15.01.2019
Расширять список льготных категорий по платежам за пользование дорогами не планируется – Минфин
Расширять список категорий граждан, которым предусмотрены льготы по уплате платежей за участие в дорожном движении, пока не планируется, сообщил на общественном обсуждении проекта Указа «О платежах за участие в дорожном движении» в общественной приемной Ленинской районной организации объединения «Белая Русь» начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Беларуси Игорь Пуркалик.
«Этот вопрос рассматривался, но не был поддержан. Планируется максимальная автоматизация процесса, чтобы минимизировать человеческий фактор. Если расширять льготы, то мы усложняем механизм», – отметил Игорь Пуркалик.
Вместе с тем после вступления в силу указа и отработки его на практике министерство не исключает возможности вернуться к этой теме. В частности, от депутатов поступило предложение об отнесении к льготной категории многодетных семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В целом во время обсуждения проекта документа поступило 212 предложений и замечаний. Из них только семь касались льготных категорий. Большинство обращений (77 из 212) – по вопросам включения платежа в стоимость топлива.
Как сообщалось, проект Указа «О платежах за участие в дорожном движении» вынесен на общественное обсуждение в начале января. Он предусматривает изменения в условия и порядок оплаты госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Разработчиком документа выступает Министерство финансов Беларуси.
По проекту указа, госпошлину для физлиц предлагается упразднить, вместо нее будет плата за участие транспортных средств в дорожном движении. Ее плательщиками будут признаваться физлица, зарегистрировавшие транспортные средства в ГАИ. Ставки платы установят в базовых величинах (сейчас 1 БВ – Br25,5), они будут зависеть от вида транспорта и (или) его разрешенной максимальной массы. Например, для легкового авто с разрешенной максимальной массой не более 1,5 т ставка платы составит 0,25 БВ в месяц; более 1,5 т, но не более 2 т – 0,5 БВ; более 2 т, но не более 3 т – 0,67 БВ; более 3 т – 0,92 БВ. Ставку платы за мотоцикл предлагается установить в размере 0,17 БВ.
При этом от платы предлагается освободить физлиц, которым принадлежат авто, специально оборудованные для использования инвалидами. Важный момент – для организаций и индивидуальных предпринимателей госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении остается.
Минимальным периодом, за который можно внести плату, будет месяц, максимум можно будет сразу заплатить за два года (24 месяца). За сколько месяцев заплатить, решает сам человек, исходя из количества месяцев, когда он хочет использовать авто. При этом если плата за период, за который уже внесли деньги, изменится, то доплачивать дополнительно не придется.
Согласно проекту указа, если сразу платить за 12 и более последовательных календарных месяцев, то к ставке платы применяется понижающий коэффициент 0,8. Таким образом, можно будет получить скидку 20 %. Для собственников авто – ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов I или II группы к ставке платы предлагается применять понижающий коэффициент 0,5.
Предполагается, что плату будут вносить в белорусских рублях отдельно за каждое транспортное средство по выбору плательщика до начала его участия в дорожном движении либо не позднее последнего числа месяца, в котором транспортное средство участвовало в дорожном движении, с использованием ЕРИП.
Предлагается, что будет создана действенная система контроля и мониторинга за внесением платы за участие в дорожном движении. За участие в дорожном движении без внесения платы будут взимать ее в двойном размере. Фиксировать проезд будут техническими средствами (работающими в автоматическом режиме специальными техсредствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи, либо аппаратно-программными комплексами с функцией автоматического распознавания регистрационных знаков).
При повторной фиксации участия одного и того же авто в дорожном движении в течение календарного месяца без платы повторно вносить денежные средства в увеличенном размере не потребуется.
Если плательщик передал управление авто другому лицу, то обязанность по внесению платы, а также платы в увеличенном размере все равно на плательщике.
Согласно проекту указа, формировать базы данных о суммах, которые уже уплачены или их предстоит заплатить в увеличенном размере, будет оператор системы контроля.
Узнать об оплаченном периоде или задолженности физлица смогут в интернете на едином портале электронных услуг на основании номера свидетельства о регистрации транспортного средства (техпаспорта). При согласии плательщика он может получать СМС-рассылку, что заканчивается период, за который внесена плата.
Если оператор системы контроля фиксирует нарушение (факт участия транспортного средства в дорожном движении без внесения платы), то не позднее двух месяцев со дня фиксации он составляется требование о внесении платы в увеличенном размере. Копия требования в течение трех дней со дня его вынесения вручается или высылается заказным письмом плательщику, также его могут направить через интернет.
Сумму платы в увеличенном размере нужно будет внести через систему ЕРИП в течение 30 дней с даты составления требования. Если это не сделано, то требование с заявлением о возбуждении исполнительного производства направляется оператором системы контроля в орган принудительного исполнения.
Согласно проекту указа, при взимании платы в увеличенном размере пени не начисляются и не взыскиваются. Плата (в том числе в увеличенном размере) зачисляется в республиканский дорожный фонд.
Предполагается, что если физлицо уплатит госпошлину за выдачу разрешения до вступления в силу указа, то она засчитывается в счет платы до истечения срока действия указанного разрешения. По проекту указа, плата за участие транспортных средств в дорожном движении может прийти на смену госпошлине с 1 апреля 2019 года.
Предложения по проекту документа можно направлять в адрес Минфина на электронный адрес taxes@minfin.gov.by.
По сообщению БЕЛТА
Замечания и предложения по проекту можно также высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси.
Как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, рассказали в ГТК
В Государственном таможенном комитете рассказали о том, как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, сообщает
БЕЛТА.
Размер ставки зависит от года выпуска ввозимого для личного пользования автомобиля. Если с момента выпуска прошло менее трех лет – платежи будут рассчитываться исходя из стоимости и объема двигателя транспортного средства, если от трех лет и выше – от объема двигателя.
Кроме того, в соответствии с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь в отношении транспортных средств, ввозимых с целью выпуска в свободное обращение, подлежит уплате утилизационный сбор.
Чтобы предварительно рассчитать платежи за ввозимый автомобиль, можно воспользоваться таможенным калькулятором.
Дополнительно в ГТК напомнили о документах, которые должны быть представлены при ввозе автомобиля на территорию ЕАЭС: документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право собственности на авто (купчая, договор дарения и др.), документ, в котором содержатся сведения о стоимости авто (договор, спецификация, счет-фактура, счет-проформа и др.), технический паспорт или иные документы, оригинал или нотариально заверенная копия удостоверения многодетной семьи, свидетельство об инвалидности, если декларирование будет осуществляться от имени многодетного родителя или инвалида. Если транспортное средство перемещается не собственником требуется документ, подтверждающий полномочия доверенного лица.
По информации
БЕЛТА
Что изменится с вступлением в силу указа, корректирующего работу автомобильных стоянок и парковок
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
Минфин: бесшовный переход в юрлица позволяет белорусскому бизнесу увеличивать масштабы
Бесшовный переход в юридические лица позволяет белорусскому бизнесу увеличивать масштабы, заявил журналистам Министр финансов Юрий Селиверстов на полях второго республиканского форума женщин-предпринимателей «Энергия и созидание», передает корреспондент
БЕЛТА.
На протяжении двух дней, 29–30 мая, женщины-предприниматели со всей Беларуси обсуждают насущные вопросы, делятся опытом. Сегодня у них состоялась встреча с министрами. «Вопросы поднимались разнообразные: от условий торговли до налогообложения. Жизнь не стоит на месте, вносятся определенные коррективы в налогообложение. И обратную связь, как по факту это влияет на людей, важно слышать. Естественно, есть и другие инструменты работы: рассмотрение обращений, некие письма. Но понятно, что в этих всех документах порой нельзя отразить всех нюансов, которые можно в дискуссии уточнить сразу на месте. Поэтому обратная связь достаточно важна», – рассказал Юрий Селиверстов.
Министр отметил, что для сферы малого бизнеса в Беларуси в последнее время принят ряд различных мер, которые эффективно сказались на его развитии. «Cегодня мы концентрируемся на том, что это предпринимательство в широком смысле слова трансформируется в такой уже более укрупненный бизнес, создание юрлиц. И те режимы для налогообложения, которые применяются для таких юрлиц, бесшовный переход, так называемый, из индивидуального предпринимателя в юридическое лицо – принято много документов, чтобы упростить это, – отметил Министр. – Бизнес, в том числе женский, выходит на большие масштабы, становится более крупным значимым юрлицом. Бизнес трансформируется, виды экономической деятельности приобретают некое новое лицо. Стараемся под это подстраиваться, чтобы, с одной стороны, не упустить тот доход, который должен бизнес вносить в государственную казну, но и с другой стороны, чтобы не было препятствий для ведения этого бизнеса».
По информации
БЕЛТА
Указом Главы государства скорректирован порядок работы автостоянок и парковок
Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 мая подписал Указ № 218, которым вносятся изменения в Указ от 3 октября 2006 года № 589 «Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок».
Документом, в частности, уточняются условия организации и содержания автопарковок, за пользование которыми будет взиматься плата, исключается обязательное условие по оснащению платных парковок устройствами по учету времени и расчету платы, а также техническими средствами, препятствующими выезду транспортного средства (ТС) с парковки в случае невнесения платы.
Указом определяются категории транспортных средств, плата за парковку которых не взимается. К ним отнесены ТС оперативного назначения, а также используемые в целях обеспечения обороноспособности, правопорядка, ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказания медицинской помощи (в том числе скорой медпомощи), национального оператора почтовой связи и другие.
Автомобильные парковки, расположенные на рынках, возле торговых объектов и объектов социально-культурного назначения, остаются бесплатными.
Указ направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части городов, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками.
Порядок работы автомобильных парковок и стоянок, а также взимания платы за них будет определен Советом Министров.
Нормы Указа в части введения нового порядка работы автопарковок и стоянок вступают в силу через три месяца после его официального опубликования.
Минэкономики об особенностях начисления амортизации по некоторым видам имущества
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 7/31/56 «Об изменении постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6» принято с целью приведения законодательства в соответствие с распоряжением Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2024 г. № 219рп «Об особенностях учета имущества, полученного в безвозмездное пользование» (распоряжение № 219рп).
Имущество, переданное по отдельным видам договоров безвозмездного пользования, определенное распоряжением № 219 с 1 июля 2025 г. подлежит учету у ссудополучателей в качестве объектов основных средств и, соответственно, является объектом начисления амортизации. С учетом особого характера использования и восстановления данного имущества, постановлением № 7/31/56 определены особенности начисления амортизации по такому имуществу (глава 8 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Особый порядок начисления амортизации предусмотрен для ограниченного круга имущества – основных средств, принятых к бухгалтерскому учету:
-
ссудополучателями, являющимися хозяйственными обществами, созданными в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий, колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов), приватизации арендных и иных предприятий, их правопреемниками, а также республиканскими государственно-общественными объединениями;
-
по договорам безвозмездного пользования, заключенным в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-ХII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-3 «О республиканских государственно-общественных объединениях», подпунктом 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2010 г. № 388 «О порядке распоряжения государственным жилищным фондом», пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 330 «О распоряжении имуществом», решениями местных Советов депутатов;
-
от государственных органов и организаций, их структурных подразделений, наделенных правами юридического лица, государственных юридических лиц, за которыми эти основные средства не закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
С 1 июля 2025 года порядок начисления амортизации ссудополучателем по указанным видам имущества (основных средств) зависит от сформированной величины суммы доходов будущих периодов относящейся к стоимости этих основных средств:
-
в пределах суммы доходов будущих периодов, отраженных по каждому объекту основных средств (включая суммы переоценки) – амортизационные отчисления подлежат отнесению на уменьшение доходов будущих периодов (абзац второй пункта 72 Инструкции № 37/18/6). Данные суммы амортизации не подлежат включению в затраты на производство, расходы на реализацию, в состав прочих расходов по текущей деятельности, прочих расходов;
-
от стоимости, превышающей сумму доходов будущих периодов, относящуюся к данному основному средству, – амортизационные отчисления включаются в затраты на производство, расходы на реализацию, в состав прочих расходов по текущей деятельности, прочих расходов в общеустановленном порядке (абзац третий пункта 72 Инструкции № 37/18/6).
Непосредственный порядок отражения на счетах бухгалтерского амортизационных отчислений по указанным в пункте 71 Инструкции № 37/18/6 объектам основных средств осуществляется в соответствии с постановлением Министерства финансов от 30 апреля 2025 г. № 30 «Об особенностях бухгалтерского учета имущества, полученного в безвозмездное пользование».
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь