30.01.2019
О поправках в Жилищный кодекс
Поправки в некоторые законы по вопросам правового регулирования жилищных отношений, в том числе в Жилищный кодекс, готовятся ко второму чтению. Выступая сегодня на заседании Совета Палаты представителей, ее Председатель Владимир Андрейченко подчеркнул, что ЖК должен быть комплексным и понятным для людей документом.
Касаясь содержательного наполнения повестки дня весенней сессии, спикер выделил два основных направления – экономику и социальную сферу. «Повышение уровня благосостояния, качества жизни населения – главная задача, которую ставит Глава государства. Поэтому надо в срок завершать работу над изменениями в Трудовой и Жилищный кодексы. Жилищный кодекс должен быть не только комплексным документом, но и понятным людям, позволяющим самостоятельно ориентироваться при решении своих жилищных проблем», – сказал Владимир Андрейченко.
«Общественный резонанс могут вызвать также законопроекты в сферах здравоохранения, экологии, организации дорожного движения», – добавил он.
Переходя к экономическому блоку вопросов, председатель Палаты представителей напомнил, что в 2018 году депутаты приняли несколько серьезных документов в развитие декретов Президента. «Эту работу надо последовательно продолжить при подготовке законопроектов о хозяйственных обществах, естественных монополиях, платежных услугах, инновационной и аудиторской деятельности», – считает Владимир Андрейченко.
По его словам, в скором времени начнется работа над бюджетом. Кроме того, будет продолжен процесс совершенствования налогового законодательства, которое должно более активно стимулировать деловую инициативу. Все эти вопросы парламентарии намерены держать на контроле.
Сейчас в Палате представителей находится 46 законопроектов, 36 из них включены в график подготовки на весеннюю сессию. До конца года ожидается поступление еще около 30 плановых документов. Запланировано также 35 различных мероприятий по изучению правоприменительной практики, результатами которых должны стать конкретные законодательные инициативы.
Кроме того, Владимир Андрейченко предложил активнее внедрять практику проведения парламентских слушаний без привязки к конкретным законопроектам.
По сообщению БЕЛТА
(фото – БЕЛТА)
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере
Беларусь и Россия гармонизируют законодательство в социально-трудовой сфере. Об этом заявила журналистам председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Ирина Костевич по итогам заседания Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по труду и социальной политике, передает корреспондент
БЕЛТА.

На сегодняшнем заседании рассматривалось выполнение основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы в социально-трудовой сфере.
«Нашей задачей было рассмотреть, что сделано и что еще предстоит сделать в рамках обеспечения согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений. Хочу отметить, что как в Беларуси, так и в России, на мой взгляд, проделана огромная работа. Проведена инвентаризация трудовых норм, и сегодня обе страны последовательно двигаются в сторону расширения этих совместных норм. Были приняты очень серьезные нормы по дистанционной работе. По диспансеризации обеспечена гармонизация норм для граждан Союзного государства. Важно также заботиться о семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Предоставление возможности суммирования свободных от работы дней – это альтернативная норма, которая позволит им решить свои социально-бытовые вопросы, пройти дополнительную реабилитацию со своими детками. Это норма, которая действительно заслуживает внимания, и, как сегодня доложила белорусская сторона, она предусмотрена в проекте Трудового кодекса», – сказала Ирина Костевич.
Заслуживает внимания также подготовка Беларусью проекта закона об охране труда, тоже проведена серьезная работа по гармонизации с российскими нормами. Это касается прежде всего подходов к работам с повышенным риском. «Изучен опыт Российской Федерации и заложен в проект закона», – отметила депутат.
Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос об основных направлениях развития системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами в Беларуси и России.
«И в Беларуси, и в России действуют законы о правах инвалидов. Обе страны соблюдают международные стандарты. Сегодня законы, конечно, нужно совершенствовать. Хотела бы отметить позитивный опыт – Россия, на мой взгляд, очень активно продвинулась по стандартизации социальных услуг в таком важном направлении, как реабилитация, поэтому заслуживает внимания. Беларусь на ближайшую пятилетку тоже рассматривает вопрос закрепления в законодательстве такого направления, как стандартизация в сфере реабилитации», – обозначила Ирина Костевич.
Также она обратила внимание, что сейчас век цифровизации. Беларусь стремится к максимальному представлению услуг через «цифру». «Оказание услуг людям с ограниченными возможностями тоже требует цифровизации. Предоставляемые услуги требуют оцифровки, прозрачности, благодаря чему будет обеспечен мониторинг и качество полученных услуг. Долговременный уход – это еще одно направление, которое сегодня рассматривалось с одной и с другой стороны. Важно обеспечить согласованные подходы в этом очень важном направлении. Сегодня рассматривали, как законодательно закрепить эти нормы, чтобы они бесшовно работали на благо человека», – акцентировала депутат.
По информации
БЕЛТА
Новый порядок направления на оказание медпомощи. Как это работает
Главный врач учреждения здравоохранения «8–я городская поликлиника», главный внештатный специалист по организации амбулаторной помощи Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Комкова рассказала в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что врачи думают о новом порядке направления пациентов на оказание медпомощи.
Постановлением Министерства здравоохранения №137 определен порядок направления пациентов на консультации, обследования и госпитализацию.
«Если человеку нужна стационарная помощь, а не скорая, то она оказывается по направлению врача–специалиста. Раньше пациенты могли самостоятельно обратиться в приемное отделение без скорой помощи, где им проводили обследование, давали рекомендации, и они уезжали. Сейчас пациент должен обратиться в медицинское учреждение по месту жительства. Врач общей практики осматривает пациента и при необходимости выдает направление на консультацию», – пояснила Татьяна Комкова.
Решение о госпитализации принимает врач–специалист или скорая помощь, что главный врач считает правильным, поскольку именно специалист должен определять необходимость госпитализации.
«Сейчас в поликлинике предусмотрена предварительная запись к врачу на три месяца вперед. В инфекционном отделении прием ведется без талонов, поэтому если утром у вас температура и катаральные явления, вы можете обратиться сразу в эту зону за медицинской помощью», – сказала она.
По информации
БЕЛТА
Ирина Костевич: защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям
Защита прав человека в цифровую эпоху требует усилий по четырем направлениям, отметила председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам, заместитель представителя Беларуси в Комиссии по правам человека СНГ Ирина Костевич, выступая в формате видеоконференцсвязи на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов», передает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Бесспорно, защита прав человека в цифровую эпоху требует комплексного подхода», – сказала Ирина Костевич, остановившись на четырех направлениях.
Во-первых, совершенствование правовой базы. По словам председателя комиссии, законодательство должно учитывать специфику информационных технологий, которые давали бы гражданам реальный контроль над их информацией.
«Требуется законодательное регулирование использования искусственного интеллекта, включая принципы прозрачности, объяснимости и недискриминации. Эффективное регулирование также должно учитывать не только сбор информации, но и последующее использование аналитических моделей и автоматическую обработку», – отметила Ирина Костевич.
Во-вторых, необходимо развитие цифровой грамотности. Граждане должны понимать ценность своих данных, уметь распознавать манипуляции и киберугрозы. Образование в этой сфере – это такая же необходимость, как и традиционная грамотность.
В-третьих, технологические решения для защиты. Шифрование, аутентификация, системы, построенные на принципах конфиденциальности по умолчанию, должны стать стандартом, а не экзотикой.
В-четвертых, международное сотрудничество. «Цифровое пространство не знает границ, поэтому и защита прав в нем должна быть глобальной. Необходимы международные конвенции и договоры, устанавливающие единые этические и правовые стандарты для цифровой среды», – отметила Ирина Костевич.
Беларусь активно стремится адаптировать свое законодательство к новым вызовам цифровой эры, предоставляя правовую базу для защиты прав и интересов граждан, а также обеспечивая развитие цифровой экономики. В стране в целом созданы законодательные условия.
Так, статья 28 Конституции Беларуси предусматривает положение о том, что государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании.
Основные национальные интересы в информационной сфере определены в Концепции национальной безопасности. В Беларуси принят ряд законов, в частности, «Об информации, информатизации и защите информации», «О защите персональных данных», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «О платежных системах и платежных услугах».
По информации
БЕЛТА
«Будут способствовать уменьшению травматизма». Генеральная прокуратура о новых нормах ПДД
Генеральная прокуратура ожидает, что введенные с 1 сентября новые нормы ПДД помогут уменьшить травматизм на дорогах страны. Об этом журналистам рассказал старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Павел Васько, передает БЕЛТА.

Павел Васько
напомнил, что в 2024 году Генеральной прокуратурой был проведен анализ законодательства и правоприменительной практики, связанных с эксплуатацией гражданами средств персональной мобильности (СПМ).
«Проведение анализа было обусловлено тем, что граждане активно использовали СПМ, которые по своим техническим характеристикам и скоростным габаритам создавали реальную угрозу для движения пешеходов. Даже по визуальным признакам они были схожи с мопедами. Поэтому необходимо было четко определить места эксплуатации указанных транспортных средств и их статус в качестве участников дорожного движения», – рассказал он.
Итогом такой работы стал указ, подписанный главой государства, внесший изменения в Правила дорожного движения и вступивший в силу с 1 сентября 2025 года. «В настоящее время в соответствии с действующей редакцией правил дорожного движения основополагающим критерием, разграничивающим СПМ и механические транспортные средства, определена максимально конструктивная скорость движения – 25 км/ч. Все устройства и приспособления, которые не превышают указанный показатель и приводятся в движение электродвигателем, по общему правилу относятся к СПМ», – сказал старший прокурор.
Но в то же время указом предусмотрена возможность для граждан, имеющих в собственности устройства и приспособления, которые превышают указанный показатель скорости, обратиться в испытательные лаборатории для оформления электронного паспорта транспортного средства и последующей регистрации такого транспортного средства в ГАИ для полноценного участия на нем в качестве механического транспортного средства.
«Ожидается, что внесенные корректировки в законодательство окажут положительный эффект и будут способствовать уменьшению травматизма на дорогах страны», – подчеркнул Павел Васько.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси с 2026 года вводится обязательная маркировка ювелирных изделий средствами идентификации
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 октября подписал Указ № 378 «О маркировке ювелирных и других изделий».
В целях обеспечения законности оборота таких изделий с 1 января 2026 года будет производиться их обязательная маркировка с помощью средств идентификации.
В соответствии с Указом маркировка будет осуществляться при изготовлении ювелирных и других изделий (за исключением индивидуальных заказов), ввозе их на территорию Беларуси для реализации, вывозе в страны, с которыми заключены соглашения о взаимном признании средств идентификации. Определены также перечень ювелирных изделий, обращение которых допускается без маркировки, и способы маркировки.
Таким образом, Указом устанавливаются новые подходы к регулированию сферы обращения ювелирных изделий, контроль законности их оборота от изготовления (ввоза) до реализации, способствующие защите потребителей от недобросовестных продавцов.