17.06.2019
Испытательный срок в вопросах и ответах
Об особенностях приема на работу с испытательным сроком рассказала главный правовой инспектор Минского городского объединения организаций профсоюзов Татьяна Россеник.
– С целью проверки соответствия сотрудника поручаемой ему работе, трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания, – говорит Т.Россеник. – Срок такого испытания не должен превышать трех месяцев. Отмечу также, что существуют законодательные акты, регулирующие прием на работу отдельных категорий сотрудников, к примеру госслужащих, таможенников. Там установлена иная продолжительность испытательного срока. Еще один важный момент: условие о предварительном испытании обязательно должно быть прописано в трудовом договоре (контракте). Если это указано только в приказе о приеме на работу, считается, что предварительного испытания не было.
Мы задали специалисту самые популярные вопросы по этой теме. Ответы на них приводим ниже.
Обязателен ли испытательный срок?
Не обязателен. Но если наниматель настаивает на испытании, а работник отказывается, с ним могут попросту не заключить контракт. Правда, есть отдельные категории граждан, трудовой договор с которыми работодатель обязан заключать без предварительного испытания. К ним относятся:
- работники, не достигшие 18 лет,
- молодые рабочие, получившие профессионально-техническое образование,
- молодые специалисты, получившие среднее специальное или высшее образование,
- инвалиды,
- временные и сезонные работники,
- работники, которых переводят в другую местность или к другому нанимателю,
- занявшие должность по результатам выборов.
Если одна из сторон решила прекратить трудовые отношения до окончания испытательного срока, надо ли указывать причину?
Стороны могут предупредить друг друга о решении прекратить трудовые отношения за три дня до намеченной даты либо в день истечения срока испытания. О нежелании продолжать трудовые отношения другую сторону нужно предупредить письменно. Что касается объяснения причин, то для работников такого требования не установлено. Человек пишет заявление, что просит уволить его по статье 29 Трудового кодекса с такого-то числа, и наниматель обязан уволить его и рассчитать. Если он этого не сделает, работник может просто перестать ходить на работу, и это не будет считаться прогулом. А вот если трудовые отношения расторгает наниматель, он все-таки обязан объяснить человеку, по каким критериям тот не подошел. Причем такие основания, как «неуживчивость в коллективе», «конфликтность», – не аргументы в данном случае. Если работник выполняет свою функцию, то плохой характер основанием для увольнения не является. Наниматель должен собрать какой-то пакет документов и объяснить, что из своих обязанностей работник выполняет не так, как требуется.
Могут ли испытательный срок назначить повторно, предложив, к примеру, другую должность или работу на полную/половинную занятость?
В законодательстве не прописано право нанимателя устанавливать несколько предварительных испытаний при приеме на работу. Т.Россеник считает, что испытательный срок при приеме на работу может быть только один. Дальнейшие перемещения – это уже перевод на другую должность, и никакие испытания в этом случае не устанавливаются. Другое дело, если уже был оформлен приказ об увольнении, а затем работник вернулся к этому же нанимателю.
Обязан ли наниматель заключать контракт с женщиной, не прошедшей предварительные испытания по своим трудовым качествам, но забеременевшей в этот период?
Есть льготные категории работников, с которыми недопустимо расторгать контракт по инициативе нанимателя. Впрочем, по словам собеседницы, за прогулы либо за систематическое неисполнение обязанностей можно уволить и такого работника. А вот разрыв трудовых отношений с лицами, не выдержавшими испытательный срок, не относится к увольнению по инициативе нанимателя. Поэтому во время испытаний лучше продемонстрировать свои трудовые качества и убедить нанимателя дождаться вашего возвращения из декретного отпуска.
По сообщению информационного агентства «Минск-Новости»
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в Минтруда
Какие случаи попадают под изменение существенных условий труда, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.

В ведомстве пояснили, что изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, предложение о заключении контракта с работником, работающим по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, установление или отмена дистанционной работы и другие условия, устанавливаемые в соответствии с Трудовым кодексом (ТК). В то же время изменение последовательности чередования работников по сменам не является изменением существенных условий труда.
В случае существенных изменений условий труда наниматель обязан предупредить работника об этом письменно не позднее чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
В Минтруда также представили алгоритм изменения существенных условий труда работников. Необходимо наличие оснований для изменения этих условий. Кроме того, наниматель обязан письменно предупредить работников об изменении существенных условий труда не позднее чем за один месяц до введения новых условий. Работник продолжает работать по прежней профессии или должности в период уведомления и до введения новых условий, если он не отказывается от продолжения работы.
В случае отказа работников от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда увольнение работников происходит на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК. В то же время работодатель должен выплатить при увольнении выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. При этом в случае прекращения трудового договора по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 35 (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ТК, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.
По информации
БЕЛТА
В ГТК разъяснили отдельные вопросы статистического декларирования товаров
28 октября 2025 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 584 «Об изменении постановления от 14 сентября 2020 г. № 533», касающееся статистического декларирования товаров. На Национальном правовом Портале постановление опубликовано 30 октября 2025 г.

Постановлением определяется необходимость указания в статистической декларации сведений о регистрационном номере декларации на товары либо о регистрационном номере заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в отношении отдельных товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в государствах – членах ЕАЭС, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС либо происхождение которых неизвестно (для импортных статистических деклараций).
Речь идет о товарах, указанных в перечне согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2020 г. № 533 (в редакции от 28 октября 2025 г.).
Отсутствие в статистической декларации сведений о вышеуказанных документах будет являться основанием для таможенных органов отказывать в регистрации статистической декларации.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Следует отметить, что в отношении товаров, отгрузка (поступление) которых состоялась до 31 декабря 2025 г. включительно, представление, заполнение, регистрация статистической декларации, внесение изменений в зарегистрированную статистическую декларацию, ее аннулирование осуществляются в случаях и порядке, определенных актами законодательства по вопросам статистического декларирования, действовавшими на день отгрузки (поступления) таких товаров.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
О достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказали в Минтруда
Об основных достижениях 2025 года в социально-трудовой сфере Беларуси рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Олег Токун на заседании Консультативного совета по труду, миграции и социальной защите населения государств СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты.
(фото – БЕЛТА)
Так, замминистра отметил, что среди основных достижений 2025 года – выросшие за 8 месяцев реальные денежные доходы на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Покупательная способность всех видов доходов сохранена.
В то же время на рынке труда зафиксирован рекордно низкий уровень безработицы: 2,4 % – среди трудоспособного населения и 4,5 % – среди молодежи. Занятость в самой продуктивной группе (25–49 лет) достигла 96,3 %.
Кроме того, были усилены социальные гарантии. Олег Токун отметил, что в ходе реализации Указа Президента «О социальной поддержке» от 29 октября 2024 г. был принят пакет мер по усилению социальной поддержки наиболее уязвимых категорий. Так, пенсии детям-инвалидам, потерявшим кормильца, увеличены вдвое, многодетные матери с четырьмя детьми получили право на пенсию при сниженном страховом стаже – 5 лет вместо 10. Также одиноким отцам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставлено право на досрочный выход на пенсию. Для работающих пенсионеров сняты ограничения по выплате пенсии.
В стране особое внимание уделяется поддержке семей и молодежи. Увеличены пособия по беременности и родам для тех, кто только начинает трудовую деятельность, чтобы улучшить условия для рождения детей.
Кроме того, ведутся работы по цифровой трансформации. В 2025 году внедряется «Форсайт. Аналитическая платформа» для прогнозирования и анализа данных в социально-трудовой сфере. Также был модернизирован портал социальной защиты.
«Все наши усилия направлены на максимальное задействование внутренних ресурсов, обеспечение сбалансированности рынка труда и создание надежной системы социальной защиты для каждого гражданина», – подчеркнул Олег Токун в своем выступлении.
По информации
БЕЛТА
Совмещение или исполнение обязанностей отсутствующего работника. Минтруда о нюансах дополнительной работы
Нюансы, связанные с дополнительной работой, разъяснили в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда пояснили, что существует три вида дополнительной работы. Первый – это совмещение должностей служащих (профессий рабочих) или работа по другой вакантной профессии/должности. Например, когда каменщику поручают обязанности облицовщика.
Еще одним видом является расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) или работа по такой же вакантной профессии/должности. К примеру, бухгалтеру увеличивают объем работы (ведение другого бухгалтерского участка). Также среди видов дополнительной работы – исполнение обязанностей временно отсутствующего работника или работа как по другой, так и по такой же профессии/должности. Этот вид дополнительной работы используется при временном отсутствии другого работника (например, на период трудового отпуска).
В ведомстве обратили внимание на то, что все виды дополнительной работы выполняются наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией), в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня.
Кроме того, к дополнительной работе обязательно устанавливается доплата. Размер доплаты устанавливается нанимателем по соглашению с работником. Однако для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением Правительства.
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя с указанием срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, и размера доплаты. Дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Важно, что от выполнения дополнительной работы можно отказаться в любой момент. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а наниматель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации
БЕЛТА
Александр Лукашенко внес в Парламент законопроект по вопросам нормотворческой деятельности
Президент Беларуси Александр Лукашенко внес в Парламент законопроект «Об изменении законов по вопросам нормотворческой деятельности».
Поручение о подготовке данного законопроекта Глава государства дал по итогам проведенной ранее масштабной ревизии законодательства. Работа над документом велась практически год.
Ключевые новации законопроекта направлены на обеспечение компактности и качества законодательства.
Непосредственная разработка осуществлялась Национальным центром законодательства и правовой информации при участии Администрации Президента, Совета Министров, двух палат Парламента, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, иных государственных органов. Использованы предложения, поступившие от 66 ведомств, зарубежный опыт и научные наработки.