24.07.2019
Не уверен – не занимай. Как оформить договор займа или микрозайма
Договор займа или микрозайма. Как его оформить, чтобы впоследствии одному не остаться без денег, а другому – с огромными долгами из-за непомерно высоких процентов? На эти и другие вопросы в свете принятого в июне 2019 года Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь постановления «О применении судами законодательства при разрешении споров, возникающих из договоров займа» ответил судья суда Ленинского района Гродно Казимир Сергей.
До недавнего времени одним из наиболее распространенных видов договора займа являлся микрозайм. С чем это связано?
– Спрос на микрозайм вызван упрощенным порядком получения денежных средств с уплатой, казалось бы, невысокого процента за пользование им. Но это только на первый взгляд, поскольку определение платы за пользование займом в годовом исчислении в договорах микрозайма приводилось не всегда. Как правило, микрозайм предоставлялся в сумме от 50 до 350 рублей на срок от 10 до 20 дней с установлением годовой процентной ставки – 1,5-2 процента в день. В случае просрочки возврата займа в договоре устанавливалась повышенная ставка от 5 до 7 процентов за каждый день пользования им, так называемые повышенные проценты. Дела о взыскании долга по договору микрозайма составляли значительную часть от общего числа дел искового производства в суде. Вступление в силу с 1 января 2015 года Указа Президента Республики Беларусь № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций», устанавливающего порядок, размер и условия предоставления микрозаймов, сократило в значительной степени число таких дел в судах.
А если деньги не возвращались в срок?
– Из судебной практики видно, что невозврат заемщиком суммы займа и процентов за пользование микрозаймом в установленный договором срок имел для него крайне негативные последствия. Заемщику выставлялись повышенные проценты, существенно превышающие сумму основного долга и процентов за пользование займом, и в десятки, а то и в сотни раз превышающие размер ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. Встречались дела, когда при истребовании основного долга по договору микрозайма в размере от 100 до 150 рублей к взысканию заявлялись проценты в размере более 3000 рублей за пользование займом менее года. Суды разъясняли гражданам их право на уменьшение повышенных процентов и при наличии заявления заемщика уменьшали необоснованно завышенные проценты.
Пленум Верховного Суда разъяснил, что установленный договором повышенный размер процентов в случае просрочки возврата займа в части увеличения процентной ставки может быть расценен судом как ответственность за неисполнение денежного обязательства, что позволяет уменьшить размер процентов до суммы, определенной ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.
Зачастую предметом займа являются белорусские рубли. Может ли использоваться иностранная валюта?
– В постановлении пленума даны разъяснения о том, что при предоставлении займа в иностранной валюте заимодавец вправе требовать от заемщика его возврат в той же валюте. Вместе с тем в судебной практике встречаются случаи, когда заимодавец просит взыскать займ именно в белорусских рублях, хотя предоставил его в иностранной валюте. В этом случае возможно взыскание займа по требованию истца в белорусских рублях.
Нередко в договоре бывает указано, что займ предоставлен в белорусских рублях в размере, эквивалентном определенной сумме в иностранной валюте, и договор не содержит каких-либо дополнительных условий о валюте исполнения обязательства. В таком случае, взысканию подлежит денежная сумма в белорусских рублях по официальному курсу соответствующей валюты, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день вынесения решения.
Как правило, предоставляя деньги взаймы, люди требуют расписку. Какую силу она имеет?
– Действительно, в подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющий передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или какого-то количества вещей. Практика судов Гродненской области по разрешению споров, вытекающих из договоров займа, показывает, что в большинстве случаев в качестве доказательств договора займа представлялись именно расписки заемщика о получении суммы займа. В основном в этих расписках содержались сведения о предмете займа, получении его заемщиком, сроке и условиях возврата долга.
Однако имели место случаи, когда из содержания расписок невозможно было определить характер обязательства, поскольку в них было указано лишь о получении определенной суммы без обязательства ее возврата в определенный срок. Такие расписки при наличии между сторонами спора сами по себе не могут являться подтверждением заключения договора займа.
Особенностью договора займа, позволяющей его выделить среди других возмездных сделок, является его возвратность. В подтверждение такого договора должны быть предоставлены доказательства, с достоверностью подтверждающие не только факт передачи займа заемщику, но и обязанность последнего возвратить его. Для исключения неправильного толкования заемных отношений при возникновении в будущем споров в договоре займа или в расписке, подтверждающей заключение такого договора, в обязательном порядке должна быть отражена обязанность заемщика возвратить сумму займа.
Ирина Аникевич, «Гродзенская праўда», 24 июля 2019 г.
Только по факту. В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья
В Беларуси исключили предоплату за оказание риелторами услуг по найму жилья. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Еще один шаг, направленный на защиту интересов граждан, – исключение предоплаты за оказание услуг по найму жилья. В этом случае клиентами выступают молодые люди, которые не имеют жилья, студенты, жалобы от которых поступают в Минюст. Оплачивать услугу потребители будут только после того, как для них подобрана квартира», – сказал Николай Старовойтов.
Он обозначил и другие ключевые нормы закона. Например, сохраняется действующий в настоящее время подход о запрете оплаты одной и той же риелторской услуги, оказываемой риелторской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости, обеими сторонами сделки с этим объектом.
«То есть законом четко зафиксировано, что риелторская организация может оказывать риелторские услуги только одной стороне сделки с объектом недвижимого имущества. Цель сохранения такого подхода – решение проблемы понуждения потенциальных покупателей к заключению договоров на оказание им услуг и взимание одной и той же риелторской организацией двойной оплаты как с покупателя, так и с продавца», – пояснил Николай Старовойтов.
По его словам, этот подход позволяет защитить интересы как продавца, поскольку риелторская организация будет стремиться к исполнению уже имеющегося перед ним обязательства по содействию в продаже объекта, так и покупателя, который зачастую не нуждается в услугах риелтора и соответственно не должен их оплачивать, однако не имеет возможности иначе приобрести данный объект недвижимости.
«В случае если другая сторона при такой ситуации все же пожелает воспользоваться услугами риелторской организации, ничто не препятствует ей обратиться в иную организацию, которая и окажет необходимую помощь или содействие», – отметил замминистра.
По информации
БЕЛТА
Что меняется в подходах к формированию госпрограмм на новую пятилетку, рассказал Министр экономики
Что меняется в подходах к формированию госпрограмм на новую пятилетку, рассказал журналистам Министр экономики Юрий Чеботарь перед заседанием Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
«Сегодня в Правительстве рассмотрим выполнение государственных программ и определим наши подходы по госпрограммам на будущую пятилетку. За прошлый год у нас реализовывалось 29 госпрограмм. Динамика в принципе положительная. У нас нет низкоэффективных программ: в начале пятилетки такие были, но мы приняли дополнительные меры. Видим, что основные целевые показатели в большинстве своем выполняются», – сказал Юрий Чеботарь.
По его словам, за 2024 год некоторые госпрограммы даже повысили свою эффективность, в том числе «Дороги Беларуси» и «Цифровое развитие Беларуси».
Госпрограммы являются основным инструментом выполнения пятилетней программы социально-экономического развития Беларуси. «Достигнуты весомые результаты, но есть и недостатки. Мы посмотрели на те показатели, которые сегодня не выполняются, и увидели, какие меры нужно принять. В первую очередь нужно повысить связку между показателями программы социально-экономического развития и госпрограмм. Каждый показатель, каждая задача должны дойти непосредственно до исполнителя. Второе направление – надо разобраться со стройками. Мы будем предлагать, чтобы все инфраструктурные проекты по строительству социальных объектов были внесены в программы. Что это значит? В программах здравоохранения, образования и так далее должны быть единые перечни, из которых мы будем знать, сколько, где, что будем строить. Третье направление – цифровизация. Будем предлагать со следующего года внедрять специальный информационный комплекс, через который будет осуществляться контроль, мониторинг и принятие дополнительных мер для исполнения оцениваемых показателей мероприятий, оценки эффективности госпрограмм», – проинформировал Министр.
По его словам, подготовлен проект перечня госпрограмм на следующую пятилетку. «Мы немного оптимизировали перечень исходя из того, что каждая госпрограмма должна работать на приоритеты и основные направления пятилетки. Таким образом, в будущей пятилетке у нас будет порядка 20 программ. Мы сконцентрировали наши усилия на основных направлениях, а менее приоритетные включили в другие проекты», – заключил Юрий Чеботарь.
По информации
БЕЛТА
Качество и эффективность. Александр Турчин дал оценку реализации госпрограмм в Беларуси
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин провел заседание Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В текущей пятилетке реализуется 29 государственных программ, подлежащих оценке. За четыре года на мероприятия этих программ направлено около Br560 млрд. Треть из них – бюджетные средства. «Несомненно, достигнуты определенные результаты. В рамках выполнения госпрограмм построено более 17 млн кв.м жилья, в том числе более 1 млн кв.м арендного жилья. Введено в эксплуатацию 119 объектов здравоохранения, 48 детских садов и 21 школа. Построено и отремонтировано более 13 тыс. км дорог. Согласно отчету межведомственной комиссии при Минэкономики две трети госпрограмм признаны высокоэффективными и эффективными. Результаты значительные и в общем положительно характеризуют ход реализации госпрограмм», – отметил Александр Турчин.
Он предложил рассмотреть вопрос реализации госпрограмм прежде всего сквозь призму подготовки к программному циклу следующей пятилетки. «Сегодня становится очевидным, что действующие подходы к госпрограммированию нужно корректировать, – сказал Премьер-министр. – Госпрограммы должны демонстрировать тренд того, как правительство планирует достичь приоритетов пятилетки. Важно определить индикаторы, которые будут комплексно характеризовать выполнение приоритетов. Упор на качественную составляющую и эффективность вложенных средств. Например, реализация приоритета «арендное жилье» не должна свестись к доведению квадратных метров. Цель – закрепление кадров в регионах».
«Реализуя госпрограммы, мы должны видеть, как меняется жизнь в регионах. Обращаю внимание, что это задача не только отраслевых регуляторов. Местные органы должны активно включиться в этот процесс, обеспечив необходимую работу с населением», – заключил глава белорусского Правительства.
По информации
БЕЛТА
Толкование соглашений. Андрей Плотников рассказал о востребованной компетенции Экономического суда СНГ
Наиболее востребованной у государств – участников Содружества компетенцией Экономического суда СНГ является толкование заключенных соглашений, отметил в комментарии журналистам Андрей Плотников, который до недавнего времени возглавлял Экономический суд СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Андрея Плотникова, Экономический суд СНГ – это прежде всего уставный орган Содружества, деятельность которого призвана обеспечивать соблюдение экономических интересов государств – участников Содружества на основе принципа суверенитета и учета национальных интересов. Это предопределяющее в деятельности суда как органа, обеспечивающего единство правового пространства на всей территории стран Содружества.
Продолжая тему компетенции Экономического суда СНГ, Андрей Плотников пояснил, что речь идет, в частности, о рассмотрении запросов о толковании заключенных конвенций и соглашений, а также споров между государствами.
Впрочем, в последнее время государства научились решать свои вопросы иными средствами мирного разрешения споров, отметил он. Прежде всего это консультации, переговоры. «Именно споров (в рамках. – Прим. БЕЛТА) искового производства между государствами сегодня не было. По большей части востребованным и актуальным является рассмотрение дел по толкованию заключенных соглашений», – отметил Андрей Плотников.
Он напомнил, что с 2016 года проводилась реформа Экономического суда СНГ. Суд перешел на новый формат деятельности ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата). В основном это дистанционная форма работы. В существующих условиях это более оперативное рассмотрение дел, экономичное, рачительное использование денежных средств для содержания суда.
«На территории государств-участников уже является обыденным рассмотрение дел дистанционно. Но межгосударственное рассмотрение споров, когда судьи находятся на территории разных государств и проводят судебные заседания дистанционно, на территории СНГ впервые», – обратил внимание Андрей Плотников.
По его словам, в последнее время работа суда была основана на рассмотрении запросов, касающихся действия заключенных соглашений. Что касается рассмотрения споров между субъектами хозяйствами, это не входит в компетенцию Экономического суда СНГ. Субъекты хозяйствования могут обратиться в суд опосредованно, через структуры и институты СНГ.
«Мы больше рассматриваем вопросы публичного права, но они в дальнейшем влияют непосредственно на деятельность каждого субъекта именно через заключенные в рамках Содружества соглашения», – сказал Андрей Плотников.
В Минске сегодня состоялось заседание Пленума Экономического суда СНГ. Пленум – это высший коллегиальный орган Экономического суда СНГ, состоящий из судей суда (по одному от каждого государства) и председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров в государствах – участниках соглашения о статусе Экономического суда СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
«Данный состав пленума и определяет уникальность этого органа, – сказал Андрей Плотников. – Состав пленума предопределяет его взаимодействие с высшими национальными судами, поскольку позволяет вырабатывать общие подходы при регулировании права на территории стран Содружества».
Очередное заседание пленума призвано было рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в регламент пленума и регламент Экономического суда СНГ по итогам работы в новом формате ad hoc. Процедуры требуют в некоторой части унификации и упрощения. Также требуется адаптация к новым судебным практикам, уже существующим на территории стран Содружества.
По информации
БЕЛТА
Максим Рыженков: белорусско-российская повестка является неизменно интенсивной и насыщенной на всех уровнях
Белорусско-российская повестка является неизменно интенсивной и насыщенной на всех уровнях. Об этом заявил журналистам Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков по итогам переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым на совместной пресс-конференции, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
Максим Рыженков поблагодарил принимающую сторону и лично Сергея Лаврова за прекрасную организацию первого официального визита в Россию, который прошел в атмосфере полного взаимопонимания, стратегического доверия и союзнической солидарности.
Министр подчеркнул: «Особое внимание я хотел бы придать возложению белорусской делегацией венка к Могиле Неизвестного Солдата в год 80-летия Великой Победы, который не только глубокий символ исторической общности, но и показатель братства и преемственности, которые были в основе отношений между нашими народами и 80 лет назад, и сегодня и которые являются надежной основой для и дальнейшей поддержки и содействия друг другу при решении любых вопросов, стоящих перед нами на сегодняшнем этапе».
«Мы за два дня переговоров в узком и расширенном формате обсудили весь спектр вопросов двустороннего взаимодействия, включая реализацию решений в рамках Союзного государства, а также международную повестку практически до мелочей разобрали. Также сегодня мы обсуждали вопросы разрешения украинского кризиса, возможного участия Республики Беларусь в достижении мирного урегулирования, перспективы прочного и справедливого мира в Европе в целом и построения новой архитектуры системы безопасности на общеевразийском пространстве», – сказал глава белорусского внешнеполитического ведомства.
«Благодарим российских коллег за оперативное и исчерпывающее информирование о контактах с украинской стороной и США, с партнерами в ЕС, за стремление услышать и учесть мнение Минска относительно происходящих сегодня процессов и учета наших интересов в этом переговорном процессе. Такой уважительный подход в полной мере отвечает высокому уровню и духу взаимодействия в рамках Союзного государства», – резюмировал Максим Рыженков.
По информации
БЕЛТА