02.07.2019
Засчитывается ли уход за ребенком-инвалидом в стаж?
«У меня шестеро детей, один из которых приемный. У одного из детей при рождении был поставлен диагноз «порок сердца». Но при выходе на пенсию мне высчитали из стажа уход за ребенком-инвалидом. Почему? Александр Скурат, Шарковщинский район».
Александр Христофоров, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома:
– Пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении».
Согласно статьям 5 и 11 Закона в 2016 году трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях назначалась мужчинам в возрасте 60 лет при наличии стажа работы не менее 25 лет, из них – не менее 15 лет 6 месяцев стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее – страховой стаж). Указанный стаж работы ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании (часть первая статьи 51 Закона).
Также в стаж работы для исчисления пенсии включаются иные периоды деятельности без уплаты взносов, указанные в пунктах «а»–«н» статьи 51 Закона (часть вторая указанной статьи), в частности: военная служба в Вооруженных Силах Беларуси, а также служба в Вооруженных Силах бывшего СССР; обучение в дневной форме получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования; период ухода, осуществляемого трудоспособным человеком, не достигшим возраста, дающего право на социальную пенсию (мужчины – 65 лет), за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, и так далее.
Периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (пункты «а», «в»–«н»), в страховой стаж не засчитываются.
По представленным документам в управление по труду, занятости и социальной защите Шарковщинского райисполкома ваш страховой стаж на дату обращения составил 12 лет 1 месяц 10 дней. Решением Комиссии по назначению пенсий Шарковщинского районного исполнительного комитета вам отказано в назначении пенсии по возрасту, так как ваш страховой стаж менее требуемого –15,5 года.
Что касается досрочных пенсий родителям детей-инвалидов, то в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона отцы (в случае неиспользования этого права матерью), воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет и страхового стажа 5 лет.
Поскольку по заключению Полоцкой межрайонной медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее – МРЭК) от 23 апреля 2013 г. № 607 инвалидность у вашего сына наступила в возрасте 14 лет 10 месяцев и ребенком-инвалидом он являлся до совершеннолетия только 3 года 2 месяца, права на пенсию по пункту 2 статьи 20 Закона у вас не имеется.
Период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в страховой стаж не засчитывается (пункт «д» статьи 51 Закона).
По вопросу воспитания вами пяти и более детей до 8-летнего возраста сообщаем, что право на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет в соответствии со статьей 19 Закона имеют только многодетные матери, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста.
По информации управления вы неоднократно обращались за консультацией с дополнительными документами о стаже за периоды работы, не отраженными в трудовой книжке.
Специалистами управления вам оказывалось содействие в истребовании документов, подтверждающих страховой стаж. Однако комитетом внутренней политики кадров Администрации города Курска факт вашей работы в СМУ «Курскжилстрой» № 2 и СМУ «Курскжилстрой» № 6 не подтверждается.
Таким образом, требуемый страховой стаж для определения права на пенсию у вас отсутствует.
В соответствии со статьей 72 Закона гражданам, не получающим трудовую пенсию или пенсию из других государств и соответствии с международными договорами Беларуси, социальная пенсия назначается мужчинам в 65 лет.
По информации главного управления по здравоохранению Витебского облисполкома, вы дважды были обследованы с целью возможности установления группы инвалидности или определении ограничений в вопросах трудоустройства. Так, в соответствии с поручением помощника Президента – инспектора по Витебской области в период с 27 ноября по 3 декабря 2018 г. вы были обследованы в терапевтическом отделении учреждения здравоохранения «Шарковщинская центральная районная больница». По результатам обследования документы направлены в МРЭК, где вы прошли медицинское освидетельствование и инвалидом не признаны.
Аэлита Сюльжина, «СБ. Беларусь сегодня», 1 июля 2019 г.
Состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва
23 июня состоялось очередное заседание Палаты представителей восьмого созыва.
В ходе заседания были приняты два законопроекта во втором чтении.
Проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей» представила член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Одинцова С.В.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей.
Предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О физической культуре и спорте».
Законопроектом закрепляются правовые нормы, обеспечивающие:
-
совершенствование механизма защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в части установления обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, распространяемой в глобальной компьютерной сети Интернет, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, а также обязанности государственных органов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации;
-
отнесение игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, к информационной продукции, распространение которой возможно только при присвоении знака возрастной категории;
-
установление правовых гарантий обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
Проектом Закона также предусмотрено усиление защиты детей от всех видов насилия. С этой целью к закреплению предлагаются положения, в соответствии с которыми:
-
лица, совершившие преступления экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств либо их прекурсоров и аналогов, лишаются права заниматься педагогической деятельностью;
-
на нанимателей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет возложена обязанность до заключения соответственно трудового или гражданско-правового договора с гражданами, планирующими работать с детьми, разъяснить таким лицам нормы законодательства о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, а также последствия несоблюдения таких норм;
-
все физические лица, планирующие работать с детьми, при заключении трудового или гражданско-правового договора должны будут подписать обязательство о недопущении нарушения ими прав ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия, жестокого обращения и соблюдении ими ограничений на работу с детьми;
-
наниматели, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе организовывать и проводить психологическое собеседование лиц, планирующих постоянно работать или уже работающих с детьми.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Жук О.Н. выступила с докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Законопроект подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
В соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанным 19 апреля 2022 года в г. Москве и ратифицированным Законом Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 204-З, к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности, предъявляется требование о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Аналогичной нормой предлагается дополнить и Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Уточняется перечень правонарушений, а также преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим, такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
В двух чтениях депутатский корпус рассмотрел проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности», внесенный председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Ленчевской М.А. (содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Омельянюк А.П.).
В своем докладе М.А.Ленчевская отметила, что законопроект разработан в целях реализации предписаний пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 11 июня 2025 г. № 232 «Об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд», направленных на обеспечение продовольственной безопасности государства и стабильности на потребительском рынке в межсезонный период.
В частности, названным Указом предусмотрены обязанность поставщиков обеспечить поставку плодоовощной продукции по договору поставки такой продукции из стабилизационных фондов для торговых сетей и обязанность заготовителей (торговые сети) обеспечить наличие этой продукции в торговых объектах. При этом установлено, что непоставка (недопоставка) поставщиком плодоовощной продукции по договору поставки, отсутствие в реализации у заготовителя такой продукции влекут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Законопроектом предлагается ввести административную ответственность поставщика за непоставку или недопоставку по договору поставки плодоовощной продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд, а заготовителя – за отсутствие такой продукции в реализации в торговом объекте в межсезонный период.
В связи с этим Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) дополняется статьей 13.121.
Одновременно в целях определения подведомственности правонарушений, предусмотренных статьей 13.121
КоАП, вносятся изменения в статьи 3.2, 3.4, 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Так, право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 13.121 КоАП предоставляется уполномоченным на то должностным лицам сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органов Комитета государственного контроля, органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Рассматривать дела о таких правонарушениях будут административные комиссии районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах, органы Комитета государственного контроля (при составлении протоколов его должностными лицами), экономические суды областей (города Минска).
Кроме того, на заседании был принят проект Закона «О ратификации Соглашения о подготовке кадров для пенитенциарных служб государств – участников Содружества Независимых Государств», о котором доложили первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Назаренко Ю.Г. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Барсуков А.П.
Соглашением предусматривается сотрудничество между правительствами государств – участников Содружества Независимых Государств в подготовке кадров для пенитенциарных служб, предполагающее обучение сотрудников этих служб в образовательных организациях высшего образования или образовательных организациях дополнительного профессионального образования по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре или дополнительным профессиональным программам.
Подготовка кадров будет осуществляться на платной основе или по квотам на льготной или безвозмездной основе, устанавливаемым принимающим государством, в соответствии с контрактами, в которых определяются финансовые и другие виды обеспечения подготовки кадров.
Расходы сторон по реализации Соглашения предполагается осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в национальных бюджетах компетентным органам государств – участников Соглашения на выполнение их функций, а также внебюджетных источников, привлекаемых сторонами в порядке, установленном национальным законодательством.
Компетентным органом ответственным за реализацию Соглашения со стороны Республики Беларусь определено Министерство внутренних дел.
Следующее заседании Палаты представителей состоится 30 июня 2025 г.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
На заседании Палаты представителей во втором чтении принят законопроект об аудиторской деятельности
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», передает корреспондент
БЕЛТА.
Законопроект внесен в Палату представителей Советом Министров 16 декабря 2024 г. и принят в первом чтении 7 февраля 2025 г. Он подготовлен в целях повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
В соответствии с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, подписанным 19 апреля 2022 года в г. Москве и ратифицированным законом Республики Беларусь от 30 сентября 2022 г. № 204-З, к лицам, участвующим в осуществлении аудиторской деятельности, предъявляется требование о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации. Аналогичной нормой предлагается дополнить и Закон «Об аудиторской деятельности».
Уточняется перечень правонарушений, а также преступлений, наличие судимостей за совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Предлагается закрепить требование о проведении в 2025 году переаттестации аудиторов.
Предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО. При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей (высшим) категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным. Наряду с этим такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской Палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности.
Законопроектом также закрепляется ряд иных мер по совершенствованию сферы регулирования аудиторской деятельности.
По информации
БЕЛТА
Законопроект по вопросам обеспечения прав детей принят во втором чтении
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров, принят в первом чтении 7 февраля и разработан в целях совершенствования законодательства в области обеспечения прав ребенка, в том числе посредством усиления гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей. Им предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, законы Республики Беларусь «О правах ребенка», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О физической культуре и спорте».
Как отметили в Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей, посредством принятия законопроекта будут закреплены правовые нормы, обеспечивающие совершенствование механизма защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в части установления обязанности родителей обеспечивать защиту детей от информации, распространяемой в интернете, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, а также обязанности государственных органов, иных организаций оказывать информационно-консультативную помощь родителям (опекунам, попечителям) в реализации мер по защите детей от такой информации, а также отнесение игрушек, являющихся воспроизведением героев компьютерных игр и фильмов, к информационной продукции, распространение которой возможно только при присвоении знака возрастной категории.
Устанавливаются правовые гарантии обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками.
Проектом закона также предусмотрено усиление защиты детей от всех видов насилия. С этой целью к закреплению предлагаются положения, в соответствии с которыми лица, совершившие преступления экстремистской направленности, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных средств либо их прекурсоров и аналогов, лишаются права заниматься педагогической деятельностью. На нанимателей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет возложена обязанность до заключения соответственно трудового или гражданско-правового договора с гражданами, планирующими работать с детьми, разъяснить таким лицам нормы законодательства о правах ребенка, касающиеся защиты прав детей на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения, а также последствия несоблюдения таких норм. Все физические лица, планирующие работать с детьми, при заключении трудового или гражданско-правового договора должны будут подписать обязательство о недопущении нарушения ими прав ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия, жестокого обращения и соблюдении ими ограничений на работу с детьми. Наниматели, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе организовывать и проводить психологическое собеседование лиц, планирующих постоянно работать или уже работающих с детьми.
По информации
БЕЛТА
В Минтруда рассказали, что нужно знать о работе в выходной день
Выходной день – это свободный от работы день, гарантированный Конституцией и
Трудовым кодексом Республики Беларусь. Что должны знать те, кого наниматель привлекает к работе в законный выходной, корреспонденту
БЕЛТА рассказали в Минтруда.
(фото – БЕЛТА)
Привлечение к работе в выходной день возможно только с соблюдением законодательства. «Привлечение к работе возможно по предложению нанимателя с вашего письменного согласия (например, для выполнения срочного заказа), или же по инициативе работника, но с согласия нанимателя. Однако без согласия работника привлечение возможно в исключительных случаях, требующих предотвращения аварии, катастрофы, устранения стихийного бедствия; предотвращения несчастных случаев, устранения неполадок в системах жизнеобеспечения (вода, свет, газ, связь), оказания экстренной медпомощи медперсоналом», – сообщили в Минтруда.
При этом нельзя привлекать к работе в выходной беременных женщин, работников младше 18 лет, женщин с детьми до 14 лет или детьми-инвалидами до 18 лет (без их письменного согласия), инвалидов (если запрещено их индивидуальной программой реабилитации).
Есть особенности и в оплате труда привлеченных к нему в выходные дни. «Предусмотрена доплата к заработной плате в размере не ниже часовых тарифных ставок (тарифных окладов), окладов, либо неоплачиваемый день отдыха (по согласованию с нанимателем). Заработная плата за отработанные в такие дни часы начисляется и выплачивается пропорционально отработанному времени», – сообщили в Минтруда.
Максимально допустимое количество выходных для работы – 12 дней в год (кроме исключительных случаев).
По информации
БЕЛТА
Новые гарантии для молодежи и правовая защита работников – одни из основных тем заседания Национального совета по трудовым и социальным вопросам
Совместное обсуждение правительством, профсоюзами и нанимателями актуальных вопросов социально-трудовой сферы – это уже сложившаяся практика в нашей стране, которая доказала свою эффективность. Благодаря такому формату работы социальные партнеры находят оптимальные решения по тем или иным вопросам, вырабатывают решения, направленные на развитие трудовой сферы и поддержку людей труда.
На очередном заседании Национального совета, прошедшем сегодня, одной из центральных тем было введение дополнительных гарантий для молодых специалистов, работающих в производственной сфере на селе. Вопрос актуальный: одна из основных задач на пятилетку – развитие регионов. И важнейший вопрос здесь – привлечение и закрепление молодых кадров.
В настоящее время молодежи, в том числе на селе, государством уже предоставляется ряд гарантий – от льгот на приобретение жилья до налоговых. Множество преференций предусматривается и коллективными договорами предприятий. В дополнение к этому социальные партнеры предлагают ввести на законодательном уровне новые меры поддержки. В частности, предлагается закрепить обязательства по уровню заработной платы при распределении, установить дополнительные выплаты для обучающихся по целевым направлениям и другие стимулирующие меры.
Также профсоюзы проинформировали членов Национального совета об итогах работы по правовой защите интересов работников. Как подчеркнул заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Вадим Грачёв, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде служит обеспечению социальной справедливости, что, безусловно, способствует стабильности как в конкретном трудовом коллективе, так и в обществе в целом.
По сообщению
официального портала Федерации профсоюзов Беларуси