Онлайн-ресурс «Сертифицированные отели Республики Беларусь» будет расширен
На сайте Государственной системы каталогизации продукции с мая этого года функционирует онлайн-ресурс «Сертифицированные отели Республики Беларусь».
На нем аккумулируется информация об отелях республики, прошедших добровольную сертификацию и классификацию и тем самым официально подтвердивших свою категорию. В настоящее время здесь представлены общие сведения (категория, адрес, номер сертификата) о 55 отелях.
Наличие такого ресурса, по мнению заместителя начальника службы приема, размещения и продаж отеля «Минск» Артема Шклянко, как минимум, дает гостю гарантии, что при бронировании номера в отеле категории, например, «четыре звезды» он получит услуги, соответствующие этому статусу.
В ближайшее время контент ресурса будет расширен.
Как сообщила начальник отдела каталогизации и государственной регистрации технических условий Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) Светлана Данилович, отелям было направлено предложение предоставить более полную информацию о своих услугах. В частности, сведения о номерном фонде, инфраструктуре гостиницы, спектре оказываемых услуг, например, по предоставлению питания, возможности проведения бизнес-мероприятий и т.д. Немаловажными для определенных категорий посетителей также будут сведения о наличии/отсутствии детских кроваток, условий для проживания гостей с ограниченными физическими возможностям, допустимости размещения домашних животных и др. «Ряд отелей, например, Бреста, Витебска, других городов, уже предоставили нам информацию, сейчас идет ее обработка, и она появится на ресурсе в ближайшее время», − констатировала специалист.
Также появятся ссылки непосредственно на сайты отелей.
Целесообразно напомнить, что в Беларуси проводится добровольная сертификация услуг гостиниц и подтверждение категории на соответствие требованиям ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» и СТБ 1353-2005 «Средства размещения. Общие требования».
Предусмотрена классификация: гостиниц – от «одной» до «пяти звезд», мотелей – от «одной» до «четырех звезд». СТБ 1353-2005 определена также категория «хостел». Для каждой классификационной группировки установлен комплекс требований, характеризующихся определенными показателями.
Сертификация и подтверждение категории гостиниц проводится аккредитованными в Национальной системе аккредитации органами по сертификации услуг.
Начальник отдела сертификации услуг БелГИСС Татьяна Смирнова рассказала, что эксперты-аудиторы органа по сертификации также подтверждают свою компетентность в Национальной системе аккредитации каждые три года, постоянно повышают свой уровень.
Татьяна Смирнова отметила, что владельцы отелей, выбравшие добровольную сертификацию и официальное подтверждение своей «звездности», сделали ставку на стабильное обеспечение качества предоставляемых услуг и постоянное его улучшение, добросовестную конкуренцию, ответственное отношение к своим клиентам.
В целом менеджеры отечественных отелей знают свою целевую аудиторию и стараются учитывать ее пожелания и потребности.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Вопросы развития историко-культурного туризма и сохранения традиционных духовных ценностей обсудили участники выездного расширенного заседания Президиума Совета Республики Национального собрания Беларуси, которое прошло в Полоцке под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
На заседании обсудили вклад Евфросинии Полоцкой в дело просвещения на землях Полоцкого княжества. Ректор Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова Денис Дук отметил, что трудно переоценить роль в истории личности такого масштаба. Евфросиния Полоцкая опередила свое время. Преподобная собрала сокровищницу литературы из разных уголков христианского мира, приобщила к православным обрядам широкий круг людей, наладила коммуникацию с ведущими христианскими центрами своего времени. По ее замыслу в Преображенской церкви (теперь это Спасо-Преображенский храм на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря) были созданы уникальные фрески. «Прихожане, посещая храм, задавались вопросом о сюжетах фресковой живописи, об их значении в жизни христианина и узнавали таким образом о традициях христианской благочинности других народов. Эти знания давали понимание жителям полоцкой земли своего места в деле христианского служения и добродетели. В этом и кроется главное значение духовного просвещения», – отметил он, добавив, что такого рода фресок, которые были отреставрированы в Спасо-Преображенской церкви монастыря, в мире не сохранилось.
Евфросиния Полоцкая, которая жила в духовной чистоте, является примером для многих поколений и всех христиан. Председатель Совета Республики отметила, что имя великой просветительницы привлекает в Беларусь многих туристов, и Полоцк можно сделать туристической Меккой, в первую очередь для белорусов. «Мы должны это знать, потому что это уникальная сокровищница, историческая ценность, которая есть на белорусской земле», – подчеркнула Наталья Кочанова.
О духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и взаимодействии с местной властью в этом вопросе рассказал епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий. «Нравственное воспитание – это воспитание любви, смирения, милосердия, послушания, терпения, заботы о ближнем», – отметил он.
Епископ рассказал, что на полоцкой земля появилось больше всего святых, и они всегда являются положительным примером для современников.
Наталья Кочанова отметила, что симбиоз государственной власти и Белорусской православной церкви позволяет поддерживать в стране мир, в том числе межконфессиональный. «С Богом и верой в душе легче», – выразила спикер свое мнение.
Алеся Пушнякова, БЕЛТА
Сотрудничество Беларуси и России в сферах метрологии и стандартизации вышло на новый уровень. Такое заявление на совместном заседании Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле, Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике и Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку, которое прошло в Великом Новгороде в очном и дистанционном форматах, сделала Председатель Госстандарта Елена Моргунова, сообщили БЕЛТА в пресс-службе комитета.
Заседание включало рассмотрение более десятка вопросов по профильным направлениям. В Госстандарте обратили внимание, что сотрудничество в области стандартизации и метрологии между Беларусью и Россией впервые рассматривалось на столь высоком уровне.
По словам Елены Моргуновой, двустороннее взаимодействие в этих сферах базируется на более чем 30 документах. На данный момент Госстандарт и Росстандарт прилагают усилия для интеграции информационных фондов в области обеспечения единства измерений. Цель – сокращение временных и финансовых затрат на подтверждение признания первичной поверки поставляемых предприятиями Беларуси и России средств измерений.
Еще один совместный проект – создание единых стандартов Союзного государства. Разрабатывается законодательная база по порядку появления таких стандартов и их статусу. На предстоящую пятилетку намечены и проекты для содействия научно-технологическому развитию Союзного государства. В их числе оценка полноты и достаточности эталонной базы Союзного государства и разработка стандартов в приоритетных сферах, среди которых инновационное машиностроение, машиностроительное оборудование и технологии, интеллектуальное приборостроение, цифровые технологии, искусственный интеллект, технологии в области возобновляемых и невозобновляемых энергоисточников.
В ответ на запрос на создание стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива образования на площадке Постоянного комитета Союзного государства подкомитета по вопросам стандартизации и качества.
«Это важный шаг на пути углубления интеграции Беларуси и России, который повысит оперативность принятия решений по разработке актуальных для Союзного государства стандартов и актуализации требований уже действующих стандартов, а также снизит риск возникновения препятствий при обращении продукции в рамках «двойки», – заключила Елена Моргунова.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный сайт Государственного комитета по стандартизации)
Заседание Совета по туризму государств – участников СНГ состоялось 28 мая в Сочи. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
В мероприятии участвовали полномочные представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Секретариата Совета МПА СНГ, ассоциации «Деловой центр экономического развития Содружества Независимых Государств» и Исполнительного комитета СНГ.
Открывая встречу, директор департамента по сотрудничеству в политической, гуманитарной и социальной сферах Исполнительного комитета СНГ Алексей Сазонов отметил, что за время председательства в совете Российской Федерации были достигнуты значительные результаты. В рамках более 60 мероприятий, включенных в план мероприятий на 2024–2026 годы, было обеспечено взаимодействие стран Содружества по реализации Стратегии развития сотрудничества в области туризма на 2021–2030 годы. «Благодаря активной и слаженной деятельности совета в Содружестве был реализован ряд инициатив, которые создают прочную основу для дальнейшего развития и укрепления сотрудничества наших стран в туристической сфере. Кропотливая работа проделана по формированию общей площадки для совместной работы объединений, союзов, ассоциаций туриндустрии стран СНГ», – подчеркнул Алексей Сазонов.
В этой связи он особо выделил проект Travel Hub «Содружество», который динамично развивается и стал одним из главных туристических событий Содружества, а также проект Евразийского альянса горных курортов как пример по созданию новых межгосударственных туристических маршрутов.
Алексей Сазонов заверил участников заседания, что совет всегда может рассчитывать на активную поддержку со стороны Исполнительного комитета СНГ в реализации своих проектов и инициатив.
В ходе встречи члены совета обсудили актуальные вопросы развития туризма, включая новые тренды, флагманские инвестиционные проекты и перспективы сотрудничества в рамках реализации Стратегии развития сотрудничества в области туризма на 2021–2030 годы.
Отдельным вопросом повестки дня стала инициатива Российской Федерации о ежегодном объявлении в туристической сфере СНГ тематического года. Участники заседания поддержали предложение и решили объявить 2025–2026 годы Годом горного туризма в туристической сфере Содружества.
Кроме того, в ходе встречи были рассмотрены вопросы, касающиеся деятельности Международного университета туризма и культурного наследия «Шелковый путь», который является базовой организацией государств – участников Содружества в области туризма, а также реализации международного туристического проекта Travel Hub «Содружество».
Члены совета одобрили проект заявления глав правительств государств – участников СНГ о сотрудничестве в области туризма. После доработки и внутригосударственного согласования, в соответствии с установленным порядком, проект документа будет внесен на рассмотрение высших органов СНГ. Также на встрече был утвержден план работы совета на 2026 год и передано председательство в совете Республике Таджикистан.
По информации БЕЛТА
Сегодня, 20 мая, Всемирный день метрологии. В 2025-м он проходит под девизом, объявленным руководителями международных организаций по метрологии, – «Измерения на все времена, для всех людей» и акцентирует внимание на определяющем значении единиц измерений для нашего прошлого, настоящего и будущего. Выбор такой темы не случаен: в этом году Метрической конвенции исполняется 150 лет. Именно этот документ заложил основу для всемирной унификации измерений во всех аспектах нашей деятельности. Белорусские специалисты вносят достойный вклад в развитие метрологии, успешно справляясь с постоянно расширяющимся кругом задач в экономике, социальной сфере, продвигая инновации и прогресс на национальном, интеграционном и международном уровнях. Подробности – в нашем материале.
Неоценимая роль
Метрология без преувеличения присутствует практически во всех сферах нашей жизни. В последние годы потребность в высокоточных измерениях стремительно растет в таких отраслях, как машиностроение, приборостроение и энергетика. Это обусловлено повышением требований к качеству продукции и технологических процессов. Поэтому наука об измерениях постоянно совершенствуется, разрабатываются и валидируются новые методы измерений высочайшего уровня сложности, проводятся сличения эталонов для обеспечения достоверности результатов во всем мире. В нашей стране Госстандарт осуществляет проведение единой госполитики в области обеспечения единства измерений, возглавляет государственную метрологическую службу.
– Эталонная база Беларуси при господдержке и на основе тесного взаимодействия с научным сообществом, промышленностью, социальной сферой динамично развивается. Ее совершенствование – важнейший элемент экономического и технологического суверенитета страны, – подчеркнула Председатель Госстандарта Елена Моргунова. – В республике реализуется подпрограмма «Эталоны Беларуси», рассчитанная на 2021–2025 годы. За прошедшее время в рамках ее выполнения было создано пять и модернизировано четыре национальных эталона, появился один эталонный комплекс. В 2025-м в планах завершить создание еще двух и модернизацию трех национальных эталонов. Они необходимы для таких сфер, как промышленность и энергетика.
Метрология также поддерживает научно-технический прогресс, способствует развитию экономики и повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.
– Международное признание национальных эталонов единиц величин укрепляет доверие к результатам измерений и качеству белорусской продукции, способствуя ее продвижению на зарубежные рынки и увеличению экспортного потенциала страны, – обратила внимание Елена Моргунова. – Измерения присутствуют во всех сферах нашей жизни, с развитием технологий их значимость только увеличивается. Измерения определяют учет ресурсов, разные характеристики и показатели продукции, состояние здоровья человека и окружающей среды, имеют важнейшее значение для освоения новых отраслей и сфер.
Отвечать современным вызовам
Для выполнения поставленных задач на системной основе Госстандарт совместно с Белорусским государственным институтом метрологии разработал два ключевых документа. Речь идет о Концепции развития государственной метрологической службы Беларуси до 2030 года, содержащей цель, задачи и приоритеты развития системы обеспечения единства измерений в стране до 2030-го и Концепции развития эталонной базы Беларуси до 2030 года, которая определяет порядок создания и поддержания системы национальных эталонов единиц величин для обеспечения метрологической прослеживаемости результатов измерений до единиц Международной системы единиц.
– Законодательство, регулирующее вопросы обеспечения единства измерений, в нашей стране совершенствуется в соответствии с запросами времени. В Беларуси поэтапно вступают в силу очередные изменения в Закон «Об обеспечении единства измерений», направленные на гармонизацию с законодательством России и других стран ЕАЭС, поддержку отечественной промышленности и снижение влияния экономических ограничений, повышение точности и достоверности измерений, от которых напрямую зависит качество продукции и услуг. Для реализации принятых новаций на данный момент актуализируются девять постановлений Госстандарта, регулирующих общественные отношения в области обеспечения единства измерений.
Сейчас в республике функционируют 68 национальных эталонов. Они необходимы для обеспечения точности и прослеживаемости в таких сферах, как производство продукции, защита жизни и здоровья человека, сфера услуг, охрана труда и окружающей среды, атомная энергетика и другие.
Предусматривается, что через пять лет количество национальных эталонов вырастет до 72. Кроме того, в планах обновление эталонной базы для сокращения среднего срока эксплуатации и модернизации эталонов. Первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак отметил господдержку по реализации подпрограммы «Эталоны Беларуси», а также двусторонний формат обмена информацией, связанной с повышением качества и достоверности измерений:
– Создаются и модернизируются эталоны с учетом потребностей реального сектора экономики. С одной стороны, промышленность диктует требования к точности и качеству измерений, стимулируя развитие эталонной базы. С другой – наличие современной точной эталонной инфраструктуры позволяет промышленным предприятиям повышать эффективность производства и улучшать качество выпускаемой продукции. То есть мы в двустороннем формате обмениваемся информацией, связанной с повышением качества и достоверностью измерений.
Ставка на развитие
Среди задач, стоящих перед Государственным комитетом по стандартизации до 2030 года, определены следующие ключевые направления: повышение точности и стабильности национальных эталонов величин для обеспечения высокого качества промышленной продукции, разработка национальных эталонов единиц величин для поддержки инновационных технологий, создание новых видов продукции. Ключевым направлением для отечественных метрологов Александр Бурак назвал обеспечение соответствия национальных эталонов единиц величин международным стандартам для поддержки экспорта продукции и интеграции в мировой рынок:
– Нельзя оставить без внимания и вопросы подготовки квалифицированных кадров, проведение профильных научных исследований, внедрение цифровых технологий для автоматизации и оптимизации производственных процессов. Что касается среднего срока службы эталонов, то в Беларуси он достаточно высок и составляет 12 лет, то есть соответствует общемировой практике. Все создаваемые национальные эталоны единиц величин отвечают наилучшим техническим инновационным решениям в области передачи и хранения единиц величин. Мы с уверенностью можем ожидать, что наши национальные эталоны как проходили ранее, так и в последующем будут проходить международные сличения и обеспечивать прослеживаемость до международных эталонов Международной системы единиц.
Общность подходов
Ключевым элементом развития метрологии в современном мире остается международное сотрудничество. Госстандарт поддерживает активное взаимодействие с ведущими мировыми организациями в области метрологии, в их числе Международное бюро мер и весов, Международная организация законодательной метрологии, Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений, Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации и не только.
– Участие в международных сличениях национальных эталонов и проведение совместных научных исследований создает платформу для обмена опытом и знаниями с метрологическими институтами других стран. Это помогает повысить качество измерений и развить метрологическую базу, – объяснила Председатель Госстандарта Елена Моргунова. – Осведомленность белорусских метрологов в современных международных требованиях и участие в их разработке содействуют внедрению современных методик измерений и созданию прогрессивных средств измерений, что в конечном итоге обеспечивает соответствие производимой в республике продукции установленным требованиям. На данный момент Госстандарт прорабатывает направления сотрудничества в области обеспечения единства измерений в рамках ШОС и БРИКС, что будет способствовать развитию партнерства нашей страны с этими организациями.
Практическая плоскость
Каждый из 68 национальных эталонов располагается на территории его организации-хранителя. Одной из таких организаций, наряду с БелГИМ, институтами физики имени Б.И.Степанова и прикладной физики Национальной академии наук Беларуси, является БГУИР. Здесь размещается национальный эталон единицы мощности электромагнитных колебаний в диапазоне частот от 37,5 до 178,4 ГГц, который был введен в эксплуатацию в начале 2025 года.
Сейчас ученые БГУИР завершают работы по созданию национального эталона единицы ослабления в диапазоне частот от 37,5 до 178,4 ГГц. Новые разработки способствуют обеспечению технологической и метрологической независимости страны, позволяют с высокой точностью определять характеристики при производстве продукции в СВЧ-диапазоне или с использованием СВЧ-компонентов, что важно для ее качества и конкурентоспособности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 20 мая 2025 г.
Белорусы находятся буквально в паре дней от отпускного сезона. Как и в любых жизненных ситуациях, вы можете столкнуться с проблемами, о которых в предвкушении отдыха даже не могли предположить. Вылет перенесли на 15 часов? Развернули в аэропорту, потому что нет визы? Нет кондиционера в автобусе в плюс 35 градусов? Специалисты Министерства спорта и туризма и ОО «Региональное общество защиты потребителей» рассказали на вебинаре НЦЗПИ об основных аспектах оказания туристических услуг и на примерах пояснили, почему важно смотреть, что подписываете, сообщает БЕЛТА.
Что говорит законодательство
Консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов рассказал, что отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на договорной основе. С 1 января 2023 года вступил в силу новый Закон о туризме, который предусматривает, что исполнителем является туроператор, исключительно юрлицо, имеющее право формировать туры и оказывать туристические услуги.
«Отношения между туроператором и туристом могут строиться опосредованно, поскольку туроператоры могут оказывать услуги как напрямую, так и через своих турагентов. Поэтому при заключении договора оказания туристических услуг следует обратить внимание на ряд определенных моментов, – отметил он. – Во-первых, для договора оказания туруслуг существует типовая форма, утвержденная правительством. Все договоры, которые предлагаются туроператором, должны отвечать этой типовой форме. Условия, предусмотренные в ней, исключениям не подлежат. Но договор, который строится на основании этой формы, можно дополнять, потому что бывают некоторые особенности туров».
Очень важным является вопрос оплаты туристических услуг. С одной стороны, порядок оплаты регулируется договором, но с другой стороны – есть императивная норма, согласно которой услуги оплачиваются либо туроператору, либо турагенту, и третьего варианта не дано. «Когда вам говорят, что вы сейчас нам оплачиваете, а потом часть денег вы вносите либо принимающей стороне, либо, допустим, оплата производится в автобусе, – такой вариант не допускается по законодательству. Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения денежных средств также определяется договором. Возможно ли внесение предоплаты, оплаты в несколько этапов – это все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор», – пояснил консультант.
Второй важный момент, связанный с оплатой, – она допускается в любой форме. «Если вам говорят, что оплата только через ЕРИП, то это ограничивает права потребителей, соответственно, такое условие не имеет юридической силы. Оплата туристических услуг возможна как безналичным способом, так и наличными денежными средствами в кассу с предоставлением платежного документа», – подчеркнул специалист.
Среди очень важных аспектов Александр Кречетов выделил то, что с 1 января 2023 года действует норма о том, что в договорах на оказание услуг в сфере международного выездного туризма применяются нормы о наличии у туроператора определенной гарантии (способа обеспечения) в договоре. «Таких способов у нас три – страхование ответственности туроператора, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие туроператоров в формировании фонда ответственности. Если мы имеем дело с договором в сфере международного выездного туризма, то в нем в обязательном порядке должны быть указаны способ обеспечения (гарантии), какая организация за это отвечает и ее ответственность, порядок обращения», – рассказал он.
Важно отметить, что способ обеспечения применяется в тех случаях, когда оператор не может исполнить свои обязательства. Законом о туризме предусмотрен исчерпывающий перечень таких случаев, начиная от форс-мажоров, которые подтверждаются официальным госорганом страны, где произошли данные обстоятельства, до объективных обстоятельств, связанных с работой оператора, – его ликвидация, признание банкротом, назначение конкурсного производства и тому подобное. Если возникает вопрос, связанный с некачественным оказанием услуг, то эти способы не применяются. Здесь уже действует порядок подачи претензий.
Порядок работы с претензиями, к слову, тоже является обязательным в договоре. «Законодатель устанавливает, что рассмотрение претензий осуществляется в течение семидневного срока, если заказчик является обычным юридическим лицом. Если это организация или индивидуальный предприниматель, то в течение 30 дней. Зачастую бывают случаи, когда в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или даже меньше. Такое условие является незаконным, поскольку подача претензий в соответствии с законодательством может осуществляться в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре. Поскольку речь идет об услугах, то зачастую применяются общие сроки подачи претензий», – обратил внимание консультант.
Одним из очень важных условий для оказания услуги является программа туристического путешествия, которая идет приложением к договору. «Когда вы приобретаете тур, обращайте внимание, чтобы все услуги, которые вам предоставляют, были прописаны в договоре. Все услуги, которые включены в программу туристического путешествия, являются туристическими услугами. Если вам говорят, что еще необходимо заплатить за некую услугу, то всегда задавайтесь вопросом, а что это такое? Зачастую пишется: комплекс услуг, который составляет энную сумму долларов или евро в эквиваленте, а определенная услуга – столько-то рублей. Но в этой программе ее нет. Вам могут быть оказаны только те услуги, которые вы сами заказали, и они обязательно должны быть отражены в программе путешествия. Если какой-то услуги там нет, а вам ее навязывают, вы вправе от нее отказаться», – предупредил он.
Также при оказании туруслуг существует такое понятие, как соблюдение правил личной безопасности. До человека должна доводиться информация о том, какие есть особенности пограничного, визового, таможенного и другого контроля. «Требуется ли виза? Требуется ли прохождение еще каких-то формальностей при пересечении государственной границы? Требуется ли уплата дополнительных сборов консульских, туристических? Об этом туроператор должен рассказать заранее. Конечно, необходимо сообщить туристу о месте нахождения представительства в случае, если, не дай бог, произойдет какое-то несчастье. Если турист путешествует в составе группы, то это бремя на себя берет руководитель туристической группы, поскольку он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, находясь в стране нахождения, либо в посольство», – заметил Александр Кречетов.
А что для вас «комфортабельный автобус»? Возможные проблемы рассмотрим на примерах
Юрисконсульт общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Мария Толстик обратила внимание, что в своей практике сталкивается с тремя категориями споров: о нарушениях прав потребителей на качество оказываемых услуг, на информацию и об одностороннем отказе от исполнения обязательства по договору.
Начать стоит с того, что договор об оказании туруслуг состоит из основного его текста с описанием прав, обязанностей, предмета договора, стоимости туристических услуг, а также двух приложений к нему. Первое приложение – это программа туристического путешествия. «Зачастую мы сталкиваемся с такой проблемой, как невнесение в программу туристического путешествия каких-то условий, которые устно были согласованы при заключении договора. Чем больше в договоре условий, тем сложнее туроператору его исполнить и проще затем потребителю предъявить претензии в случае, если будут какие-то отступления. Это все характеристики качества оказываемых услуг», – пояснила она.
При рассмотрении споров о качестве услуг специалисты часто сталкиваются с отсутствием точечного правового регулирования. «Приведу пример с автобусными турами. Очень часто, если заключен договор на автобусный тур, то прописывается, что это «туристический автобус», «автобус туристического класса» или еще более расплывчатая формулировка «комфортабельный автобус». Законодательство не дает определения всем этим понятиям. Соответственно когда потребитель приходит в суд и говорит о том, что ему обещали комфортабельный автобус, суд задает абсолютно логичный вопрос: а что в вашем понимании комфортабельный автобус? Ответчик, конечно же, говорит о том, что это все субъективное понятие, что он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным», – рассказала Мария Толстик.
Поэтому есть такое понятие, как «предъявляемые требования», – это условия договора, которые не вносятся в него, однако они предполагаются из характера обязательств. «Были неоднократные споры, связанные с тем, что в автобусе что-то некорректно работает, например, сломан кондиционер, сломаны подставки для ног, отсутствуют полки для вещей, хотя предполагается их наличие, сломаны кресла. В этой ситуации мы исходим из того, что если автобус чем-то оснащен, значит, оно должно работать», – отметила юрисконсульт.
Она добавила, что зачастую также бывают отступления от условий договора, которые заблаговременно не согласовываются с потребителем, как, например, перенос времени вылета при услугах раннего бронирования. «Эти вопросы должны быть надлежащим образом согласованы путем подписания дополнительного соглашения к договору, но, как правило, такое соглашение не подписывается. Потребителя просто ставят в известность о том, что вылет перенесен на 15 часов например или что вылет состоится раньше – позже, без объяснения причины. Потребитель, который рассчитывает на конкретное время и количество дней отдыха, естественно, чувствует себя обманутым в этой ситуации. Подписание дополнительного соглашения об изменении программы туристического путешествия дает ему право обратиться в дальнейшем к исполнителю за возмещением соответствующего морального вреда», – пояснила она.
Наиболее актуальный вопрос – визовое сопровождение. Важно: когда потребитель обращается к туроператору, то в договоре обязательно прописывается услуга оказания визовой поддержки либо предоставляется информация о том, что туристическое путешествие может состояться только при наличии, например, шенгенской визы. «По этой теме у нас было уже два спора. Первый спор был связан с тем, что потребителю не была предоставлена полная достоверная информация о программе туристического путешествия и о том, что для осуществления путешествия ей потребуется шенгенская мультивиза. Соответственно уже ближе к концу туристического путешествия ее просто высадили на границе в иностранном государстве и сказали, что дальше она не поедет, потому что у нее нет права на пересечение границы зоны Шенгенского соглашения повторно», – привела пример Мария Толстик.
Также в объединении рассматривали спор о вьетнамской визе, когда потребителю сообщили, что виза ей вообще не нужна, но устно было сообщено о том, что если вдруг окажется так, что нужна, то ее прямо в аэропорту и поставят. «Закончилось все тем, что потребитель прилетела и благополучно улетела в этот же день назад, потому что дальше ее просто во Вьетнам не пропустили. Денежные средства за туристическую поездку были в полном объеме возмещены, в том числе и убытки, которые были понесены для того, чтобы вернуться обратно в Беларусь. И компенсация морального вреда также была выплачена», – резюмировала специалист.
В объединение поступает также много вопросов касательно одностороннего отказа. Потребители обращаются с вопросами о том, сколько денежных средств можно возместить, являются ли правомерными штрафы за отели, является ли правомерным условие перевозчика о том, что стоимость авиаперелета не возвращается и иные.
«У нас есть достаточно интересная судебная практика, когда при вынесении решения суд исходил из того, что ответчик не смог предоставить документацию, которая подтверждает, что денежные средства были уплачены непосредственно за эти услуги, непосредственно за этот тур и непосредственно за этого туриста, потому что односторонний отказ производился не по всему договору, а в рамках одного конкретного лица. Также не были предоставлены достаточно достоверные доказательства о том, что были приняты все меры по минимизации фактически понесенных расходов, – отсутствовали обращения к отелю о том, что нужно заменить или отменить номер, информация о том, что авиабилеты невозвратные. Если туроператор не позаботился о том, чтобы минимизировать расходы потребителя, то почему потребитель должен все эти необоснованные убытки нести? Ведь это обязанность туроператора перед потребителем – принять все меры и вернуть ему денежные средства. Суд исходит из того, что потребитель в данной ситуации прав», – рассказала Мария Толстик.
Потребители при нарушении их прав на качество и информацию могут потребовать соразмерное уменьшение стоимости. «На практике мы именно его и запрашиваем. Сумма выбирается произвольно либо, если, например, некачественно оказана услуга по проживанию в отеле, можно запросить стоимость проживания в отеле. Если пропущены какие-то дни отдыха, можно часть денежных средств тоже вернуть, скалькулировать по стоимости одной ночи. Расторжение договора запрашивается крайне редко, потому что все-таки мы исходим из того, что все участники правоотношений должны быть добросовестными и не злоупотреблять своими правами. В исключительных случаях, конечно, да, расторжение договора возможно», – пояснила юрисконсульт.
Кроме того, за нарушение права потребителя можно потребовать компенсацию понесенного морального вреда, неустойку и убытки.
По информации БЕЛТА