Только по факту. В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации
БЕЛТА
Депутаты приняли в первом чтении законопроект по совершенствованию денежно-кредитной политики
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении законов», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект Закона «Об изменении законов» внесен на рассмотрение Палаты представителей Советом Министров. Его разработка является очередным этапом проводимой Национальным банком системной работы по совершенствованию денежно-кредитной политики, в частности деятельности субъектов финансового рынка. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Гражданский кодекс, законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О рекламе».
Законопроектом предусмотрено установление запретов на предоставление займов: физическим лицам ИП и юрлицами, не осуществляющими микрофинансовую деятельность, за исключением займов собственным работникам; в иностранной валюте между физическими лицами, а также в эквиваленте иностранных валют или в условных денежных единицах (за исключением близких родственников); под залог единственного жилого дома (квартиры).
Предусмотрено введение ограничений по размерам процентов и неустойки (штрафа, пени), взыскиваемых по договорам займа между физическими лицами, а также установление запрета на использование в рекламе рекламодателей, не являющихся микрофинансовыми организациями, в том числе в их наименованиях, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов.
Принятие норм, установленных законопроектом, будет способствовать усилению борьбы с недобросовестными займодавцами, защите прав и имущественных интересов граждан, а также сократит количество обращений, содержащих жалобы на некачественное оказание услуг.
По информации
БЕЛТА
«Учтены интересы субъектов и проверяющих». Василий Герасимов об Указе о контрольной (надзорной) деятельности
В Указе «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности» учтены интересы субъектов хозяйствования и проверяющих органов. Об этом заявил журналистам Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Последние изменения в законодательство о контрольной деятельности вносились 8 лет назад. Конечно, практика показала определенные шероховатости, которые надо было устранить. С 2020 года количество контрольных мероприятий уменьшилось в два раза. Акцент смещен в сторону профилактики. Но при этом есть жесткое требование Главы государства: все, что касается жизни и здоровья граждан, налогов и других серьезных нарушений, – ответственность должна быть та, которая предусмотрена законом», – сказал Василий Герасимов.
По его словам, мониторинги детально урегулированы новым указом. «Для того, чтобы мониторингами не подменяли проверки, – отметил Председатель КГК. – Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила устанавливал каждый орган, то сейчас такого не будет. Будут единые правила. При этом мы должны понимать, что мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96 % всех контрольных мероприятий. То есть этот пласт сейчас будет урегулирован. Есть и другие изменения. Например, сроки для устранения нарушений должны быть адекватные. К сожалению, были случаи, когда давали на устранение нарушений, где объективно требуется несколько недель, к примеру, два дня. Есть масса других технических правок, которые внесены Указом в контрольную деятельность».
«Это сбалансированный документ. Он готовился не только контролирующими (надзорными) органами, но в том числе учитывалось мнение субъектов хозяйствования. Поэтому то, что изменяется в плане мониторингов, мероприятий технического характера, для субъектов, конечно, лучше с точки зрения защиты их интересов. Но есть вещи, которые ужесточают требования. Ранее был мораторий на проверки субъектов в течение двух лет после образования предприятия. Сейчас, например, что касается ценообразования, если мы видим, что субъект систематически нарушает, то такие проверки будут возможны. Поэтому в данном случае учтены интересы всех», – резюмировал Василий Герасимов.
По информации
БЕЛТА
Отпускникам на заметку. В ГТК рассказали, какие суммы наличных нужно декларировать
Какие суммы наличных нужно декларировать, отправляясь за рубеж или приезжая в Беларусь, рассказали
БЕЛТА в Государственном таможенном комитете (ГТК).
В ведомстве обратили внимание, что недекларирование денежных средств – одно из частых нарушений таможенного законодательства, хотя порядок декларирования достаточно прост.
«В преддверии отпускного сезона напоминаем, что перемещаемые через границу наличные денежные средства на сумму свыше $10 тыс. в эквиваленте одним физическим лицом подлежат письменному декларированию. Необходимо проследовать по красному коридору пункта пропуска и в установленном порядке заполнить основной и дополнительный формуляры декларации на бумаге или в электронном виде», – сообщили в ГТК.
Правило действует как на ввоз наличных, так и на их вывоз за пределы ЕАЭС. В декларации нужно заявлять всю сумму, если денежные средства в разной валюте – указывать каждую валюту. Перерасчет суммы в доллары США производится на день пересечения таможенной границы по курсу Национального банка.
«Если общая сумма при единовременном перемещении превышает сумму, эквивалентную $100 тыс., тогда декларация сопровождается представлением документов, подтверждающих происхождение денежных средств», – добавили в ведомстве, отметив, что с примерами документов можно ознакомиться на сайте таможенных органов.
Нарушение законодательства влечет административную ответственность: предусмотрен штраф от 5 до 30 базовых величин с конфискацией денежных средств или без конфискации.
При незаконном перемещении незадекларированных денежных средств в размере, превышающем в эквиваленте $30 тыс., в соответствии с ч. 2 ст. 228 УК предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы сроком на пять лет.
По информации
БЕЛТА
Упорядочивание подходов: дополнены виды государственной финансовой поддержки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке». В соответствии с документом к видам такой поддержки отнесены бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, вклады в уставные фонды юридических лиц, вносимые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также бюджетные займы и другие виды господдержки. Кто и на каких условиях может на нее претендовать, рассказали в Министерстве экономики.
Комплексный подход
Сегодня в стране функционируют различные механизмы поддержки предприятий и в рамках системных решений руководства страны, и в индивидуальном порядке. Государство оказывает поддержку субъектам хозяйствования, выделяя бюджетные средства как для реализации инвестиционных проектов, так и для стабилизации финансового положения. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, увеличение отдачи от таких вложений стало предпосылкой для принятия Указа № 177.
– Документ ориентирован на субъектов хозяйствования, претендующих на государственную финансовую поддержку, – отмечает начальник главного управления методологии и координации государственных программ Министерства экономики Елена Прудникова-Кирпиченок. – Указ № 177 определил перечень видов государственной финансовой поддержки. Это бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц за счет средств бюджета, а также предоставление бюджетных займов по решению Президента. Сохранена и возможность предоставления государственной финансовой поддержки в иных видах по решениям Главы государства.
Четкие критерии
Следующая важная новация документа – четкие требования для получения такой поддержки и контроль за реализацией принятых решений. Суть требований – установление для организаций, получивших финподдержку, показателей, на основании которых оценивается эффективность такой поддержки, а также ответственность за невыполнение условий оказания поддержки. Финансовая поддержка, предусмотренная указом, может быть оказана любому юридическому лицу, которое является коммерческой организацией. Исключения – банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, то есть на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается: финансовая поддержка может быть оказана индивидуально.
– К примеру, инвестор претендует на получение бюджетного трансферта, взял на себя соответствующие обязательства, но реализовать проект в сроки, установленные бизнес-планом, не смог. В этом случае в возмещении части капитальных затрат ему будет отказано, – поясняет Елена Прудникова-Кирпиченок. – Нарушение условий предоставления бюджетных займов на стабилизацию финансового состояния организации влечет удорожание предоставленных средств. По нашему мнению, такая мера послужит хорошим стимулом для эффективного использования ресурсов.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, получающей государственную поддержку, во-вторых, руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий заместитель Премьер-министра. Основными показателями эффективности станут рост рентабельности продаж и увеличение производительности труда.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 21 мая 2025 г.