24.07.2019
Не уверен – не занимай. Как оформить договор займа или микрозайма
Договор займа или микрозайма. Как его оформить, чтобы впоследствии одному не остаться без денег, а другому – с огромными долгами из-за непомерно высоких процентов? На эти и другие вопросы в свете принятого в июне 2019 года Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь постановления «О применении судами законодательства при разрешении споров, возникающих из договоров займа» ответил судья суда Ленинского района Гродно Казимир Сергей.
До недавнего времени одним из наиболее распространенных видов договора займа являлся микрозайм. С чем это связано?
– Спрос на микрозайм вызван упрощенным порядком получения денежных средств с уплатой, казалось бы, невысокого процента за пользование им. Но это только на первый взгляд, поскольку определение платы за пользование займом в годовом исчислении в договорах микрозайма приводилось не всегда. Как правило, микрозайм предоставлялся в сумме от 50 до 350 рублей на срок от 10 до 20 дней с установлением годовой процентной ставки – 1,5-2 процента в день. В случае просрочки возврата займа в договоре устанавливалась повышенная ставка от 5 до 7 процентов за каждый день пользования им, так называемые повышенные проценты. Дела о взыскании долга по договору микрозайма составляли значительную часть от общего числа дел искового производства в суде. Вступление в силу с 1 января 2015 года Указа Президента Республики Беларусь № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций», устанавливающего порядок, размер и условия предоставления микрозаймов, сократило в значительной степени число таких дел в судах.
А если деньги не возвращались в срок?
– Из судебной практики видно, что невозврат заемщиком суммы займа и процентов за пользование микрозаймом в установленный договором срок имел для него крайне негативные последствия. Заемщику выставлялись повышенные проценты, существенно превышающие сумму основного долга и процентов за пользование займом, и в десятки, а то и в сотни раз превышающие размер ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. Встречались дела, когда при истребовании основного долга по договору микрозайма в размере от 100 до 150 рублей к взысканию заявлялись проценты в размере более 3000 рублей за пользование займом менее года. Суды разъясняли гражданам их право на уменьшение повышенных процентов и при наличии заявления заемщика уменьшали необоснованно завышенные проценты.
Пленум Верховного Суда разъяснил, что установленный договором повышенный размер процентов в случае просрочки возврата займа в части увеличения процентной ставки может быть расценен судом как ответственность за неисполнение денежного обязательства, что позволяет уменьшить размер процентов до суммы, определенной ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.
Зачастую предметом займа являются белорусские рубли. Может ли использоваться иностранная валюта?
– В постановлении пленума даны разъяснения о том, что при предоставлении займа в иностранной валюте заимодавец вправе требовать от заемщика его возврат в той же валюте. Вместе с тем в судебной практике встречаются случаи, когда заимодавец просит взыскать займ именно в белорусских рублях, хотя предоставил его в иностранной валюте. В этом случае возможно взыскание займа по требованию истца в белорусских рублях.
Нередко в договоре бывает указано, что займ предоставлен в белорусских рублях в размере, эквивалентном определенной сумме в иностранной валюте, и договор не содержит каких-либо дополнительных условий о валюте исполнения обязательства. В таком случае, взысканию подлежит денежная сумма в белорусских рублях по официальному курсу соответствующей валюты, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день вынесения решения.
Как правило, предоставляя деньги взаймы, люди требуют расписку. Какую силу она имеет?
– Действительно, в подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющий передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или какого-то количества вещей. Практика судов Гродненской области по разрешению споров, вытекающих из договоров займа, показывает, что в большинстве случаев в качестве доказательств договора займа представлялись именно расписки заемщика о получении суммы займа. В основном в этих расписках содержались сведения о предмете займа, получении его заемщиком, сроке и условиях возврата долга.
Однако имели место случаи, когда из содержания расписок невозможно было определить характер обязательства, поскольку в них было указано лишь о получении определенной суммы без обязательства ее возврата в определенный срок. Такие расписки при наличии между сторонами спора сами по себе не могут являться подтверждением заключения договора займа.
Особенностью договора займа, позволяющей его выделить среди других возмездных сделок, является его возвратность. В подтверждение такого договора должны быть предоставлены доказательства, с достоверностью подтверждающие не только факт передачи займа заемщику, но и обязанность последнего возвратить его. Для исключения неправильного толкования заемных отношений при возникновении в будущем споров в договоре займа или в расписке, подтверждающей заключение такого договора, в обязательном порядке должна быть отражена обязанность заемщика возвратить сумму займа.
Ирина Аникевич, «Гродзенская праўда», 24 июля 2019 г.
В Беларуси завершается реализация 6-й государственной программы в сфере энергосбережения
Запланированные программой задачи как по итогам года, так и пятилетия будут выполнены. Основная – повысить энергоэффективность экономики. Предполагается, что по итогам пятилетия энергоемкость ВВП к уровню 2020 года будет ниже на 5 процентов. Только по итогам 2024-го в стране ее снизили на 2,8 процента. Такой информацией поделился заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий на тематической конференции, которая прошла вчера в Минске.
Виталий Крецкий рассказал, что планируется полностью выполнить поставленную Главой государства и Правительством задачу по максимальному вовлечению в энергобаланс нашей страны собственных энергоресурсов:
– Здесь мы говорим о щепе древесной и древесной топливной грануле. Этот показатель по итогам года ожидается на уровне 17 процентов, хотя задача – 16. Небольшое перевыполнение стало возможным благодаря, конечно же, строительству новых котельных и переводу действующих энергоисточников, использующих импортируемые виды топлива, на местные виды энергоресурсов.
Благодаря работе предприятий в этом направлении планируется достичь объема экономии более трех миллионов тонн условного топлива. Виталий Крецкий подчеркнул, что субъекты хозяйствования неравнодушны к рациональному расходованию энергоресурсов, повышению эффективности использования, что в конечном итоге приводит к уменьшению себестоимости производимой продукции и, как следствие, повышению ее конкурентоспособности.
Он уточнил, что все проекты, реализуемые в реальном секторе экономики, связаны либо с модернизацией действующих технологий, либо с внедрением современных энергоэффективных. Это такие быстроокупаемые мероприятия, как замена лампочек или электроприводов.
В возобновляемых источниках энергии (с учетом работы БелАЭС) недостатка в электроэнергии в Беларуси нет. Но вместе с тем мероприятия по внедрению ВИЭ не прекращаются. Любой субъект хозяйствования, который хочет внедрить энергоисточник, может подать на соответствующую квоту и принять участие в аукционе.
– Для собственных нужд проблем в строительстве энергоисточников с использованием возобновляемой энергетики нет. Прогнозируем, что по итогу года доля ВИЭ составит 7,1 процента, в следующей пятилетке планируем выйти на 7,5 процента, – констатировал заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности. – Валовое потребление энергоисточников будет расти. Вместе с тем мы увеличиваем и долю возобновляемой энергетики, в том числе за счет наращивания всех мощностей. Конечно же, в возобновляемой энергетике основную долю занимает древесное топливо, от этого мы никуда не уйдем.
Говоря о международном сотрудничестве, Виталий Крецкий акцентировал, что с учетом сложившейся геополитической обстановки векторы сотрудничества направлены на восток. Беларусь в этом направлении плотно работает с российскими коллегами, партнерами по ЕАЭС, Китайской Народной Республикой.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 6 ноября 2025 г.
Совбезы Беларуси и России подписали план сотрудничества на предстоящие два года
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Указом Главы государства утверждены целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 386, которым утверждены целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год. Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики.
Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, – содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Указом установлены следующие показатели:
-
прирост потребительских цен – не более 7 %;
-
международные резервные активы – не менее $9,2 млрд (важнейший индикатор экономической безопасности страны и ее финансовой устойчивости);
-
доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, – не более 10 % (удержание такого уровня обеспечит стабильность всей банковской системы);
-
коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка Республики Беларусь, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, – не ниже 99,8 %;
-
прирост объема инвестиционного финансирования – не менее 13 % (для обеспечения поддержки инвестиционного кредитования).
Единые условия. Беларусь и Россия будут совершенствовать механизмы взаимодействия в таможенной сфере
Беларусь и Россия будут совершенствовать механизмы взаимодействия таможенных служб в части применения одинаковых условий перемещения товаров и транспортных средств, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ГТК по итогам встречи Государственного секретаря Союзного государства Сергея Глазьева и Председателя Государственного таможенного комитета Владимира Орловского.
Вопросы белорусско-российской интеграции в таможенной сфере обсудили в Минске на базе Межгосударственного центра Таможенного комитета Союзного государства, аналогов которому нет в ЕАЭС.
Сергей Глазьев отметил успешное взаимодействие ФТС России и ГТК Беларуси в обеспечении безопасности внешнеэкономической деятельности Союзного государства, а также весомый вклад в эту работу Межгосцентра.
Владимир Орловский подтвердил, что функционирование такой структуры позволяет вырабатывать единообразную практику таможенного администрирования и пресечения правонарушений на территории двух стран.
«Участники мероприятия уделили особое внимание вопросам совершенствования механизмов взаимодействия», – рассказали в пресс-службе.
Межгосударственный центр начал свою работу в декабре 2022 года. Он создан в структуре Таможенного комитета Союзного государства в напряженных экономических условиях для формирования единообразной практики таможенного администрирования на союзном пространстве. Это касается выполнения задач, связанных с мониторингом таможенных операций, формированием предложений по проведению таможенного контроля, аналитикой, координацией работы мобильных групп.
По информации
БЕЛТА
Проект стратегии молодежной политики Союзного государства обсудили парламентарии в Пинске
Проект стратегии молодежной политики Союзного государства на среднесрочную перспективу обсудили 30 октября в Пинске на заседании Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по молодежной политике, спорту и туризму, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Что касается стратегии молодежной политики, у нас есть дорожная карта. Там несколько десятков мероприятий – и региональных, и международных, и республиканских, и федеральных», – акцентировал внимание заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по молодежной политике, спорту и туризму, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Сергей Клишевич. При разработке стратегии молодежной политики ключевая цель – укрепление духовно-нравственных ориентиров, сохранение исторической памяти, формирование возможностей для профессионального и личностного роста молодых людей Союзного государства.
Во время заседания парламентарии подвели итоги проведения в 2025 году XVIII Фестиваля «Молодежь – за Союзное государство» и молодежного форума СГ «Роль молодежи в сохранении и защите исторической памяти». «Обсуждаем планы и перспективы на проведение следующего фестиваля, который уже состоится в Российской Федерации. В этом году впервые масштабно прошел Форум молодых историков Союзного государства. Естественно, будем продолжать практику работы в этом направлении и курировать этот вопрос по линии нашей комиссии Парламентского Собрания», – сказал Сергей Клишевич.
Следующий фестиваль «Молодежь – за Союзное государство» планируют провести в одной из областей России вблизи Беларуси. Выбор объясняется в том числе более тесными межрегиональными контактами. «Будем рассматривать один из таких регионов. Для нас это важное мероприятие. Оно трансформировалось. Это не просто творческий конкурс, а уже полноценная деловая программа, форум, связанный с исторической памятью», – отметил председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по молодежной политике, спорту и туризму, заместитель председателя Комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артем Туров.
Большое внимание также уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Одной из площадок для совместной работы в этом направлении станет Республиканский центр патриотического воспитания молодежи в Брестской крепости. «Уже идет работа, чтобы летом первая группа юношей и девушек из Российской Федерации приняла участие в патриотическом центе, а молодежь Республики Беларусь – в лагере «Авангард» в Волгоградской области. Надеемся, что этот пилотный проект, который запустим в 2026 году, станет регулярным в рамках мероприятий Союзного государства», – подытожил Артем Туров.
Также сегодня на заседании парламентарии обсудили шаги по сотрудничеству в сфере туризма.
По информации
БЕЛТА