17.07.2019
Нацбанк: «К 2023 году с наших платежных карточек может полностью исчезнуть магнитная полоса»
Чип спешит на помощь
Развитие информационных технологий ускоряет появление новых сервисов, позволяющих удаленно оплачивать покупки в любом конце мира. Для обывателя такие новации видятся очень простыми, благодаря им транзакции совершаются в один клик. Для банков же все наоборот: это вызов, ведь им важно обеспечить безопасность и бесперебойную работу платежных систем. Новые решения постоянно появляются во многих областях банковского дела. Не исключение и сфера использования банковских карточек, где эмитенты переходят на применение чипов и перемещают карты в виртуальное поле, выпускают бесконтактные карты. Заместитель начальника управления электронных платежных инструментов главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Елена Кишкурно рассказала корреспонденту «Р» о том, как будут развиваться технологии оплаты на основе карточек в нашей стране, а также какие вызовы здесь стоят перед банками.

Откажутся от магнитной полосы
– Во всем мире сегодня при эмиссии банковских карточек стараются отказаться от использования магнитной полосы. В чем положительные стороны этого процесса и как за мировыми трендами следуют в Нацбанке?
– Переход от банковских платежных карточек с магнитной полосой к картам с наличием микропроцессора стандарта EMV (Europay + MasterCard + VISA) – одна из мировых тенденций в данной сфере. Стандарт EMV разработан международными платежными системами в первую очередь для повышения уровня безопасности операций с карточками. При совершении транзакций с чиповыми картами стандарта EMV вероятность мошенничества существенно снижается за счет использования ПИН-кода и криптографических алгоритмов. Такие карточки также имеют более широкий функционал по сравнению с карточками с магнитной полосой. На чипе могут быть размещены как банковское, так и иные приложения, что позволяет банкам совместно с другими организациями (торговыми, транспортными и т.д.) реализовывать программы, повышающие заинтересованность держателей карточек в расчетах с использованием этого платежного инструмента в конкретных торговых организациях, общественном транспорте, на культурно-массовых, спортивных мероприятиях.
EMV в тренде
– Как будет осуществляться переход к карточкам нового стандарта в нашей стране?
– Правлением Национального банка приняты соответствующие постановления, которыми предусматривается поэтапный переход на карточки с микропроцессором стандарта EMV. В первую очередь на эмиссию карточек с микропроцессором осуществлен переход в рамках международных платежных систем, поскольку данные карточки могут использоваться их держателями как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Позднее запланирован переход на выпуск чиповых карточек внутренней платежной системы БЕЛКАРТ, поскольку ввиду локальности (закрытости) данной системы и использования карточек БЕЛКАРТ только для операций на территории нашей страны риски мошенничества ниже. Запланировано, что с 1 января 2023 года на территории Беларуси будет обеспечено использование только микропроцессорных карточек, эмитированных белорусскими банками. При этом к обслуживанию продолжат приниматься карточки как с микропроцессором, так и с магнитной полосой, эмитированные иностранными банками, поскольку эмиссия таких карточек находится вне сферы регулирования законодательства нашей страны.
В целом с учетом представленной банками Национальному банку информации на 1 апреля 2019 года доля карточек с наличием чипа достигла 67,5 процента от общего количества карточек, выпущенных белорусскими банками.
Карточки уходят в цифру?
– Также один из трендов – бесконтактные платежи и платежи с использованием виртуальных карт. Насколько это безопасно? Как сегодня совершенствуется система бесконтактных платежей в стране с учетом мировой практики?
– Если говорить о виртуальных карточках, то это карточки, эмиссия которых осуществляется без использования заготовки. Операции с таким платежным инструментом проводятся исключительно в виртуальной среде. При этом используются предоставленные держателю банком-эмитентом реквизиты карточки, а не сама «физическая» карточка. На 1 апреля этого года банками выпущено в обращение около 150 тысяч виртуальных карточек. Правлением Национального банка приняты и реализуются банками требования, направленные на повышение безопасности платежей в интернет-среде, в том числе при использовании виртуальных карточек. Применение их оправдано в целях снижения риска хищения средств, так как во всем мире признанным фактом является более высокий риск мошенничества при совершении операций в интернет-среде, чем в стационарных организациях торговли (сервиса). Такие карточки не применяются в качестве зарплатных. На счетах, к которым выданы виртуальные карточки, нецелесообразно хранить все денежные средства, а лучше размещать только суммы, необходимые для покупок в интернет-среде. Сфера применения карточек таким образом ограничивается, и минимизируется риск потери средств клиента. Банки-эмитенты выдают держателям виртуальных и иных видов карточек соответствующие рекомендации по безопасному использованию данного платежного инструмента с учетом сферы его применения. Эти рекомендации необходимо безусловно соблюдать и помнить о том, что как только карточка передана ее держателю, он также несет ответственность за ее использование.
Относительно распространения бесконтактных технологий оплаты необходимо отметить, что сейчас банки страны внедряют различные форм-факторы, позволяющие проводить бесконтактные платежи (бесконтактные карточки, соответствующие платежные приложения для мобильных телефонов, часы, кольца, браслеты, содержащие платежное приложение). Решение о внедрении таких форм-факторов принимается банками в рамках правил платежных систем и требований законодательства самостоятельно с учетом мировых тенденций, потребностей клиентов, готовности международных и внутренних технических операторов к взаимодействию с белорусскими банками по данному направлению. Правлением Национального банка также приняты и реализуются банками нормы, направленные на обеспечение развития инфраструктуры приема бесконтактных платежей. Ключевыми факторами при оценке готовности рынка для внедрения тех или иных бесконтактных технологий оплаты являются уровень развития современных платежных технологий и сети приема бесконтактных платежей в стране, степень проникновения официальных мобильных устройств и готовность населения к их использованию для совершения платежей.
В нашей стране с 2017 года благодаря взаимодействию банков с международными платежными системами и системой Samsung Pay для держателей карточек реализована возможность осуществления платежей посредством мобильных телефонов марки Samsung. Также в Беларуси рядом банков внедрены собственные сервисы мобильных платежей. Есть основания полагать, что в скором времени в нашей стране появится и сервис Apple Pay. Национальный банк открыт к взаимодействию с международными и внутренними платежными системами в целях увеличения числа платежных сервисов, доступных гражданам и субъектам хозяйствования нашей страны, на постоянной основе проводит и будет продолжать эту работу с учетом готовности платежных систем к взаимодействию.
Илья Крыжевич, «Рэспубліка», 15 июля 2019 г.
(фото – «Рэспубліка»)
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси
Стандарты в области искусственного интеллекта разработают в Беларуси. Об этом сообщила корреспонденту
БЕЛТА Председатель Государственного комитета по стандартизации Елена Моргунова на полях республиканской научно-практической конференции «Качество-2025».

(фото – БЕЛТА)
«2024-й был Годом качества, он придал новый импульс развитию инфраструктуры. В пятилетку качества эта работа продолжается. В приоритете опережающая стандартизация. Именно в стандарты закладываются те основные постулаты, те основные требования, по которым в дальнейшем развиваются отрасли. Сегодня, в век инноваций, как никогда необходимы новые требования, которые мы и закладываем в опережающие стандарты. Это вопросы искусственного интеллекта, безбарьерной среды, цифровая трансформация, в том числе инновационное развитие агропромышленного комплекса, промышленности. Все эти моменты необходимо стандартизировать для того, чтобы отрасли гармонично развивались и продукция шла без барьеров на внешние рынки», – сказала Елена Моргунова.
Стандарты разрабатываются в рамках технических комитетов. «По инициативе Министерства связи и информатизации формируется национальный технический комитет, который будет заниматься вопросами цифровизации и искусственного интеллекта. Планируется разработка порядка восьми стандартов, которые будут в том числе включать термины и определения для того, чтобы четко понимать, с чем и как мы работаем, каким образом искусственный интеллект может нам помочь в дальнейшем развитии», – отметила Председатель Госстандарта.
Среди задач Госстандарта – защита внутреннего рынка от несоответствующей, небезопасной продукции и одновременно помощь отечественным предприятиям в выходе на рынки других стран, причем без барьеров и ограничений. Беларусь состоит в интеграционных объединениях – Союзное государство, Евразийский экономический союз, СНГ. «Нам бы хотелось, чтобы вопросы технического регулирования были гармонизированы для того, чтобы не создавать барьеров при обращении нашей продукции. Поэтому техническое регулирование, вопросы стандартизации, аккредитации должны развиваться в одной плоскости с другими странами. Для этого необходима опять-таки цифровизация этих процессов, чтобы была четкая прослеживаемость, чтобы можно было в любой момент получить достоверную информацию», – подчеркнула Елена Моргунова.
Каждый второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. «Беларусь присоединилась к этой глобальной инициативе, и сегодня мы проводим международную конференцию, посвященную вопросам качества. Почему это важно? Хотелось бы, чтобы все то, что нас окружает в жизни, все, с чем мы сталкиваемся, было качественным. Качественные дороги, образование, медицина, товары. Мы все время говорим о качестве, потому что от него зависит конкурентоспособность продукции, возможность завоевывать новые рынки. Беларусь всегда славилась качеством своей продукции. На конференции мы затронули все вопросы, которые касаются инфраструктуры качества. Это вопросы стандартизации, метрологического обеспечения, аккредитации, проведения испытаний, государственного контроля и надзора за качеством продукции на рынке», – заключила Председатель Госстандарта.
Участие в конференции приняли ведущие эксперты, руководители предприятий, ученые и специалисты в области стандартизации и менеджмента качества. Они обсудили актуальные вызовы, поделились опытом внедрения инновационных решений и определили перспективные направления развития национальной инфраструктуры качества. Пленарное заседание конференции было посвящено развитию инфраструктуры качества и системы технического регулирования как надежной основы устойчивого развития национальной экономики. А тематика секционного заседания – «Технологические лидеры. Оперативные цели и гибкие планы» – имела сугубо практическую направленность. Своим успешным опытом в области управления качеством поделились представители белорусской промышленности.
Конференция стала одним из ключевых мероприятий в рамках Недели качества, объявленной в Беларуси с 10 по 16 ноября и приуроченной ко Всемирному дню качества, отмечаемому в текущем году 13 ноября. Неделя качества призвана стать демонстрацией того, как традиции, умноженные на трудолюбие и передовые технологии, создают прочный фундамент белорусского качества.
По информации
БЕЛТА
Цифровая инфраструктура в Беларуси растет
Министерство связи и информатизации как орган регулятор обеспечивает полноценное и всестороннее развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры для удовлетворения возрастающих потребностей государства бизнеса и граждан в получении современных и качественных услуг электросвязи.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день лицензию в области электросвязи имеют 154 оператора электросвязи.
Основным направлением развития сети электросвязи РУП «Белтелеком» является завершение процесса переключения абонентов на программно-аппаратную IMS-платформу, что позволяет предоставлять абонентам весь спектр современных телекоммуникационных услуг по одной абонентской линии. На конец отчетного квартала к IMS-платформе подключено более 3,8 млн. абонентов (домохозяйств). Строительство мультисервисных сетей позволяет не только улучшить качество и расширить перечень предоставляемых услуг, но и оптимизировать затраты на эксплуатацию сетей электросвязи.
С учетом развития услуг сети передачи данных растет число подключений к услугам широкополосного доступа, что оказывает влияние и на ширину внешнего канала доступа в сеть Интернет. Внешний шлюз для доступа в сеть Интернет постоянно расширяется также для повышения качества оказываемых услуг по доступу в сеть Интернет, резервирования и уменьшения нагрузки на отдельные направления. За январь-сентябрь 2025 года ширина внешнего канала для доступа в сеть Интернет была увеличена на 870 Гбит/с и составила на 1 октября 2025 г. 5 090 Гбит/с.
С целью модернизации существующих сетей передачи данных для улучшения качества и объема предоставляемых услуг продолжались работы по подключению абонентов с применением технологии пассивных оптических сетей (GPON), позволяющей обеспечить скорость передачи данных до 100 Мбит/с и выше.
По состоянию на 1 октября 2025 г. количество абонентов (домохозяйств), подключенных по данной технологии, составило порядка 3 132,3 тыс. и увеличилось с начала года на 79,4 тысячи.
Всего количество абонентов стационарного широкополосного доступа к сети Интернет составило 3 367,8 тыс. с приростом к началу года в 83,6 тыс., при этом уровень проникновения стационарного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 жителей составил 37,0 ед.
Обеспечено дальнейшее развитие услуг сотовой подвижной электросвязи. По состоянию на 1 октября 2025 года общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике составило 11 970 тыс. Уровень проникновения сотовой подвижной электросвязи в республике составил 131,4 абонента на 100 жителей. Сотовой подвижной электросвязью второго и третьего поколения охвачено 99,3 процентов и 98,6 процентов территории республики соответственно, на которой проживает 99,9 процентов населения.
Активно развивалась сеть сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE и услуги на ее основе.
За январь-сентябрь 2025 года охват населения услугами сотовой подвижной электросвязи стандарта LTE составил 99,6 процентов.
Развитие сетей сотовой подвижной электросвязи третьего и четвертого поколения обеспечивает стабильный рост абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет: количество абонентов беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет по итогам прошедшего квартала 2025 года составило 9 605,2 тыс. с проникновением услуг в 105,4 ед. на 100 жителей.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Новые цифровые инициативы: что одобрил Совет при Минсвязи
6 ноября состоялось очередное заседание Совета по проектам в сфере цифрового развития при Минсвязи, на котором «дан зеленый свет» к реализации новых цифровых проектов.
Что вошло в пул мероприятий?
-
развитие централизованной системы здравоохранения (ЦИСЗ) – появятся новые функциональные модули:
-
учета медпрепаратов и медтехники;
-
поддержки работы скорой медицинской помощи;
-
поддержки функционирования службы донорской крови и др.;
-
создание системы поддержки в экстренных ситуациях медицинских учреждений – распределение пациентов, быстрая связь с медперсоналом и непрерывный мониторинг состояния больных (апробирование будет в Бресте, решение подлежит интеграции с ЦИСЗ и масштабированию);
-
развитие системы оценки состояния окружающей среды – дополнится прикладными цифровыми решениями для оценки индикаторов уровня радиации, состояния поверхностных вод и почвы (спойлер: сведения будут доступны не только специалистам, но и гражданам на платформе «Умный город (регион)», чтобы следить за экологической ситуацией в своем регионе);
-
развитие цифровой платформы лесного хозяйства – появятся блоки:
-
«Лесоустройство»;
-
«Воспроизводство лесов»;
-
«Лесопользование»;
-
«Охотоустройство» и др.;
-
внедрение ИИ-ассистентов для специалистов, обеспечивающих защиту прав и интересов граждан.
Все одобренные мероприятия направлены на создание современных цифровых инструментов для эффективной работы в отраслях экономики и повышения качества обслуживания населения.
По сообщению
официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Когда система мгновенных платежей полноценно заработает в Беларуси, рассказали в Нацбанке
Когда система мгновенных платежей полноценно заработает в Беларуси, рассказал Председатель Правления Национального банка Роман Головченко в интервью телеканалу
«Беларусь 1», сообщает
БЕЛТА.
«Система мгновенных платежей у нас функционирует с 2019 года. Но ее функционал до настоящего времени лимитирован. То есть это платежи физического лица физлицу либо юридического лица юрлицу. Основной потенциал роста для системы мгновенных платежей – работа с объектами торговли и сервиса. Когда человек может, скажем, по QR-коду заплатить за полученные товары и услуги, за покупки, за ресторан, кафе и так далее. Именно в этом направлении мы развиваем нашу систему. К концу года она должна быть запущена в полноценную эксплуатацию. Но подключение к этой системе будет проводиться постепенно», – сказал Роман Головченко.
К середине 2026 года к системе должны быть подключены белорусские банки первой группы значимости и наиболее крупные торговые объекты. «Рассчитываем на то, что к концу 2026 года все банки будут подключены к системе мгновенных платежей», – отметил Председатель Правления Нацбанка.
«Что еще для нас важно – мы таким образом избегаем иностранных платежных сервисов. Ведь периодически клиенты сталкиваются с теми или иными трудностями при процессинге исходя из решений тех или иных зарубежных платежных систем», – сделал акцент Роман Головченко.
Следующий шаг – интеграция белорусской системы мгновенных платежей с российской, чтобы можно было по QR-коду оплачивать покупки не только в Беларуси, но и в России.
По информации
БЕЛТА
Началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации
БЕЛТА