Минэкономики: По итогам первого полугодия 2025-го сохраняется высокий темп роста инвестиций и реальных доходов населения
Как ранее сообщал Белстат, темп роста ВВП по итогам 6 месяцев составил 102,1 %. Некоторое замедление связано со снижением темпов производства в ряде отраслей на фоне общего замедления мирового экономического роста. На результаты в сельском хозяйстве оказали влияние неблагоприятные погодные условия: существенно смещены сроки уборки зерновых и заготовки травяных кормов.
Драйверами выступили такие отрасли как строительство (110,8 %) и информация и связь (104,8 %).
Розничный товарооборот за январь–июнь прибавил 9,0 %, что обусловлено ростом реальных доходов населения (10,5 % по итогам января–мая).
В первом полугодии сохраняется тренд на опережающий прогноз рост инвестиций в основной капитал – «плюс» 14 %. Предприятия продолжают активно вкладывать в технологическое развитие и модернизацию: затраты на приобретение машин и оборудования увеличились более чем на 20 %.
Высокая динамика обеспечена в строительной сфере: за 6 месяцев введено в эксплуатацию 1848,5 тыс. кв. метров жилья – 109,5 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Экспорт товаров и услуг в январе–мае 2025 г. превысил уровень прошлого года. Продолжается наращивание поставок в страны «дальней дуги»: в страны Африки – рост в 1,6 раза, в страны Латинской Америки – почти в 1,7 раза, Юго-Восточной и Центральной Азии – на 25 %.
Высокими темпами растет экспорт услуг. По итогам января–мая 2025 г. увеличение на 15,7 %.
Устойчивая работа экономики позволяет обеспечивать рост уровня доходов населения. Заработная плата в январе–мае 2025 г. составила 2546,3 рублей, средний размер трудовых пенсий превысил 916 рублей.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Указом Главы государства облисполкомам и Мингорисполкому предоставлены дополнительные полномочия в сфере строительства
Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 июля подписал Указ № 266 «О предоставлении полномочий в сфере строительства».
Документом предоставляется право облисполкомам и Минскому горисполкому по согласованию с Советом Министров принимать решения об определении особенностей возведения и реконструкции объектов, требующих первоочередного строительства для развития соответствующего региона.
Это могут быть решения о возможности параллельной разработки проектной документации и строительства, одновременного проведения проектных, изыскательских работ и оформления предварительного согласования места размещения земельного участка, проектирования и строительства с разработкой предпроектной документации в сокращенном объеме. Возможно также освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесного производства при изъятии сельхозземель и лесных земель, согласование удаления растительности без компенсации при строительстве объектов, предоставление права на госзакупки из одного источника проектов, товаров (работ, услуг), связанных со строительством объектов.
Областные и Минский городской советы депутатов получили право своими решениями определять необходимость проведения общественных обсуждений по объектам со спецификой проектирования и строительства.
Указом также устанавливается персональная ответственность руководителей органов власти за ненадлежащее исполнение принимаемых решений.
Беларусь и ОАЭ подписали соглашение о торговле услугами и инвестициях
Сегодня, 27 июня 2025 г., в Доме Правительства в г. Минске подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Подписи под международным договором поставили Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь – Наталья Петкевич и государственный министр ОАЭ по вопросам внешней торговли г-н Аль Зейуди.
Переговоры по услужно-инвестиционному Соглашению длились чуть более двух лет в формате «fast-track».
Документ предусматривает создание правового поля для регулирования двусторонней торговли услугами, а также содержит дополнительные механизмы развития инвестиционного сотрудничества. Беларусь и ОАЭ фиксируют условия, на которых компании могут осуществлять деятельность в сфере услуг. Также закрепляются условия пребывания отдельных категорий физических лиц, вовлеченных в торговлю услугами.
Основные преференции, которые белорусская и эмиратская стороны предоставляют друг другу, – предсказуемость и прозрачность условий ведения деятельности.
Стороны принимают обязательства допускать субъектов хозяйствования на рынки услуг в более, чем ста секторах, охватывающих такие сферы, как финансы, строительство, деловые услуги, транспорт и др.
Соглашение учитывает тренды международной договорной практики и основывается на предоставлении гарантий на высоком уровне.
Объединенные Арабские Эмираты дополнили преференциальный пул партнеров, которым предоставляются гарантии недискриминации на белорусском рынке. В настоящее время для Беларуси схожие услужно-инвестиционные договоренности действуют только с ближайшими торговыми партнерами по ЕАЭС и СНГ. В прошлом году также подписано Соглашение по услугам и инвестициям с Китаем.
Соглашение по услугам и инвестициям станет дополнением товарной сделки, заключаемой между Евразийским экономическим союзом и ОАЭ: соответствующее Соглашение о б экономическом партнерстве ЕАЭС и ОАЭ планируется к подписанию сегодня в ходе заседания Высшего Совета.
Таким образом, ОАЭ станет первым государством дальнего зарубежья, с которым Беларусь одновременно создает как зону свободной торговли товарами, так и зону свободной торговли услугами.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Об основных аспектах деятельности прокуратуры – в интервью Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа
Накануне Дня работников прокуратуры, который отмечается в нашей стране сегодня, Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед дал большое интервью издательскому дому «Беларусь сегодня». Разговор получился серьезным и откровенным, в нем затронуты все основные аспекты деятельности прокуратуры и отмечены опасные тенденции, складывающиеся в современном мире.
За каждой цифрой – людские судьбы
– Андрей Иванович, более чем за четыре года расследования уголовного дела о геноциде следственная группа Генеральной прокуратуры установила ранее неизвестные факты массового уничтожения нацистскими преступниками населения Беларуси. Расскажите нашим читателям о результатах этой работы.
– За период расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа нам удалось установить многочисленные факты истребления нацистскими палачами граждан Беларуси, о которых раньше никто не знал. На территории страны было организовано 578 концентрационных лагерей и иных мест принудительного содержания граждан. Или другими словами – лагерей смерти. Там путем создания невыносимых условий было истреблено значительное количество соотечественников. Только в лагере смерти Тростенец под Минском, самом крупном на всей захваченной советской территории, фашисты убили не менее 546 тысяч человек.
Стандартным сценарием, который нацистские военные преступники и их пособники взяли на вооружение, стало сожжение деревень вместе с жителями в рамках так называемых усмирительных акций. Конечным результатом становилось создание «мертвых зон».
Они расстреливали мирных людей, вешали, уничтожали их в газовых камерах, сжигали, подвергали голоду и эпидемическим заболеваниям. При этом для них не имело особого значения, был кто-то замечен в помощи партизанам или нет. Это должно было навести страх и подавить попытки сопротивления.
Все мы знаем трагическую судьбу Хатыни и ее жителей – таких сел и деревень в Беларуси установлено уже 290. В каждой области – свои леденящие душу факты. Всего же полностью либо частично враг уничтожил 12 868 сельских населенных пунктов. А ведь за каждой цифрой – людские судьбы и поломанные жизни.
Каждое злодеяние врага мы фиксируем, получая ценную информацию из архивных данных, в том числе в рамках правовой помощи из Российской Федерации, а также сведения от самих очевидцев тех событий и их родственников. В ходе предварительного следствия допрошено более 19,9 тысячи человек, из них около половины – бывшие узники концлагерей.
За последние два года мы направили в Верховный Суд три уголовных дела по обвинению нацистских палачей – Катрюка, Смовского и Серафимовича – в геноциде белорусского народа – в отношении их постановлены обвинительные приговоры. Это необходимо было для того, чтобы такие катрюки с подачи наших западных соседей не рассматривались как борцы за национальную идею. На конкретных примерах мы показали общественности звериную сущность этих убийц, которые не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. В скором времени в суд будет направлен еще ряд аналогичных уголовных дел.
Мы продолжим работу по сбору объективных и бесспорных доказательств геноцида белорусского народа. В условиях искажения информации о войне на Западе люди должны знать правду.
Проверки показали
– Неизменно в поле зрения прокуроров находятся вопросы соблюдения социальных прав граждан, включая жилищные. Каковы результаты работы органов прокуратуры в этой сфере?
– Значительное внимание уделено вопросам арендного жилья, предоставляемого лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Внесен ряд предложений по обеспечению эффективного учета невостребованного арендного жилья и его вовлечению в оборот, которые поддержаны Главой государства и в настоящее время реализуются.
По поручению Президента проведена масштабная проверка в сфере здравоохранения. Проверены вопросы целевого использования бюджетных средств при закупке оборудования и медикаментов, а также качества оказания медицинской помощи населению. Результаты проверки способствовали совершенствованию медпомощи в стране, в том числе повышению ее доступности для жителей сельской местности. В ряде случаев предотвращено необдуманное закрытие фельдшерско-акушерских пунктов.
Наведен порядок с очередью пациентов, нуждающихся в замене суставов, увеличено количество операций и расширен штат квалифицированных врачей.
По результатам проведенной в текущем году проверки соблюдения органами опеки и попечительства законодательства о защите прав граждан, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, органы прокуратуры установили ряд нарушений, которые влекли неоказание помощи со стороны опекунов и попечителей.
Детям – особое внимание
– Какую работу провели органы прокуратуры, чтобы обеспечить более эффективную защиту молодого поколения? И с какими законодательными инициативами выступает Генеральная прокуратура в этой сфере?
– Что касается защиты прав несовершеннолетних, то здесь нет незначительных для прокурора вопросов. Изучается буквально все: аспекты образования, воспитания, занятости и труда несовершеннолетних.
Наше внимание сфокусировано на защите социальных прав детей-сирот и детей-инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей, профилактике семейного неблагополучия, правонарушений и гибели несовершеннолетних от внешних причин.
В частности, в текущем году органы прокуратуры проверили соблюдение законодательства о социальной защите прав детей-инвалидов. Оказалось, что ответственные государственные органы и подведомственные им организации ненадлежащим образом проводили мероприятия по их реабилитации.
Говоря о законодательных инициативах ведомства по данной линии, отмечу, что только за последние четыре года их было несколько десятков. Среди них – нормативные правовые акты, регулирующие профилактику семейного неблагополучия, организацию летнего оздоровительного отдыха детей, комплексную реабилитацию наркозависимых подростков в специальных воспитательных учреждениях, в том числе по заявлению родителей, минимизацию деструктивного влияния интернета на подрастающее поколение и иные.
Так, анализ подростковой преступности показал, что требовали корректировки вопросы вовлечения несовершеннолетних в трудовую занятость и предложения им доступного и легального способа заработать деньги.
Инициированные нами изменения законодательства направлены на создание дополнительных условий для трудоустройства подростков в свободное от учебы время.
В Парламенте также обсуждаются предложенные нами поправки в Закон «О правах ребенка» – они призваны минимизировать деструктивное влияние интернета на детей и использование его возможностей для вовлечения подростков в противоправные действия. В частности, планируется возложить на родителей обязанность защищать своих детей от информации в сети, причиняющей вред их здоровью и развитию. При этом важно разъяснять детям вред от такой информации и контролировать, как они используют ее ресурсы.
Уровень коррупции снижается
– В нашей стране делается все, чтобы минимизировать возможные коррупционные риски и снизить привлекательность коррупции. Как органы прокуратуры противостоят этому социальному явлению?
– Борьба с коррупцией – это один из приоритетов внутренней политики нашего государства.
Президент Республики Беларусь неоднократно обращал внимание на недопустимость коррупции, борьбу с ней, невзирая на чины и звания.
В стране развивается законодательство и совершенствуется правоприменительная практика, ведется диалог с деловым сообществом и гражданами. Самое главное – не допущено системного проникновения криминала в госаппарат.
Вместе с тем все еще имеются проблемы. Необходимо уделить повышенное внимание вопросам подбора и расстановки кадров, совершенствования законодательства о закупках, ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, а также работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений.
Примеры коррупционных преступлений свидетельствуют, что некоторые управленцы в погоне за наживой не боятся ни разоблачения, ни строгого наказания. Практически каждый пятый коррупционер из числа осужденных – это руководитель, который сам должен был заниматься профилактикой злоупотреблений. Такие факты наносят серьезный урон авторитету государства.
На состоявшемся 24 июня 2025 года в Генеральной прокуратуре республиканском координационном совещании с участием Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь рассмотрены вопросы противодействия коррупции, запланирована реализация конкретных мероприятий по повышению эффективности этой работы.
Инициативы поддержаны
– Киберпреступность бросила вызов всему миру. Какова ситуация в нашей стране и что делается, чтобы защитить наших граждан от таких преступлений?
– Генеральная прокуратура проделала значительную работу по предупреждению киберпреступлений, содействовала ускорению обмена данными между правоохранителями и банковским сектором.
В частности, по нашей инициативе все банки установили «период охлаждения», то есть заключение кредитного договора не ранее рабочего дня, следующего за днем обращения заявителя. Эта мера помогает противостоять мошенникам, вынуждающим граждан под различными предлогами оформлять на себя кредиты.
На основе Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям» в 2024 году начала функционировать автоматизированная система обработки инцидентов Национального банка, которая за непродолжительный период оказала существенное влияние на сроки рассмотрения заявлений и сообщений о киберпреступлениях.
При участии Генеральной прокуратуры разработано законодательство, направленное на повышение защищенности граждан при совершении сделок с токенами, исключение возможности использования криптовалюты в мошеннической и другой противоправной деятельности.
– И в завершение, что бы вы хотели пожелать прокурорским работникам и ветеранам ведомства в профессиональный праздник?
– Прежде всего хочу сказать ветеранам спасибо за их бесценный опыт, волю, твердость духа и наставничество. Хочу выразить признательность и действующим работникам ведомства за инициативу, решительность, готовность брать на себя ответственность, а также принципиальность при отстаивании интересов общества и государства. Желаю всем коллегам мирного неба над головой, крепкого здоровья и благополучия в семьях.
Инна Горбатенко, «
СБ. Беларусь сегодня», 26 июня 2025 г.
В Генеральной прокуратуре состоялось республиканское координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией
Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа состоялось заседание республиканского координационного совещания, на котором рассмотрены вопросы эффективности принимаемых государственными органами и иными организациями мер по борьбе с коррупцией.
В работе совещания приняли участие Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Сукало, Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс, Заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Александр Рахманов, руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Валерий Вакульчик, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Дмитрий Гора, Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Алексей Волков, Председатель Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Владимир Орловский, Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Вадим Синявский, начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь Андрей Павлюченко, Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Юрий Горлов, председатель Минского горисполкома Владимир Кухарев, заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Геннадий Казакевич, первый заместитель Министра промышленности Республики Беларусь Андрей Конюшко, заместители Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроры областей и города Минска, начальники областных и города Минска управлений внутренних дел, иные должностные лица.
Открывая заседание, Андрей Швед отметил, что в Республике Беларусь последовательно проводится государственная политика в сфере борьбы с коррупцией. Реализуется комплекс мероприятий, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных правонарушений, устранение причин и условий, им способствующих. Принятые правоохранительными органами меры позволили вскрыть криминальные схемы в наиболее значимых сферах экономической деятельности.
Справочно. На протяжении последних лет количество регистрируемых коррупционных преступлений постепенно снижается (с 1 603 в 2015 году до 1 031 в 2024 году). К уголовной ответственности ежегодно привлекается порядка 850 должностных лиц. Не единичны случаи совершения таких преступлений лицами, занимающими ответственное положение.
В структуре коррупционной преступности преобладают взяточничество (48 %) и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (34 %). Более 70 % таких преступлений совершены при проведении закупок, исполнении договоров, оказании покровительства коммерческим структурам, а также распоряжении республиканской и коммунальной собственностью.
Причиненный коррупцией ущерб превысил 163 млн рублей.
В ходе совещания отмечено, что высокий уровень коррупционной преступности в отдельных сферах и отраслях экономики свидетельствуют о неполноте принимаемых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами мер по предупреждению коррупции и выполнению требований антикоррупционного законодательства.
Прокуроры выявляют многочисленные нарушения порядка проведения процедур закупок, предотвращения и урегулирования конфликта интересов, истребования письменных обязательств, декларирования, факты нерационального расходования бюджетных средств, получения незаконных вознаграждений, несоблюдения антикоррупционных ограничений.
На заседании отмечено, что работа созданных в организациях антикоррупционных комиссий районного уровня в ряде случаев является формальной и неэффективной. Решения таких комиссий основываются преимущественно на поступающей от правоохранительных органов информации. Выявлению и устранению причин и условий, способствующих коррупции, должного внимания не уделяется. Принимаемые меры нередко ограничиваются привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Ненадлежащим образом решаются вопросы подбора и расстановки руководящих кадров: каждое пятое коррупционное преступление совершено руководителем государственного органа или иной организации, обязанным лично принимать меры, направленные на борьбу с коррупцией.
Местными исполнительными и распорядительными органами не обеспечен должный контроль за соблюдением ограничений на трудоустройство лиц, уволенных по дискредитирующим основаниям.
Недостаточное внимание уделяется вопросам соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств.
Не в полной мере работает механизм ограничения участия в государственных закупках юридических лиц, привлекавшихся к ответственности за подкуп.
Отсутствие правового ограничения позволяет юридическим лицам, уличенным в коррупции, иной противоправной деятельности, участвовать в государственных закупках на биржевых торгах.
В завершение Генеральный прокурор Республики Беларусь ориентировал следователей на возможность проведения с 1 сентября 2025 г. по уголовным делам криминологических экспертиз специалистами НПЦ Генеральной прокуратуры по фактам совершения должностными лицами коррупционных преступлений в случае, если имеются признаки того, что причины и условия, способствовавшие совершению преступления, могли быть обусловлены недостатками правового регулирования. Наряду с другими предложениями поручил изучить вопрос подготовки нормативного правового акта, устанавливающего единый порядок (механизм) информирования правоохранительных органов руководителями государственных органов и организаций о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений и иных деяний, создающих условия для коррупции, а также направления информации, связанной с фактами, свидетельствующими о коррупции.
По итогам совещания выработан комплекс конкретных организационно-практических мер, призванных повысить эффективность борьбы с коррупцией.
В рамках мероприятия Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед ответил на вопросы представителей СМИ.
По сообщению
официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь)