28.06.2019
Президент Беларуси Александр Лукашенко провел встречу с Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном
Отношения Беларуси и Таджикистана выходят на уровень стратегического партнерства. Таков итог переговоров Президента Беларуси Александра Лукашенко и Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, которые состоялись 28 июня во Дворце Независимости.
По протоколу переговорам глав государств предшествовала церемония официальной встречи. Александр Лукашенко приветствовал таджикского коллегу во внутреннем дворе Дворца Независимости, после исполнения государственных гимнов и фотографирования президенты направились на переговоры в узком формате. «Очень рад, что вы приехали. Вы истинный не только мой друг, но и друг белорусского народа», – заявил Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что визит Президента Таджикистана в Беларусь совпал с проведением в Минске II Европейских игр. В столицу приехали тысячи иностранных туристов, многие из которых впервые открывают для себя Беларусь. «У вас представление о Беларуси правильное, и очень рад, что вы, приехав к нам, побудете на закрытии этих игр послезавтра. Но главное – это наши с вами переговоры, где мы подкорректируем нашу дорожную карту отношений в плане интенсификации, поговорим о более тесном сотрудничестве между Таджикистаном, Беларусью и третьими странами, особенно с Афганистаном. Вы предлагали, что надо подтягивать к этому сотрудничеству Афганистан», – сказал белорусский лидер.
«Есть очень много вопросов, которые мы с вами можем обсудить сегодня. Думаю, подключится к этим переговорам и Владимир Владимирович Путин. Мы сможем поговорить втроем. Думаю, вы не будете против, у нас также есть вопросы в рамках СНГ и ОДКБ, нашего оборонного союза. Словом, скучать мы вам не дадим», – сказал Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что в Беларуси реализовывается инициатива по закладке двух садов дружбы с Таджикистаном. «Это попытка найти новые культуры для производства товаров сельскохозяйственного назначения в Беларуси – тех, которые мы раньше не производили. Аналогичным путем мы пытаемся сотрудничать с Узбекистаном, там бахчевые культуры. Их специалисты точно так, как ваши, приезжали сюда. Кое-что мы уже высадили в этом году, получили очень высокую оценку специалистов Узбекистана. Таджикские специалисты здесь давно работают вместе с нами и продвигают это направление», – рассказал Президент.
Он сообщил таджикскому лидеру, что перед сельским хозяйством Беларуси стоит задача выйти на производство новых видов продукции, особенно с учетом меняющегося климата. «Мы особенно это почувствовали в этом году, когда стоит жара. Спасибо вам: вы вчера привезли к нам хорошую погоду, прошли дожди, особенно в центре Беларуси. Словом, непростой год, но, думаю, он будет лучше, чем прошлый, в сельском хозяйстве, и естественно, по переработке сельхозпродукции, продуктам питания», – отметил Глава государства.
В свою очередь Эмомали Рахмон подчеркнул, что таджикско-белорусские отношения и сотрудничество являются дружественными и имеют тенденцию к поступательному развитию. «Что касается выполнения наших договоренностей после вашего официального визита в Душанбе (Президент Беларуси посещал Таджикистан с официальным визитом в мае 2018 года. – Прим.), основное выполняется. Мы очень удовлетворены, но есть незадействованные механизмы и возможности как в аграрном секторе, особенно в растениеводстве, животноводстве, так и в области машиностроения. То, что мы с вами запустили (совместные предприятия и сборочные производства в Таджикистане. – Прим.), успешно работает. Имеется очень хорошая база взаимодействия и перспективы сотрудничества не только двустороннего характера, но и с близлежащими странами региона, такими как Афганистан», – сказал таджикский лидер.
После переговоров президентов в узком составе встреча продолжилась в расширенном формате с участием членов делегаций. Александр Лукашенко отметил, что стороны убедились в схожести подходов к оценке региональной и глобальной ситуации. Он констатировал, что Минск и Душанбе традиционно поддерживают друг друга на международных площадках, и выразил уверенность, что так будет и впредь.
«Нам предстоит подписать знаковый документ – Договор о стратегическом партнерстве. Он является закономерным результатом выстраивания дружественных, по-настоящему конструктивных отношений. Его воплощение в жизнь придаст динамику дальнейшей работе по всем направлениям», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент заявил, что между странами нет закрытых тем для сотрудничества, и отметил полное взаимопонимание с таджикским коллегой. «Если мы договорились – все исполняется в срок. Это подтверждает реализация инициативы по закладке в Беларуси садов белорусско-таджикской дружбы», – сказал он.
Глава государства подчеркнул, что Беларусь настроена на системную и долговременную работу в экономической сфере. Однако, по его мнению, товарооборот под $40 млн, который достигнут по итогам 2018 года, абсолютно не соответствует потенциалу белорусско-таджикского сотрудничества. «Надеемся, что тенденция падения объемов торговли носит временный характер. Присутствующие здесь члены делегаций обязаны ее исправить. Негоже при наших таких отношениях иметь еще и падение в товарообороте», – сказал Александр Лукашенко.
Президент привел несколько направлений, где, как он считает, Беларусь и Таджикистан должны углубить сотрудничество.
По его словам, схожесть взглядов на развитие реального сектора заложила основу для сотрудничества в области промышленной кооперации. Уже второй год в Гиссаре работает совместное сборочное производство тракторов МТЗ, при этом белорусская сторона готова к еще более активному партнерству, например, расширению номенклатуры выпускаемой техники, адаптированной под нужды аграрной отрасли Таджикистана. «Этому будет способствовать принятие решения об освобождении совместно выпускаемой продукции от уплаты налога на добавленную стоимость», – заметил Президент.
Дальнейшие перспективы он также видит в поставках белорусских грузовых автомобилей, дорожно-строительной и пассажирской техники, обновлении парка железнодорожных вагонов, соответствующих таджикским климатическим и эксплуатационным условиям. Александр Лукашенко уверен, что жители Душанбе смогли по достоинству оценить белорусские троллейбусы. Однако здесь стороны имеют небольшие разногласия: Таджикистан предлагает снизит стоимость техники, что для белорусского предприятия не очень выгодно. Президент считает, что этот вопрос можно урегулировать. «Это очень важно, это первые шаги. Пускай полторы сотни (троллейбусов. – Прим.), но это хороший объем. Надо договариваться и поставлять, коль есть спрос на нашу продукцию, особенно троллейбусы в Душанбе», – сказал он.
«В настоящее время кризисные явления в мире вносят коррективы в развитие экономических отношений. Поэтому важно искать новые формы и методы работы, в том числе с учетом имеющихся в Беларуси инструментов поддержки экспорта», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Параллельно с проектами в машиностроении необходимо расширять диалог в сельском хозяйстве, включая аграрное образование, считает Глава государства. По его мнению, Беларуси и Таджикистану надо работать над увеличением взаимных закупок продовольствия и продукции легкой промышленности, развивать сотрудничество в области племенного животноводства.
«Приветствуем начало работы в Душанбе совместной компании по производству молочных продуктов. Белорусский опыт в этой отрасли, а также технологии и сырье позволяют создать уникальные для Таджикистана предприятия. Они будут выпускать экологичную, качественную продукцию, откроют возможности для наращивания экспорта в Китай, Афганистан, иные страны», – сказал Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что за короткий период Беларусь и Таджикистан достигли определенных успехов в научно-технической сфере, дополнительный импульс этому придает деятельность совместной рабочей группы по сотрудничеству в области науки и технологий. Динамично развиваются и отношения в гуманитарной сфере. В настоящее время в белорусских вузах обучаются более 500 таджикских граждан, а благодаря созданию пяти совместных факультетов сегодня можно получать белорусское образование и в Таджикистане.
В то же время таджикское руководство хочет расширить сотрудничество с Беларусью в сфере образования. Перспективным для него видится создание в Таджикистане филиалов белорусских вузов, открытие новых совместных факультетов и даже учреждений высшего образования. «Надо помочь заложить основу. Как сказал Эмомали Шарипович, пускай сразу тысяча, полторы тысячи будет студентов, с малого надо начинать. Думаю, надо изучить эту тему и поддержать наших таджикских друзей», – сказал Александр Лукашенко.
Белорусская сторона также готова обмениваться опытом профессионально-технической подготовки кадров, создания сети необходимых центров, оказывать консультационные услуги в сфере развития образовательных программ.
Особое значение Беларусь придает развитию отношений с Таджикистаном в сфере культуры. «Мы ждем таджикских мастеров культуры и искусства у себя в этом году в рамках дней культуры. Эта уже сложившаяся традиция является важным фактором укрепления дружественных отношений между народами», – заявил Глава государства.
Александр Лукашенко также выразил признательность таджикской стороне за помощь в организации второго бизнес форума «Беларусь – Таджикистан – Афганистан». Глава государства рассчитывает, что практика проведения таких мероприятий продолжится и появятся новые интересные предложения по взаимодействию в трехстороннем формате.
«Этот формат ни в коем случае нельзя исключать, его надо расширять, как бы ни было сложно, – сказал Президент, обращаясь к Министру иностранных дел Владимиру Макею. – Афганистан – огромная страна, и Эмомали Шарипович говорит о том, что Афганистан нуждается в тех товарах, которые мы можем произвести в Душанбе и других городах Таджикистана, а может быть, потом и в Афганистане. Поэтому это направление надо развивать».
Глава Таджикистана в очередной раз подчеркнул, что высоко ценит отношения дружбы и взаимной поддержки, сложившиеся между странами. «Мы придаем особое значение развитию многопланового сотрудничества с Беларусью. У нас сложились тесные отношения взаимного уважения, доверия и поддержки, которыми мы очень дорожим, – продолжил он. – Таджикистан подтверждает свою готовность и далее укреплять политический диалог, расширять торгово-экономическое сотрудничество и культурно-гуманитарные отношения между нашими странами. Мы также будем всячески способствовать расширению прямых связей между регионами наших стран и хозяйствующими субъектами».
По итогам переговоров президенты подписали Договор о стратегическом партнерстве. «Это исторический момент, это выход в космос, если хотите, в отношениях между двумя государствами, – заявил Александр Лукашенко. – В нем мы закрепили качественно новый статус двусторонних отношений и подтвердили намерение активно развивать их во всех областях, представляющих взаимный интерес. Это закономерный результат большого пути, который прошли Беларусь и Таджикистан в выстраивании межгосударственных связей».
Главы государств также поставили подписи под совместным заявлением, в котором стороны подтвердили заинтересованность в развитии всестороннего взаимодействия в долгосрочной перспективе и подчеркнули необходимость углубления межгосударственных отношений.
Александр Лукашенко и Эмомали Рахмон констатировали схожесть позиций обеих стран по ключевым вопросам международной политики и заявили о намерении активизировать сотрудничество в рамках международных и региональных организаций. Они также подчеркнули необходимость дальнейших совместных усилий в борьбе с терроризмом, экстремизмом, нелегальной миграцией, другими вызовами и угрозами.
В присутствии президентов представители обоих государств подписали ряд важных документов о сотрудничестве в информационной, образовательной, научно-технической, правоохранительной, финансовой, спортивной, сельскохозяйственной сферах.
Во время встречи с представителями средств массовой информации после переговоров с таджикским лидером Александр Лукашенко, что Таджикистан является верным другом и важным партнером Беларуси. Глава государства подчеркнул, что между странами нет и не будет закрытых тем.
Белорусский лидер поблагодарил Эмомали Рахмона за визит в Беларусь в дни проведения II Европейских игр. Президент также считает символичным, что визит проходит накануне празднования 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. «Мы свято храним память о воинах-освободителях, в числе которых были уроженцы Таджикистана», – заявил Александр Лукашенко.
Развитие эффективного торгово-экономического взаимодействия для Беларуси и Таджикистана остается в числе приоритетных задач, отметил он. «Убежден, совместными усилиями мы сможем и должны увеличить двустороннюю торговлю. Это отвечает интересам и Беларуси, и Таджикистана», – подчеркнул Глава государства.
Александр Лукашенко напомнил, что в Таджикистане уже второй год успешно функционирует совместное сборочное производство белорусской сельхозтехники, расширяется перечень выпускаемой продукции. По его словам, этот проект стал отправной точкой для наращивания долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества и в других сферах. «В начале этого года в Душанбе создано первое совместное предприятие по переработке молока. Продукцию будут производить с использованием белорусского сырья и технологий. Есть планы развивать это направление, а также иные проекты в области агрокомплекса, – отметил Глава государства. – Прямая кооперация, совместное производство качественных конкурентных товаров должны стать движущей силой дальнейшего развития экономического сотрудничества наших стран».
Он убежден, что результаты состоявшихся переговоров откроют новые горизонты для развития всестороннего сотрудничества, а подписанные документы укрепят взаимодействие в различных сферах.
После завершения официальных переговоров во Дворце Независимости президенты обменялись подарками. Александр Лукашенко подарил Эмомали Рахмону созданную по старинной технологии копию Слуцкого пояса, а также сувениры II Европейских игр – панно из мореного дуба с закрепленными на нем медальонами, символизирующими 15 видов спорта, представленных на форуме, эксклюзивный набор шоколада и талисман II Европейских игр – лисенка Лесика.
В свою очередь Эмомали Рахмон вручил Главе белорусского государства национальный таджикский кинжал Ханджар ручной работы, изготовленный с использованием кости оленя, с росписью и гравюрой. Еще один подарок – картина на холсте, на которой изображен Дворец Навруз. Этот этнокультурный комплекс включен в перечень восьми чудес Шанхайской организации сотрудничества.
Упорядочивание и определение ключевых подходов. Эксперт о законодательных новациях финансовой поддержки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент
БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации
БЕЛТА
Завершился рабочий визит Президента Зимбабве Эммерсона Мнангагвы в Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 мая проводил своего коллегу и друга Президента Зимбабве Эммерсона Мнангагву в аэропорту.
Президенты в аэропорту провели встречу, в ходе которой подвели итоги состоявшегося рабочего визита лидера Зимбабве в Беларусь.
Александр Лукашенко подчеркнул, что именно благодаря личному вкладу Эммерсона Мнангагвы между Беларусью и Зимбабве достигнут нынешний высокий уровень отношений.
«Мы очень рады быть здесь. И очень рады динамике отношений, которые развиваются между Зимбабве и Беларусью», – сказал Президент Зимбабве.
В ходе дружеской беседы главы государств не обошли стороной и погоду – нынешний май в Беларуси выдался достаточно прохладным. «Вам придется снова реакклиматизироваться на родине. Но и у вас зима там», – заметил Глава белорусского государства.
Эммерсон Мнангагва подтвердил, что сейчас в Зимбабве действительно зимний период, и порой по местным меркам весьма прохладно. «Но белорусская погода для нас очень комфортная», – заверил он.
«Это говорит о том, что вам надо чаще бывать в Беларуси», – сказал в ответ Александр Лукашенко.
Лидеры стран тепло попрощались. Эммерсон Мнангагва поблагодарил за прекрасную организацию визита и пригласил Александра Лукашенко в ближайшее время совершить ответный визит в Зимбабве. «Большое спасибо! Я увезу самые лучшие воспоминания», – сказал на прощание Президент Зимбабве.
Переговоры Президента Беларуси с Президентом Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 мая провел переговоры с Президентом Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой во Дворце Независимости.
Главы государств обсудили состояние двустороннего сотрудничества, ход реализации имеющихся и перспективы новых проектов, в том числе в торгово-экономической и инвестиционной сферах.
«Мы очень высоко ценим дружбу с вашей страной, вашим народом. Нас объединяет общность подходов к формированию справедливого миропорядка, основанного на суверенном равенстве всех государств, многосторонности, уважении Устава ООН и международного права», – сказал Александр Лукашенко во время переговоров.
«Еще раз хочу подчеркнуть, что Вы для нас в Беларуси всегда желанный гость, а Беловежская пуща (где лидер Зимбабве побывал со своей супругой в ходе этого визита. – Прим.) для Вас уже стала родным домом. Приезжайте в любой день, в любое время со своей супругой, с семьей. Проведите здесь время в этом климате комфортном, не таком, может быть, жарком, как у вас летом бывает», – пригласил Президент Беларуси.
Что касается двустороннего сотрудничества, он подчеркнул, что зимбабвийскую сторону нет необходимости убеждать в ответственности белорусских партнеров, готовности четко и в срок исполнять заключенные договоренности. «Мы всегда будем верны этому принципу. В этом можете не сомневаться», – заверил Александр Лукашенко.
«Наше двустороннее сотрудничество – это новый стандарт в работе со странами Африки. Учитывая эту высокую планку, мы постарались обеспечить Вам и вашей делегации насыщенную программу. Я абсолютно уверен, что итоги визита придадут мощный импульс отношениям братства и партнерства между народами Беларуси и Зимбабве, – сказал Глава государства. – За последние годы наши страны вывели на новый уровень политические отношения, значительно расширили торгово-экономическое взаимодействие, сформировали прочную договорно-правовую базу сотрудничества».
Александр Лукашенко отметил, что с момента исторических переговоров на высшем уровне в Хараре в 2023 году сделано немало. Создана совместная комиссия, налажен прямой диалог между профильными министерствами и компаниями, расширяются гуманитарные и культурные контакты между Беларусью и Зимбабве.
«Вместе наши страны достигают ощутимых практических результатов», – подчеркнул белорусский лидер.
Один из примеров – совместная программа механизации сельского хозяйства Зимбабве, которую Александр Лукашенко назвал настоящим образцом честного, открытого и продуктивного взаимодействия. Благодаря этой программе сбор пшеницы в Зимбабве уже вырос более чем в три раза. С 2022 года Зимбабве полностью обеспечивает внутренние потребности в пшенице, начат экспорт излишков в соседние страны (Мозамбик, Ботсвана).
«Мы продолжаем работу с фокусом на то, чтобы сохранить такие урожаи и дополнительно укрепить продовольственную безопасность Зимбабве и юга Африки в целом. Это очень важное направление – работа с территории Зимбабве на другие страны. И на этом примере нашей совместной работы другие страны Африканского континента видят, что эксплуатации и диктату Запада и транснациональных корпораций есть реальная альтернатива», – сказал Глава белорусского государства.
Беларусь готова принять на обучение больше студентов из Зимбабве. «Более 60 студентов из вашей страны уже обучаются в белорусских вузах по различным специальностям аграрного, медицинского, технического профилей. Готовы увеличивать их количество при необходимости», – заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также отметил, что страны активизировали промышленную кооперацию: «Уверен, подписанные в апреле этого года соглашения о создании в Зимбабве совместного производства автобусов будут воплощены в жизнь».
Продолжается реализация договоренностей о взаимных поставках продуктов питания (сухое молоко, соки, фрукты и др.), сотрудничестве в областях здравоохранения и поставок лекарственных средств, науки и технологий.
«Мы готовы масштабировать накопленный опыт. Беларусь может стать надежным партнером Зимбабве во внедрении современных технологий переработки отходов, цифровизации, мирном использовании атомной энергии, взаимодействии в освоении космоса», – предложил Александр Лукашенко.
«У нас, конечно же, есть и вопросы, которые мешают нам продвигаться теми темпами, которыми мы бы хотели, вперед и выйти к 2030 году на устойчивый взаимный товарооборот, приближающийся к $100 млн. Надо найти развязки по этим вопросам. Они есть. Поэтому мы с вами и ведем эти переговоры», – подчеркнул Глава белорусского государства.
Эммерсон Мнангагва в свою очередь заявил, что Беларусь для зимбабвийской делегации стала «домом вдалеке от дома».
«Гостеприимство, которое было оказано мне, превосходит все ожидания. И моя делегация благодарна за такое гостеприимство и такой прием. Это действительно дом вдалеке от дома, – подчеркнул Эммерсон Мнангагва, обращаясь к Александру Лукашенко. – Вы являетесь примером лидерства. Благодарю Вас за ту роль, которую Вы играете в плодотворных дискуссиях и сотрудничестве, которые приводят к укреплению наших отношений и существующей дружбы между Зимбабве и Беларусью. Большое спасибо, дорогой брат!»
Президент Зимбабве также поздравил Александра Лукашенко и белорусский народ с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Во время визита в Беларусь Эммерсон Мнангагва посетил Брестскую крепость-герой. По его словам, этот мемориальный комплекс напоминает о великом подвиге и жертвах, которые принес белорусский народ ради мира во всем мире. «Мы отдаем дань уважения воинам Беларуси, которые оставили свой след в истории и внесли огромный вклад в мирное существование», – отметил Эммерсон Мнангагва.
Говоря о сотрудничестве с Беларусью, Президент Зимбабве заявил: «Прогресс и рост, который мы наблюдаем в двусторонних отношениях, приносит нам удовлетворение. Мы действительно достигли успехов. Тем не менее есть необходимость использовать эти успехи для того, чтобы двигаться дальше».
Эммерсон Мнангагва отметил огромный вклад Беларуси в программу по механизации сельского хозяйства Зимбабве и обеспечение продовольственной безопасности страны. «Это огромный шаг вперед для нас, и мы благодарим вас за это, – заявил он. – Мы готовы и далее рассматривать механизацию и модернизацию нашей молочной промышленности с поддержкой белорусских партнеров».
«Зимбабве стремится достигнуть прогресса в сотрудничестве по производству техники, поскольку мы получим от этого огромную пользу. В то же время, я считаю, белорусская экономика также может выиграть от этого, потому что она будет присутствовать в нашем регионе – Африке», – добавил Президент.
По его мнению, сторонам также надо развивать взаимодействие в сферах образования, технологий и многих других отраслях.
После переговоров на высшем уровне состоялась церемония обмена текстами международных документов. Стороны подписали дорожную карту стратегического сотрудничества и партнерства на 2026–2030 годы.
«Подписан пакет двусторонних документов. В его основе – дорожная карта на 2026–2030 годы, в которой учтены все ключевые совместные проекты в различных сферах», – заявил по итогам переговоров Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что стороны провели очень насыщенные и результативные переговоры. «Обсудили широкий круг вопросов, рассмотрели, как выполняются уже достигнутые договоренности (в том числе в ходе визита в Зимбабве два года назад). Определили новые совместные проекты. При этом особое внимание уделили развитию перспективных направлений, включая межрегиональное взаимодействие и промышленную кооперацию», – сказал Президент.
«До нас очень эффективно поработали наши специалисты и министры. Обсудили широкий круг вопросов, рассмотрели, как выполняются уже достигнутые договоренности (в том числе в ходе визита в Зимбабве два года назад). Определили новые совместные проекты. При этом особое внимание уделили развитию перспективных направлений, включая межрегиональное взаимодействие и промышленную кооперацию», – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что в ходе визита Эммерсона Мнангагвы в Беларусь достигнуты значимые результаты. Этому предшествовала большая работа правительств, профильных министерств, региональных властей и компаний.
«Но я хочу выразить искреннюю признательность именно Вам за большой личный вклад в развитие стратегических отношений дружбы и братства между народами Беларуси и Зимбабве. Убежден, с такой поддержкой мы еще активнее будем наращивать товарооборот, создавать совместные перспективные производства, открывать новые рынки как в Африке, так и в Евразии», – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко пригласил Президента Зимбабве и его супругу Оксилию Мнангагву еще не раз посетить Беларусь. Он заверил, что зимбабвийский лидер будет чувствовать себя даже не как дома, а действительно будет дома – на белорусской земле. «Я очень благодарен Вам за все, что Вы сделали. Отдаю должное тому, что не было бы такого уровня понимания и отношений между Зимбабве и Беларусью, если бы не Вы. Это Вы приехали когда-то, будучи вице-президентом, в нашу страну и предложили выстраивать наши отношения. С этого все и началось», – добавил Президент Беларуси.
«Мы готовы оказать содействие Зимбабве в создании комплексной системы здравоохранения, поставлять из Беларуси медицинские препараты и специальное оборудование, чтобы решить проблему оказания медицинской помощи детишкам, женщинам и всему населению Зимбабве», – сказал Глава государства.
«Вы изучили нашу систему здравоохранения. Она вам понравилась, по моим данным. И вы готовы ее выстроить в Зимбабве с нашей помощью. Мы готовы вам в этом содействовать», – заверил Александр Лукашенко.
«В этом году Беларусь председательствует в Евразийском экономическом союзе, Зимбабве – в Сообществе развития Юга Африки (торгово-экономический союз стран юга Африки. – Прим.). Мы готовы использовать свое особое положение для активизации сотрудничества между этими интеграционными блоками и упрощения условий взаимной торговли. Конечно, в соответствии с действующими правовыми процедурами», – сказал Глава государства.
«Мы договорились создать комиссию на уровне глав государств. Она станет стратегическим механизмом высокого уровня, позволяющим координировать работу уже действующих совместных комиссий и комитетов», – сказал белорусский лидер.
По его словам, соответствующий проект соглашения будет подготовлен к его ответному визиту в Зимбабве.
Эммерсон Мнангагва в свою очередь сказал: «Мы с нетерпением ожидаем продолжения нашего двустороннего сотрудничества. И ожидаем наших партнеров в Африке. У Зимбабве уникальная позиция, которая позволяет стране стать своеобразным хабом, с помощью которого белорусские продукты могут быть реализованы в более широком регионе. Это поспособствует расширению экономического сотрудничества со многими странами Африки».
По его словам, сотрудничество с Беларусью внесет большой вклад в развитие промышленности и экономики Зимбабве в целом. При этом, по словам Президента, зимбабвийская сторона готова рассматривать и новые возможности для расширения сотрудничества, в частности, в области переработки и обращения с отходами, очистки воды.
«Мы признаем важность партнерства, которое сложилось между странами в этой сложной международной ситуации. Мы решительно настроены наращивать наши отношения, в том числе и на базе различных международных площадок», – заявил зимбабвийский лидер.
«Мы видим огромную пользу в том числе в сфере добычи минеральных ресурсов. Вместе мы можем разработать серьезную основу для инвестиций, которая обеспечит рост производительности в этом секторе и позволит нашим экономикам процветать», – сказал Эммерсон Мнангагва.
С какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС
Евразийский экономический форум в 2025 году пройдет в Минске 26–27 июня. Это предусмотрено соответствующим постановлением Совета Министров. Согласно документу, мероприятие состоится в Минском международном выставочном центре. Что обсудят участники мероприятия, и с какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС – в нашем материале.
Стратегическая цель
С 1 января Беларусь в третий раз приняла председательство в органах ЕАЭС. Программа белорусского председательства на текущий год в качестве основных направлений совместной деятельности определила развитие технологического потенциала, импортозамещение, стимулирование взаимных инвестиций, формирование бесшовного транспортного пространства, обеспечение безопасности внутреннего рынка и цифровизации экономики. Новый импульс нужен и для развития международного сотрудничества во всех его форматах, создания дополнительных условий для продвижения товаров ЕАЭС на зарубежные рынки.
– Кооперационное взаимодействие, защита прав инвесторов, цифровая трансформация, санитарно-эпидемиологический контроль – эти направления затрагивают инициативные предложения Беларуси для совместной работы с партнерами в ЕАЭС, – отметила заместитель Министра экономики Алеся Абраменко.
По ее словам, в первом квартале года в ЕЭК были внесены предложения нашей страны по ряду ключевых направлений:
– Для усиления кооперационного взаимодействия экономик необходимо активизировать реализацию совместных проектов и программ, особенно в сферах IT, искусственного интеллекта, электротранспорта, микроэлектроники, робототехники. Чтобы эти бизнес-идеи было проще воплотить в жизнь, продолжаем работу по созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций, упрощению административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов.
Цифровая трансформация включает вопросы гармонизации национальных электронных систем учета и контроля за перемещением товаров, предоставления национального режима поставщикам из других стран союза при оцифровке обязательств и не только.
– Задача работы по этому вектору – исключить появление новых барьеров для бизнеса и торговли. Эти вопросы должны быть на постоянном мониторинге ЕЭК. Считаем важным усилить взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического контроля, выработать общую стратегию действий в ответ на возможные эпидемиологические угрозы. В условиях информационного противодействия предлагаем активнее продвигать и тему евразийской интеграции через государственные телевизионные каналы стран ЕАЭС, – добавила замминистра экономики.
Синергетический эффект
Евразийский экономический союз сегодня – это динамично развивающееся интеграционное объединение. Совокупный рост ВВП евразийской «пятерки» в прошлом году составил 4,2 процента. У ЕС, например, аналогичный показатель составил всего 0,8 процента. Устранение нетарифных барьеров в ЕАЭС за счет перехода на единые обязательные требования к товарам ЕАЭС, а также устранение таможенного контроля ежегодно за период 2015–2023 годов обеспечили устойчивую надбавку к темпам роста ВВП ЕАЭС в 14,5 млрд долларов. Взаимная торговля ЕАЭС за счет этих мер была в среднем на 24 процента выше. Также растет потребительская активность, увеличивается загрузка производственных мощностей, развивается новая транспортно-логистическая инфраструктура. Стабильно растет доля взаимной торговли. За 10 лет она удвоилась и по итогам прошлого года составила почти 100 млрд долларов. Эксперты отмечают, все эти цифры свидетельствуют о наличии больших резервов роста экономик государств и ЕАЭС в целом.
– На наднациональном уровне решаются задачи по встраиванию ЕАЭС в мировую архитектуру экономических отношений, увеличению экспорта, привлечению инвестиций и технологий. За время функционирования Евразийской экономической комиссии подписано около ста меморандумов о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями, что позволяет обмениваться опытом, в том числе в части передовых инновационных разработок, – отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Бакытжан Сагинтаев.
С учетом высоких темпов цифровой трансформации во всех сферах экономики ЕЭК сегодня активно работает над созданием единого цифрового пространства, ориентированного на упрощение взаимодействия между госорганами, бизнесом и гражданами.
– Наша задача – сделать все процессы быстрее, удобнее и безопаснее. В основе реализации технологических решений лежит концепция Digital Union. В настоящее время цифровизация динамично развивается в ряде сфер экономики ЕАЭС. Принимаемые меры в транспортной отрасли позволят обеспечить бесшовность перевозок, создав в рамках союза устойчивый транспортно-логистический каркас. В энергетике одна из важнейших задач – диверсификация структуры выработки электроэнергии. В сфере АПК перспективным является дальнейшее налаживание сотрудничества по производству наукоемких товаров, – сообщил Бакытжан Сагинтаев.
Логистика нового дня
Напомним, что в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси Александр Лукашенко определил одним из важнейших вопросов формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции, особенно при выполнении воздушных перевозок между странами ЕАЭС. Предстоит продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них. По его словам, важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать безопасные международные транспортные коридоры, связывающие государства – члены ЕАЭС.
В последние годы транспортно-логистическая система в нашем регионе заметно трансформировалась. Геополитические процессы и санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики. Из-за дискриминационной политики Запада порты Украины и стран Балтии, через которые раньше доставлялись белорусские грузы, сегодня для нас недоступны. Поэтому активно осваиваются альтернативные маршруты. Один из них – Северный морской путь. Эксперты отмечают, что с учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь в Китай, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными. В частности, аналитики Евразийского банка развития прогнозируют, что к 2030 году грузопоток по международному транспортному коридору «Север – Юг» увеличится почти на 60 процентов к уровню 2023 года и достигнет 30 млн тонн.
В целом, по прогнозам аналитиков ЕАБР, к 2030 году объем железнодорожных перевозок грузов по восточному маршруту МТК «Север – Юг» может вырасти в 4,5 раза и составить 5 млн тонн. Развитию коридора будут способствовать модернизация и электрификация железнодорожных линий, развитие погранпереходов, скоординированная тарифная политика, создание сквозного логистического оператора, цифровизация транспортных документов и процедур.
Ставка на развитие
Еще одним из важнейших вопросов в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС. Напомним, Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказании финансового содействия при их реализации государствами – членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры. В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них – создание производственных мощностей на АО «Муромский стрелочный завод» по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Второй – организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd. В обоих проектах участвуют белорусские производители.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 14 мая 2025 г.
Состоялась встреча руководителей палат Национального собрания Республики Беларусь с Генеральным секретарем ЦК Компартии Вьетнама
12 мая 2025 г. состоялась встреча руководителей палат Национального собрания Республики Беларусь И.П.Сергеенко и Н.И.Кочановой с Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама То Ламом.
Перед началом мероприятия Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама То Лам вместе с И.П.Сергеенко и Н.И.Кочановой посетил Овальный зал, а также оставил запись в Книге почетных гостей Палаты представителей.
Приветствуя высокого гостя, Председатель Палаты представителей заверил его, что белорусские парламентарии придают большое значение его визиту в Республику Беларусь.
Он также отметил символизм того факта, что визит совпадает с празднованием значимых дат в истории двух государств – 80-летия Великой Победы и 50-летия освобождения Южного Вьетнама и воссоединения страны.
И.П.Сергеенко также подчеркнул, что подписание Президентом Беларуси и Генеральным секретарем ЦК Компартии Вьетнама Совместного заявления об установлении стратегического партнерства между Республикой Беларусь и Социалистической Республикой Вьетнам подтверждает большие перспективы.
Он выразил мнение, что задача парламентской дипломатии – беречь, сохранять и развивать добрые традиции белорусско-вьетнамской дружбы.
В числе приоритетных направлений сотрудничества Председатель Палаты представителей назвал наращивание деловых связей, чему способствует использование возможностей Соглашения между ЕАЭС и Вьетнамом о свободной торговле.
И.П.Сергеенко также отметил важность укрепления человеческих, гуманитарных связей и выразил уверенность в том, что дополнительным импульсом в развитии двустороннего туризма станет ратифицированное в прошлом году межправительственное Соглашение об отмене виз для владельцев национальных паспортов.
Н.И.Кочанова также отметила дружеский характер отношений между двумя странами и совпадение позиций Минска и Ханоя на международных площадках. По ее словам, визит То Лама в Беларусь является историческим для развития экономического и продолжения межпарламентского сотрудничества.
В свою очередь То Лам подтвердил, что Беларусь – важный партнер Вьетнама в регионе. «Для нас очень значимы отношения между нашими странами ... и надеемся, что эти отношения будут постоянно развиваться на благо двух народов», – сказал он.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)