19.07.2019
Четвертое совместное заседание коллегий следственных комитетов Армении, Беларуси, России: обсуждены вопросы международного сотрудничества
В Красноярске в конгресс-холле Сибирского федерального университета 18 июля 2019 года состоялось четвертое совместное заседание коллегий следственных комитетов Армении, Беларуси, России.
На мероприятии присутствовали главы ведомств Гайк Григорян, Иван Носкевич и Александр Бастрыкин, представители подразделений международного сотрудничества следственных комитетов России, Армении и Беларуси. Кроме того, впервые для участия в заседании был приглашен представитель Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Основной темой прошедшего заседания стало обобщение практики международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. На актуальность проблемы противостояния трансграничной преступности и необходимость эффективной координации действий следственных ведомств обратил внимание в своем приветственном слове Председатель Следственного комитета Беларуси Иван Носкевич.
«Появляются и стремительно нарастают принципиально новые негативные явления и угрозы, обусловленные разнообразными объективными и субъективными геополитическими, экономическими, социальными и иными факторами. Более четкая координация действий всех правоохранительных органов, определение новых направлений сотрудничества и взаимодействия являются наиважнейшими задачами», – отметил он.
Выступавшие с докладами исполняющий обязанности начальника отдела обеспечения международных запросов Следственного комитета Армении Сергей Таирян, начальник международно-правового отдела Следственного комитета Беларуси Михаил Вавуло и руководитель управления международного сотрудничества Следственного комитета России Олег Михайлов рассказали о результатах межведомственного взаимодействия в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам, а также предложили конкретные меры по усовершенствованию деятельности в данной сфере.
Михаил Вавуло в своем выступлении отметил большой объем правовой помощи, взаимно оказываемый следственными комитетами Беларуси и России.
В 2018 году и первом полугодии 2019 года из Беларуси в Россию направлено:
- центральным аппаратом Следственного комитета – 345 поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам;
- УСК по областям и г.Минску непосредственно в территориальные подразделения Следственного комитета России – 907 поручений.
Из России в Беларусь за аналогичный период времени:
- в центральный аппарат Следственного комитета поступило для организации исполнения 72 поручения;
- в УСК по областям и г.Минску непосредственно из территориальных подразделений Следственного комитета России поступило 83 поручения.
Справочно. Усилиями российской и белорусской сторон скорректирован порядок сношений компетентных органов в рамках Минской Конвенции, а уровень непосредственного взаимодействия в ряде случаев снижен до территориальных подразделений. Новый алгоритм взаимодействия Сторон по Конвенции заработал с января 2018 года.
По результатам дискуссии участников заседания были подписаны итоговые документы.
Кроме того, следственными комитетами Беларуси и России подписана программа сотрудничества в научно-образовательной сфере на 2020–2022 годы.
Данной программой закрепляется продолжение практики направления сотрудников двух ведомств для повышения квалификации в соответствующих образовательных организациях, а также взаимного приглашения для участия в научно-практических конференциях.
Справочно. С 2015 года в учреждениях образования Следственного комитета России прошли обучение на курсах повышения квалификации более 70 сотрудников Следственного комитета Беларуси. В свою очередь, с 2018 года в г. Минске на базе института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета прошли обучение 16 представителей Следственного комитета России по 9 образовательным программам.
По сообщению официального сайта Следственного комитета Республики Беларусь
(фото – Следственный комитет Российской Федерации)
В СНГ продолжается работа по подготовке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства
13 ноября 2025 г. в Москве на площадке Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялось заседание Рабочей группы Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ по доработке проекта Программы реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств на период 2027–2035 годов.
В мероприятии приняли участие представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также сотрудники Исполнительного комитета СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.
Участники встречи обсудили предложения государств и Исполнительного комитета СНГ к проекту Программы и по итогам рассмотрения согласовали проект документа.
Решено направить материалы заседания Рабочей группы членам Совета по сотрудничеству в области образования, в Министерство просвещения Российской Федерации и Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ.
Напомним, что разработка проекта Программы осуществляется в соответствии с Решением Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ от 15 ноября 2023 г. Это Решение было принято по итогам инвентаризации договорно-правовой базы СНГ в сфере образования и связано с истечением срока действия ранее принятой Программы.
Проект новой Программы предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов развития гармонизированных моделей правового регулирования взаимодействия стран СНГ в сфере образования, а также на реализацию научно-технического и образовательного потенциала национальных систем образования. Особое внимание уделяется согласованию подходов к подготовке и аттестации научных и педагогических кадров.
Кроме того, в рамках Программы запланированы мероприятия по сотрудничеству в области инклюзивного образования, совершенствованию систем мониторинга и контроля качества профессионального образования, а также по расширению совместных проектов в сфере дистанционного обучения с использованием цифровых технологий и аналитики данных, включая искусственный интеллект. Особое значение придается созданию мультимедийных образовательных программ.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Дмитрий Гора: белорусский опыт борьбы с киберпреступностью интересен в странах дальнего зарубежья
Опыт белорусских следователей по борьбе с киберпреступностью интересен в странах дальнего зарубежья. Об этом рассказал журналистам Председатель Следственного комитета Беларуси Дмитрий Гора перед международной научно-практической конференцией «Основные направления совершенствования системы национальной безопасности» в Минске, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
Сегодня проходит международная научно-практическая конференция, которая посвящена вопросам совершенствования системы обеспечения национальной безопасности. Организаторы мероприятия – Государственный секретариат Совета Безопасности и Следственный комитет Республики Беларусь. В мероприятии участвуют представители следственных ведомств Беларуси, России, Узбекистана и Казахстана. В преддверии конференции проведены рабочие встречи, на которых обсуждены вопросы взаимодействия при расследовании преступлений в сфере ИКТ.
«Вопросы, которые вынесены на рассмотрение конференции, очень актуальные. Это противодействие киберпреступности, профилактика киберпреступлений, кибербезопасность, то есть все, что связано с высокими технологиями и противоправной деятельностью в этой сфере. Без взаимодействия в этой сфере противодействовать преступности очень тяжело», – сказал Дмитрий Гора.
Он также добавил, что за последние два года работа в этом направлении очень сильно активизировалась. «У нас только с МВД России созданы три совместные следственно-оперативные группы по взаимосвязанным уголовным делам. С коллегами из Казахстана создана совместная следственно-оперативная группа. Очень тесное взаимодействие с узбекскими коллегами по расследованию преступлений данной категории», – отметил Председатель Следственного комитета. Он напомнил, что недавно была пресечена деятельность международной преступной организации, которая обманом выманивала деньги у граждан стран СНГ. Кроме того, что были задержаны преступники, пятерым гражданам Беларуси уже возмещен причиненный ущерб на сумму более Br100 тыс.
Дмитрий Гора указал на то, что у белорусских следователей очень богатый опыт противодействия киберпреступности. «Без ложной скромности скажу, что нашим опытом пользуются не только правоохранители СНГ, но и коллеги из дальнего зарубежья очень заинтересованы в обмене и получении нашего опыта. Благодаря главе государства, в Следственном комитете было создано специальное подразделение по противодействию киберпреступности, которое уже получило огромный опыт и стремительно развивается», – подчеркнул он.
Особую актуальность борьба с киберпреступностью приобретает потому, что мошенники постоянно находят новые способы воздействия на граждан, чтобы завладеть их деньгами. «Помимо того, что мы расследуем уголовные дела, огромный пласт работы составляет профилактика. Мы пытаемся и с помощью СМИ донести людям, что не нужно поддаваться на провокации, не нужно верить словам», – сказал глава белорусского следственного ведомства.
Профилактика киберпреступлений развивается по многим направлениям, в том числе через взаимодействие с банковским сектором, операторами связи. «Например, чтобы вывести деньги из Беларуси, преступники используют платежные банковские карты Узбекистана, Казахстана, России. Для того, чтобы не дать возможности вывести деньги, нужно оперативно блокировать работу этих карточек. В данном вопросе у нас налажено взаимодействие и с банковскими учреждениями, коллегами из стран СНГ. Вся работа эта идет. Но важно наладить оперативность международного взаимодействия», – подчеркнул Председатель СК.
Заместитель министра внутренних дел России – начальник Следственного департамента МВД России Сергей Лебедев указал, что между правоохранителями Беларуси и России существует очень тесное взаимодействие. «В рамках этого визита нами подписано совместное заявление. Принимается комплекс мер организационного, практического, законодательного характера», – отметил Сергей Лебедев.
По информации
БЕЛТА
Существующие фонд стандартов и база соглашений позволяют иметь доступ к стандартам разных стран, содействуя беспрепятственной взаимной торговле
Об этом рассказала в ходе пресс-конференции Председатель Госстандарта Елена Моргунова.
«На сегодняшний день с рядом стран, например, Российской Федерацией, Китаем, Вьетнамом, Азербайджаном, Узбекистаном нами установлена договоренность об обмене текстами стандартов. В целом существующая договорно-правовая база сотрудничества позволяет получать необходимый стандарт страны поставки по отдельному запросу. Такая практика уже была реализована нами с Египтом, Ираном», – отметила спикер.
В рамках соглашения с органом по стандартизации Китайской Народной Республики (КНР) национальный институт по стандартизации Республики Беларусь (БелГИСС) имеет доступ к фонду национальных стандартов КНР в количестве свыше 55 тыс. стандартов. Это дает возможность оперативно по запросам обеспечивать предприятия стандартами КНР, необходимыми для выполнения требований при поставке продукции на рынок этой страны. Наиболее востребованы сегодня стандарты КНР в области пищевой, легкой, нефтехимической промышленности, металлургии, машиностроении.
Госстандартом также проводится активная работа по освоению рынка халяльной продукции государств Персидского залива, Индонезии, Пакистана и обеспечению условий, необходимых не только для производства халяльной продукции, отвечающей зарубежным требованиям, но и ее оценки соответствия данным требованиям непосредственно в Беларуси.
Созданы условия для получения сертификата «халяль» в Беларуси для поставки продукции в Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Саудовская Аравия, Оман, Катар, Королевство Бахрейн, Кувейт, Йемен, государства – участники СНГ.
«В этой связи уместно обратить внимание нашей промышленности на активное участие в работе международных технических комитетов по стандартизации. При необходимости и активном продвижении в проект международного стандарта могут быть погружены требования наших производителей, а это, в свою очередь, будет служить беспрепятственной торговле», – отметила Елена Моргунова.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Совбезы Беларуси и России подписали план сотрудничества на предстоящие два года
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА