12.07.2019
Оказание некачественных услуг, ремонт электротехники в общежитии и установка детской площадки по закону – в зоне особого интереса жителей республики
Требуется ли решение собрания для установки детской площадки во дворе многоэтажного дома?
«Придомовая территория находится в ведении местного исполкома, в нашем случае – Витебского горисполкома. И обслуживается за счет бюджета. Могут ли члены товарищества собственников самостоятельно принять решение и устанавливать игровые комплексы на не принадлежащей им земле? Законно ли требование определенной группы граждан провести в обход председателя ТС общее собрание товарищества и обязать всех жильцов дома сдавать деньги на качели? Леонид Кравчинский, Витебск».
Поможет разобраться Дмитрий Герасимов, первый заместитель начальника главного управления ЖКХ Витебского облисполкома, который уточняет, что в Жилищном кодексе есть четкие правила созыва и проведения общего собрания собственников. Любое решение коллегиального органа управления товариществом без соблюдения регламентированной процедуры незаконно и необязательно для исполнения.
Внеочередное общее собрание (собрание уполномоченных) может быть созвано по предложению местного исполкома, по письменному требованию ревизионной комиссии или членов товарищества собственников, обладающих четвертью голосов, с изложением перечня вопросов для обсуждения. И правление обязано выполнить предложение исполкома или группы собственников и принять решение о созыве внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных) в течение семи дней. Отказ может быть обоснован только несоблюдением регламента. Если законных оснований нет, а правление несговорчиво, то инициаторы вправе организовать собрание сами и проинформировать собственников о принятом в результате решении.
Введение обязательных платежей и взносов членов товарищества собственников – исключительная компетенция общего собрания. Из всего сказанного следует, что инициативные собственники могут ввести обязательные дополнительные взносы на качели, например.
Все ясно и с вопросом, можно ли установить детскую площадку на городской земле. С 25 февраля 2015‑го, когда были приняты рекомендации Министерства жилищно‑коммунального хозяйства № 03‑14/262‑1 «О привлечении средств на благоустройство», использование средств населения и субъектов хозяйствования для выполнения работ по благоустройству придомовых территорий только приветствуется. За эти деньги оборудуются детские и спортивные игровые площадки (в том числе с игровым оборудованием), песочницы и другие элементы благоустройства, выполняется озеленение (создание газонов, цветочное оформление, посадка деревьев, кустарников и так далее). Так что по желанию жильцов вполне возможно приобрести и установить детское игровое оборудование за их собственный счет, при содействии обслуживающей организации и по согласованию с хозяином территории – исполкомом.
Кто должен ремонтировать электроплиты в общежитии?
«Проживаю в семейном общежитии с общей кухней. На кухне стоят очень старые электроплиты. Духовки в них давно сгорели, на варочной поверхности вместо четырех работают по одной‑две конфорки. Жаловались. Но в ответ нас уверяют: жильцы сами должны ремонтировать кухонное оборудование. Но это совершенно невозможно, хотя бы из‑за того, что плиты были закуплены не в нашей стране и давно сняты с производства – запчастей не найти. Правомерно ли нам отказывают в ремонте или замене электроплит и куда обращаться за помощью? Наталья, Лидский район».
Главный документ, который следует изучить всем, кто проживает в общежитиях, – это постановление Совета Министров № 269 от 5 апреля 2013 года «Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилого фонда в общежитии». Александр Карпович, главный инженер ГО ЖКХ Гродненской области, обращает внимание на статьи 28 и 30 документа. Где, в частности, говорится, что наниматели жилых комнат и блоков в общежитиях могут свободно пользоваться комнатами отдыха, кухнями, душевыми и другими помещениями культурно‑бытового назначения, а также оборудованием, инвентарем и бытовыми услугами, которые готова оказывать администрация общежития. И если оборудование, мебель, другие предметы домашнего обихода и культурно‑бытового назначения приходят в негодность, то жильцы общежития вправе требовать своевременной их замены или ремонта, а также надлежащего культурно‑бытового обслуживания.
Но наряду с этими правами у граждан, проживающих в общежитии, есть и обязанности. Должны соблюдать правила внутреннего распорядка и пожарной безопасности; использовать предоставленное жилье по назначению; бережно относиться к жилью, местам общего пользования, оборудованию и инвентарю; поддерживать чистоту в своих комнатах и в местах общего пользования.
Можно ли не платить за некачественную услугу?
«Заказала по рекламе окно из ПВХ. Внесла предоплату. Приехали мастера устанавливать. Монтаж мне показался неправильным. Хотя я и подписала акт приемки, но на следующий день поставила в известность работников о ненадлежащем выполнении заказа, предупредив, что согласна оставить окно с соразмерным уменьшением цены. Предложила сделать экспертизу качества выполненных работ. Ответа не последовало. Но вот спустя год получила письмо с угрозой судом. Почему я должна платить за некачественную услугу? Любовь Углик, Борисов».
Ольга Жук, заместитель председателя Бобруйского горисполкома, напоминает, что по Закону «О защите прав потребителей» требования, связанные с недостатками выполненной работы, можно предъявить в течение гарантийного срока, а если он не установлен, – в пределах двух лет со дня подписания акта приемки‑передачи. Исполнитель обязан устранить недостатки (пункт 9 статьи 31 закона), если не докажет, что они возникли из‑за нарушения потребителем правил использования, хранения, транспортировки результата работы, действий третьих лиц либо непреодолимой силы. В противном случае, руководствуясь пунктом 3 статьи 31, приобретатель услуги вправе расторгнуть договор и потребовать возврата денег. Потребитель также может потребовать деньги обратно, если им обнаружены существенные отступления от условий договора, ухудшившие результат.
И хотя сотрудники предприятия утверждают, что дефектов производственного характера в оконных конструкциях и монтаже нет, однако в целях лояльности к покупателю было принято решение о расторжении договора и возврате уплаченной суммы.
Аэлита Сюльжина, «СБ. Беларусь сегодня», 12 июля 2019 г.
Ольга Чуприс: после ревизии законодательства число нормативных правовых актов уменьшилось на 22 тыс.
После ревизии законодательства число нормативных правовых актов уменьшилось на 22 тыс. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
Некоторое время назад Администрация Президента совместно с другими госорганами по поручению Главы государства начала масштабную ревизию законодательства. Количество нормативных правовых актов после этого уменьшилось на 22 тыс.
«Но это далеко не предел, потому что работа продолжается. Обработано только порядка 30 % всех материалов. До конца года мы еще наверстаем очень многое», – сказала Ольга Чуприс.
По ее словам, уменьшить число принимаемых документов можно, всего лишь немного откорректировав работу с ними. В пример она привела опыт Правительства.
«Совет Министров сократил количество постановлений за пять месяцев этого года на 25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В предыдущие периоды как-то было модно вносить несколько изменений в одно постановление в один день: от каждого органа-инициатора поступали свои предложения, и они не аккумулировались. Это было очень неудобно. После ревизии, когда мы обнаружили это, Совет Министров пошел по совершенно другому, оптимальному пути», – рассказала Замглавы Администрации Президента.
Она также напомнила, что базовым документом в нормотворчестве для всех государственных органов является Закон «О нормативных правовых актах». В него планируется внести изменения, которые будут предусматривать инвентаризацию законодательства с определенной периодичностью.
«Подготовлен проект закона. Дальше будем вести с ним работу в установленном порядке. До конца года, надеюсь, он будет уже и принят», – отметила Ольга Чуприс.
По информации
БЕЛТА
Александр Лукашенко поручил провести ревизию своих директив
Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил провести ревизию директив Главы государства. Об этом сообщила журналистам Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Сейчас действует 11 директив Президента. Последняя – о реализации основ идеологии белорусского государства – получила двенадцатый номер, в то же время Директива № 5 о развитии отношений с Китаем утратила свою силу.
«Президент сказал, что надо на них посмотреть. Конечно, не просто взять и отменить их или перечитать и оставить в том же количестве, только внеся какие-то изменения. Сказал, надо поработать с ними умно, – отметила Ольга Чуприс. – Если они нам не нужны, то надо их, может быть, и отменить. Если же они нам нужны, но мы видим смежность, то, соответственно, сделать одну, но современную, чтобы всем было понятно, куда двигаться и как работать».
В пример она привела Директиву № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» и Директиву № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли». Эти документы близки по духу и по направлениям.
«Вполне возможно, когда мы проанализируем эти две директивы, поймем, что это должна быть одна директива, которая будет идти от жизни, от потребности людей и ответит на вопрос, как мы будем развивать строительную отрасль, а вместе с ней и жилищно-коммунальное хозяйство», – пояснила Замглавы Администрации Президента.
По информации
БЕЛТА
Депутаты обсудили реализацию механизмов защиты добросовестных инвесторов
Выездное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам проходит в Лиде. Темой для обсуждения стали актуальные вопросы практики применения законодательства Республики Беларусь в сфере развития внешнеэкономической деятельности, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Леонида Щеглова, БЕЛТА)
В мероприятии принимают участие парламентарии, представители областных и районных советов депутатов, Гродненского облисполкома, Лидского райисполкома, руководители предприятий и организаций Гродненского региона.
Как отметил председатель Постоянной комиссии по международным делам Сергей Рачков, Лида и Лидский район известны в первую очередь своими предприятиями. «Этот регион взаимодействует с более 80 странами, поставляет свою продукцию. Заседание посвящено изучению практики применения законодательства, способствующего развитию внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь. Поэтому мы сегодня и проводим выездное расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам именно в Лиде и в Лидском районе. Мы рассчитываем на то, что изучим практику применения законов по этой проблематике. Действительно, здесь многие предприятия экспортоориентированы. Очень важно понять, насколько то, что мы, депутаты Палаты представителей, поддерживаем в ходе своих заседаний, принимая законодательство, работает. Какие есть сложности, проблемы, что необходимо еще дорабатывать в нашем законодательстве, – сказал Сергей Рачков. – Ведь сегодня очень непростая мировая обстановка. И в общении с нашими зарубежными коллегами мы видим, насколько растет конкуренция прежде всего во внешнеэкономической деятельности. И мы должны не просто идти в ногу со временем, но и опережать, чтобы наша продукция была и конкурентоспособной, и продавалась на внешних рынках. На примере Лиды мы можем посмотреть, что у нас получается и какие еще задачи предстоит решать».
Участники заседания посетили СООО «Бел-Пласт Интернешнл». Как рассказал его руководитель Анатолий Великин, предприятие работает с 1999 года и является белорусским лидером по серийному производству широкого спектра пластмассовой упаковки и укупорочных средств. В ассортименте предприятия более 300 наименований бутылок, банок, канистр, крышек для бытовой химии, парфюмерно-косметической продукции, пищевых продуктов и лекарственных средств. Продукция предприятия реализуется на рынках Беларуси (и процент потребления внутри страны, по словам руководителя предприятия, растет), России (в 26 регионах), Казахстана, Узбекистана.
По словам Анатолия Великина, за годы существования белорусско-польское предприятие достигло значительных результатов. СООО «Бел-Пласт Интернешнл» является неоднократными победителями премии СНГ за достижения в области качества, шесть раз – лауреаты премии правительства Республики Беларусь.
По информации
БЕЛТА
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы
Агентов по операциям с недвижимостью не будет – оказывать услуги смогут только риелторы. Это предусмотрено Законом «О риелторской деятельности», сообщил журналистам заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов, передает корреспондент
БЕЛТА.
Законом скорректирован субъектный состав лиц, оказывающих риелторские услуги от имени риелторской организации. Упраздняется институт агентов по операциям с недвижимостью и закрепляется, что оказывать такие услуги вправе исключительно риелторы.
Замминистра отметил, что этот вопрос очень горячо обсуждался, дискутировался. «Мы считаем, что позиция, которая была предложена Министерством юстиции, регулятором, является обоснованной и правильной. Данные изменения вызваны тем, что действующая система оказания услуг требует коренной перестройки», – отметил он.
Причиной этого видится формальное закрепление риелторов за договорами оказания риелторских услуг и самоустранение этих специалистов от выполнения своих обязанностей. Об этом говорят результаты рассмотрения письменных и устных обращений граждан, заметил Николай Старовойтов. «Вместо риелтора, к сожалению, потребителя на всех этапах сделки сопровождали агенты, игнорируя законодательство, причем превышая свои полномочия. Многие агенты не владеют знаниями в полной мере и предоставляют некомпетентные разъяснения, используют в работе практику понуждения к оплате риелторских услуг и т.п.», – пояснил он.
В Минюсте уверены, что это существенно влияет на имидж агентств, снижает уровень доверия населения. В связи с этим нормы закона, закрепляющие полномочия по оказанию риелторских услуг, можно оценить как обоснованную необходимость, направленную на повышение качества риелторских услуг. Уже сейчас агенты по операциям с недвижимостью активно и успешно сдают экзамены в Министерстве юстиции, пополняя ряды аттестованных специалистов. Впереди еще год переходного периода, в течение которого агенты, желающие стать или приобрести статус риелтора, имеют право это сделать.
Для повышения персональной ответственности риелторов за качество выполняемой работы предусматривается обязанность прохождения аттестации для подтверждения своей квалификации. Процедура аттестации не предполагает собой сдачу экзамена, а будет проводиться в форме собеседования, отметил замминистра. Для лиц, которые добросовестно выполняют свои обязанности, это не станет препятствием для дальнейшей работы. С тех риелторов, которые нарушают закон, конечно же, на аттестации будет серьезный спрос.
Кроме того, расширены полномочия риелторской организации по получению необходимой для оказания услуг информации, что позволит повысить уровень защищенности имущественных интересов потребителей.
По информации
БЕЛТА
Какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, рассказали в МАРТ
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации
БЕЛТА