31.01.2019
Оплата жилищно-коммунальных услуг в общежитии. По каким тарифам платить?
Какие тарифы применяются при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, важна ли регистрация по месту жительства и другие тонкости оплаты услуг гражданами, проживающими в общежитии* – на конкретных примерах.

СИТУАЦИЯ 1.
Семья из трех человек занимает в общежитии комнату (блок из двух комнат, блок с санузлом и т. д.). Все зарегистрированы по месту жительства.
Как платить?
Плата за ЖКУ начисляется на общих основаниях по субсидируемым тарифам с учетом всех льгот, если такие положены по закону.
Где это сказано?
В Положении о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда (постановление Совета Министров от 12 июня 2014 г. № 571): плательщики жилищно-коммунальных услуг в общежитиях вносят плату за пользование жилым помещением, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонты и теплоснабжение по изолированным жилым помещениям, состоящим из одной или нескольких комнат, находящихся в обособленном владении и пользовании семьи, — пропорционально занимаемой ими общей площади жилого помещения в порядке, установленном в пунктах 16, 17, 19, 20, 22–24, 38 и 39 данного Положения.
СИТУАЦИЯ 2.
Гражданин проживает в общежитии по договору найма. Не зарегистрирован по месту жительства.
Как платить?
Если гражданин имеет договор найма на изолированное жилое помещение в общежитии без регистрации по месту жительства (также регистрации нет у членов его семьи), то оплата ЖКУ (техническое обслуживание, отопление и т. д.) производится по экономически обоснованным тарифам.
Исключение – услуги водоснабжения и канализации. Плата за эти услуги при отсутствии индивидуальных счетчиков воды будет вноситься по субсидируемым тарифам для населения. Аналогичный порядок внесения платы и за электроэнергию в общежитии. При этом распределение воды и электрической энергии при наличии прибора группового учета и отсутствии в жилых помещениях приборов индивидуального учета осуществляется пропорционально количеству граждан, указанных в договоре найма жилого помещения в общежитии.
Где это сказано?
В пунктах 19, 20, 22–24, 38, 39, 44 ,56 и 57 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда.
СИТУАЦИЯ 3.
Гражданин занимает в общежитии комнату (койко-место), в которой также проживает его коллега по работе. Гражданин зарегистрирован, его коллега – нет.
Как платить?
Оба будут платить по субсидируемым тарифам. Так как согласно утвержденным правилам плательщики жилищно-коммунальных услуг в общежитиях, не состоящие в семейных отношениях (получившие койко-место в комнате), вносят плату за техническое обслуживание, капитальный ремонт и теплоснабжение по жилым помещениям, находящимся в совместном владении и пользовании нескольких лиц, пропорционально занимаемой ими общей площади жилого помещения по субсидируемым тарифам для населения, даже если они в этом помещении не зарегистрированы.
Где это сказано?
Абзац второй пункта 55 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда.
*За исключением общежитий государственных учреждений образования.
По информации портала коммунальной грамотности населения
В Беларуси скорректированы ветеринарно-санитарные правила для производителей молочной продукции
В Беларуси скорректированы ветеринарно-санитарные правила для организаций, осуществляющих производство, хранение и реализацию молочной продукции. Это предусмотрено постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 сентября 2025 г. № 81, сообщает
БЕЛТА.
Как пояснили БЕЛТА в пресс-службе Минсельхозпрода, документ включил в себя требования в области безопасности в ветеринарно-санитарном отношении по всей цепочке производства молочной продукции, начиная от поступления молока-сырья и до выпуска готовой продукции.
«Исключены излишние требования, не относящиеся к области ветеринарии. Актуализированы и детализированы требования, касающиеся условий выпуска молочной продукции, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении, включая требования к организации производственного контроля молока-сырья и молочной продукции на предприятии, производственным процессам, обеспечению водой, вспомогательному сырью и материалам, терминологии. При разработке правил также были учтены рекомендации контрольно-надзорных органов стран – импортеров белорусской молочной продукции, высказанные в ходе ранее проведенных аудитов (требования к вентиляции, личной гигиене работников молокоперерабатывающих предприятий и др.)», – пояснили в Министерстве.
Кроме того, включены актуальные требования к проведению мойки и дезинфекции, контролю результативности их проведения, что является важным условием выпуска безопасной продукции.
«Актуальность требований вновь разработанных ветеринарно-санитарных правил обусловлена не только необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством в области ветеринарии, включая Закон о ветеринарной деятельности, но и в связи с постановлением Министерства здравоохранения от 29 сентября 2025 г. № 121», – добавили в пресс-службе.
Утратили силу действующие ветеринарно-санитарные правила для молокоперерабатывающих предприятий, в том числе для предприятий, изготавливающих мороженое, продукцию детского питания. Новая редакция нормативного правового акта будет способствовать выпуску качественной и безопасной молочной продукции, увеличению экспортных возможностей предприятий.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси изменены требования к работе автолавок в сельской местности
В Беларуси вступили в силу изменения в организацию торговли в сельской местности через передвижные торговые объекты. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 3 ноября 2025 г. № 608 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 294», сообщает
БЕЛТА.
В частности, скорректировано наименование админпроцедуры 8.3.1. Она предполагает согласование маршрута движения автомагазина. Однако если ранее такое согласование требовалось только в случае реализации алкогольных напитков, то сейчас – всем, кто торгует на территории сельской местности независимо от ассортимента товаров.
Процедура включает подачу заявления в службу «одно окно», рассмотрение дела и принятие решения уполномоченным органом. Обратиться юрлица могут, подав письменное заявление и предоставив маршрут движения автомагазина.
Маршрут движения – путь следования передвижного торгового объекта или объекта общественного питания с указанием адресных ориентиров мест остановки, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами, – времени прибытия и убытия с этих мест.
По информации
БЕЛТА
Указом Главы государства утверждены целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 386, которым утверждены целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год. Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики.
Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, – содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Указом установлены следующие показатели:
-
прирост потребительских цен – не более 7 %;
-
международные резервные активы – не менее $9,2 млрд (важнейший индикатор экономической безопасности страны и ее финансовой устойчивости);
-
доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, – не более 10 % (удержание такого уровня обеспечит стабильность всей банковской системы);
-
коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка Республики Беларусь, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, – не ниже 99,8 %;
-
прирост объема инвестиционного финансирования – не менее 13 % (для обеспечения поддержки инвестиционного кредитования).
В ГТК разъяснили отдельные вопросы статистического декларирования товаров
28 октября 2025 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 584 «Об изменении постановления от 14 сентября 2020 г. № 533», касающееся статистического декларирования товаров. На Национальном правовом Портале постановление опубликовано 30 октября 2025 г.

Постановлением определяется необходимость указания в статистической декларации сведений о регистрационном номере декларации на товары либо о регистрационном номере заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в отношении отдельных товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в государствах – членах ЕАЭС, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС либо происхождение которых неизвестно (для импортных статистических деклараций).
Речь идет о товарах, указанных в перечне согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2020 г. № 533 (в редакции от 28 октября 2025 г.).
Отсутствие в статистической декларации сведений о вышеуказанных документах будет являться основанием для таможенных органов отказывать в регистрации статистической декларации.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Следует отметить, что в отношении товаров, отгрузка (поступление) которых состоялась до 31 декабря 2025 г. включительно, представление, заполнение, регистрация статистической декларации, внесение изменений в зарегистрированную статистическую декларацию, ее аннулирование осуществляются в случаях и порядке, определенных актами законодательства по вопросам статистического декларирования, действовавшими на день отгрузки (поступления) таких товаров.
По сообщению
единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь