10.07.2019
Отследить продукцию от поля до прилавка: как будет развиваться система электронной ветсертификации в Беларуси
Безопасность продуктов питания интересует всех и каждого. Нет ли в молоке зашкаливающего количества антибиотиков, от какого животного лежит на прилавке окорок или вырезка, из какого мяса сделана колбаса или тушенка. Беларусь – единственная страна в мире, где принят уникальный по своей инновационной сути Закон «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», связавший воедино всю пищевую цепочку.
В основе этого документа лежит современный исполнительный механизм – государственная информационная система АITS.
Благодаря усилиям Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Центра информационных систем в животноводстве с начала прошлого года весь крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы и лошади идентифицированы, это значит, имеют бирку с номером или чип, а также свой паспорт, в котором отражается их жизненный цикл по 24 типам событий от рождения до убоя.
Ни одно перерабатывающее предприятие не принимает сырье от животных, у которых нет электронного паспорта. Более 73 тысяч владельцев официально зарегистрировались в вышеназванной системе, и молоко, мясо, попадающие от них на переработку, также имеют полную характеристику. Как и сырье, ввозимое из-за пределов страны, таким же образом проходят через эту информационную систему – параллельно в российской системе АРГУС и в национальной белорусской.
После убоя идентифицируется туша, бирка или чип уничтожаются. Как только продукция попадает на склад, а большинство предприятий работают в автоматическом режиме, вся информация об отгрузках размещается в системе. В обязательном порядке с результатами лабораторных анализов, подтверждающих ее качество. То же самое и в отношении сырья. Такая прослеживаемость означает возможность быстро установить изготовителя и последующих собственников, подчеркнул технический директор Межотраслевого научно-практического центра систем идентификации и электронных деловых операций НАН Геннадий Волнистый:
– Реестр отгрузок содержит информацию о том, куда ушла вся партия товара. Мы видим, кто, что, в каком количестве и кому поставил. В случае возникновения угроз в течение секунд локализуются все точки, куда ушла конкретная партия товара, и ее можно изъять. Пока таких прецедентов не наблюдалось. Также система технически не позволяет сфальсифицировать поставки.
Функционирование ГИС АITS – это в том числе и защита добросовестных экспортеров. Наша система и российская «Меркурий» интегрированы, и белорусским производителям не составляет проблем войти в нее, чтобы потом быть «заметными» на территории России. Впрочем, и предпосылкой для возникновения AITS послужило положение Беларуси как постоянного экспортера сельхозпродукции. Мы продаем продуктов животного происхождения на 5 миллиардов долларов почти в 100 стран мира, напомнил начальник управления государственной ветеринарной инспекции Министерства сельского хозяйства и продовольствия Евгений Садыков:
– Многие страны внедряют сейчас электронную ветеринарную сертификацию, и нам просто жизненно необходимо внедрять и развивать у себя эту систему. В том числе и для торговли в пределах Евразийского экономического союза. Суть ее – безоговорочное доверие к ветеринарному сертификату, который выдал торговый партнер.
С 1 июля Российская Федерация ввела обязательную электронную ветеринарную сертификацию молочной продукции. Мы же уже с прошлого года выдаем цифровой вариант этого документа на многие грузы. Сейчас тестируем его выдачу на корма для животных, продукцию технического назначения.
Елена Климович, «Рэспубліка», 10 июля 2019 г.
(фото – Сергей Лозюк)
Законопроект о бюджете внебюджетного фонда соцзащиты населения на 2026 год внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2026 год». Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Палаты представителей.
Доходы бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения рассчитаны в сумме Br39 014,4 млн (темп роста – 110,8 %), расходы – Br38 495,4 млн (117,3 %).
Профицит составит Br519 млн за счет средств профессионального пенсионного страхования.
Сумма субвенции из республиканского бюджета – Br1 977,7 млн.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по бюджету и финансам Палаты представителей.
По информации
БЕЛТА
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере. Об этом заявила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Ирина Костевич по итогам заседания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду и социальной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.

На сегодняшнем заседании рассматривалось выполнение основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы в социально-трудовой сфере.
«Нашей задачей было рассмотреть, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках обеспечения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Хочу отметить, что как в Беларуси, так и в России, на мой взгляд, проделана огромная работа. Проведена инвентаризация трудовых норм, и сегодня обе страны последовательно двигаются в сторону расширения этих совместных норм. Были приняты очень серьезные нормы по дистанционной работе. По диспансеризации обеспечена гармонизация норм для граждан Союзного государства. Важно также заботиться о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Предоставление возможности суммирования свободных от работы дней – это альтернативная норма, которая позволит им решить свои социально-бытовые вопросы, пройти дополнительную реабилитацию со своими детками. Это норма, которая действительно заслуживает внимания, и, как сегодня доложила белорусская сторона, она предусмотрена в проекте Трудового кодекса», – сказала Ирина Костевич.
Заслуживает внимания также подготовка Беларусью проекта закона об охране труда, тоже проведена серьезная работа по гармонизации с российскими нормами. Это касается прежде всего подходов к работам с повышенным риском. «Изучен опыт Российской Федерации и заложен в проект закона», – отметила депутат.
Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос об основных направлениях развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в Беларуси и России.
«И в Беларуси, и в России действуют законы о правах инвалидов. Обе страны соблюдают международные стандарты. Сегодня законы, конечно, нужно совершенствовать. Хотела бы отметить позитивный опыт – Россия, на мой взгляд, очень активно продвинулась по стандартизации социальных услуг в таком важном направлении, как реабилитация, поэтому заслуживает внимания. Беларусь на ближайшую пятилетку тоже рассматривает вопрос закрепления в законодательстве такого направления, как стандартизация в сфере реабилитации», – обозначила Ирина Костевич.
Также она обратила внимание, что сейчас век цифровизации. Беларусь стремится к максимальному представлению услуг через «цифру». «Оказание услуг людям с ограниченными возможностями тоже требует цифровизации. Предоставляемые услуги требуют оцифровки, прозрачности, благодаря чему будет обеспечен мониторинг и качество полученных услуг. Долговременный уход – это еще одно направление, которое сегодня рассматривалось с одной и с другой стороны. Важно обеспечить согласованные подходы в этом очень важном направлении. Сегодня рассматривали, как законодательно закрепить эти нормы, чтобы они бесшовно работали на благо человека», – акцентировала депутат.
По информации
БЕЛТА
Актуальные вопросы практики применения законодательства о госрегистрации недвижимого имущества обсудили в Палате представителей
13 ноября 2025 г. под руководством И.С.Маркевича состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике на тему «Актуальные вопросы практики применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
Участие в заседании приняли представители Министерства юстиции, Государственного комитета по имуществу, Белорусской нотариальной палаты, республиканского унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство», республиканских унитарных предприятий «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» и «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», депутаты Палаты представителей, сотрудники Секретариата Палаты представителей и др.
Предметом обсуждения явились вопросы практики применения Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», основные положения которого вступили в силу с 11 июня 2025 г.).
На заседании была заслушана информация о способах возможного разрешения возникающих на практике у граждан, нотариусов и регистраторов вопросов, необходимости принятия дополнительных законодательных, организационно-технических, управленческих и иных мер, направленных на повышение эффективности действующего регулирования в указанной сфере.
Согласно информации, представленной заинтересованными, между нотариусами и регистраторами налажено очень хорошее взаимодействие, гражданами высказываются положительные отзывы о новом формате оказания услуг, новации оказались весьма востребованными, необходимыми и эффективными.
За достаточно непродолжительный пятимесячный период действия новой редакции Закона по состоянию на ноябрь текущего кода:
-
нотариусами направлено около 86.000 уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества»;
-
по направленным уведомлениям получено более 82.000 свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Вместе с тем, как в любом новом механизме, при его реализации на практике на первоначальном этапе возник ряд вопросов, причем в данном случае в абсолютном большинстве своем организационно-технического характера.
В частности, это вопросы несовпадения в ряде случаев временного режима работы нотариусов и регистраторов, наличия у граждан желания взаимодействовать по поводу оплаты за совершаемую по его заявлению процедуру не только с нотариусом, но и непосредственно с регистратором, наличия запроса на возможность получения гражданином информации о точном времени получения сведений о размере платы за осуществление государственной регистрации и реквизитах для ее внесения, а равно запроса на возможность получения итогового документа о государственной регистрации не только у нотариуса, к которому обратился гражданин за совершением нотариального действия, но и у регистратора.
Участники заседания обсудили вопросы, обменялись мнениями, наметили ориентиры в работе по дальнейшему повышению эффективности регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Более 50 законов планируют привести в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства
Более 50 законов планируют привести в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства. Это предусмотрено проектом Закона «Об изменении законов», который внесен Правительством в Палату представителей, сообщает
БЕЛТА.
Как пояснили в пресс-службе Палаты представителей, законопроект направлен на приведение 53 законов в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства.
Корректировка законов в основном касается уточнения терминологии.
Кроме того, проектом закона совершенствуется порядок реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ, закрепляется возможность для обществ с ограниченной ответственностью действовать на основании типового устава, уточняется порядок создания политических партий, ликвидации общественных объединений и политических партий, а также обращения в доход государства имущества, оставшегося после их ликвидации.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия Палаты представителей по законодательству.
По информации
БЕЛТА
Практику по вопросам госрегистрации недвижимости проанализировали в Беларуси. К каким выводам пришли?
Депутаты проанализировали практику применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сообщил журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Иван Маркевич перед расширенным заседанием по данной теме, передает корреспондент
БЕЛТА.

Летом этого года вступили в силу основные положения Закона № 44-З от 5 декабря 2024 г. «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
«Закон очень своевременный и нужный для наших граждан. Мы сегодня проводим аналитическую работу по его правоприменительной практике. Перед этим депутаты отработали в округах, отработали службы «Белгипрозема», Госкомимущества. Закон воспринят нашими людьми, он работает. Есть кое-какие моменты технического порядка. Мы убеждены в том, что на местах надо проводить масштабную учебу с кадрами», – сказал Иван Маркевич.
В ходе расширенного заседания председатель Постоянной комиссии проинформировал, что по состоянию на октябрь нотариусами направлено около 60 тыс. уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества». По направленным уведомлениям получено более 50 тыс. свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
По информации, предоставленной Госкомимуществом и Белорусской нотариальной палатой, между нотариусами и регистраторами налажено хорошее взаимодействие, граждане положительно отзываются о новом формате оказания услуг. Вместе с тем, есть единичные случаи определенных нестыковок. По словам Ивана Маркевича, это временные вопросы, которые будут отработаны.
Участники заседания обсудят имеющиеся вопросы, наметят ориентиры работы по дальнейшему повышению эффективности правового регулирования соответствующей сферы отношений.
По информации
БЕЛТА