03.06.2019
Спросите у нотариуса. Как оформить право на наследство дома
На вопросы отвечает нотариус Витебского нотариального округа Светлана Яркович.
После смерти отца осталась неполученная пенсия. Отец был прописан один. Мне сказали, что получить деньги я смогу только после шести месяцев со дня смерти отца. Нужно ли мне будет обращаться в нотариальную контору, в какой срок?
Право на неполученную пенсию принадлежит проживавшим совместно с умершим членам семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно. В случае если указанных лиц нет либо они не предъявили требований о выплате этих денег в установленный срок, соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях. Для вступления в наследство в нотариальной конторе необходимо подать заявление о принятии его в течение шести месяцев со дня смерти отца. Свидетельство о праве на наследство будет выдано после истечения срока для принятия наследства. Затем с указанным документом следует обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите населения для получения пенсии.
Моя мать умерла в 2000 году, проживала в деревне Новинка Толочинского района. После матери в деревне остался дом. В наследство я не вступала, документов на дом нет. Сейчас нашлись покупатели на дом. С чего мне нужно начинать, чтобы оформить продажу дома?
Начинать нужно с получения свидетельства о праве на наследство на жилой дом. Для этого из сельисполкома нужно представить справку о принадлежности умершей жилого дома, из территориальной организации по государственной регистрации и земельному кадастру – справку об отсутствии сведений на жилой дом и земельный участок, а также сведения о лицах, зарегистрированных в жилом доме на день смерти матери. Необходимые документы могут быть запрошены по вашей просьбе нотариусом. После получения свидетельства о праве на наследство необходимо обратиться в сельисполком для оформления земельного участка, в дальнейшем – в территориальную организацию по государственной регистрации и земельному кадастру для регистрации земельного участка и жилого дома, изготовления технического паспорта на дом. Только после регистрации недвижимого имущества можно готовить документы для удостоверения договора купли-продажи.
Живем с мужем в гражданском браке. Общих детей у нас нет. Хочу написать завещание на квартиру на свою дочь. Могу ли я в завещании указать, что мой сожитель может проживать в указанной квартире до дня своей смерти. Могу ли я потом отменить завещание, если передумаю?
На наследника, к которому переходит жилое помещение, завещатель вправе возложить обязанность предоставить другому лицу пожизненное пользование этим жилым помещением или определенной его частью. Завещатель вправе в любое время отменить сделанное им завещание в целом либо изменить его путем отмены, изменения или дополнения отдельных содержащихся в нем завещательных распоряжений, сделать новое завещание. Завещание может быть отменено путем уничтожения всех его экземпляров или нотариусом по письменному распоряжению завещателя.
По информации «Народная газета», 31 мая 2019 г.
Адвокаты бесплатно проконсультируют малообеспеченных 26 июня
Бесплатные консультации малообеспеченных граждан проведут 26 июня адвокаты всех регионов Беларуси. Акция приурочена ко Дню образования адвокатуры Республики Беларусь, сообщила
БЕЛТА пресс-секретарь Белорусской республиканской коллегии адвокатов Ирина Реут.
Акция пройдет в форме устных консультаций по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью и не требующим ознакомления с документами.
В БРКА отметили, что в соответствии с решением совета БРКА в этом году адвокаты также проведут бесплатные консультации 1 октября – по случаю Дня пожилых людей и 5 декабря – Дня юриста.
По информации
БЕЛТА
Почти 200 нотариальных уведомлений подано в первый день действия нового порядка регистрации недвижимости
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили
БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации
БЕЛТА
Преимущества нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом
С 11 июня 2025 г. при обращении к нотариусу клиенты могут получить комплексную юридическую помощь, включающую не только консультирование по вопросам удостоверения сделки с недвижимостью, составление проектов документов, истребование сведений (или) документов, необходимых для совершения нотариальных действий, но и направление нотариально удостоверенных договоров (соглашений) на государственную регистрацию, получение от регистраторов свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации договоров (соглашений) и основанных на них прав, ограничений (обременений) прав.
Удостоверить сделку с недвижимым имуществом может любой нотариус, без привязки к месту нахождения объекта недвижимости.
Законодательством предусмотрен механизм взаимодействия между нотариусами и регистраторами, который позволяет осуществить государственную регистрацию нотариально удостоверенных сделок и основанных на них прав в отношении недвижимого имущества без личного обращения сторон сделки в организацию по государственной регистрации, обращаясь только к нотариусу:
-
при обращении клиентов за удостоверением сделки нотариус направляет в государственную информационную систему «Единый реестр имущества» сообщение о начале удостоверения сделки, что препятствует совершению в отношении одного объекта недвижимости одновременно нескольких сделок;
-
после нотариального удостоверения сделки нотариус в тот же день направляет в ГИС «Единый реестр имущества» электронную копию удостоверенного им договора на бумажном носителе, а также составленное в виде электронного документа уведомление о его направлении;
-
регистратор в течение часа после принятия документов в ГИС «Единый реестр имущества» направляет нотариусу сведения о размере платы за государственную регистрацию и реквизитах для ее внесения, который не позднее следующего рабочего дня сообщает эти сведения клиентам;
-
государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подтверждения факта уплаты государственной пошлины, внесения платы за осуществление государственной регистрации. За дополнительную плату государственная регистрация может осуществляться в ускоренном (в течение двух рабочих дней) или срочном (в день подтверждения факта уплаты государственной пошлины и платы за государственную регистрацию) порядке;
-
регистратор в день осуществления государственной регистрации направляет нотариусу в виде электронного документа свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации для передачи (направления) правообладателю (его представителю), кандидату в правообладатели (его представителю);
-
нотариус, не позднее следующего рабочего дня после получения от регистратора свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, сообщает приобретателю о возможности получения у нотариуса соответствующего свидетельства (удостоверения) в виде электронного документа, которое выдается на представленный клиентами USB-флеш-накопитель.
При выборе клиентами нотариальной формы сделки с недвижимым имуществом процесс ее совершения от волеизъявления участников сделки до получения ими свидетельства о государственной регистрации происходит под контролем нотариуса.
Нотариус разъясняет гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права и обязанности, а также предупреждает о возможных последствиях. При этом у нотариусов есть возможность проверить посредством ЕИС актуальность представленных нотариально удостоверенных доверенностей, согласий на совершение сделки, в которых лица, дающие согласия, оставили за собой право его отмены до совершения, проверить, заключались ли отчуждателем брачный договор или иной договор, изменяющий режим имущества, нажитого супругами в период брака.
Обращение к нотариусу за удостоверением сделки с недвижимостью позволяет гражданам и юридическим лицам не только получить квалифицированную помощь на стадии согласования ее условий и проекта документа, но и в дальнейшем иметь гарантию защиты своих прав и имущества.
Внимание!
За более подробными разъяснениями по предложенной Вам информации обратитесь к нотариусу.
График работы и адреса нотариальных контор и нотариальных бюро можно уточнить на
сайте Белорусской нотариальной палаты.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
Совершение исполнительных надписей в виде электронного документа и предъявление их в органы принудительного исполнения
11 июля 2024 г. вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», в соответствии с которыми нотариусы наделены компетенцией совершать исполнительные надписи в виде электронного документа.
Для совершения исполнительной надписи в виде электронного документа взыскателю необходимо создать личный кабинет на сайте Белорусской нотариальной палаты, через который будут подаваться заявление и документы для ее совершения, а также в дальнейшем будет получена электронная исполнительная надпись.
Алгоритм создания личного кабинета размещен
на сайте Белорусской нотариальной палаты.
Министерством юстиции для субъектов хозяйствования реализована возможность предъявления к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительных надписей в виде электронного документа посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), а также системы межведомственного электронного документооборота (СМДО).
Для информационного взаимодействия организован доступ к услугам 3.11.02 – 3.11.05 ОАИС, обеспечивающим направление исполнительных надписей в виде электронного документа в органы принудительного исполнения, а также получение взыскателем информации о ходе исполнения исполнительного производства из автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения. Такой способ предъявления к исполнению исполнительного документа позволяет в дальнейшем значительно сократить бумажный документооборот между взыскателем и органом принудительного исполнения.
Для предъявления к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительных надписей в виде электронного документа посредством ОАИС необходимо заключить трехстороннее соглашение с Министерством юстиции, республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг», а также доработать свою информационную систему в соответствии с техническими условиями оказания электронных услуг ОАИС.
Исполнительная надпись в виде электронного документа может быть направлена в орган принудительного исполнения посредством СМДО вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства и иными документами, предусмотренными статьей 43 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Обращаем внимание, что при предъявлении к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительной надписи в виде электронного документа все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП), а исполнительная надпись в виде электронного документа должна содержать ЭЦП совершившего ее нотариуса.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь