11.07.2019
Господдержка в вопросе демографической политики – это стимул
Начиная с 1990-х белорусы, к сожалению, имеют отрицательный прирост населения. Но немало сил и средств тратит государство на то, чтобы сомкнуть демографические ножницы. Каждый год, к примеру, около 5 процентов ВВП тратится на поддержку семьи. Это семейный капитал, жилищное строительство, здравоохранение, образование. Шлифуются старые финансовые инструменты, рассматривается внедрение новых.
К последним, к слову, можно отнести оказание господдержки при проведении процедуры экстракорпорального оплодотворения. Первую процедуру, по инициативе Минздрава, предлагается сделать бесплатной. А теперь немного цифр. Согласно данным Национального статистического комитета, в 2018-м более 93 тысяч белорусок стали мамами. Из них на долю первых рождений пришлось 39,2 процента, вторых – 39,4, третьих – 15,4. 908 родов было принято у женщин, которые зачали с помощью вспомогательных репродуктивных технологий.
В мировой практике о целесообразности ЭКО в масштабах государства говорят, когда число рожденных таким путем не менее 5 процентов от всех новорожденных. Получается, Беларусь в этом плане может дать большую фору: сейчас количество детей «из пробирки» меньше одного процента от общего количества рожденных. Руководствуясь таким подходом, подсчитываем: если в стране будет каждый год рождаться около 95 тысяч детей, то 4,5 тысячи из них могут появляться по методике ЭКО. Тогда, получается, экономически оправдана господдержка при попытке экстракорпорального оплодотворения.
Сложность ситуации в том, что никто из врачей стопроцентной гарантии на то, что с одного раза женщина забеременеет, не дает. Остальные процедуры при желании можно проводить за свои деньги. А цена вопроса около 4 тысяч рублей в государственных центрах, в частных – еще больше. ЭКО подходит для пар, у которых уже есть безуспешный опыт борьбы с бесплодием. В Беларуси таковых около 14 процентов.
Отразиться этот вопрос должен в Законе «О вспомогательных репродуктивных технологиях». И в то, что предлагаемый финансовый инструмент может повлиять на рождаемость в принципе верится. Хотя, по оценкам экспертов, увы, беби-бума, как было в 2015-м, когда в стране родились 119 тысяч детей, пока нет. Такой рождаемости, к слову, у нас не наблюдалось начиная с 1994 года.
Не исключено, что на демографической ситуации может сказаться и пересмотр уже работающих инструментов. К примеру, хотят продлить программу по получению семейного капитала. На 1 мая в Беларусбанке открыто 67,9 тысячи депозитов на сумму более 678 миллионов долларов. И мы видим, что есть положительный эффект. За четыре года реализации программы рост доли третьих детей в общем числе рождаемости составил 137 процентов по сравнению с четырьмя предыдущими годами, когда семейный капитал не действовал. Если до начала реализации масштабного госпроекта в 2014 году число рожденных третьих и последующих детей в семьях составляло чуть более 17 тысяч, то в 2018-м – уже более 20 тысяч.
Кроме пролонгации программы семейного капитала, рассматривается возможность и досрочно, до достижения ребенком 18 лет, использовать деньги с депозита. Самая востребованная цель – на улучшение жилищных условий. Многие многодетные родители указывают на то обстоятельство, что именно сейчас пригодилась бы государственная поддержка на эти цели, чем когда самый младший ребенок станет совершеннолетним.
В решении демографической проблемы все средства, особенно финансовые, хороши. Инвестиции в материнство и семейные ценности – благое дело, на которое готово в силу своих возможностей выделять средства государство.
Татьяна Ускова, «Сельская газета», 11 июля 2019 г.
Минздрав пояснил, кто может продавать лекарства через интернет
Розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом в Беларуси возможна только посредством интернет-аптек. Разъяснения даны в связи с поступающими обращениями о том, что граждане все чаще приобретают через интернет-платформы некачественные лекарства, сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Министерства здравоохранения.
Закон № 161-З от 20 июля 2006 г. «Об обращении лекарственных средств» распространяется на всех юридических лиц, которые реализуют лекарства на территории Беларуси и имеют лицензию на фармацевтическую деятельность.
В Минздраве пояснили, что розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом может осуществляться только посредством интернет-аптек, деятельность которых регулируется Инструкцией о порядке розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом, утвержденной постановлением профильного Министерства № 69 от 3 мая 2023 г.
Перечень юридических лиц, осуществляющих розничную реализацию лекарств дистанционным способом, размещен на сайте государственного учреждения «Государственный фармацевтический надзор в сфере обращения лекарственных средств «Госфармнадзор».
Сведения о лицах, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, размещаются в Едином реестре лицензий (
https://license.gov.by/).
Реализация лекарственных препаратов дистанционным способом иными лицами через интернет-магазины, веб-сайты, группы в мессенджерах и иных онлайн-площадках на территории Беларуси является незаконной.
Министерство здравоохранения обратило внимание, что все претензии на качество приобретенного в неустановленных местах (за рубежом или на зарубежных интернет-площадках) лекарственного препарата нужно направлять производителю или продавцу. Покупка лекарств посредством интернет-площадок, социальных сетей, веб-сайтов и приложений для мобильных устройств не гарантирует приобретение качественных и не фальсифицированных препаратов.
Поэтому для обеспечения качественной и своевременной медицинской помощи Минздрав рекомендует приобретать лекарственные препараты на территории Беларуси только посредством аптек и интернет-аптек, которые несут ответственность за качество, эффективность и безопасность реализуемых лекарственных препаратов.
По информации
БЕЛТА
Минздрав о применении отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности
В связи с возникновением вопросов у пациентов и их нанимателей Министерство здравоохранения предоставляет пояснения по применению отдельных положений Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1 (в редакции постановления от 3 декабря 2024 г. № 165/96).
Действие подпунктов 4.21 и 4.15 данной инструкции распространяется на лиц, которым пособие по временной нетрудоспособности назначается за счет средств государственного социального страхования. В случаях, когда выплата пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2014 г. № 393, указанные подпункты не применяются.
При оформлении журнала регистрации выданных листков нетрудоспособности в соответствии с пунктом 8 Инструкции, а также при оформлении листков нетрудоспособности в случаях, указанных в подпункте 50.15.1 и пункте 51 (при выдаче дубликата листка нетрудоспособности взамен утерянного или пришедшего в негодность), частях второй и третьей подпункта 50.19 Инструкции (при выдаче нескольких листков нетрудоспособности в течение одного непрерывного случая временной нетрудоспособности), слово «серия» в записи не вносится, но сведения о серии листка нетрудоспособности в виде буквенного обозначения указываются.
Например: «продолжение ЛН АА № 1234567».
Указанные нормы будут детально разъяснены при очередной редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 января 2018 г. № 1/1.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
В Беларуси изменили условия господдержки при строительстве и кредитовании жилья
Подходы к порядку строительства и кредитования жилья усовершенствованы в стране. Это предусмотрено указами Президента № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» и № 94 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 6 марта 2025 г., сообщает
БЕЛТА.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят для создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Размеры государственной поддержки установлены на действующем уровне. Категории, имеющие право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан), одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан), финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей). Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами. В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возводятся жилые дома госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (прежде – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступили в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации
БЕЛТА
Постановлением Минздрава уточнены вопросы установления стимулирующих и компенсирующих выплат некоторым медработникам
Внесение изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. № 53 «О стимулирующих и компенсирующих выплатах работникам бюджетных организаций» связано со вступлением в силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 октября 2024 г. № 86 «Об утверждении выпуска 37 единого квалификационного справочника должностей служащих». Данный документ вступил в силу с 1 февраля 2025 г.
Должность «медицинский регистратор» дифференцирована на две должности с учетом имеющегося у работника образования: «медицинский регистратор» (при наличии среднего специального образования по профилю образования «Здравоохранение») и «регистратор» (при наличии общего среднего образования).
С целью сохранения стимулирующей выплаты, предусмотренной раннее по должности «медицинский регистратор», работникам, не имеющим среднего специального образования по профилю образования «Здравоохранение», с 1 февраля 2025 года установлена надбавка за особенности профессиональной деятельности по должности «регистратор» в размере 50 процентов оклада.
По сообщению
официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Упорядочивание подходов: дополнены виды государственной финансовой поддержки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке». В соответствии с документом к видам такой поддержки отнесены бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, вклады в уставные фонды юридических лиц, вносимые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также бюджетные займы и другие виды господдержки. Кто и на каких условиях может на нее претендовать, рассказали в Министерстве экономики.
Комплексный подход
Сегодня в стране функционируют различные механизмы поддержки предприятий и в рамках системных решений руководства страны, и в индивидуальном порядке. Государство оказывает поддержку субъектам хозяйствования, выделяя бюджетные средства как для реализации инвестиционных проектов, так и для стабилизации финансового положения. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, увеличение отдачи от таких вложений стало предпосылкой для принятия Указа № 177.
– Документ ориентирован на субъектов хозяйствования, претендующих на государственную финансовую поддержку, – отмечает начальник главного управления методологии и координации государственных программ Министерства экономики Елена Прудникова-Кирпиченок. – Указ № 177 определил перечень видов государственной финансовой поддержки. Это бюджетные трансферты на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц за счет средств бюджета, а также предоставление бюджетных займов по решению Президента. Сохранена и возможность предоставления государственной финансовой поддержки в иных видах по решениям Главы государства.
Четкие критерии
Следующая важная новация документа – четкие требования для получения такой поддержки и контроль за реализацией принятых решений. Суть требований – установление для организаций, получивших финподдержку, показателей, на основании которых оценивается эффективность такой поддержки, а также ответственность за невыполнение условий оказания поддержки. Финансовая поддержка, предусмотренная указом, может быть оказана любому юридическому лицу, которое является коммерческой организацией. Исключения – банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, то есть на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается: финансовая поддержка может быть оказана индивидуально.
– К примеру, инвестор претендует на получение бюджетного трансферта, взял на себя соответствующие обязательства, но реализовать проект в сроки, установленные бизнес-планом, не смог. В этом случае в возмещении части капитальных затрат ему будет отказано, – поясняет Елена Прудникова-Кирпиченок. – Нарушение условий предоставления бюджетных займов на стабилизацию финансового состояния организации влечет удорожание предоставленных средств. По нашему мнению, такая мера послужит хорошим стимулом для эффективного использования ресурсов.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, получающей государственную поддержку, во-вторых, руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий заместитель Премьер-министра. Основными показателями эффективности станут рост рентабельности продаж и увеличение производительности труда.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 21 мая 2025 г.