативу начальник управления государственного надзора за техническими регламентами и метрологического контроля Игорь Буссель. – Там будут указаны нарушители, все признаки опасных товаров, размещены их фотографии. В такую систему смогут помещать информацию все надзорные органы.
Есть, впрочем, одно но. Сегодня надзорная деятельность заключается в первую очередь в принятии мер профилактического и предупредительного характера. Субъекты хозяйствования по результатам мониторинга получают не штрафные санкции, а рекомендации по устранению нарушений. Поэтому гарантий оперативного вывода с рынка опасной продукции пока все равно нет. Так кто и каким образом проконтролирует, отозван ли низкопробный ширпотреб? Вопрос открытый. И тема для дискуссии с участием всех заинтересованных сторон.
Юрий Пашик считает, что органы госуправления должны при выявлении опасной продукции в кратчайшие сроки изымать ее, требовать отзыва, запрещать, вносить в черный список, отменять сертификаты на нее. А также аннулировать аттестаты аккредитации организаций и требовать их исключения из единого реестра, если те неоднократно попадали в зону надзора, а также отменять все сертификаты, которые они выдавали.
ВОПРОС РЕБРОМ
Кто попадает под раздачу?
Выявленная опасная продукция запрещается к ввозу и обращению на белорусском рынке. Параллельно приостанавливается действие выданных ранее на нее сертификатов и деклараций. В 2018 году такие меры коснулись главным образом импортных товаров, среди которых:
- импортные светодиодные светильники и лампы;
- сетевые зарядные устройства;
- удлинители;
- детская одежда и обувь;
- качели и мебель;
- игрушки;
- пищевая продукция.
Александр Нестеров, «СБ. Беларусь сегодня», 14 марта 2019 г.
Как поправки в ПДД отразились на дорожной безопасности. Комментарий главы МВД
Недавние масштабные изменения в ПДД хорошо восприняты обществом и положительно влияют на дорожную безопасность. Об этом заявил журналистам Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент
БЕЛТА.

Во время доклада Президент уточнил, как в обществе восприняли недавние изменения законодательства в сфере обеспечения дорожной безопасности, в том числе новые требования по обязательному спешиванию на пешеходных переходах, регистрации средств персональной мобильности, способных развивать скорость более 25 км/ч.
«На сегодняшний день какого-либо возмущения среди населения нет, – констатировал Иван Кубраков. – Наоборот, мы видим положительную тенденцию, снижается количество ДТП с участием средств персональной мобильности. Хотя, как только эти новшества были введены, мы видели, что в СМИ было много возмущений. Мнения разделились 50 на 50. Велосипедисты говорили, что это не совсем правильно. Но мы поработали и с теми, и с другими, провели разъяснительные беседы».
Что касается второго новшества, сейчас во всех регионах страны зарегистрировано более 300 средств персональной мобильности, способных развивать скорость более 25 км/ч. «Президент задал вопрос: не создаем ли мы какие-то неудобства, особенно сельским жителям. Это мы держим на особом контроле. На сегодняшний день проблем никаких нет. Мы подходим лояльно. Где-то проводим профилактические беседы. Люди с пониманием относятся. Там, где нужна регистрация, такие средства в обязательном порядке регистрируются», – проинформировал Министр.
Благодаря комплексу принимаемых мер число ДТП снижается (в этом году их почти на 10 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года), однако в этом году выросло число погибших. Поэтому работа по контролю за оперативной дорожной обстановкой будет усилена. Акцент – на выявление и пресечение грубых нарушений ПДД. Наиболее частые из них – превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, нарушение правил движения по полосам.
«К тем, кто нарушает ПДД, мы подходим очень принципиально. Принимаются решения вплоть до лишения права управления транспортным средством», – подчеркнул Министр. По данным МВД, права управления лишаются каждый второй водитель, нарушивший правила обгона или выезда на полосу встречного движения, девять из десяти – повторно превысивших скорость движения на 20 и более километров.
Для контроля за дорожной обстановкой активно используются системы видеонаблюдения, в том числе подключенные к республиканской системе мониторинга общественной безопасности. «Мы уже апробировали систему выявления правонарушений в автоматическом режиме не только нарушений скоростного режима, но и проезда на красный сигнал светофора, движения по полосам. Уже сегодня на стадии доработки программное обеспечение для выявления пристегнут или нет ремнем безопасности водитель и пассажир», – проинформировал Иван Кубраков.
По информации
БЕЛТА
Совбезы Беларуси и России подписали план сотрудничества на предстоящие два года
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Какие новшества предлагается ввести в сфере интернет-торговли, рассказали в МАРТ
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Госстандарт информирует об особенностях проведения работ по оценке соответствия средств персональной мобильности в осенне-зимний период
Напомним, что данная процедура предусмотрена
Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 295 для средств персональной мобильности, приобретенных гражданами и юридическими лицами до 1 сентября 2025 г. Речь идет о средствах с максимальной конструктивной скоростью более 25 км/ч при условии, что их владельцы желают участвовать в движении по дорогам с усовершенствованным покрытием. Оценка соответствия типам «мопед» или мотоцикл» предшествует дальнейшей государственной регистрации таких средств в ГАИ.
Одним из этапов оценки соответствия являются испытания средств на открытой площадке, в ходе которых измеряется максимальная конструктивная скорость, проверяется исправность работы тормозов и спидометра.
Согласно требованиям стандарта, такие испытания проводятся при определенных условиях: температура воздуха должна быть не ниже +5 0С, скорость ветра – не более 8 м/с, относительная влажность воздуха – не более 95 %.
«Установление холодной погоды, характерной для глубокой осени и приближающейся зимы, с частыми осадками будет оказывать все большее влияние на проведение испытаний в лабораториях. Поэтому мы просим граждан с пониманием относиться к возможным переносам ранее назначенных дат испытаний, а также учитывать погодные условия при решении предоставить техническое средство на оценку соответствия», – пояснили в Госстандарте.
Одновременно в комитете отметили, что часть лабораторий имеет возможность проводить указанные испытания на специальных стендах, вне зависимости от состояния погоды.
«В настоящее время гражданам и юридическим лицам выдано более 670 выписок из электронных паспортов на транспортные средства типов «мопед» и «мотоцикл». Это позволяет далее зарегистрировать их в ГАИ. Испытания по заявкам сейчас проводятся, хотя в целом отмечается тенденция к их снижению. В октябре по результатам проведенных испытаний оформлено выписок на 20–25 % меньше, чем в сентябре», – сообщили в комитете.
Здесь также напомнили, что упрощенный порядок регистрации устройств персональной мобильности в ГАИ действует до 1 сентября 2026 г.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь