Совещание по расширению полномочий ЕЭК по устранению препятствий на внутреннем рынке товаров и услуг состоялось в Минэкономики
20 июня 2019 г. в Министерстве экономики Республики Беларусь под председательством члена Коллегии (Министра) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян состоялось совещание по обсуждению предложений по расширению полномочий ЕЭК в части мониторинга, контроля и устранения препятствий на внутреннем рынке товаров и услуг ЕАЭС. Дискуссию представителей Беларуси, Казахстана России и ЕЭК в формате видеоконференции подержали эксперты Армении и Кыргызстана.
Со стороны Минэкономики Беларуси в заседании приняли участие заместитель Министра экономики Юрий Чеботарь и начальник главного управления экономической интеграции Алексей Мацевило.
Участники совещания рассмотрели предложения, касающиеся подготовки «дорожных карт» по устранению изъятий и ограничений на постоянной основе с периодичностью раз в два года и разработки отдельного ускоренного порядка рассмотрения обращений уполномоченных органов государств-членов о препятствиях на внутреннем рынке ЕАЭС.
Предметом отдельного обсуждения стали целесообразность внедрения принципа обязательности досудебного урегулирования споров на площадке Комиссии ЕЭК и предоставления права Комиссии обращаться в Суд ЕАЭС в рамках работы по устранению препятствий и наделении Суда полномочиями по наложению штрафных санкций за нарушение права Союза.
Во время совещания состоялся обмен мнениями относительно возможного ограничения «права вето» государств-членов в отношении решений Коллегии Комиссии ЕЭК.
Также в ходе мероприятия обсуждался механизм урегулирования разногласий и решения спорных вопросов в случаях различия результатов, полученных в лабораториях разных государств-членов, отсутствия их взаимного признания и в иных подобных случаях.
По сообщению Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
Министр экономики Юрий Чеботарь рассказал журналистам, за счет каких направлений будет обеспечен рост ВВП в 2026 году, комментируя подписанный Президентом Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год, передает корреспондент БЕЛТА.
Сегодня Президент утвердил основные задачи социально-экономического развития страны на 2026 год. По словам Юрия Чеботаря, при прогнозировании учитывалось несколько условий: динамика внешних рынков, включая рынок основного торгового партнера – России, а также внутренние условия и задачи, которые были поставлены. Этот документ полностью связан с программой социально-экономического развития и государственными программами, что делает принятие указа завершающим этапом планирования и прогнозирования развития Беларуси, подчеркнул Министр.
Ключевой задачей является обеспечение темпа роста ВВП на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, который будет обеспечиваться за счет нескольких направлений. «Первое – развитие производственно-экспортной программы с целью увеличения экспорта товаров и услуг на 3,7 % (что также утверждено указом на 2026 год). Министерствам, концернам и областным исполкомам поставлена задача расширять присутствие на других рынках, особенно в странах дальней дуги, Азии, при этом сохраняя устойчивость на российском рынке. Предприятиям необходимо в кратчайшие сроки подготовить бизнес-планы для выполнения этих задач», – обратил внимание глава ведомства.
Второе направление – инвестиционная программа, в рамках которой увеличиваются объемы строительства жилья с приоритетом на арендное жилье для нуждающихся и востребованных специалистов, которые местные власти устанавливают в своих регионах.
Также планируется развитие инфраструктуры и коммерческих проектов. «По коммерческим проектам мы ожидаем основной рост, том числе в этом году, с учетом «Региональной инициативы». Прошел месяц, и прирост по этой инициативе составил Br300 млн. Если так пойдет и дальше, то рост коммерческих инвестиций ожидается почти на 20 %. За счет всей этой общей работы реальные доходы населения должны вырасти в следующем году на более чем 4 %», – добавил Юрий Чеботарь. По его словам, ключевое здесь – рост производительности труда за счет внедрения современных методов автоматизации и роботизации.
В планах также предусмотрены новые финансовые продукты и механизмы поддержки для приоритетных сфер, включая туризм и роботизацию.
Прогноз развития страны тесно связан с пятилетней программой социально-экономического развития Беларуси, но остается сложным из-за рисков мировой экономики и умеренного роста России, прогнозируемого на уровне 101,3 %. «С этими условиями нам в следующем году надо будет работать. Для этого мы и отрабатываем механизмы поддержки наших экспортеров», – подчеркнул Министр.
По словам Юрия Чеботаря, главным ответом на эти вызовы становится расширение присутствия на других рынках. «Многие эксперты отмечают, что лидером по интенсивности роста и потенциалу потребления с учетом численности населения является Африка. Этот рынок оценивается с темпом роста экономики около 4 %. Азиатский рынок также остается одним из самых динамично развивающихся. Именно в этих двух направлениях нам нужно активно увеличивать свое присутствие, – уверен глава ведомства. – Кроме того, важное значение имеют страны СНГ, с которыми у нас связано общее прошлое. Здесь ключевая задача – нарастить присутствие, поскольку нас там уже знают, нашей продукции доверяют. Рекламировать бренды особо не требуется, нужно просто расширять влияние».
По информации БЕЛТА
Начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказал, за счет чего прирастают инвестиции в основной капитал Беларуси.
В этом году сохранена положительная динамика, начавшаяся в 2023 году, отметил Дмитрий Клименков. «Уже третий год подряд наблюдается устойчивый рост инвестиций в основной капитал. Рост значительный – более 10 %. В текущем году он составляет около 15 %, или, точнее, темп роста составляет 115,3 %. Такой прирост обеспечен за счет увеличения инвестиций во всех ключевых направлениях: жилищное строительство, создание социальной и транспортной инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения, а также национальной безопасности», – рассказал он.
Основное внимание уделяется развитию реального сектора экономики – того, что создает продукцию, добавленную стоимость, обеспечивает экспорт и выплату заработной платы. В этом году наблюдается рост по всем трем направлениям инвестиций. «В денежном выражении рост к прошлому году составляет примерно Br9 млрд, а к плану – более Br3 млрд. Годовой план уже выполнен: задание на год было 107,8 %, – подчеркнул начальник главного управления. – По нашим прогнозам, позитивная динамика сохранится. Если какое-то замедление и будет, то оно окажется незначительным».
То, что инвестиционная активность в Беларуси стала улучшаться в 2023 году, связано с совокупностью многих факторов. Во-первых, прошло время «осознания» первых санкций, которые оказали серьезное влияние. «Были введены более жесткие ограничения поверх уже существующих, что привело к блокировке рынков сбыта продукции и поставок оборудования. Естественно, предприятиям потребовалось время на перестройку. Благодаря принятым решениям и усилиям начался постепенный восстановительный рост. Это первое направление», – обозначил Дмитрий Клименков.
Кроме того, внимание было уделено развитию инфраструктуры, в том числе социальной, что обеспечило повышение качества жизни. «Именно эти факторы стали основой для роста. Хотя результаты не всегда заметны в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе происходит устойчивое улучшение. Важными шагами стали редакции закона об инвестициях, создание новых преференций и кредитных продуктов. Общая работа по этим направлениям дала положительный результат», – пояснил представитель Минэкономики.
Он добавил, что не стоит забывать и о роли реального сектора экономики и банковской сферы. «В итоге мы запустили механизм, который сейчас работает на достаточно высоком уровне», – резюмировал он.
По информации БЕЛТА
До конца года в Беларуси будет реализовано еще 60 проектов по инициативе «Один район – один проект». Об этом рассказал начальник главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Дмитрий Клименков в проекте БЕЛТА «Страна говорит».
Инициатива «Один район – один проект» – это один из основных элементов организационной работы, который помог ускорить инвестиционное развитие в Беларуси. «Если говорить о результатах, то у нас порядка двухсот проектов в рамках этой программы. В стране 129 административных территориальных единиц, а проектов – 218. Значит, у некоторых районов по два и более проекта. На сегодня примерно по 100 проектам завершена инвестиционная стадия, 86 районов уже ввели их в эксплуатацию – инвестиционный этап завершен, подписан акт ввода, начинается этап выхода на проектные мощности, когда оборудование работает на полную мощность и выпускает продукцию в полном объеме», – отметил Дмитрий Клименков.
Таким образом, две трети районов, 86 из 129, уже завершили проекты. По словам начальника главного управления, до конца года ожидается завершение еще порядка 60 проектов. «Есть в регионах крупные проекты, например, в Могилеве – производство карбона, в Минской области – деревообработка и пищевая промышленность. Я не хочу выделять отдельные проекты, потому что сравнивать их по объему инвестиций может быть некорректно. Для какого-то района проект на Br1 млн с созданием 10 рабочих мест может иметь большое значение. Мы понимаем, что в небольших районах не может появиться крупный проект – все зависит от компетенций, кадров, возможностей и инфраструктуры, – пояснил он. – У всех разные условия. Главное в этой инициативе – чтобы в каждом районе был хотя бы один проект».
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 октября собрал совещание по вопросам развития сотрудничества со странами Африки.
Тема взаимодействия со странами Африки часто обсуждается на уровне Главы государства, ведь традиционные экспортные рынки необходимо расширять. «И не только потому, что мы там начали проседать, особенно в плане экспорта нашей продукции», – заметил Президент.
Однако в Правительстве перед совещанием были сомнения относительно того, удастся ли подготовиться к мероприятию в сжатые сроки. «Хочу только предупредить всех членов Правительства и тех, кто отвечает за направление сотрудничества в данном случае с Африкой, – должны быть готовы с утра до вечера каждый день к докладу и обсуждению тех или иных проблем», – ориентировал Александр Лукашенко. Он обратил внимание, что собирает должностных лиц не для того, чтобы теоретизировать или «рассматривать крупные философские проблемы», а для обсуждения реальной работы. Поэтому в повестке мероприятия – нынешнее положение дел в сотрудничестве с Африкой и предложения на перспективу.
Глава государства подчеркнул, что от участников совещания необходимы дополнительные предложения по развитию сотрудничества с Африкой. Особенно это касается таких направлений, как продовольственная безопасность, поставки промышленной и военно-технической продукции, перспективы создания совместных сборочных производств. Нужны также инициативы в сферах образования и здравоохранения. Например, в части взаимодействия по подготовке кадров.
«Африка для Беларуси – тот же Китай 30 лет назад, рынок будущего, куда нужно активно идти и завоевывать на нем свои ниши. Именно там резерв диверсификации экспорта для базовых отраслей нашей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, производство минеральных удобрений и другие», – констатировал белорусский лидер.
Темпы роста ВВП этого континента превышают среднемировые – больше 4 % против 3 % в 2025 году, демографического роста – тем более (2–3 % прироста в год). А вот доля в международной торговле пока неадекватно низкая: 2,6 % мирового экспорта и 3 % – импорта. Это говорит о том, что там сжимается пружина отложенного спроса, отметил Президент.
Плюс Африку можно назвать кладовой мира по сырьевым ресурсам. Здесь находится треть мировых запасов полезных ископаемых, в том числе 8 % всего природного газа, 12 % нефти, 40 % золота, до 90 % хрома и платины. «Это сегодня превращает Африку в локомотив, в сцепке с которым можно двигаться вперед. Но именно в крепкой сцепке, а не пытаясь запрыгнуть на последнюю подножку уходящего поезда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что Правительством была принята программа действий по развитию сотрудничества со странами Африки на 2024–2026 годы. Однако Президент оценил ее как очень легкую, ненапряженную. Например, темп роста экспорта товаров – 107,2 % при среднем по стране 97,5 %. «Вроде бы, неплохой рост, но цифры слишком занижены», – считает Президент.
«Казалось бы, шанс. Раз пошли дела, так надо собрать резервы, поддержать лучших, научить остальных. А на самом деле? – спросил Глава государства. – Признаков системной работы я пока не вижу. Никто ничего не корректирует ни в планах, ни в методах».
«Ситуация на наших основных (экспортных. – Прим.) рынках сейчас сложная. Оттуда мы ни в коем случае не уйдем и будем бороться за своего потребителя. Но у предприятий и отраслей уже не может быть отговорок, что все законтрактовано, что кто-то в России предлагает лучшую цену и так далее, – обратил внимание Глава государства. – Надо идти на дальнюю дугу и там работать. Это серьезная задачи и не столько сегодняшнего дня».
Для руководителей Президент ставит задачи обеспечить загрузку мощностей, рабочие места и зарплаты для людей, несмотря на существующие трудности. «Именно в сложных ситуациях!» – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства заметил, что на все африканские страны приходится пока только 2 % от общего объема экспорта Беларуси (для сравнения: за 8 месяцев прошлого года этот показатель был на уровне 1,9 %). И это при том, что расширилась география белорусского присутствия в регионе. До 2019 года сотрудничество было преимущественно со странами севера Африки: Египтом, Ливией и Суданом. А сейчас уже наработан значительный политический капитал с Зимбабве, Нигерией, Эфиопией, Кенией. Интерес к активизации совместной работы проявляют Уганда, Ботсвана, Гана и Мозамбик.
«Вы знаете, как монетизировать политический капитал во взаимовыгодные проекты», – констатировал Александр Лукашенко, обращаясь к участникам мероприятия. Соответствующий алгоритм, по его словам, отработан на программе механизации сельского хозяйства Зимбабве. Сейчас по этой же схеме идет успешное сотрудничество с Нигерией. Суммарно туда уже поставлено более 5 тыс. единиц белорусской сельскохозяйственной и специальной техники, проводится обучение персонала, налаживается работа сервисных центров. Есть планы по созданию сборочных производств. «Все понимаем, как надо делать, но делаем очень медленно», – обратил внимание Президент.
«Вопрос присутствующим: какая страна будет следующей и когда начнем?» – продолжил он.
Глава государства отметил, в частности, готовность Алжира вывести отношения на качественно новый уровень, подкрепив их серьезными проектами. «Накануне визита посмотрим, что МИД с Правительством предложат, – сказал Александр Лукашенко. – Рассчитываю в самое ближайшее время обсудить предметные шаги и конкретные экономические задачи с Президентом Теббуном».
К слову, эту африканскую страну посещал недавно Министр иностранных дел Максим Рыженков. «Опоздали мы в Алжир с нашей продукцией или нет?» – спросил белорусский лидер.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Президент Беларуси Александр Лукашенко 24 октября собрал совещание о мерах по обеспечению устойчивого развития Витебской области и ситуации с падежом крупного рогатого скота в Республике Беларусь.
«Вы, наверное, заметили, и не только вы, но и наши враги, противники, что я очень часто бываю в последнее время на селе. Если кто-то думает, что это связано с производством, агропромышленным комплексом, нашими колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами, тот прав только наполовину. Меня производство сельхозпродукции не так волнует, как в середине 90-х, – сказал Глава государства во время совещания в Витебске. – Самое главное, почему я болтаюсь постоянно по полям и фермам. Как и раньше, моя цель – очень хотел бы надеяться, что и ваша, – спасти деревню, сохранить деревню. Не будет деревни – не будет государства. Мы будем обречены».
Александр Лукашенко напомнил, что за последние 15 лет реализованы многочисленные инициативы – чистые поля и программа «ВитАгро2 Александра Косинца (возглавлял Витебский облисполком в 2008-2014 годах), Оршанский «офшор» и интеграционные объединения в агропромышленном комплексе Николая Шерстнева (возглавлял облисполком в 2014-2021 годах).
Нынешний председатель облисполкома Александр Субботин в должности уже 4 года. «Полный олимпийский цикл, выражаясь спортивным языком. Это срок более чем достаточный, чтобы показать свои управленческие таланты и обеспечить результат, – заметил Глава государства. – Пришло время подвести итоги развития Витебщины, выявить системные недостатки, выработать решения, которые помогут области кардинально улучшить ситуацию в проблемных отраслях».
«Мы анализируем ситуацию в Витебской области. Она печальная. Она хуже, чем где-либо, и даже по тем вопросам, которые для меня запредельны и неприемлемы, как падеж скота: у вас 140 % рост к уровню прошлого года. Это для меня неприемлемо», – подчеркнул белорусский лидер.
«Мы не можем допустить стагнации региона и спокойно смотреть на рост негативных тенденций. Я сделаю все, чтобы заставить вас работать, отговорки не принимаются, – предупредил Президент. – Стагнации не будет. Спокойно смотреть на негатив я не смогу».
Он отметил, что по отдельным производственным направлениям отставание региона от Бреста, Гродно и Минской области становится критическим. «Но самое опасное – вы просто теряете людей!» – сказал Александр Лукашенко.
Например, по сравнению с январем – августом прошлого года – минус 3,5 тыс. занятых в экономике, за 2024 год – минус 4,2 тыс., за 2023-й – минус 8,5 тыс. «Убежден, что наш северный регион имеет все условия для ускоренного движения вперед: выгодное транзитное положение, многоотраслевой промышленный комплекс, развитая образовательная база, сильные традиции», – сказал Президент.
«Наши люди здесь заждались если не прорыва, то хотя бы внятного плана реального возрождения Витебщины. И мы это с вами обеспечим», – подчеркнул белорусский лидер.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
